Цитата:
     Сообщение от  Владимир Чернявский      Цитата:      Сообщение от  Лена К.      Цитата:      Сообщение от  Владимир Чернявский     В данном случае Вы "голубоглазую горную Чудь" с картин Васильева считаете мифом или реальностью?   |       Чудь и белоглазую, и темноглазую мифом не считаю...    |       И откуда конкретно такая уверенность?    |  
 
    Н.К. Рерих Чудь подземная (Чудь под землю ушла) 1913  
  Л.Р.ЦЕСЮЛЕВИЧ. На Алтае. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.   "Наиболее популярная легенда, связанная с этими курганами, — легенда о Чуди.  
 В Верхнем Уймоне ее знает каждый (3). Легенда повествует, что здесь когда-то леса были только темные, хвойные и люди были темного цвета кожи. Но когда стала расти белая береза, народ решил, что придет белый царь, завоюет их и не будет им жизни. Люди выкопали ямы, поставили стойки, камни сверху навалили. Потом сами под низ подлезли, вырвали стойки и камнями засыпались. 
 Другой вариант легенды указывает, что Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями, и круги щебенки, оставшиеся на курганах после раскопок или хищений, будто бы являются засыпанными ходами. 
 В книге «Алтай — Гималаи» эта легенда дана очень сокращенно: «А как выросла белая береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела Чудь остаться под белым царем. Ушла под землю и захоронилась камнями» (4). 
 Расширенное изложение этой легенды со следующим окончанием есть в книге «Сердце Азии»: «...только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь со всеми добытыми сокровищами» (5). 
 Отношение Рериха к народным сказаниям и легендам раскрывается в словах, часто им повторяемым и хорошо запомнившихся Ф.П.Лаптеву: 
«Все легенды от были». Рерих в легендах искал отзвуки реальных исторических событий, видоизмененных народным воображением.  Легенда о Чуди связана с переселением народов, что отмечает Рерих в дневнике: 
 «Тут-то и ушла Чудь подземная. Запечатлелось переселение народов» . В легенде есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии. 
 Легенде о Чуди была известна Николаю Константиновичу и раньше, так как в 1913 году он написал картину «Чудь подземная», где уходящие в расщелины древние люди изображены на фоне холмистой местности.
 Но второй вариант этого сюжета, «Подземный народ», написан им в 1927 году, то есть после пребывания на Алтае.   На этом полотне ясно выражена высокогорная местность. Через своды обледенелой сталактитовой пещеры видны пики высоких заснеженных гор. Люди в островерхих шапках уходят в глубокое подземелье, унося с собой свои сокровища. Они спокойны и уверены в будущем. Представление Рериха о связи легенды о Чуди с легендами о Беловодье и о подземном народе Агарти дает более широкую интерпретацию этим картинам. 
 3.Легенда о Чуди исследована в статье А.Уманского «Безмолвные стражи Алтайских степей». // «Алтай», 1966, № 2. С.93. 
 4.Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С.240. 
 5.Рерих Н. Сердце Азии. С.113.