Цитата:
Сообщение от Dar ...во вторых в определение кшатризма входит и понятие "администратор" надо было тогда сравнивать со словом "администратор"...  |
Дар, ты отлично понимаешь, что у каждого слова есть ряд синонимов и близких по смыслу понятий. К примеру, "йога" - сахаджа-йога, крийя-йога, бхакти-йога и т.д. Так и у слов "Кшатрий" и "Архат" - есть много слов, которые близки им по смысловому понятию. Во-первых, все они - люди, а дальше им можно придавать те или иные качества: смелые, отважные, милосердные и пр. Но слово "Кшатрий" - это архаизм, то есть оно вышло из употребление, так как касты сегодня уже пережиток. Но это слово давало возможность поговорить нам о тех качествах Кшатрия, которые присущи и сегодняшним людям. И мы тут беседовали, рассматривая через такой древний институт, какими являются касты, о предпочтительности тех или иных качеств, необходимых сегодня агни-йогу. Ибо кастовые варны охватывали всё, что относится деятельности человека. Мы опустили две нижние варны (хотя Восток и не хочет упускать некоторые из них) и беседуем о том, как Рериховское Движение могло бы стать действенным. То есть важно было уточнить что сегодня важнее - качества Брамина или Кшатрия. Об Архатстве речи пока не шло.
Цитата:
Ва́рна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») — одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества:- брахманы — жрецы, учёные, подвижники
- кшатрии — воины, правители
- вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
- шудры — слуги, наёмные рабочие
|
Ибо Архат - это несколько иное. Опять представлю версию Википедии, которая грешит известными отклонениями от истины:
Цитата:
Арха́т (санскр. अर्हत्, «достойный») — в буддизме тхеравады — человек, достигший полного освобождения от аффектов и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды. Обретение архатства является главной целью тхеравады. На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной — «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень — сакридагамин («возвращающийся лишь единожды»); ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем — анагамин (не возвращающийся); он не вернётся в мир желаний — камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах — рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. По воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы. |
То есть мы в обсуждениях были принципиально далеки от понятий архатства или иного какого-либо уровня развития. Мы обсуждали наши, пока что чисто человеческие качества. Нас интересовали сегодняшние наши проблемы. И в частности, мы говорили о первенстве тех или иных качеств, а в частности -
жреческих (?), более присущих Браминам, или
качеств воина (?), относящихся к варнам Кшатрия?
И тут, при обсуждении, столкнулись с тем, что нужно более внимательно рассмотреть эти качества, присущие воинам. То есть очень часто встречаемое толкование, что воин - это человек агрессии, нападения..., другими словами - "человек боя", "человек войны", требует более пристального рассмотрения. Так ли это? Действительно ли отличительная черта воина - агрессивность? И постепенно приходим к выводу, что нет, оказывается основная черта воина - это всё же способность к управлению ситуацией, то есть качества администратора. Но это высшее мастерство. Даже в боевых искусствах говорится, что высший мастер - это тот, кто побеждает, не входя в боевое столкновение. Иными словами, высшая (на нашем уровне) агни-йога - это способность проводить свой план, свои намерения без конфликтного столкновения, но в любом случае:
критерием нашего продвижения на Пути является действие, а не рассуждение о нём. Собственно, к этому я и вёл весь наш разговор, ибо тут, на нашем форуме, очень часто идёт разговор, что агни-йог - это человек, который не опускается до каких-либо действий. Дескать, политика, идеология и пр. социальные дела - суть низменных проявлений и не достойны быть сферой интересов настоящего Агни-Йога. Более того, очень часто у наших коллег появляется чувство собственного превосходства, этакий снобизм по отношению к тем, кто хоть что-то сделал своими руками.