Цитата:
Сообщение от paritratar В древних Ведах указываются несколько путей получения знаний: пратйакша, анумана, шабда. Пратйакша (от санскр. «акша» — глаз) — это путь эмпирического знания, путь опыта. Считается, что человек становится знающим, если получает собственный жизненный опыт. Однако, этот путь считается несовершенным, поскольку с помощью ограниченных и обусловленных чувств (относительное) нельзя получить абсолютное представление об объекте. Анумана (от санскр. «манас» — ум) — это путь логического доказательства, путь размышления. Однако, и этот путь считается несовершенным, поскольку логика верна только в рамках принятых ею же правил и условий. Шабда (звук) — это путь авторитетного знания, путь смиренного внимания Истине. |
paritratar, добрый вечер!
Не сочтите меня занудой или "книжником", также ничего не имею против самого праздника, но уж больно Неграмотно написано ... (автором приведённой Вами цитаты)
1. Пратьякша (санскр. pratyaksa, от prati+aksa, букв, "перед глазами") - восприятие как процесс и как результат этого процесса. Поскольку слово "акша" (синоним индрия) трактуется в инд. традиции не только как орган зрения, но и как чувственная способность в широком смысле слова, начиная от зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и кончая манасом (внутренним чувством), пратьякша, строго говоря, не сводится лишь к познанию с помощью внешних органов чувств (бахъя-индрия), т.е. к ощущению, а включает в себя и другие познавательные операции, осуществляемые с помощью манаса, например, внутреннее восприятие удовольствия, страдания и т.п. (манаса-пратьякша), самоосознавание (свасамведана), а также йогическое восприятие (йоги-пратьякша).
Таким образом, никакой это не "путь", а просто один из каналов получения информации и йоги-пратьякша - непосредственное сверхчувственное восприятие йогов, одна из разновидностей пратьякши. Поскольку в инд. традиции йога трактовалась как развитие вполне естественных возможностей человека, большинство религ.-филос. школ признавало, что на определенных ступенях медитации йог обретает способность непосредственно (ярко и отчетливо) воспринимать то, что недоступно обычным органам чувств. К примеру, восприятие, лишенное мысленных конструкций, именуется нирвикальпа - пратьякша.
2. Анумана ... (от санскр. mа с префиксом anu - "измерять вслед за чем-то или в соответствии с чем-то"). Тоже не "путь", а такой же канал ...
Классификация анумана, известная из разных ранних источников, включает три типа:
1. Пурвават ("по предшествующему") - следствие выводится из причины (напр., из присутствия облаков делают вывод о том, что пойдет дождь) или наоборот (из
дыма выводится огонь);
2. Шешават (букв, "по остатку") - когда от следствия переходят к единственно возможной причине, остающейся после отбрасывания всех других (по прибавлению воды в реке заключают о том, что прошел дождь);
3. Саманъято - дришта ("усмотренное из общего") - когда по причине одного явления заключают о причине другого (вывод по аналогии). Иногда выводы типа саманъято - дришта противопоставляются выводам дришта ("усмотренное из частного") например, на основе прошлого наблюдения частного случая связи дыма и огня, увидев такой же дым, приходят к выводу, что причиной его является такой же огонь.
Вслед за буддистами брахманистские логики тоже стали делить анумана на "вывод-для-себя" (свартха-анумана) и "вывод-для-другого". (парартха-анумана). Если первый включал три части (аваява), то второй - пять.
3. Шабда - (санскр. sabda - "слово", "звук") - слово обозначает широкий спектр явлений: "звук", "шум", "фонема", "звук речи", "слово", "фраза", "язык", "речь", а также является одним из инструментов познания (прамана).
Другими словами, это "авторитетное свидетельство", которое признавалось ортодоксальными индийскими даршанами, но отрицалось буддистами, джайнами и др. "диссидентствующими" шраманскими философами.
Веды не написаны конкретным автором, поэтому они "апаурушея" (не созданы людьми).
Если текст не создан автором и в него не вложена чья-то мысль, то смысл слов и фраз должен обеспечиваться самим объектом, его вечной связью со словом: "Те же звуки, взятые в том же порядке, которые однажды уже показали свое соответствие объекту, всегда будут выражать тот же смысл, что в первый раз", - отмечает Кумарила Бхатта ("Шлока-варттика")