Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ  
Опции темы Опции просмотра
Старый 18.07.2024, 13:25   #1
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Рассмотрим подробнее сутру 8

В классической йоге это
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
8. Заблуждение 1 есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].

— Почему оно не является источником истинного знания?
— Потому что оно устраняется посредством истинного знания, [ибо] предметной областью истинного знания выступает то, что существует в действительности 2. В этом и обнаруживается проти¬воположность истинного знания и заблуждения. Так, [ложное] восприятие двух лун опровергается зрительным восприятием луны как реально существующего объекта.
Это [заблуждение] и есть то пятеричное неведение, (о котором сказано]: «Неведение, эгоизм, страсть, ненависть и инстинкт жизни [суть пять базовых] аффектов» 3. Именно они [и обозна¬чаются] соответствующими именами: тьма, ослепление, великое ослепление, мрак и слепой мрак 4. В дальнейшем они будут рас¬смотрены в связи с «загрязнениями» сознания.
Казалось бы простая формула
Цитата:
8. Заблуждение 1 есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
Смотри на объект и все, вот тебе правильное знание.
Но учитывая специфику индийской философии мы помним,

Из комментариев переводчиков
Цитата:
8.1. В сутре viparyaya. Вачаспати Мишра отмечает! "Слово "заблуждение" указывает на то, что определяется (lakshya), [слово] "ложное знание" (mithyajnanа) – на то, что выступает его определением (lakshana). Знание, отражающее [определенную] форму, в действительности не основывается на этой форме" [TV I. 8, с. 12]. С. Дасгупта так говорит о специфике понимания "заблуждения" в системе йоги: "Что касается viparyaya или психологии иллюзии, йога не считает, в отличие от санкхьи, что иллюзия [восприятия] серебра в перламутровой раковине (shukti) обусловливается тем фактом, что припоминание серебра нельзя отличить от восприятия объекта, данного в презентации". См. [Dasgupta, 1930, с. 274].
Т.е. оказывается, что если знание ( даже если оно в других условиях могло бы быть правильным, например, мы смотрим на серебро, видим цвет серебра). Если мы определяем с помощью этого знания какой-то другой объект, который внешне имеет похожее качество, т.е. цвет серебра, например, при взгляде на перламутр, то будет заблуждением назвать его серебром. Необходимо оценивать предмет не по внешним каким-то признакам, а по его сути.
Если русская пословица, которая отражает очень коротко смысл этой сутры, на мой взгляд. « Не всё то золото, что блестит»
И в других переводах так же мы видим эту мысль.
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
Что такое випарьяя?
8. випарьяйо митхья-джнянам атад-рупа-пратиштхам
випарьяя – ошибочная интерпретация
митхья – (есть) ложное
джнянам – знание
атад-рупа-пратиштхам – не связанное с реальностью объекта (атат "не то" + рупа "форма, объект" + пратиштхам – "реального")
Випарьяя есть ложное знание, ошибочное мышление, не соответствующее реальности.
Випарьяя (иллюзия) есть ошибочное принятие одной вещи за другую. Иллюзия – это ошибочное восприятие. Есть физические иллюзии – например, кажущийся излом палки, наполовину погруженной в воду. Психологические иллюзии возникают в сознании воспринимающего человека. При випарьяе всегда имеется какой-то объект; он неточно воспринимается и поэтому ошибочно интерпретируется.
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
1-8
viparyayo mithyajnanamatadrupa pratistham
Превратное понимание – это такое понимание, которое воспринимается как правильное до тек пор, пока более благоприятные условия не откроют истинную природу объекта.
Превратное понимание обусловлено ошибочным наблюдением или неправильной интерпретацией увиденного. Причиной является наша неспособность к глубокому пониманию увиденного, возникающая из-за влияния прошлого опыта и изменившихся условий. Ошибка может быть распознана позднее, а может и никогда. Цель практики йоги – распознавать и контролировать случаи неправильного постижения (см. главу 2).
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
8(1) Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
Второе видоизменение Вритти* есть неразличение, ошибочное принятие одной вещи за другую, как, например, если кусок жемчужной раковины принять за кусок серебра.
* Первое видоизменение – правильное знание. Афоризм 6.
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
8. Заблуждение – ложное знание, не соответствующее природе объекта познания.
Заблуждение – ложное знание, ибо оно устраняется достоверным познанием. Пять клеш (II, 3-9) – суть пять основных видов заблуждения, или духовного ослепления (моха).
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
Сутра 8
Viparyayah — заблуждение; mithya — ложный, иллюзорный;
jnanam — знание; atat — не свой собственный;
rupa — форма;
prathistham — основанный.
Неправильное понимание есть ложное знание, которое не основано на собственной форме [объекта].
Здесь Патанджали рассматривает второй тип читта вритти, которые мы должны блокировать. Он определяет випарьяю как ложное знание, которое не основывается на реальном объекте или не соответствует ему. Это противоположность правильному знанию. Правильное знание имеет место, когда наше знание основывается на соответствии реальному объекту. Например, мы видим цвет цветка, чувствуем его запах, ощущаем мягкость его лепестков, и в нашем уме появляется знание, что это есть цветок. Это правильное знание, потому что есть тадрупапрастхистха, т. е. существует реальный объект, на котором основывается наше знание. В случае випа- рьяи нет объекта, существующего в реальности, на котором знание могло бы основываться, поэтому это называется атадрупапрад- хистхам. Например, когда мы ошибочно принимаем веревку за змею, наше знание неправильно, потому что вещь, которая в действительности существует, — веревка, принимаемая нами за змею. Чтобы возникло правильное знание, это ложное знание должно быть исправлено путем создания [соответствующих] условий, в данном случае таких, как достаточное освещение.
Випарьяя также называется авидьей, поскольку все наше знание основывается на неверном понимании реальной природы пу- руши и пракрити. Неправильное знание в конечном итоге замещается вивекой, которая включает в себя правильное понимание истинной природы пуруши и пракрити.
Конечно, можно сказать, что "все наше знание основывается на неверном понимании реальной природы». С этой точки зрения Элис совершенно права, потому что на нынешней стадии эволюции в нашем физическом мире нет ни одной формы, которая бы соответствовала адекватному выражению Духовной Жизни.
Раджа йога и предлагает тренировать человека в распознавании истинной духовной реальности, учит видеть за формой Душу объекта. И учит распознавать реальность, обращаясь к распознающей способности своей Духовной Души.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2024, 12:36   #2
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Следующий пакет сутр назван , например, у Фалькова
Контроль над видоизменениями
Перевод Фалькова
Цитата:
12(1) Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением [отсутствием привязанности].
13(1) Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном состоянии.
14(1) Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с полной отдачей.
15(1) Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта.
16(1) Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все, даже саму природу желания [Гуны].
Это видоизменения ума, которых пять.
Напомним их: правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность (сон) и память.
Это огромная область знаний, но стремящийся стать йогом рано или поздно все должен осознать.

Свами Сатьянанда Сарасвати:
Цитата:
«Итак, по пяти вритти, о которых говорит Патанджали, можно подвести следующий итог. Первая вритти включает в себя правильное знание, вторая — неправильное знание, третья — воображаемое знание, четвертая — отсутствие знания и пятая — прошлое знание. Эти [вритти] покрывают все поле нашего сознания. Определяя йогу, Патанджали отмечает, что суть йоги в блокировании или остановке всех вритти. В следующей сутре он описывает средства, которые должны использоваться для этой цели.

Итак мы приступаем к знакомству с главными способами контроля над активностями , видоизменениями ума.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2024, 12:40   #3
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Классическая Йога
Цитата:
12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.

Поистине, реке сознания свойственно течь в двух направлениях: она течет и ко благу, она течет и ко злу. [Река], которая устремлена к абсолютной обособленности по руслу различения, течет ко благу. [Если же] она устремлена к сансаре по руслу не¬различения, то она течет ко злу. Из этих [двух] поток, стремящийся к чувственным объектам, перекрывается посредством бесстрастия, а поток, [стремящийся] к различению, прокладывает себе путь с помощью практики различающего знания. Таким образом, прекращение деятельности сознания 1 основано на них обоих.

13. Из них практика 1 есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.

Устойчивость есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его течения. Практика — это непрерывное усилие, [предпринимаемое] с данной целью, энергичность, упорство в желании достичь [состояния устойчивости] и [соответствующий] об¬раз деятельности по ее реализации.

14. Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.

[Практика], которой придерживаются в течение длительного времени, придерживаются непрерывно и реализуют ее посредством подвижничества, воздержания, знания и веры, [то есть с надлежащим] вниманием, становится прочно укорененной. [Другими словами, ее] цель, [то есть устойчивость сознания], не может быть внезапно подавлена возникающими санскарами,— таков смысл [сутры].

15. Бесстрастие 1 есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.

Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины, еда, питье, власть [и т. д.], и целям, освященным [ведийской] традицией,— обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в первопричине, — даже при наличии связи с божественными или мирскими объектами видящее их несовершенство благодаря способности высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено. [Это и есть] бесстрастие.


16. Оно — высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.

Видящий несовершенство чувственных и освященных традицией объектов [становится] безразличным к ним.
Благодаря практике видения Пуруши [йогин], разум которого расширен благодаря [совершенному] различению, [порождаемому] чистотой этого [видения], становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности.
Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них — не что иное, как ясный свет знания. [Тот йогин], у которого с появлением этого [света] возникла способность различающего постижения, размышляет: «Все, что должно быть обретено, обретено; аффекты, которые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная цепь непрерывности существования, при сохранении которой за рождением следует смерть, а за смертью — [новое] рождение».
Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания, и абсолютная обособленность связана с ним нераздельным образом.
Далее. Почему прекращение деятельности сознания, достигаемое посредством обоих методов, называется сознательным сосредоточением?
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2024, 12:42   #4
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Вивекананда

Цитата:
12. Ими ( вритти) управляют при помощи упражнения и освобождения от привязанностей.

Ум способен освободиться от привязанностей, только став чистым, добрым и рациональным. Зачем нужны упражнения? Потому что всякое действие подобно ряби, пробегающей по поверхности озера. Что останется на поверхности после того, как уляжется рябь? Самскара, впечатление, след. Когда ум накапливает в себе большое количество самскар, соединяясь, они образуют привычку. Говорят, будто привычка — вторая натура, но она может быть и первой натурой, да и всей натурой человека. Все, что мы есть,— это плод привычек. Нас утешает мысль об этом, поскольку раз речь идет всего-навсего о привычке, то можно в любую минуту избавиться от одной и приобрести другую. Самскары остаются в уме от волн, пробежавших по нему, и всякая волна оставляет свой след. Наш характер — слагаемое всех следов, и формируется он в зависимости от того, какие следы преобладают. Хорошие — человек добр, дурные — он зол, веселые —он радостен. Избавиться от дурных привычек можно только приобретением хороших. Постоянно творите добро, постоянно думайте о возвышенном — вот единственный способ преодолеть дурные навыки. Никогда не считайте, будто человек безнадежен, ибо в лице его перед нами предстает характер, сумма навыков, которые можно изменить под воздействием других, добрых. Характер — это повторение привычных действий, значит, повторением иных действий его можно изменить.

13. Упражнение есть постоянная борьба за полное обуздание вритти.
Что такое упражнение? Стремление удержать ум в форме читты, не давая ему разбежаться кругами.

14. Устойчивых результатов можно добиться долгими непрерывными стараниями и великой любовью.
Самообладание не приходит сразу, к нему нужно долго и настойчиво стремиться.

15. Достижением того, кто отрешился от стремления к обладанию объектами, которые увидены или известны из услышанного, кто решил подчинить их своей воле, будет освобождение от привязанностей.
Побудительными силами наших действий являются:
1. Увиденное собственными глазами;
2. Испытанное другими.
Эти побуждения и поднимают волны на озерной глади ума. Отказ от них и есть та сила, которая помогает успокоить волнение ума. Я иду по улице, на меня нападает человек и отнимает у меня часы. Я рассказываю о случае, который действительно имел место. Во мне поднимается мощная волна ярости. Этого нельзя допускать. Если человек не может обуздать себя, он ничто, если может, то он обладает качеством вайрагьи. Опыт любителей хорошей жизни заключается в том, что удовлетворение желаний и есть высшая цель всего, и в этом утверждении содержится большой соблазн. Опровергнуть эти утверждения, не допустить волнений ума — вот в чем смысл отказа от желаний; обуздать соблазн, проистекающий из моего собственного опыта и из того, что я знаю от других, отвратить читту от возбуждения соблазнами — это вайрагья. Я должен управлять желаниями, а не они мной. Эта душевная сила и носит название отрешения, вайрагья — единственный путь к свободе.

16. Полное освобождение от привязанностей связано с отрешенностью даже от определенных свойств и исходит из знания истинной природы пуруши.
Наивысшее проявление силы вайрагья — это отрешенность даже от привязанности к определенным свойствам. Но прежде всего нам нужно разобраться в том, что есть пуруша. Душа, и о каких свойствах идет речь. Философия йоги учит: вся природа состоит из трех сил, или свойств. Это тамас, раджас и саттва. В физическом мире они проявляются как темнота или бездеятельность, притяжение или отталкивание и равновесие. Вся природа, во всех ее проявлениях, состоит из различных сочетаний этих трех сил. Философы санкхьи делят природу на различные категории, но Душа человека вне категорий, ибо она вне природы. Она светоносна, чиста и совершенна. Сознание, которое мы наблюдаем в природе, есть не более чем отражение «Я» в природе. Сама по себе природа внечувственна.
Следует помнить, что, говоря о природе, мы включаем сюда и ум — ум природен, природна и мысль. Природа есть все, начиная от мысли и кончая самыми примитивными проявлениями жизни. Природа обволакивает и Душу, а когда природа совлекает свою оболочку с Души, Душа предстает во всем своем величии. Освобождение от привязанностей более всего способствует выявлению Души.
Следующий афоризм определяет суть самадхи — совершенного сосредоточения, которое есть цель йоги.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2024, 12:46   #5
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Мишра
Цитата:
Если пуруша, психическое сознание, воспринимает эмпирические объекты посредством трансформации читты, то как тогда Пуруша может воспринимать Вселенную непосредственно, без вмешательства модификаций читты? Как можно прекратить отражение в Пуруше модификаций субстанции разума?

12. абхьяса-вайрагьяабхьям тан-ниродха
абхьяса – практикой (и)
вайрагьябхьям – непривязанностью
тан-ниродха – их ограничение
Ограничение модификаций читты осуществляется посредством практики и непривязанности.
Прекращение всех вритти, всех мыслей и модификаций субстанции разума, происходит благодаря внутренней практике трезвления, удерживанию в сознании мысли о том, что "я превосхожу тело и ум" (это называется абхьясой), а также благодаря непривязанности, достигаемой осознанием отличия реального от нереального.
Посредством практики концентрации, созерцания и медитации на Брахман, Пурушу, в субстанции разума (читте) постепенно проявляется всезнающая, всемогущая и вездесущая природа Пуруши; в присутствии света Пуруши, Чистого Сознания, происходит последовательное отречение от материальных характеристик субстанции разума.
Практика и отречение не стоят раздельно. Они взаимозависимы. С улучшением одного возрастает другое, и наоборот, – с ухудшением одного уменьшается и другое.
Какова природа практики и в чем состоит практика?

13. татра стхитау ятно'бхьяса
татра – там (в свете Пуруши)
стхитау – (в) устойчивом положении
ятна – психическое усилие
абхьяса – практика
Ментальное усилие, направленное на устойчивое пребывание там, в свете Пуруши, называется практикой.
Решительные усилия по удержанию внимания и всей его психической энергии на Пуруше называется практикой (абхьясой).
Если во время концентрации, созерцания и медитации на Пурушу, Брахман, внимание отвлекается на внешние объекты, что нужно сделать, чтобы укрепить его и не дать внешним объектам притягивать его?

14. са ту диргха-кала-наирантарья-саткарасевито дридха-бхуми
са – этот (практика)
ту – конечно
диргха – длительное
кала – время
наирантарья – постоянно и непрерывно
саткарасевита – с горячим вниманием
дридха-бхуми – прочно укорененная
Эта медитативная практика становится прочно укорененной и естественной, когда ее придерживаются непрерывно в течение долгого времени, постоянно направляя внимание на "Я".
Эта практика концентрации, созерцания и медитации прочно утверждается, если она культивируется в течение долгого времени, постоянно, непрерывно и без помех, с горячим усердием и вниманием, которые создает самодисциплина, поддерживает оджас (химические, биохимические и гормональные силы) и наполняет энергией вера в себя.
После описания природы и значения абхьясы (практики), посредством которой ученик вновь и вновь приводит к свету Пуруши свою субстанцию разума, отвлекающуюся на внешние материальные объекты, описывается природа и значение вайрагьи, которая придает субстанции разума еще больше сил для преодоления материальных притяжений.

15. дриштанушравика-вишая-витришнасья ваши-кара-санджня вайрагьям
дришта – увиденного
анушравика – услышанного
вишая – материального объекта
витришнасья – избавившегося от материальной жажды
ваши-кара-санджня – осознание господства
вайрагьям – называется непривязанностью
Отрешенность или непривязанность есть осознание господства тем, кто избавился от жажды к испытанному прежде материальному наслаждению или к тому, о котором услышал или которое наблюдал.
Материальные объекты очень сильны. Они притягивают к себе чувства двояко:
1. то, что мы уже когда-то испытали в связи с материальными объектами, влечет наши чувства к повторению этого опыта;
2. описания чувственных удовольствий, услышанные от других людей, по радио или увиденные по телевизору, в кино, в театре, привлекают человека.
Эти два способа включают бесчисленные категории опыта материального наслаждения. Они увлекают слабые чувства и непросветленный ум и побуждают их повторить ту же самую деятельность. Вследствие этого личность останавливается и ее дальнейший физический, психический и духовный прогресс прекращается.
Выше чувств находятся материальные объекты, выше объектов – субстанция разума, выше субстанции разума – индивидуальная душа, выше индивидуального сознания – непроявленное (авьякта), а выше непроявленной пракрити – Пуруша, Брахман. В нем конец странствий "я". Выше Духа, Пуруши, Брахмана, нет ничего. Это конечная цель. Ученик должен отрешиться от низших стадий, чтобы достичь высших. Он должен отрешаться от низших стадий до тех пор, пока не достигнет наивысшей.
В субстанции разума хранятся все прошлые и нынешние кармы. Они формируют личность. Кроме кармических сил, в субстанции разума действуют еще космические силы (гуны), влияние которых столь сильно и столь тонко, что оно возбуждает и отвлекает субстанцию разума даже высокообразованного, хорошо дисциплинированного человека – пусть он хоть день и ночь поглощен благочестивой и филантропической деятельностью. Как в этих условиях можно преобразовать материальное "я" в высокоразвитую (ментально и духовно) личность? Возможно ли преодолеть эти могучие силы, которые противодействуют психическому и духовному развитию? Возможно ли отказаться от материального наслаждения, особенно от желаний самосохранения и самовоспроизведения, которые являются основными у всех живых существ?

16. тат парам пуруша-кхьятер гуна-ваитришньям
тат – то
парам – высшее (отречение)
пуруша-кхьяте – (пришедшее) посредством силы самопознания
гуна-ваитришньям – (которое приносит) победу над космическими силами
Посредством прямого познания Пуруши и пракрити, Брахмана и его шакти (энергии), приходит та высшая отрешенность, посредством которой медитирующий отстраняется от всех притяжений космических сил, действующих в его субстанции разума, и достигает высшей победы над ними.
Ум подобен ребенку, который держит в руках нечто опасное. Чтобы забрать у ребенка опасный предмет, нужно дать ему что-нибудь более привлекательное и более полезное. Если же забрать опасную вещь силой, он начнет плакать. Аналогично, отказ от дурных тенденций и привычек становится естественным, приятным и блаженным, если присутствует великолепный, чрезвычайно притягательный, исключительно прекрасный, потрясающе могущественный, невероятно чудесный свет Пуруши.
Преобразование личности посредством силы самопознания становится легким и естественным. Это наивысший и самый легкий путь отречения от всего материального мира и победы над инстинктами жизни и смерти.
Отрешенность бывает двух видов:
1. парам-вайрагьям – высшая непривязанность и отречение, гуна-витришна;
2. апарам-вайрагьям – низшая непривязанность и отречение, бхага-витришна.
При бхага-витришне человек отказывается от мирских наслаждений, но вкус к ним не пропадает. Опыт их вкуса остается с человеком. Но когда осознается Пуруша, Брахман, то сила вкуса также разрушается (гуна-витришна). В Бхагавад-гите (2: 59) сказано:
Вишая виншартанте
Нирахарасья дехина
Расаварджам расо'пьясья
парам дриштва нивартате
"Воплощенный, следуя ограничениям,
воздерживается от объектов чувств,
но не от вкуса к наслаждениям этими объектами.
Увидев Высшее, он теряет и этот вкус".
Следует четко понять, что отрешенность означает избавление человека от чуждых ему качеств, а не от врожденной природы. Субстанция не может потерять свою истинную природу. От огня ничего не останется, если у него забрать жар и свет.
Отречение возможно только тогда, когда есть чуждые атрибуты, которые препятствуют реальности и скрывают ее. Семантически "отречение" состоит из слов "от" и "речение"; то есть нужно всё бросить и вернуться к той точке, из которой вышло всё, что наречено разными именами. При этом в субстанции разума происходит отказ от всего материального, которое затемняет сияющую природу Пуруши. Такая очищенная субстанция разума отражает высочайший свет Пуруши, Брахмана.
В свете Брахмана йог постигает недостаточность всех объектов – увиденных, услышанных, испытанных и раскрытых. Брахман, Пуруша, есть высшая цель, высшее счастье, высшее наслаждение, высшая красота, высший опыт, высшее знание и высшая любовь. Благодаря практике медитации это знание становится непосредственным опытом. Мыслящая субстанция, субстанция разума, вместе с порожденными ею мыслями, их чередованием и содержанием до предела насыщается энергией "Я" и знанием "Я".
Йог так удовлетворен и поглощен видением Пуруши, что любой привлекательный объект (испытанный, увиденный, услышанный и т.п.) не имеет для него никакой ценности. Лампы полезны ночью, но становятся бесполезными при солнечном свете. Так и самые притягательные, интересные объекты теряют свое значение перед светом Всевышнего. Даже если бы йогу предложили всю материальную Вселенную, то и тогда он не променял бы на нее "Я". Ничем не нарушаемое восприятие света Всевышнего, Пуруши, называется высшей вайрагьей (отрешенностью). В этом состоянии йог размышляет внутри себя: "То, чего следовало достичь, достигнуто; помехи и препятствия, которые следовало устранить, устранены; крепчайшая цепь относительного существования, которая включает в себя рождение, болезни, страдания и смерть, разорвана". Это наивысшее восприятие безграничного света Пуруши и есть отрешенность, бесстрастие. Оно приносит величие кайвальи, нирваны.
Вайрагья есть дело опыта, и она приходит постепенно. Ее нельзя в равной мере предписать всем. То, что является наивысшим наслаждением для одного человека, может быть предметом отречения для другого. Поэтому абхьясе и вайрагье (практике и отрешенности) следует учиться путем медитации.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2024, 12:49   #6
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Десикачар с комментариями Кришамачарьи
Цитата:
1-12
abhyasavairagyabhyam tannirodhah
Как мы приходим к состоянию йоги? Что мы должны делать и чего не должны?
Разум может достичь состояния йоги посредством упражнений и отрешенности.
1-13
tatra sthitau yatno 'bhyasah
Каковы основные черты этих упражнений? Несмотря на отсутствие описания используемых приемов, следующие две сутры указывают на их свойства.
Упражнение, в основном, – это правильное усилие, требуемое для продвижения вперед, достижения и поддержания состояния йоги (см. 1-2).
Выбранные упражнения должны быть корректно освоены под руководством наставника, знающего и понимающего обучаемого. Если подходящее упражнение для конкретного обучающегося не подобрано или не выполняется должным образом, вряд ли стоит рассчитывать на достижение успеха.
1-14
sa tu dirghakalanairantaryasatkaradarasevito drdhabhumih
Только после длительного выполнения правильных упражнений, без перерывов, при наличии положительного к ним отношения и рвения, можно достичь желаемого.
Обычным является стремление энергично, с энтузиазмом начать занятия и сразу получить результат. Но отвлекающее воздействие повседневной жизни и огромное сопротивление ума поощряют нас поддаться человеческой слабости. Все это понятно. Все мы склонны к подобному. Эта сутра подчеркивает необходимость подойти к упражнению трезво, возбудить в себе самодисциплину, положительное отношение к предстоящему труду и понимание длительности пути к конечному успеху.
1-15
drstanusravika visa yavitrsnasya vasikarasamjnavairagyam
По мере освоения упражнений мы обнаруживаем, как возрастает наша способность к самодисциплине и нейтрализации побочных воздействий. В конце концов мы можем достичь состояния отрешенности, когда.
На высшем уровне отсутствует какое бы то ни было стремление как к высшим ощущениям, так и к экстраординарному опыту.
Полезным результатом упражнений являются физическая сила и ловкость, повышенное осознание и чувствительность. Может появиться стремление использовать это новое умение для доказательства своего превосходства. Но все это случайные преимущества и отвлекающие стремления. И, если мы будем придавать им слишком большое значение, мы можем потерять из виду путь йоги.

1-16
tatparam purusakhyatergunavaitrsnyam
Далее
Когда индивидуум достиг полного понимания своей истинной сути, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию, как изнутри, так и вне его.
Отрешенность развивается по мере самопознания. Неизбежное желание отступить не сможет быть подавлено навсегда. И поскольку оно существует, оно, безусловно, вновь выйдет на поверхность.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2024, 12:51   #7
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,478
Благодарности: 288
Поблагодарили 306 раз(а) в 268 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

( перевод Загуменного)
Цитата:
12. Их прекращение – упражнением и бесстрастием.
Под словом "их" понимаются пять функций психики. Упражнение (абхьяса) и бесстрастие, или непривязанность (вайрагья) – взаимосвязанные важнейшие средства, ведущие к достижению освобождения (мокша, кайвалья). Все остальные средства духовной практики, описываемые ниже, включаются в них. Река, называемая умом (читта), может течь в двух направлениях – к добру (кальяна) и злу (папа). Если ум тянется к различающему знанию, освобождению (кайвалья), он течет к благу. Если же склоняется к неразличению и ослеплению, к самсаре, он течет ко злу. При этом течение в направлении чувственных объектов ослабляется бесстрастием, а упражнением в "созерцании различения" (вивека-даршана) открываются "ворота шлюза" в направлении к различению. Поэтому приостановка флуктуации психики (читта-вритти-ниродха) зависит от обоих – от упражнения и бесстрастия.

13. При этом упражнение – стремление к достижению устойчивости читты.
"Устойчивость" (стхити) – состояние ума, лишенного своих обычных функций (авритти), и потому "спокойно текущего" (прашанта-вахита). Это высшая форма существования психики. Стремление, или усилие (праятна) вместе с энергичностью и энтузиазмом, постоянные попытки достичь этого состояния есть упражнение. Оно должно сопровождаться тапасом (подвижничество, отказ от мирских удовольствий), брахмачарьей (половое воздержание), правильными знаниями (видья) и верой. "Без перерывов" означает "ежедневно и, по возможности, каждое мгновенье". Непрерывное упражнение то, которое существенно не нарушается мирскими самскарами.

14. Оно (упражнение) обретает прочную основу, если выполняется долгое время, без перерывов, с благоговейной преданностью.
"Устойчивость" (стхити) – состояние ума, лишенного своих обычных функций (авритти), и потому "спокойно текущего" (прашанта-вахита). Это высшая форма существования психики. Стремление, или усилие (праятна) вместе с энергичностью и энтузиазмом, постоянные попытки достичь этого состояния есть упражнение. Оно должно сопровождаться тапасом (подвижничество, отказ от мирских удовольствий), брахмачарьей (половое воздержание), правильными знаниями (видья) и верой. "Без перерывов" означает "ежедневно и, по возможности, каждое мгновенье". Непрерывное упражнение то, которое существенно не нарушается мирскими самскарами.

15. Бесстрастие – это сознание, в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
Если ум становится индифферентным относительно женщин, напитков, пищи, власти и т. д., а также относительно благ, которые обещают веды (рай, бестелесность и т. п.), то это качество называется бесстрастием. Оно достигается в результате видения недостатков (доша) этих объектов благодаря различающему знанию (прасамкхьяна).

16. Свобода от жажды гун достигаемая посредством постижения пуруши, есть высшее бесстрастие.
Благодаря упражнению в постижении пуруши, йогин, увидев несовершенную природу всех объектов, как существующих в этой земной жизни, так и описанных в ведах, обретает ясность духовного, видения и устойчивость в саттвических качествах. Такой йогин, обладающий высшим видом различающего знания (правивикта), острым интеллектом (буддхи) обретает бесстрастие относительно всех проявленных и непроявленных качеств трех гун. Таким образом, существуют два вида бесстрастия. Последний вид, о котором – говорится в этом афоризме, является "абсолютным очищением знания" (джняна-прасада-матра). Когда йогин достигает такого бесстрастия, он видит: "Достигнуто то, что должно быть достигнуто; клеши, подлежащие устранению, устранены; непрерывная цепь смертей и рождений, связанные которой люди рождаются и умирают, и снова умирают и рождаются прервана". Такое бесстрастие – высший вид знания, оно неотличимо от освобождения (кайвалья).
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > На всех Путях ко Мне встречу тебя

Здесь присутствуют: 2 (пользователей: 0 , гостей: 2)
 

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Агни Йога, 375. Около дел йога начинает замечаться подражание Владимир Чернявский Размышляя над Агни Йогой 19 16.03.2016 08:57
Кундалини-йога и Агни-йога R10100 Свободный разговор 49 22.09.2013 12:37
Агни Йога, 224. Тонкое тело йога Etsi Размышляя над Агни Йогой 7 03.04.2012 22:26
Раджа-йога как путь духовного очищения Владимир Чернявский Новая Мысль 0 02.02.2009 20:24
Буддийские Сутры Истин Свободный разговор 23 29.05.2008 03:41

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 00:31.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги