Рассмотрим следующую сутру 13(1)
Цитата:
13. Из них практика 1 есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания. Устойчивость есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его течения. Практика — это непрерывное усилие, [предпринимаемое] с данной целью, энергичность, упорство в желании достичь [состояния устойчивости] и [соответствующий] образ деятельности по ее реализации. |
Рассмотрим эту сутру с позиции Воли, как уже немного начали в предыдущих постах.
Еще раз повторю мысль о том, что мы еще не знаем, что такое Духовная и Божественная Воля. То усилие, которое мы учимся применять, это очень, очень отдаленное приближение к данному пониманию. Но это никак еще не управление Волей.
Но и на нашем плане все Воли работают, иначе бы вообще не было бы проявления. И самая могущественная и всепроникающая это Воля к Жизни. Вся субстанция всех миров и пластов стремится к Жизни неостановимо и непрерывно, хотя проявление периодично, Волю к жизни называют еще Божественным Дыханием.
Мы никак не можем управлять Волей к жизни, хотя все время зависим от неё. Даже когда люди что-то разрушают, или убивают кого-то, они думают, что управляют жизнью, но это заблуждение, Жизнь существует по Закону Божественной Воли и на нашем плане проявляется чисто автоматически , можно сказать, например, что это инстинкт к жизни. Исчезают одни формы, приходят на смену им другие, Дыхание то расширяет проявление, то сворачивает его.
Какое же усилие должен предпринимать ученик для того, чтобы стать йогом?
"есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания"
"Устойчивость есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его течения" Сохранение устойчивости сознания, для меня это сохранение направления его движения. Это не значит, что сознание должно замереть и вообще не развиваться, но мы должны ограничивать его направление, потому что недисциплинированный ум все время жаждет множить свои порождения и ускользать в боковые ответвления .
Как и внимание у ребенка , например, ему трудно сосредотачиваться на одном направлении, на одной идее. Понаблюдайте детей , через сколько минут ребенок семи лет перестанет слушать взрослого человека, даже если в начале ему было интересно слушать? Он начнет двигаться, вертеть головой по сторонам, о чем-то мечтать, что-то дергать или трясти ногой. Его внимание тысячу раз уже сбежало от того направления, на котором вы старались его сосредоточить.
Поймите, что мы все такие же дети, хотя и не в такой явной форме. Как часто после занятий в школе, институте, или после однонаправленной работы, вы бежите с легким сердцем, что наконец-то ваше внимание свободно, и вы можете сладостно оторваться от всякого мозгового усилия. Побродить в своих фантазиях где-то, где вы и сами не знаете, или расслабиться посмеяться с друзьями, подурачиться.
Это нормально, это проявление Дыхания Жизни, что после какого-то энергетического подъема – возрастания, обязательно должно быть падение амплитуды, спад активности. Есть периоды позитивного движения энергии, есть периоды негативного движения энергии.
Вот задача йога это вовсе не насиловать Волю к Жизни, а научиться использовать ритмы Жизни на службе своего обучения.
Это и будет постоянное усилие. Усилие по сохранению устойчивости сознания в моменты его Активности.
Т.е. это значит, необходимо выяснить, как работают ваши ритмы физической активности, психической- эмоциональной активности, ментальной активности. Наблюдать эти ритмы и научиться их использовать для УВЕЛИЧЕНИЯ усилия своего направленного развития сознания.