Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Закрытая тема  
Опции темы Опции просмотра
Старый 07.04.2012, 05:30   #1
alexsid
 
Рег-ция: 01.12.2010
Сообщения: 872
Благодарности: 11
Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Учение о гунах - это элемент системы мировоззрения, основанной на гносеологическом базисе, а именно на теории отношения субъект-объект.
Гуна - это свойство или качество объекта. Говоря о гунах, обычно имеют в виду 3 гуны пракрити (саттва, раджас, тамас). Эти три гуны являются наиболее абстрактными качествами объекта (они всеобщие). Например, имеется следующая психологическая иллюстрация : все объекты либо приятные, либо неприятные, либо нейтральные. Приятное связывается с саттва, неприятное связывается с раджас и нейтральное связывается с тамас.
alexsid вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 09.04.2012, 11:40   #2
mika_il
Banned
 
Рег-ция: 02.10.2009
Адрес: Нижний Новгород
Сообщения: 9,051
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 871
Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях
Отправить сообщение для mika_il с помощью Skype™
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от alexsid Посмотреть сообщение
Учение о гунах - это элемент системы мировоззрения, основанной на гносеологическом базисе, а именно на теории отношения субъект-объект.
Гуна - это свойство или качество объекта. Говоря о гунах, обычно имеют в виду 3 гуны пракрити (саттва, раджас, тамас). Эти три гуны являются наиболее абстрактными качествами объекта (они всеобщие). Например, имеется следующая психологическая иллюстрация : все объекты либо приятные, либо неприятные, либо нейтральные. Приятное связывается с саттва, неприятное связывается с раджас и нейтральное связывается с тамас.
Можно и так сказать. Тогда "пракрити" следует понимать не как "материю", а как "причину". Тогда гуны снова уйдут своими "корнями" в психическую природу - "приятное", "неприятное", "нейтральное".
mika_il вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 09.04.2012, 14:05   #3
леся д.
Banned
 
Рег-ция: 07.02.2012
Сообщения: 3,941
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 710
Поблагодарили 528 раз(а) в 416 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от mika_il Посмотреть сообщение
Тогда "пракрити" следует понимать не как "материю", а как "причину". Тогда гуны снова уйдут своими "корнями" в психическую природу - "приятное", "неприятное", "нейтральное".
Да. Пракрити - это ВСЁ Творение, в отличие от Творца: Пуруша. А действующее Начало между Пурушей и Пракрити - Агни.
Наглядно это выражено в самом древнем таинстве возжжения символа Ваираги - огня во время Яджны, Ягьи. Берётся два куска дерева: верхний символизирует Пуруша, нижний - Пракрити. При взаимодействии энергичным ритмичным трением результат - Агни, Огонь: всетрансмутирующий, всепокоряющий и всегда чистый.
Так и человек в качестве *принимающего, но принимающего ТВОРЦА* может ритмичными повторными энергичными усилиями - и только ими (*действие, действие, дети Мои, действие!*) - способен преобразить каждое своё качество к Общему Благу. Был страх - Владыка Говорит: *Дай Мне страх* - и с годами из этого тамаса будет зоркость и осторожность. Была вспыльчивоть - с годами этот Раджас станет молниеносностью принятия решений и непоколебимостью.
Нет плохого и хорошего, *только сияющая целесообразность.*
Всё-таки лучше такое определение: саттва - благость (тоже необходима трансформация, из СветоОтражения в СветоОтдавание), раджас - возбуждение, тамас - инерция (тьма и есть самая инерция в мире).
леся д. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 00:52   #4
alexsid
 
Рег-ция: 01.12.2010
Сообщения: 872
Благодарности: 11
Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от mika_il Посмотреть сообщение
Можно и так сказать. Тогда "пракрити" следует понимать не как "материю", а как "причину". Тогда гуны снова уйдут своими "корнями" в психическую природу - "приятное", "неприятное", "нейтральное".
Ну, вы знаете о чем пишите. Имхо-большая ошибка понимать пракрити как материю в смысле вещества. Делать так значит искать кошку в темной комнате когда ее там нет. О чем свидетельствует и гитопанишада. Пуруша - называется непричина и неследствие. Пракрити - соответственно и причина, и следствие. Иначе имеется логическая возможность третьего, что является внутренним противоречием. Собственно эти два аргумента из трех должны быть достаточным. С другой стороны никто не обязывает считать понятие материи эквивалентным понятию вещества.
alexsid вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 01:12   #5
alexsid
 
Рег-ция: 01.12.2010
Сообщения: 872
Благодарности: 11
Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Существует еще один подход к пониманию гун - теория трех сил. Вкратце, устанавливается существование трех сил: активной, пассивной и уравновешивающей ( имеется как логическое так и эмпирическое основание). Далее, устанавливают соответствия раджас - активная сила, тамас - пассивная сила и саттва - уравновешивающая.
Таким образом имеется уже два (NB!) ключа.
alexsid вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 10:45   #6
mika_il
Banned
 
Рег-ция: 02.10.2009
Адрес: Нижний Новгород
Сообщения: 9,051
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 871
Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях
Отправить сообщение для mika_il с помощью Skype™
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от alexsid Посмотреть сообщение
Существует еще один подход к пониманию гун - теория трех сил. Вкратце, устанавливается существование трех сил: активной, пассивной и уравновешивающей ( имеется как логическое так и эмпирическое основание). Далее, устанавливают соответствия раджас - активная сила, тамас - пассивная сила и саттва - уравновешивающая.
Таким образом имеется уже два (NB!) ключа.
Именно такой подход кажется наиболее предпочтительным. Но при этом - если понимать, что "активное", "пассивное" и "уравновешивающее" есть просто описательные характеристики, то гуны становятся тем, что они есть, - свойствами, проявляющимися во взаимоотношении сил. А "три силы" становятся тремя аспектами единой силы.
mika_il вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 11:13   #7
mika_il
Banned
 
Рег-ция: 02.10.2009
Адрес: Нижний Новгород
Сообщения: 9,051
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 871
Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях
Отправить сообщение для mika_il с помощью Skype™
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от alexsid Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от mika_il Посмотреть сообщение
Можно и так сказать. Тогда "пракрити" следует понимать не как "материю", а как "причину". Тогда гуны снова уйдут своими "корнями" в психическую природу - "приятное", "неприятное", "нейтральное".
Ну, вы знаете о чем пишите. Имхо-большая ошибка понимать пракрити как материю в смысле вещества. Делать так значит искать кошку в темной комнате когда ее там нет. О чем свидетельствует и гитопанишада. Пуруша - называется непричина и неследствие. Пракрити - соответственно и причина, и следствие. Иначе имеется логическая возможность третьего, что является внутренним противоречием. Собственно эти два аргумента из трех должны быть достаточным. С другой стороны никто не обязывает считать понятие материи эквивалентным понятию вещества.
Цитата:
Как правильно замечает наш великий Шанкарачарья в конце своего комментария к 23-й сутре вышеназванной пады: «Парабрахман — это карта (Пуруша), так как нет другой адхиштатхи, и Парабрахман — это Пракрити, так как нет другой упаданы». Эта фраза ясно показывает связь между «Единой Жизнью» и «Единым Элементом» философов-архатов. /С.Роу, "Пракрити и Пуруша"/
Цитата:
УПАДАНА (Санскр.) Материальная Причина; подобно тому, как лен есть основа льняных изделий. /Теософский Словарь/
Видимо мы вступаем в некое противоречие с тем, что сами утвержаем.
Вроде бы, "пракрити" это все-таки "материя". Однако:
Цитата:
В рамках настоящей дискуссии необходимо упомянуть, что Пракрити можно рассматривать с двух различных точек зрения: как майю, когда она воспринимается как упадхи Парабрахмана, или как авидью, воспринимая её как упадхи дживатмы (7-го принципа в человеке). Авидья есть неведение, или иллюзия, возникающая из-за майи. Термин майя, хотя иногда употребляется как синоним авидьи, строго говоря, применим лишь к Пракрити. Нет разницы между Пракрити, Майей и Шакти; и древние индусские философы вообще не проводили никакого различия между Материей и Силой. В подтверждение сказанного отсылаю ученого пустынника к «Шветашватара-упанишаде» и комментарию к ней Шанкарачарьи. /С.Роу, "Пракрити и Пуруша"/
mika_il вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 11:36   #8
леся д.
Banned
 
Рег-ция: 07.02.2012
Сообщения: 3,941
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 710
Поблагодарили 528 раз(а) в 416 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Да.
Карта - в переводе Деятель - Пуруша,
Кара - Деяние - Агни,
Карана - объект, подлежащий Действию - Пуруша.
То же, что было сказано ранее.
. . .
Шанкарачарья - продолжатель Адвайтической доктрины Ади Шанкара. Адвайтическая доктрина:
Всё в Одном, Единый во всём.

Последний раз редактировалось леся д., 10.04.2012 в 11:42.
леся д. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 11:53   #9
mika_il
Banned
 
Рег-ция: 02.10.2009
Адрес: Нижний Новгород
Сообщения: 9,051
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 871
Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях
Отправить сообщение для mika_il с помощью Skype™
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от леся д. Посмотреть сообщение
Шанкарачарья - продолжатель Адвайтической доктрины Ади Шанкара. Адвайтическая доктрина:
Всё в Одном, Единый во всём.
В упоминании Субба Роу это непосредственно сам основатель - Ади Шанкара, первый учитель (Шанкарачарья) адвайта-веданты.
mika_il вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 16:20   #10
alexsid
 
Рег-ция: 01.12.2010
Сообщения: 872
Благодарности: 11
Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от mika_il Посмотреть сообщение
Видимо мы вступаем в некое противоречие с тем, что сами утвержаем.
Нет противоречия. Пракрити это НЕ ТОЛЬКО вещество-материя но и силы и движения которые в ней присутствуют. Суть в объеме понятия.
Однако, нелишнее учесть различное толкование одних и тех же терминов в различных школах. Даже больше. В одной школе на разных ступенях определение может разниться.

Опять же. Внимательно прочитав комментарий. Очевидно что понятие Парабрахман включает и пракрити и карта. Ошибка в комментарии что карта = пуруша, как показано в скобках. Так как, мне кажется, это не совсем верно.

Последний раз редактировалось alexsid, 10.04.2012 в 16:26.
alexsid вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 16:45   #11
alexsid
 
Рег-ция: 01.12.2010
Сообщения: 872
Благодарности: 11
Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Вот еще один аспект понимания гун, которые известны так же под название маха-гуны.
Гуны связываются с понятие материала из которого слагаются другие объекты. Так саттва связывается с 11 индрияни, тамас - 5 танматр и раджас - энергия для образования продуктов.

Таким образом имеется уже 3 аспекта:
1. Аспект сознания (приятное, неприятное, нейтральное)
2. Аспект движения (активное, пассивное, нейтрализующее)
3. Аспект материи (11 индрияни, 5 танматр, энергия)

NOTE: очень не рекомендую наделять Пурушу чем либо кроме способности познавать. Это есть ошибка системного характера и приведет к противоречиям.
alexsid вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 16:46   #12
леся д.
Banned
 
Рег-ция: 07.02.2012
Сообщения: 3,941
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 710
Поблагодарили 528 раз(а) в 416 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от alexsid Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от mika_il Посмотреть сообщение
Видимо мы вступаем в некое противоречие с тем, что сами утвержаем.
Нет противоречия. Пракрити это НЕ ТОЛЬКО вещество-материя но и силы и движения которые в ней присутствуют. Суть в объеме понятия.
Однако, нелишнее учесть различное толкование одних и тех же терминов в различных школах. Даже больше. В одной школе на разных ступенях определение может разниться.

Опять же. Внимательно прочитав комментарий. Очевидно что понятие Парабрахман включает и пракрити и карта. Ошибка в комментарии что карта = пуруша, как показано в скобках. Так как, мне кажется, это не совсем верно.
Там нет ошибки.
ШанкараАчарья - представитель Адвайты.
Рамануджа - представитель Вишишта-Адвайты, относительного недуализма.
Мадхава - представитель Двайты (дуализма).
Это три Истинных полноправных духовных пути.
Каждый Путь хорош тому, кто им следует к Свету. Они равноправны и полноправны.
леся д. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 18:30   #13
alexsid
 
Рег-ция: 01.12.2010
Сообщения: 872
Благодарности: 11
Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от леся д. Посмотреть сообщение
Там нет ошибки.
ШанкараАчарья - представитель Адвайты.
Рамануджа - представитель Вишишта-Адвайты, относительного недуализма.
Мадхава - представитель Двайты (дуализма).
Это три Истинных полноправных духовных пути.
Каждый Путь хорош тому, кто им следует к Свету. Они равноправны и полноправны.
Речь не о том что каждый сверчок хорош к своему месту, речь о том что пуруша не есть карта, т.к. пуруша не есть ни причина, ни следствие.
alexsid вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Старый 10.04.2012, 18:45   #14
mika_il
Banned
 
Рег-ция: 02.10.2009
Адрес: Нижний Новгород
Сообщения: 9,051
Записей в дневнике: 2
Благодарности: 871
Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях
Отправить сообщение для mika_il с помощью Skype™
По умолчанию Ответ: Гуны

Цитата:
Сообщение от alexsid Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от mika_il Посмотреть сообщение
Видимо мы вступаем в некое противоречие с тем, что сами утвержаем.
Нет противоречия. Пракрити это НЕ ТОЛЬКО вещество-материя но и силы и движения которые в ней присутствуют. Суть в объеме понятия.
Однако, нелишнее учесть различное толкование одних и тех же терминов в различных школах. Даже больше. В одной школе на разных ступенях определение может разниться.

Опять же. Внимательно прочитав комментарий. Очевидно что понятие Парабрахман включает и пракрити и карта. Ошибка в комментарии что карта = пуруша, как показано в скобках. Так как, мне кажется, это не совсем верно.
Возможно, Вам следует обратить внимание на употребление "адхиштатхи". Как гласит примечание к этому термину:
Цитата:
Адхиштатха, активный или действующий посредник в Пракрити (или материи).
Будучи основателем а-двайта веданты, Шанкара маловероятно стал бы утверждаться в дуализме. Полагаю, смысл его утверждения таков же, как тот, к которому предпосылал Субба Роу - пракрити можно понимать как "материю" (поскольку определение майя можно приложить только к непостоянному) и можно понимать как "силу" (поскольку авидья есть состояние). Просто Шанкарачарья объясняет материю и силу в разных терминах, как они обозначены в философии санкхья.
Материя видоизменяется, поэтому пракрити есть "причина и следствие". Сила неизменна и имеет лишь изменяющееся следствие в материи. Поэтому пуруша, конечно же, не "следствие". Но разве он не "вечная причина"?
Цитата:
ПУРУША - (Санскр.) «Человек», небесный человек. В другом аспекте - Дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я.» /Теософский Словарь/
mika_il вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх
Создать новую тему Закрытая тема

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Ашрам - Подходя к Учению > Метафизика

Теги:

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 01:38.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги