Следующая сутра 18(1) рассматривает совершенно другое отношение к своему человеческому сознанию.
И это связано даже не с классическим представлением об Самадхи. Попробуем вообще отойти от этого представления и рассмотрим сутру совсем с другой стороны.
Так приводят меня к этому размышлению, мои исследования Пути. Не забываем так же, что первая глава в краткой форме описывает весь Путь, поэтому не стоит думать, что то что описано в следующих главах это нечто более возвышенное, чем в первой главе, просто там Путь рассматривается уже пошагово, это как различие между картой ( Первая глава) и траекторией на местности ( следующие главы).
Поэтому сутра 18(1) рассматривает этап Пути, когда человек выходит за пределы внутрипланетарного существования и обретает способность жить, существовать, сознавать и ощущать, чувствовать на уровне Солнечной Акаши, Пространстве солнечной материи. ( не забываем смотреть учение о таттвах).
Цитата:
18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания]. Бессознательное сосредоточение — это остановка сознания, при которой прекращается вся его деятельность и остаются лишь санскары, [то есть бессознательные формирующие факторы]. Метод его достижения — высшее бесстрастие, ибо практика [работы] с объектом [как опорой сознания] не может служить средством его реализации. Опорой [бессознательного сосредоточения] становится причина остановки [деятельности сознания], не имеющая предметной реальности. При таком [сосредоточении] объект отсутствует. [Состояние] сознания, которому предшествует такая практика, лишается опоры, как если бы оно было наделено несуществованием. Так [возникает] это «лишенное семени» 1 сосредоточение, [называемое] бессознательным. Оно, как известно, [бывает] двух видов: обусловленное методом и обусловленное существованием. Из них [сосредоточение], обусловленное методом, свойственно [только] йогинам. |
В сутре говорится о прекращении деятельности сознания именно с точки зрения обычного человека, т.е. сознания подверженного карме. Сознание, когда человек сосредоточен на своих личностных чувствованиях, желаниях, страстях, своих представлениях, т.е. он централизован в своем низшем «я», отделен сознанием от общепланетарной Сущности. Именно такое существование сознания, для себя и своей иллюзорной отдельной жизни, должно быть прекращено, чтобы выйти на другой уровень духовной эволюции.
Что же это за состояние такое, что за сосредоточение, которое должно быть у йогина, как метод, чтобы он смог преодолеть этот участок Пути?
В сутре говорится, что это «бессознательное сосредоточение».
И это не только о том, что сознание децентрализуется от низшей самости и становится направленным на Общее Благо.
Необходимо понять, что нужно достичь такого сосредоточения на Общем Благе ( Или на Благе Высшей Сущности, которую называем Единством), чтобы у такого человека- йогина, это перешло в подсознательный режим, чтобы оно стало инстинктом, рефлексом Духа, т.е. оно должно врасти в первоосновые программы, которые человек не мог бы изменять по своему хотению.
Только при такой позиции перестает существовать опасность, что человек вмешается своим каким-то срывом, кризисом, что он может не выдержать нагрузки и все полетит к разрушению.
Это и будет методом высшего бесстрастия, когда никакие личные чувства и эмоции просто не могут возникнуть, по причине отсутствия не просто связи между объектом и исполнителем, а отсутствия управляющих программ этих связей, связи не могут образоваться.
В сутре говорится, это сосредоточение «Лишенное семени»
Цитата:
| Так [возникает] это «лишенное семени» 1 сосредоточение, [называемое] бессознательным. |
В примечаниях переводчиков говорится
Цитата:
| 18.1. Nirbija. Как поясняет Вачаспати Мишра, "это сосредоточение называется "лишенным семени" потому, что оно не направлено на какой-либо объект, служащий его опорой (alambana). Согласно другому толкованию, [лишенное семени] – то, в чем более не существует семени, т.е. потенциальных следов аффективности и деятельности (kleshakarmashayah)". См. [TV I. 18, с. 22], |
Понимаю это как состояние сознания, которое лишено кармических последствий, кармической ответственности за свое действие. И это естественно, если в нем нет никаких личностных связей с тем объектом, над которым трудится такое сознание.
Как видим, обоснование современными Учениями Агни Йогой и теософией, указывает, что совсем не обязательно вообще уходить от Служения Высшей Цели, чтобы находиться в таком состоянии. Значит, Сознание может быть активным и действующим и при этом не находиться в прямой связи с объектами работы.
И когда-нибудь мы поймем, что Планетные Духи так и творят, находясь в очень глубоком созерцании, и при этом активно воздействуют на материальные силы.