Жаль вот только, что посвященный Лопухин перед императрицей Екатериной вел себя несколько иначе, чем посвященный Иисус перед прокуратором Пилатом. Вот что пишет в своем исследовании
Брачев:
"...Хотя гнев императрицы, как мы знаем, был направлен не на одного только Н. И. Новикова, а против всех московских масонов, слишком уж ворошить это осиное гнездо Екатерина II почему-то не захотела. Не в последнюю очередь, надо думать, из-за прикосновенности к нему своего сына и наследника Павла Петровича и близких к нему лиц.
После формальных допросов Н.Н.Трубецкой и И.П.Тургенев были высланы в свои деревни: первый - в село Никитовку под Воронежем, второй - в село Тургенево Симбирской губернии [626]. И.В.Лопухин же, после ознакомления Екатерины II с его ответами на опросные пункты, и вовсе был оставлен в Москве. Милости этой Иван Владимирович, по его собственному признанию, удостоился благодаря тому впечатлению, которое сумел произвести на императрицу его опус. «Государыню, - писал он, - тронули мои ответы до слез, как я слышал от Василия Степановича Попова, который читал их перед нею, тоже в слезах» [627]. «Государыня! - писал здесь И.В.Лопухин, - Я не злодей. Мать Отечества! Я один из вернейших твоих подданных и сынов его. Мать моя! Я исполнен нежнейшей к тебе любовью.
Никогда мысль одна против тебя не обращается в душе моей… Твой верный по гроб подданный И.Лопухин» [628]. ..."
[627] Лопухин И.В. Записки сенатора И.В.Лопухина. М., 1990. С.61-62.
[628] Там же. С.57-58.