Цитата:
Сообщение от Ирина Богдановская Наверное, правильнее было бы назвать тему: «Художник Константин Васильев – патриот или националист?» Но и это вызвало бы возмущение некоторых форумчан. Ставлю набросок и варианты картины "Нашествие". Центральный образ – среди руин обломок православного храма с изображением святого, справа – противостоящее ему языческое торжествующее войско, на переднем плане – языческо-нацистский всадник на вздыбленном коне... В окончательном варианте он убран, но обломки Храма остались, и строгая шеренга торжествующих язычников-наци словно проходит парад победителей... Вложение 3144 Вложение 3143 Вложение 3145 |
Ирина, а откуда у Вас информация про языческо-нацистского всадника?
Берём книгу того же Доронина. Уж он-то подробно изучал творчество Васильева.
Что он пишет об этой картине?
"Парная к этой картине (Парад 41-го) работа – «Нашествие».
Художник долго вынашивал ее замысел и переписывал не один раз. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы между тевтонами и славянами. Но, сфокусировав идею и переведя конфликт в план духовно-символический, Васильев упраздняет батальные сцены, заменяя их духовно противоборствующими силами. На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми устами не слышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой – мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей.
В диптихе в предельно лаконичной форме в мощном символическом контексте сталкиваются два извечных противоборствующих начала – Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они. Борьба показана не только и не столько на земле или в небе, борьба идет в сердцах, в душах.
Обе картины выполнены в монохромных серых тонах со всеми возможными оттенками. Это создает необходимое единство философского замысла и его технического решения, чем еще более усиливается звучание образов и достигается удивительная гармония произведений. И если бы Васильев оставил после себя только эти две работы, то и тогда он навсегда бы вошел в историю отечественной культуры – настолько велико для нас значение этих полотен в непрерывной идейно-нравственной борьбе".