Цитата:
>>Это бессмертное приобретение. Вы даже не подозреваете, каким сокровищем духа обладаете. > Сокровище духа - это Милосердие. Осознанные сны - это сиддхи. |
Конечно, это сиддхи, но учтите, что сиддхи бывают двух видов. Надо иметь в виду, что нас зачастую кормят литературой, прошедшей идеологическое редактирование. Например, в распространённом русском переводе "Голоса Безмолвия" сказано, что эти инструкции для тех, кому неведомы опасности сиддх. Но в оригинале было про опасности низших сиддх. Из этого смешивания складывается отрицательное отношение к сиддхам.
На самом же деле сиддхи бывают мирские (лаукика) и внемирские (локоттара). Разница между ними не столько в том, что одни "плохие", а другие - "хорошие", а скорее в том, что одни относятся к личности и приобретаются на одну жизнь, теряясь в следующей, тогда как другие относятся к высшему Я и сохраняются навсегда (их можно назвать "сокровищем духа), если вам так нравится.
Я не могу с полной уверенностью говорить, к чему относятся осознанные сны, но моё личное мнение - что к внемирским сиддхам, косвенным доказательством чего служит тот факт, что их иногда переносят из прошлых жизней. Конечно, другим более точным указанием на такой характер сиддхи была бы столь же сильная осознанность в бодрствующем состоянии.
В буддизме практики сновидения - не самоцель, но они помогают осознанному умиранию и соответственно достижению осознанности в бардо. Когда я высказал такую мысль на буддийском форуме "ясный свет", мне ответили там в том духе, что я преуменьшаю ценность этих практик и они могут привести даже к освобождению.