28 июня состоялась очередная лекция по творчеству Николая Рериха из цикла "Беседы у картин". "На этот раз предметом моих реконструкций по части замыслов художника стала картина "Священный дар", - рассказал директор Музея Рерихов Т.К. Мкртычев. - Я всю жизнь занимаюсь буддийским искусством Центральной Азии, и сюжет этой картины никогда не представлял для меня загадки. На картине изображен мудрец Дрона, который предложил разделить прах Будды между семью народами. Но теперь, когда я занимаюсь Н.К. Рерихом, могу сказать, что картина - интереснейший пример творчества, теснейшим образом связанного с с делами художника".
Отзыв о выставке представителей Общественной палаты
21 июня Музей Рерихов посетили представители Общественной палаты А.А. Черных и Е.А. Лазутина. Экскурсию провел сотрудник музея Виктор Жигота. "Нам очень нравится выставка, мы не можем уйти отсюда уже третий час, - рассказал Александр Анатольевич Черных. - Не передать словами, как здесь приятно находиться! В музее потрясающая энергетика!" После экскурсии представители Общественной палаты остались на лекцию по картине "Огни победы" и пообещали в скором будущем снова посетить усадьбу Лопухиных.
21 июня в Музее Рерихов состоялась беседа о картине Николая Рериха "Цветы Тимура", второе название которой звучит как "Огни победы". Беседу провел директор Музея Рерихов Т.К.Мкртычев. После лекции-экскурсии, которую Т.К. Мкртычев назвал "реконструкцией смыслов", захотелось взглянуть на работы художника по-новому. Для многих Рерих открылся с неожиданной стороны, стал чуточку понятнее и ближе.
Как думаете Государственный музей Рерихов можно отнести к общественному Рериховскому движению?
Вполне можно. Музей сотрудничает с общественными группами и его коллектив имеет своих представителей в РД. И лично я не поддерживаю настойчивое стремление некоторых заинтересованных лиц отделить государственное от общественного.
Государственный музей Рерихов. Лекция Вилены Санджеевны Дылыковой-Парфионович "Калачакра". 2.11.2018 г.
Известный российский востоковед, кандидат филологических наук, Вилена Санджеевна Дылыкова-Парфионович расскажет о Калачакре, священном своде знаний, переданным, по преданию, Буддой царю Шамбалы Сучандре. Лектор осветит историю появления Калачакры на Востоке, позиции ученых по этому поводу, расскажет о буддийских школах и учителях - последователях этого учения. Будут затронуты также вопросы влияния Калачакры на культуру и философию Востока, вклад Ю.Н.Рериха в исследование этой области, а также актуальность Калачакры в наше время.
Как думаете Государственный музей Рерихов можно отнести к общественному Рериховскому движению?
Вполне можно. Музей сотрудничает с общественными группами и его коллектив имеет своих представителей в РД.
В этой теме ничего не сказано о сотрудничестве с общественными группами РД, ни мнение представителей РД в музее. Есть примеры? И кстати, кто эти представители конкретно?
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
И лично я не поддерживаю настойчивое стремление некоторых заинтересованных лиц отделить государственное от общественного.
Ваше мнение понятно. Но об отделении или не отделении можно вести речь когда есть какие-либо государственно-общественные и общественно-государственные объединениях по этой теме. ГМР к ним не относится.никак не относится. И более того, ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" говорит о том, что недопустимо вмешательство государства в деятельность общественных объединений за исключением оговоренных законом случаев. Т.е., например, Минкульт (ГМВ) не может вмешиваться в жизнь РД. Хотя сотрудничать с отдельными организациями может по взаимной договоренности.
__________________ "Всегда вперед и только ввысь!"
Как думаете Государственный музей Рерихов можно отнести к общественному Рериховскому движению?
Если только косвенно к рериховской среде, но не к движению. Движение все же предусматривает развитие Идей Мировоззрения, которое основали Рерихи.
Согласен. ГМВ-ГМР не относится ни к какому общественному движению. Я спросил это потому, что этот раздел форума называется "Рериховское движение" и поэтому странно тут видеть новости или афишу мероприятий от государственного культурного учреждения. А с другой стороны - острая тема о ключевой международной общественной организации РД "Ситуация в МЦР" почему-то спрятана в разделе "Свободный разговор". Тут или непорядок или манипуляция.
__________________ "Всегда вперед и только ввысь!"
Как думаете Государственный музей Рерихов можно отнести к общественному Рериховскому движению?
Вполне можно. Музей сотрудничает с общественными группами и его коллектив имеет своих представителей в РД.
В этой теме ничего не сказано о сотрудничестве с общественными группами РД, ни мнение представителей РД в музее. Есть примеры?
Примеры есть. К примеру, недавно прошедшая ежегодная конференция. Но главное, что музей работает в русле целей Рериховского движения, т.е. занимается популяризацией Рериховского наследия.
P.s. Кстати, Рериховское движение - это в юридическом смысле не общественное объединение.
Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 09.11.2018 в 16:33.
Дмитрий. У каждого есть право на свой взгляд на то каким должно РД. Но это субъективно. С некоторой точки зрения линия вырождается в точку, а плоскость в линию. И с каждого своего ракурса кажется свое видение реальности. С моей точки зрения РД существует, хотя его деятельность больше лежит в не совсем привычной для властей сфере деятельности. Деятельность РД проходит в основном в культурно-общественной и культурно-духовной сфере жизни. Да, это не масштабная общественная деятельность, она менее заметна. Но ведь для Учителей важно качество мыслей, качество сознания последователей, а не их количество (масштаб движения). Если же судить только по публичным общественным акциям или зарегистрированным организациям, то будет совсем другая картина.
__________________ "Всегда вперед и только ввысь!"
28 июня состоялась очередная лекция по творчеству Николая Рериха из цикла "Беседы у картин".
"На этот раз предметом моих реконструкций по части замыслов художника стала картина "Священный дар", - рассказал директор Музея Рерихов Т.К. Мкртычев. - Я всю жизнь занимаюсь буддийским искусством Центральной Азии, и сюжет этой картины никогда не представлял для меня загадки. На картине изображен мудрец Дрона, который предложил разделить прах Будды между семью народами.
Но теперь, когда я занимаюсь Н.К. Рерихом, могу сказать, что картина - интереснейший пример творчества, теснейшим образом связанного с с делами художника".
Хочу уточнить Согласно других источников прах Будды был первично разделен на 8 частей.
Цитата:
ВИКИПЕДИЯ: "Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина).
Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ".
"После смерти Будды его тело, согласно обычаю в Индии, было сожжено. Прах Будды разделили на 8 частей. Урны захоронили в разных частях Индии и на этих местах воздвигли ступы (часовни). Ступа – это «погребальный холм» - самое важное монументальное строение в буддийском искусстве. Рядом со ступами были основаны буддийские монастыри. В III в. до н. э. в Индии правил царь Ашока, объединивший под своей властью почти всю территорию полуострова Индостан. Он был покровителем буддизма. По его повелению выкопали 8 урн, и теперь прах Будды разделили на 84 тысячи частей (именно столько Будда совершил чудес). Таким образом, было построено 84 тысячи ступ. Сеть монастырей покрыла всю Индию".
Одна из частей земли с этим прахом предназначалось для могилы Махатмы В.И.Ленина Однако по сведениям от В.Сидорова она в итоге оказалась рассыпана возле вечного огня у кремлёвской стены. Другие подробности об этой картине из рериховской галерее Н.К.Рериха http://gallery.facets.ru. Картины Н.К.Рериха Святое Приношение. # 32 Священный дар 1924:
Картина «Святое Приношение» (1924) под авторским номером 32 [21, 51] была создана последней в серии «Зарождение Тайн»...
Сотрудница семьи Рерихов Зинаида Фосдик подсказала нам со слов самого художника сюжет картины: «Дрона – ученик Будды – раздаёт священный пепел» [24, 238 (запись 02.12.1924)]. Из вышесказанного следует, что холм в пепельно-рыжих тонах, перед которым сидят персонажи картины, – это груда пепла, оставшаяся после
кремации Будды. Дрона, которого Николай Константинович изобразил с ликом Спаса, собрал священную реликвию в сосуд и собирается разделить её между страждущими. Вся картина словно покрыта пепельным саваном, и даже снежные вершины Гималаев на заднем плане не сияют своей белизной. Но сами герои картины полны спокойствия и мудрости, ведь они получили священный пепел, олицетворяющий Дух великого Будды.
По преданию, когда весть о смерти и кремации Будды дошла до правителей, владевших теми городами Индии, в которых он проповедовал своё учение, они, собрав войска, окружили и осадили Кушинагару, требуя выдать им священный шариль – пепел Будды. Во главе осаждавших встали представители правившего в Кушинагаре царского рода Шакья, из которого происходил и сам Будда. Была готова вспыхнуть братоубийственная война. Но верный ученик Будды брахман Дрона напомнил о принесённом ими обете миролюбия и непричинения вреда ни одной
живой твари. Он разделил шариль поровну между претендентами, которые вернулись в свои владения и поместили священные реликвии в специально воздвигнутые там ступы....Для разработки композиции картины художник использует прорисовки стенописи из скального храма Кизила, Кучарского оазиса... В своей картине Николай Константинович приводит типы представителей разных народностей Восточного Туркестана, в частности, придав "славянский" облик женщине в верхнем ряду...
И все же, каков был замысел картины? Согласно данным З. Г. Фосдик, на которую ссылается В. М. Сидоров, перед Центральноазиатской экспедицией Рерихи обсуждали детали её плана с Учителем. Особо обсуждался акт передачи священного ларца с гималайской землёй «на могилу Махатмы Ленина», земля коего должна была быть взята с места захоронения священного пепла Будды. Позднее, в 1925 году, в дневнике Е. И. Рерих появятся записи, свидетельствующие о том, что земля, предназначенная для ларца, была собрана в месте, названном Рерихами Бурхан Булат (буквально: Меч Будды) [3, 111–112, 129, 131, 153 и 190 (записи 17.10, 08.11, 09.11, 30.11.1925 и 07.01.1926)]. Это место, доподлинно неизвестное, находилось недалеко от Хотана. Хотан же, в свою очередь, в древности пережил расцвет буддизма и мог иметь в своих окрестностях остатки старинных ступ. Возможно,
миссионеры Ашоки оставили здесь священные реликвии Будды, которые, согласно преданию, Ашока распределил по многочисленным ступам. В экспедиционном дневнике Николая Константиновича есть упоминание о знамении новой эры в назначенный срок: «В Хотане пески покрывают реликвии буддизма, и ещё в этом месте находится великий древний субурган – надежда всех буддистов: потому что именно здесь эпоха Майтрейи будет провозглашена таинственным светом над древней ступой». Тогда сюжет картины «Святое Приношение» может быть связан с этим событием. Как известно, мастер часто претворял в своих произведениях картины будущего, образно говоря, «цементировал пространство», и в 1924 году он явил именно такое полотно, наполненное глубокой символикой. Художник развивает несколько сюжетных линий: четыре представителя царств, ныне исчезнувших народов, но в будущем возрождённых через своих потомков (которых также могут олицетворять и сами Рерихи), получают священную реликвию – духовное наследие Будды – его Учение. «Святое Приношение» духовного наследника Будды – Христа, также проповедовавшего общину, – один из великих даров человечеству....Перекрёстки «путей Христа и Будды» [1, 113 (запись 25.04.1925)]; 13, 34, 85, 311, 325) запечатлелись художником во всём многообразии, в том числе символически – на картине «Святое Приношение», где, используя типажное сходство Дроны и Спаса, художник с помощью забытых образов древнего Кучарского оазиса явил идею духовного возрождения Центральной Азии. Статья полностью http://www.roerich.spb.ru/books в сборнике трудов XIII конференции.
__________________ "Всегда вперед и только ввысь!"
А что случилось с интернет-порталом «Рериховское наследие» (roerich-heritage.ru)? Столько разговоров о нем было. Деньги бюджетные потратили... И где он теперь? Какие планы?
__________________ "Всегда вперед и только ввысь!"
Последний раз редактировалось Николай А., 01.07.2018 в 23:04.
Приглашение на научную конференцию «Рерихи в мировой культуре. 2018»
МУЗЕЙ РЕРИХОВ – ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕРИХОВСКИЙ КОМИТЕТ
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в ежегодной научной конференции «РЕРИХИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. 2018»
Конференция пройдёт 6–7 октября 2018 года в Музее Рерихов – филиале ГМВ (Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5). Предварительная программа конференции: 6 октября 10.30–17.00 – Открытие конференции; пленарные заседания. 7 октября 10.00–13.00 – Пленарные заседания. 14-30–17.30 – Круглый стол «Актуальные проблемы и перспективы рериховедения».
Темы обсуждения на пленарных заседаниях:
Особенности начала зарубежного периода жизни и творчества Н.К.Рериха и Е.И.Рерих (1918–1923 гг.).
Н.К. Рерих и деятели русского зарубежья.
Годы учёбы Ю.Н.Рериха и С.Н.Рериха в Европе и США.
Вклад членов семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.
Н.К. Рерих и развитие основ международного права в сфере охраны культурного наследия.
Культурные традиции народов мира в жизни и творчестве Рерихов.
Метод цитирования памятников мировой культуры в художественном творчестве Н.К.Рериха.
Ю.Н.Рерих: вклад в изучение истории и культурных традиций стран Востока.
Художественное творчество и международная деятельность С.Н.Рериха.
Философские воззрения Рерихов и русская религиозная философия, русский космизм.
Философские воззрения Рерихов и религиозная философия Индии и Тибета (веданта, неоведанта, буддизм).
Рерихи и Теософия Е.П.Блаватской.
Источники формирования художественного стиля Н.К.Рериха.
Е.И.Рерих — основатель учения «Живая Этика».
Место учения «Живая Этика» в мировой культуре.
Для участия в конференции докладчику необходимо прислать тезисы выступления объёмом не менее 800 и не более 1000 печатных знаков (с пробелами) и заявку на участие. Укажите, пожалуйста, в заявке:
Фамилия, имя, отчество (полностью).
Тема доклада.
Организация (полное наименование), должность, ученая степень, звание.
Контактный телефон.
Электронный адрес.
Тезисы и заявку необходимо прислать не позднее 15 сентября 2018 г. на адрес координатора конференции. Организаторы конференции оставляют за собой право отбора докладов. Участие в работе конференции – по приглашениям.
Оргкомитет конференции: А.П.Лосюков – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, президент Национального рериховского комитета (НРК). А.А.Бондаренко – директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. Т.К.Мкртычев – директор Музея Рерихов – филиала ГМВ. Р.Б.Рыбаков – гл. н. с. Института востоковедения РАН, профессор РГГУ.
Рабочая группа по подготовке конференции: И.А.Герасимова – гл. н. с. Института философии РАН, член Управляющего совета НРК. Д.Н.Попов – заведующий архива (Музей Рерихов — филиал ГМВ). В.А.Росов – доктор исторических наук (Государственный музей Востока). В.Л.Мельников – заместитель директора Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов по научной работе. В.Э.Жигота – исполнительный директор НРК. В.Е.Чернявский – член правления фонда «Дельфис».