Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от ninniku Химеричность природы СССР выражалась в доминанте искуственной "разумной" идеи над естественными природным этническими процессами. Так всегда действует химера. Игнорируя или отрицая сложность системных этнических процессов, заменяя их упрощенной умозрительной, "разумной" идеей. | Как Вы думаете, являются мировые религии подобными "разумными" идеями? Или, к примеру, теософская идея Всемирного Братства? Цитата: Сообщение от ninniku По теории ТЭГ именно зоны контрастной смены ландшафтов и становятся очагами этногенеза. | Возможно, как гипотеза, это и было еще несколько столетий назад. Люди не могли перейти через горы, переплыть реки и океаны, были привязаны к плодородным дельтам рек или скотоводческим пастбищам. Но на сегодняшний день эти факторы нивелированы. |
1. Зависит от базовых моментов религии, большая часть из них системны и адаптированы к этническим особеностям. Надмировые идеи были приближены к условиям быта и жизнедеятельности. Гумилев выделяет несколько особенностей антисистем. Религиозная антисистема всегда дуалистична и провозглашает проявленный мир злом, а духовный благом, к которому надо стремиться путем отрицания материального мира и всего, что с ним связано.
Теософские идеи адресованы материальному миру. Они направлены на одухотворение и преображение материи. А не на провозглашение ее злом. Объяснив суть взаимоотношений духа и тела, утвердив примат материи (ибо дух - одно из ее состояний), раскрыв значение проявленного мира, теософия нанесла сокрушительный удар по антисистемным учениям.
2. Зоны пересечения ландшафтов являлись районами межэтнических контактов. Каждый ландшафт населяется народом, с ним связанным органично. Соседи начинали взаимодействовать, обмениваясь культурой, предметами быта, языком и генами. Например, прототюрки горный народ, зародившийся в Алтае, но расширять ареал своего обитания они могли лишь взаимодействуя со степняками. Так родился тюркский этнос, распространив свой язык и элементы культуры от Турции до Камчатки. В последней сохранились тюркоязычные топонимы.
Современность не сильно все изменила. Она привела к появлению суперэтнических систем, управляемых империями (сильно оболганное понятие).
Миграционные процессы современного мира усиливают этническую энтропию, но никак не затрагивают коренных явлений связи этноса и ландшафта. Этническая энтропия происходит в крупных городах. Гумилев выделяет их как отдельный ландшафт. Население таких крупных городов приобретает характер субэтнических систем. Москвичи - это уже давно субэтнос. И этническая принадлежность его элементов часто роли уже не играет.
Но как мы знаем из АЙ, после определенного числа населения крупные города становятся гнойниками на теле планеты. А это разложение, распад этнической материи. Они обречены. Но если мы исключим города из этносистем ради наглядного эксперимента, то увидим, что коренные этносы остаются в пределах привычных им ландшафтов. Причина, почему китайцы не приживаются в Сибири и на Дальнем востоке. Очень холодно для них, непривычная и вредная для них пища.