Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ  
Опции темы Опции просмотра
Старый 20.12.2024, 12:08   #1
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Джадж
Цитата:
17(18 ). Модификации ума всегда известны руководящему духу, потому что он не подлежит модификации.
Следовательно, несмотря на все изменения, которым подвержены ум и душа, духовная душа, Ишвара, остаётся неизменной, «свидетелем и наблюдателем».

18(19).Ум не имеет собственного света, потому что он есть инструмент души, он окрашивается и изменяется вследствие опыта и внешних объектов и познаётся душой.

19(20). Нельзя концентрировать внимание на двух объектах одновременно.

20(21). Если бы одно восприятие могло познаваться другим, тогда возникла бы дальнейшая необходимость в познании познания, и из-за этого возникла бы путаница в воспоминаниях.

21(22). Когда понимание и душа соединяются, возникает самопознание.
Самопознание, о котором здесь говорится, является внутренним озарением, к которому стремятся все мистики, а не просто познаванием самого себя в обычном смысле.
Таймини
Цитата:
18. Видоизменения восприятия всегда известны его господину из-за неизменности Purusa.
19. Это не самоосвещаемо, поскольку оно воспринимаемо.*
* Это не освещает себя, ибо, в таком случае, могло бы быть воспринято.

20. Более того, оно не может быть познаваемо с двух (разных) сторон.

21. Понимание одного способа восприятия другим способом предполагает познание познаниями и спутанность воспоминаний.

22. Знание собственной природы через самопознание (достигается), когда восприятие приобретает такую форму, в которой оно не переходит с места на место.*
* Остановив восприятие, Йог понимает его инструментальное значение.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.12.2024, 11:27   #2
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Рассмотрим предыдущие сутры, посвященные Манасу и Буддхи ( как высшему интеллекту, Разуму)
Первым делом идет утверждение, что Пуруше известны все содержания ума, что нас отсылает к сутре, где утверждалось, что существует реальная форма Прошлого и реальная форма Будущего, т.е. в Пуруше есть целостность и полнота всех прошлых и будущих содержаний его сознаний. А это значит, что Пуруша всегда обладает полнотой и целостностью познания, он в своей сути ( в своем Высшем Божественном корне)- неизменен.

Цитата:
18. содержания деятельности сознания всегда известны их господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.
Далее выясняется, что если Пуруше известно всё, то не пользуется ли этим знанием( освещением) и данный конкретно интеллект, какого-то воплощенного человека, и не просто ум, а Буддхический познающий аспект, интуитивный и разумный, который стоит ближе всего к Пуруше?
И Патанджали подробно доказывает, почему этого не может произойти. Потому что есть только один Субъект- «Я» а все остальные не могут быть источником энергии ( света).

Но сложность понимания в том, и о чем не очень-то спешит говорить Патанджали ( он об этом начинает намекать только в сутре 22(4)), что в чистом виде Субъект нигде не фигурирует, он не проявлен. И он никак в чистом виде не может действовать. Вот такой парадокс. Действует только Божественное «Я», но действует оно через какие-то проводники и формы.
А как Божественному «Я» строить совершенные проводники для своего действия, если материя не очень-то способна быстро меняться, она полна инертности, или избыточной хаотичной активностью. Это возможно, только если Пуруша будет индуцировать, наводить свою познавательную способность на ниже лежащие проводники.

Вот поэтому все устроена так, чтобы постепенно в процессе эволюции утончать и совершенствовать механизмы и проводники материи, чтобы создавать с их помощью все больше новых разумных помощников для выполнения цели Божественного «Я».

Законы мироздания устроены так, что познать что-то ( обнаружить новое, неиспытанное) растущему сознанию( как раз тому промежуточному звену- помощнику) можно только разделив функции познающего и познаваемого . Познающий освещает ( т.е. наводит индукционно свою энергию на познаваемое), получает от него отклик в виде нового знания о нем.

Цитата:
Может возникнуть сомнение, не освещает ли сознание, подобно огню, и самое себя, и чувственный объект.
19. Оно не освещает самое себя по причине свойства быть объектом восприятия.

Либо освещаешь, и сам остаешься в тени, и познаешь кого-то, либо тебя освещают, и ты познаешься кем-то.
Если бы современные люди осознали этот процесс , они бы поняли, почему так сложно и подчас невозможно понять сознание другого человека. Потому что познать можно, только самому находясь в полном отречении, т.е. всё свое восприятие направив на объект. У нас же при познании ( т.е. при работе умом), каждый начинает звездить, считает что собственное творчество при исследовании просто необходимо. А ведь это и есть самоосвещение, которое порождает дурную бесконечность. Мы заглушаем и ослепляем сами себя и поэтому наше познанное – иллюзия, ложь и наваждение.

Интересен подход к самоисследованию.
Цитата:
Деятельность живых существ становится возможной вследствие отражения процессов, происходящих в их психике 2: «Я разгневан», «Я испуган», «Я испытываю влечение к тому-то», «Я испытываю от¬вращение к тому-то». Без отражения процессов, [происходящих] в собственном сознании, такая [деятельность] невозможна.
Тут объясняется почему в процессе эволюции необходима двойственность и отражение процесса познания в Буддхический проводник. Потому что без этого отражения человек не смог бы ничего сделать, т.е. он бы не смог стать формальным субъектом.

Точно так же
Цитата:
20. Кроме того, обе они не [могут быть] познаны в одно и то же время.
И
Цитата:
21. При [допущении, что одно содержание сознания воспринимается] другим содержанием сознания, [возникает дурная] бесконечность понимания понимания и смешение памяти.
Можно сказать, что современное состояние ментального пространства планеты как раз подтверждает это.
Люди отказались от Единства Божественного «Я» и приняли равноправие всего множества личностных «я», а это совсем не одно и то же. В результате человеческие единицы все больше и больше погружаются в дурную бесконечность частных мнений и интерпретаций, потом интерпретаций интерпретаций и комментариев на комментарии, понимание пониманий , причем, утверждается, что каждый имеет право на собственное мнение и на собственный выбор и представление. А истина уже не где-то тут или там, она вообще похоронена.

В чем же выход и спасение? Патанджали говорит об этом

Цитата:
Но в учении санкхья-йога и других [системах брахманизма] под словом «себя» понимается Пуруша, господин, для которого сознание выступает объектом опыта.
— Как [это происходит]?

22. Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам] познает свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.

«Энергия Того-кто-наслаждается, [то есть субъекта опыта], не подвержена изменению и не поглощается [объектами]». Когда она кажется поглощенной изменяющимся объектом, она как бы соответствует способу его деятельности. И так только вследствие схожести с деятельностью разума (буддхи), [как бы] обретшего форму чисто¬го сознания, она понимается как развертывание сознания, не отличимого от деятельности буддхи. Было сказано в этой связи: «Убежище, где располагается вечный брахман,— это не сферы ада и не горные ущелья, не тьма и не бездны морские, но деятельность буддхи, не отличимая [от него самого]. Так говорят мудрые».
Т.е. когда Пуруша наводит(индуцирует) свою чистую энергию на свой проводник Буддхический, эта энергия- субстанция такого высокого качества, что сама способна организовать то тело, или план, который будет его собственным планом, его пространством, и у этого тела будет свой способ деятельности, и это тело будет иметь свое самосознание и свое развертывание сознания.
В свете Агни Йоге можно предположить, что это может работать и как деление Духа. Т.е. порождение Духом новых семян Духа для разворачивания сознания в космосе.
Это как раз речь об эволюции сознания.
Это может пониматься и горизонтально и вертикально. Ведь « засеваются» планеты духовными семенами, чтобы развивать и расширять сознательность материи.
И кроме того вертикально идет усовершенствование каждого фокуса сознания. В процессе эволюции просто необходима смена форм и изменение- трансформация и трансмутация тел. И это единственный способ переноса сознания ( помните, были сутры о переносе сознания) от менее совершенных к более совершенным проводникам и значит, к обладанию все более совершенными инструментами для дальнейшей работы с сознаниями.

Человечество очень боится смерти своих физических оболочек и разрушения внешних форм удобства и комфорта, изживших свои резервы и возможности для Будущего движения к совершенствованию. Но это инструмент эволюции.

Однако нужно сказать, что чем выше становится проводник сознания и ближе к Божественному «Я», тем более продолжительно и надежно его тело. Так тело Буддхического проводника- Духовная Душа, не умирает при потере физического тела и если человечество найдет способ перенести фокус сознания человеческих единиц на буддхический план, возможно не сразу всех, а хотя бы какой-то значительный процент, то родится новое царство на Земле, духовное царство, которое сможет кардинально изменить ситуацию Земли по всем параметрам.
Ведь жизнь продолжается и на Высших планах, даже у Патанджали об этом говорится, что на Буддхическом плане Пуруша так же имеет форму- тело и способность действовать сознательно.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 23.12.2024, 12:04   #3
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Сутры с 23(4) по 25(4) посвящены мотивам.
Цитата:
Сообщение от Diotima Посмотреть сообщение
В сутре 11(4) все-таки дается надежда избавиться от этих бессознательных впечатлений.
Цитата:
Цитата:
11. Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.
Поскольку формирующий фактор, который ответственен за формирование бессознательных впечатлений, включает в себя:
1.причину- что есть ни что иное как жажда жить, которая как память хранится в субстанции.
2.мотив- это цель существования, это есть создание новых индивидуальностей и расширение эволюции сознаний.
3.носитель- это есть субстанция ума, Манас, которая и есть та подвижная активная движущая сила всякого развития, именно она в себе хранит и развивает все семена мышления всех Мыслителей.
4.внешняя опора- это есть внешние объекты, это те созданные ранее формы, несущие уже в себе какие-то базовые вибрации, поддерживающие создание все новых и новых форм. Каждый созданный объект в себе имеет уже семя Жизни, а значит, он стремится развиться и выпустить эту жизнь изнутри во вне.
Классическая йога
Цитата:
23. сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается, [становится] всеобъектным.

Интеллект окрашен познаваемым объектом, но и сам в силу свойства быть объектом восприятия оказывается связанным через эту свою функцию с субъектом, то есть Пурушей. Таким образом, то же самое сознание, будучи «окрашено» Зрителем и тем, что воспринимается, проявляется [одновременно] и как объект, и как субъект. Обретая внутреннюю форму одушевленного и неодушевленного и проявляясь как если бы оно не было объектом, хотя по своей природе оно есть объект, или как если бы оно было одушевленным, хотя [в действительности оно] неодушевленное, [это сознание], [отражающее все вокруг], подобно кристаллу, называется всеобъектным 1.
Поэтому некоторые, введенные в заблуждение таким сходством сознания [с Пурушей], говорят, что именно оно и является одушевленным. Другие же утверждают, что весь этот [мир] есть не что иное, как сознание 2, и что в действительности коровы, горшки и прочее, то есть [предметный] мир вместе с его причинами, не существуют. Поистине, [эти люди] достойны жалости.
— Почему?
— Потому что сознание, озаряющее формы всех чувственных объектов, и есть семя их заблуждения.
Что касается [различающего] постижения, [которое возникает] при йогическом сосредоточении, то постигаемый объект, будучи отраженным [в сознании] 3, есть иное, [нежели сознание], по¬скольку служит его опорой. Если бы этот объект был «только-сознанием», то каким образом самопостижение могло бы установить себя в форме постижения? Следовательно, тот, кто определяет объект, отраженный при [йогическом] постижении, есть Пуруша.
— Почему это [происходит]?

24. Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет соединяющую функцию.

Итак, это сознание, хотя и расцвеченное бесчисленными бес¬сознательными впечатлениями, существует для Другого — для его опыта и освобождения, но не для самого себя, потому что оно, подобно дому, выполняет соединяющую функцию. Соединя¬ющую функцию сознания не нужно понимать как существующую для самой себя. Так, ощущение счастья испытывается не для самого счастья, а знание [существует] не для самого знания, но оба эти [состояния сознания существуют] для Другого. Тот Пуруша, цель которого объединяет в себе цель опыта и цель освобождения, и есть этот Другой. Он другой отнюдь не [в смысле принадлежности] к об¬щему классу 1. Любой из таких элементов, о котором может говорить сторонник теории уничтожения, служит, в свою очередь, цели другого элемента, ибо все они функционируют [только] в совокупности. Но [он есть] тот особый Другой, который не функционирует в совокупности, то есть Пуруша.

25. У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном существовании.

Подобно тому как можно заключить на основании появления побегов растений в сезон дождей о существовании их семян, так и по виду [йогина], у которого от радости поднимаются волоски на теле и текут слезы, когда он слышит о пути освобождения, можно за¬ключить, что он обладает завершенной кармой 1, ведущей к осво¬бождению, семя которой — знание различия между [Пурушей и со¬знанием]. Его мысли о собственном существовании текут самым естественным образом. [А о тех], у кого такая [карма] отсутствует, было сказано: «Отбросив из-за своих пороков естественность [та¬ких размышлений], они испытывают удовлетворение от первого же возражения 2 и избегают окончательного вывода».
Размышления о своем существовании таковы: «Кем я был? Как я жил [прежде] ? Что такое это [рождение] ? Чем оно обусловлено? Кем мы будем? Почему мы будем?»3. Однако эти [размышления] прекращаются у того, кто обладает знанием различия между [Пурушей и сознанием].
— Почему [это происходит]?
— Потому что все многообразие изменений присуще [только] сознанию. Однако Пуруша при отсутствии неведения пребывает чистым и свободным от [какого-либо] влияния качественно-опре¬деленных состояний сознания 4. Оттого у мудрого прекращаются [все] размышления о собственном существовании.
Вивекананда
Цитата:
22(23). Отражая в себе видящего и видимое, ум способен все понять.
С одной стороны, ум отражает в себе внешний мир, то есть видимое, с другой — видящего. Таким образом, он обретает силу знания.

23(24). Бесчисленные желания разнообразят ум, который есть комбинация многого, но он действует для другого [пуруши],
Ум составлен из множества компонентов, а потому не может действовать для себя. Все в этом мире, что составлено из компонентов, имеет некий объект, к которому оно направлено и для которого оно существует. Ум, составленный из компонентов, существует для пуруши.

24(25). Научившийся различать более не воспринимает ум как Атман.
Через различение йог познает, что пуруша не есть ум.
Мишра


Десикачара
Цитата:
4-23
drastrdrsyoparaktam cittam sarvartham
Так разум служит двойной цели. Он обслуживает Воспринимающего, предоставляя ему внешнее. Он также отображает или представляет Воспринимающего для собственного просвещения.
4-24
tadasankhyeyavasanabhiscitramapi parartham samhatyakaritvat
Высказывания о том, что единственная роль разума служить Воспринимающему, повторяются и в дальнейшем.
Разум накапливает различные впечатления, которые всегда в распоряжении Воспринимающего. Так происходит потому, что разум не может функционировать без силы Воспринимающего.
У разума нет своего собственного предназначения. Он не может действовать по своей воле. См. сутру 2-21.

4-25
visesadarsina atmabhavabhavananivrttih
Патанджали описывает качества личности, достигшей высшего состояния ясности
Личность необычайной ясности – это личность, которая свободна от желания узнать природу Воспринимающего.
Любопытство не заставляет ее опробовать на Воспринимающем свойство разума, всякие "где-был-я?", "чем-я-буду?", потому что он чувствует свою истинную сущность, у него нет любопытства. Такая личность достигла уровня свободы от помех (сутра 2-3), потому что одним из продуктов, производимых помехами, является вопрос: "Кто я?"
Загуменного
Цитата:
22(23). Ум, будучи "окрашен" зрящим и зримым, всепостигающ.
Ум (читта) подвергается воздействию зримого, т.е. вещей, объектов, и одновременно связан с пурушей, поэтому он является как бы всеохватывающим, и ему в определенном смысле доступны все объекты.

23(24). Он (ум), хотя и наполнен бесчисленными васанами, существует ради другого – вследствие комбинированной деятельности.
Комбинированное (сложное, составное) не имеет собственной цели; многообразная деятельность ума (читта) "имеет целью" обретение опыта и освобождение пуруши.

24(25). Для видящего различие [между умом и пурушей] прекращение созерцания собственного бытия.
Характеризуется ум, устремившийся к освобождению. В сезон дождей равнина, казавшаяся бесплодной, покрывается буйной зеленью. Значит, в почве находились семена растений. Точно также, когда некоторые люди слышат о пути освобождения (мокша-марга), у них возникает необычное чувство, текут слезы и волосы встают дыбом; это говорит о том, что в прежних существованиях ими было достигнуто определенное знание, связанное с освобождением. На определенном уровне знания, когда постигнуто различие между умом и пурушей, вопросы о смерти, своем прошлом и будущем и т.д. прекращаются, ибо они являются лишь модификациями ума и не имеют отношения к пуруше.

Перевод Сэра Ганганатха Джха
Цитата:
23(4) Ум слегка окрашенный "наблюдателем" и "наблюдаемое" приходит пониманию (постижению) всех вещей.
24(4) Несмотря на пестроту бесчисленных впечатлений, Ум следует рассматривать, как существующий для другой цели, поскольку он действует как составной (самхат).
25(4) Для того, кто воспринял различие, (существует) прекращение всякого познания природы "я".
Свенссона
Цитата:
23(4) Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
24(4) Несмотря на то, что ум испещрён бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого, ибо действует во взаимосвязи.
25(4) У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана.
Фалькова
Цитата:
23(4) Сознание, окрашенное и созерцаемым и созерцающим, способно понять все.
24(4) Сознание, будучи сложным, своим желанием действует не прямо, а для целой группы желаний.
25(4) Для того, кто достиг мастерства в проницательности, смягчаются противоречия природы души.
Свами Сатьянанда Сарасвати


Джадж
Цитата:
22(23).Ум, соединённый с душой и полностью владеющий знанием, охватывает все объекты.
23(24). Хотя ум и принимает различные формы из-за бесчисленных мыслительных отложений, он существует для освобождения души и действует в сотрудничестве с ней.

24(25). В том, кто знает разницу между природой души и ума, ложное представление о душе подходит к концу.
Ум – это просто инструмент, орудие или средство, с помощью которого душа приобретает опыт и знания. В каждом воплощении ум бывает как бы новым. Он является частью аппарата, предоставленного душе в бесчисленных жизнях для получения опыта и пожинания плодов деятельности. Представление о том, что ум бывает познающим или переживающим, является ложным, и от него следует отказаться, прежде чем душа сможет достичь освобождения. Поэтому было сказано, что ум действует или существует ради спасения души, а не душа ради ума. Если это правильно понято, становится очевидным постоянство души, и всё зло, проистекающее из ложных понятий, начинает исчезать.
Таймини
Цитата:
23. Окрашенное Знающим восприятие всеобъемлюще.*
* Когда восприятие способно знать план Purusa, оно становится всезнающим.

Сутры 24 – 25. В этих двух Сутрах определяется природа ограничений, имеющихся даже на самых высших проявленных планах. Purusa является не только окончательной причиной всех восприятий, как указано в IV-18, но он также движущая сила и смысл этой игры Vasanas, которые держат восприятие в постоянной активности. Для него разворачивается весь этот длительный процесс эволюции, хотя Purusa всегда спрятан на заднем плане. Из этого следует, что даже в самых возвышенных состояниях сознания, которых Йог может достичь на высших стадиях, он зависит от чего-то особого и отдельного, хотя и находящегося внутри него. Он не может быть действительно Самодостаточным и Самоосвещаемым, пока полностью не Самореализуется и не станет единым с Реальностью внутри себя. Вот что является окончательным уничтожением недостатка этой абсолютной полноты, отлучающей Йога от возвышенного света и блаженства высших планов и позволяющей углубиться внутрь себя ради Реальности, которая является сознанием Purusa.

24. Даже раскрашенное бесчисленными Vasanas, оно действует ради другого, поскольку действует в союзе.*

* Зная план Purusa, восприятие действует в соответствии с ним.
25. Остановка (желаний) для пребывания в сознании Atma у тех, кто видит различия.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.12.2024, 11:28   #4
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Уточним мотивы, которые видны из предыдущих сутр.

Соединяя сутры 22(4) с 23(4)
Цитата:
22. Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам] познает свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.
23. сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается, [становится] всеобъектным.
получаем представления зарождения и развития в душе в процессе эволюции формы более высокого сознания- сознания высшей Триады, которое в себе объединяет и объективность, и Зрителя- Наблюдателя и сам факт познания. Это и есть Высшее Эго, индивидуализированный Дух в представлении Агни Йоги и теософии. Как сказано в одном из первоисточников «Я и работник, и работа, и поле работы».
В сутре оно названо всеобъектным сознанием.
И не смотря на то, что это «Я» индивидуализировано, оно всегда находится в целостности, в единстве со всей объективностью, которая периодически проявляется с помощью того же Всеобъемлющего Божественного «Я», в которое в качестве единицы входит и индивидуализированное «Я».

Так что же такое сознание и зачем оно нужно этому Божественному «Я»? Ведь оно не Дух и не тело.
Оказывается это расширяющее и развивающееся в эволюции сознание необходимо, чтобы связывать Божественный Дух с субстанцией, с объективностью. Целостность и единство Божественного «Я» обеспечивается этими связями.
И это есть Духовная Душа, в которой уже содержится Высшее «Я» как фокус и Манас как очищенный и структурированный законами инструмент постижения.

И здесь подчеркивается мысль важности понимания коллективного аспекта сознания. Сознание само по себе представляет конгломерат связей малых и больших сознаний.
И самый важный момент в том, что любое сознание (индивидуализированное) существует не для себя, а для ДРУГОГО, чтобы обеспечить связь Единства.

Цитата:
Что касается [различающего] постижения, [которое возникает] при йогическом сосредоточении, то постигаемый объект, будучи отраженным [в сознании] 3, есть иное, [нежели сознание], по¬скольку служит его опорой. Если бы этот объект был «только-сознанием», то каким образом самопостижение могло бы установить себя в форме постижения? Следовательно, тот, кто определяет объект, отраженный при [йогическом] постижении, есть Пуруша.
— Почему это [происходит]?

24. Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет соединяющую функцию.

Итак, это сознание, хотя и расцвеченное бесчисленными бессознательными впечатлениями, существует для Другого — для его опыта и освобождения, но не для самого себя, потому что оно, подобно дому, выполняет соединяющую функцию. Соединяющую функцию сознания не нужно понимать как существующую для самой себя.
И далее можно конечно размышлять об Иерархичности сознаний и эта иерархичность проявляется качественностью. Каждый следующий уровень содержит в себе в единстве ниже лежащие уровни и является для них руководящим , определяющим и ответственным фокусом.
Цитата:
Так, ощущение счастья испытывается не для самого счастья, а знание [существует] не для самого знания, но оба эти [состояния сознания существуют] для Другого. Тот Пуруша, цель которого объединяет в себе цель опыта и цель освобождения, и есть этот Другой.
Но для Патанджали важно было сказать о ДРУГОМ. Он говорит, что в каждом атоме, в каждом сознании, в каждом объекте есть Тот, который поддерживает Существование , поддерживает Жизнь, и что связь с этим ДРУГИМ у нас возможна только через наше сознание. Пока сознание не развитое, мы настолько затемнены, что даже не ощущаем и- или не хотим ощущать это Божественное «Я» в себе и в других объектах. Особенно подчеркну « в других объектах» , в себе легче это заметить, так как Божественное «Я» индуцирует энергию познания и отражается как низшее «я». Поэтому у нас все правы для себя, и каждый где-то в глубине считает себя уникальным и достойным любви. Это хорошо, если распространить такое представление на окружающих, так как все тогда уникальны и достойны любви.
Именно поэтому в следующей сутре говорится, что

Цитата:
25. У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном существовании.
Такой йог уже все свои силы бросает на решение задач Высшего Пуруши, которые являет собой целостность и единство всех других меньших сознаний. Поэтому такому йогу просто не интересно, да и нет времени заниматься размышлениями о собственном существовании, да и самого собственного существования у него уже нет, он существует в Едином.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 25.12.2024, 12:16   #5
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Следующие сутры с 26(4) по 29(4) говорят о причине кармы- о жажде жизни, которой на Высших планах у йога может выразиться как жажда Быть, жажда Бытия. И это необъемлемая часть Божественной Воли, воля Божественного «Я» периодически проявляться.
А это говорит о цикличности борьбы и о повторении определенных трудностей и методов работы с ними на достигнутом этапе. Потому что все еще существует опасность впечатлиться от достижений собственного «Я», и эти даже может быть не такие уж страстные или чувственные впечатления, но они обязательно приведут к каким-то кармическим реакциям, с которыми придется снова и снова разбираться и устранять их.

Классическая йога
Цитата:
26. Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к абсолютному обособлению.

В этом случае сознание [йогина], которое прежде было направлено на чувственные объекты и погружено в неведение, полностью изменяется. Оно тяготеет к абсолютному обособлению и растворя¬ется в знании, порожденном различением.

27. В нем иногда [проявляются] другие содержания, [порожденные] формирующими факторами.

В сознании, которое погружено в различение [своих] содержаний и течение которого устремлено к установлению абсолютного различия между саттвой и Пурушей, иногда возникают и другие содержания, [например]: «Я есмь», или «Это — мое», или «Я знаю».
— Откуда [они]?
— Из ослабленных семян, то есть [прошлых] формирующих факторов.

28. Избавление от них подобно [избавлению] от аффектов.

Подобно тому как аффекты, находясь в состоянии прокаленных на огне семян, лишаются способности к прорастанию, так и прошлые формирующие факторы, находясь в состоянии семян, про¬каленных на огне знания, не способны порождать [новые] представления 1.
Однако формирующие факторы [различающего] знания находятся [как бы] в дремлющем состоянии 2 вплоть до полного исчерпания функции сознания и потому [здесь] не рассматриваются.

29. У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие различения всегда [возникает] Логическое сосредоточение, [именуемое] «Облако дхармы».

Когда этот [благородный] брахман не привязан и к высшему постижению 1, то есть не желает ничего в качестве награды за такое [постижение], тогда у него, отрешенного и от этого [желания, появляется] постоянная способность различения 2. Вследствие разрушения семян формирующих факторов другие содержания сознания у него не возникают. Тогда и наступает состояние йогического сосредоточения, именуемое «Облако дхармы» 3.
Вивекананда
Цитата:
25(26). Дальнейшим различением ум приходит к первоначальному состоянию кайвальи, отъединенности.
Упражнения йоги развивают способность различать, дают ясность видения. С глаз спадает завеса, и мы видим мир, какой он есть. Мы видим многосоставность природы, видим, что она есть панорама, а пуруша — зритель, начинаем понимать, что природа — не Бог, что все комбинации природы предназначены для пуруши, восседающего на троне внутри нее. Различение, достигнутое длительными упражнениями, разгоняет страхи, и ум ощущает свою отъединенность.
26(27). Мысли, мешающие этому осознанию, порождаются впечатлениями.
Все мысли о том, что мы непременно нуждаемся для счастья в чем-то вне нас, являются преградами на пути к совершенству. Пуруша есть по природе и счастье, и блаженство, однако осознание этого затемнено прошлыми впечатлениями, последние должны изжить себя.
27(28 ). Преодолеть впечатления можно теми способами, которые используются для освобождения от невежества, эгоизма и прочего.

28(29). Кто, даже научившись различать самую суть вещей, отказывается от плодов знания, тому достается плод совершенного различения — самадхи, именуемого облаком добродетели.
Достигший умения различать получает доступ ко всем необыкновенным силам, о которых говорилось в последней главе, но подлинный йог отказывается от них. На него нисходит особое знание, особый свет, называемый дхарма-мегха, облако добродетели. Оно облекало собой всех великих пророков, которых знала история. Они нашли в себе родник мудрости. Истина стала реальной для них. Мир и покой, совершенная чистота сделались их природой после того, как они отвергли тщету власти.
Мишра


Десикачара
Цитата:
4-26
tada vivekanimnam kaivalyapragbharam cittam
И их ясность оставляет им только одну заботу o достичь состояния свободы.
4-27
tacchidresu pratyayantarani samskarebhyah
Находится ли такая личность вне опасности влияния регрессии?
Могут проявиться возмущающие впечатления из прошлого, отвлекающие от цели.
Поскольку такие впечатления влияют на наши действия, регрессия, как это ни маловероятно, все же возможна.

4-28
hanamenam klesavaduktam
Никогда нельзя мириться даже с незначительными ошибками, поскольку они так же вредны, как и пять препятствий.
Даже в таком состоянии помощь от наставника, который видит нас насквозь, неоценима. В первой главе (сутра 1-30) деградация рассматривается как одна из помех прогрессу, такая же серьезная, как болезнь и сомнения.

4-29
prasankhyane 'pyakusidasya sarvatha vivekakhyaterdharmameghah samadhih
Когда мы преодолели последнее препятствие,
Возникает состояние разума, наполненного ясностью относительно всех вещей во все времена. Это похоже на шквал чистой ясности.
Жизнь – сплошное удовлетворение. Видение никогда не замутнено. Экстраординарные способности никогда не используются неправильно.
Загуменного
Цитата:
25(26). Тогда ум "углубляется" до различения (вивека) и тяготеет к освобождению (кайвалья).
Когда прекращаются вопросы относительно собственного существования (см. выше), ум достигает более глубокой ступени знания и стремится к отрыву от преходящего, к освобождению.
26(27). Вследствие самскар в его "интервалах" [возникают] ныне идеи-импульсы (пратьяя).
Под "его" понимается ум (читта), устремленный к освобождению. Когда различающее знание не стало еще непрерывным, в интервалах (чхидра) возникают психические импульсы, вроде следующих: "я", "мое", "знаю", "не знаю" и т. д. Их источником являются возникшие ранее самскары, находящиеся теперь в процессе уничтожения.
27(28 ). Их устранение – подобно [устранению] клеш, описанному ранее.
См. II, 10-12.
28(29). Для равнодушного даже к высшему познанию (пра-самкхьяна), вследствие достижения постоянного высшего различения (вивека-кхьяти), [возникает] самадхи, [называемое] "туча дхармы".
Когда йогин становится бесстрастным даже относительно всеведения (см. Ill, 54), у него возникает непрерывное различающее знание (вивека-кхьяти), и вследствие уничтожения даже "семян самскар", не появляется посторонних импульсов (см. IV, 27). В этом случае достигается самадхи, называемое "туча дхармы", поскольку оно изливает добродетели, как туча – дождь.
Перевод Сэра Ганганатха Джха
Цитата:
26(4) Тогда Ум становится склонным к правильному различению (умению различать, проницательности) и начинает тяготеть к Уединению.
27(4) В интервалах вследствие того, появляются другие понятия (пратьяя), благодаря Реакциям (самскара).
28(4) Их разрушение было описано, как близкое разрушению Препятствий (клеша).
29(4) Когда человек не интересуется даже Правильным Знанием, к нему приходит исключительно абсолютная различающая (проницательная) мудрость, которая ведёт к Союзу, названному "Облаком Добродетели" (дхарма-мегха).
Свенссона
Цитата:
26(4) Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
27(4) В промежутках возникают мысли из санскар (ментальных впечатлений).
28(4) Устранение санскар похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.
29(4) Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
Фалькова
Цитата:
26(4) И тогда устремленное к распознанию сознание возвращается к прежней свободе.
27(4) Препятствие к этому возникают из-за впечатлений.
28(4) А способ разрушения следует из их качеств.
29(4) Только достигший правильного знания через проницательность приходит к такому Самадхи, которое именуется "облаком добродетелей".
Свами Сатьянанда Сарасвати

Джадж
Цитата:
25(26). Тогда ум переходит к различению и склоняется перед обособленностью.
26(27). Но в промежутках между медитациями в результате действия старых, ещё не удалённых отпечатков, появляются другие мысли.

27(28 ). Средства, к которым следует прибегать для их предотвращения и устранения, такие же, как и ранее описанные средства для избавления от страданий.

28(29). Если аскет не ждёт плодов, даже когда достигнуто совершенное знание, но не бездействует, медитация, буквально называемая Дхарма Мегха (облако добродетели) возникает в результате его совершенного распознавания.
Комментатор объясняет, что, когда аскет достиг точки, описанной в афоризме 25, направляет своё внимание на предотвращение всех других мыслей и не желает достигать сил, возникающих только по его желанию, наступает дальнейшее состояние медитации, которое называется «облаком добродетели», потому что оно как бы проливает духовный дождь для достижения главной цели души – полного освобождения. В нём содержится предупреждение о том, что, пока не будет достигнута эта главная цель, желание плодов будет препятствием.
Таймини

Последний раз редактировалось Diotima, 25.12.2024 в 12:19.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 26.12.2024, 11:24   #6
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Рассмотрим предыдущие сутры.
Пока существует проявление( не только плотное, но и тонкое и огненное), существует задача устоять в свете Истины, потому что существует двойственность , иллюзия своего «Я», и жажда бытия этого «Я». И это нормально, потому что только во взаимодействии пар противоположностей возможно выработать лучший гармоничный устойчивый процесс движения вперед.
Конечно, йогин на этом этапе применяет методы, которые описаны ранее и которые он уже применял на других этапах. Так в чем же разница данного состояния?
На мой взгляд, чтобы понять это, нужно посмотреть на сутру 29(4), на что опирается в данный период йогин.

Цитата:
29. У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие различения всегда [возникает] Логическое сосредоточение, [именуемое] «Облако дхармы».
Т.е. йогин наконец-то начинает осознавать не просто всеобъектность своего уровня реальности, он начинает осознавать ПРИСУТСТВИЕ некоего Высшего уровня Реальности.
Не просто как представления и размышления своего ума, а как живое реальное ощущение Силы и Власти Божественной Воли.
Конечно, сначала это не такое уж реальное прикосновение в Руке ведущей, как телесной, но это уже настолько плотное облако перспективы ЕГО РАБОТЫ, что не остается никаких сомнений в выбранном направлении, он становится просто как сознательный инструмент в руках Высшего Учителя.
Сюда можно вспомнить множество слов из Агни Йоги
Например
Цитата:
Озарение, 2-III-7
Откуда берете силу и вразумление? Соединяясь с Духом Великим, признавая причину и побуждение, строим немедленное следствие. Зовем тех, которые ранее прошли великим путем личного сознания и ответственности. И Наши воззвания доходят, вознесенные тысячеруко. Не надо требований, не надо ужаса, но слияние двигает громадами. Желая благо, принимаем наследие Великих Благоносителей. Оставляем сосуд духовный открытым для приятия благих пособлений. И ничто злое не коснется, ибо хотим блага, подтвержденного духом. И бережно отнесем паутину писаний в хранилище, ибо пошли к Истокам.
Быть готовым, быть отрекшимся, быть уявленным, быть ущемленным, быть радостным, быть ликующим, быть молчащим, быть приносящим и дающим и быть в жизни сей наученным Солнца светом - такими Мы хотим видеть вас, такими и посылаем вас. Так дух ваш принял поручение.
Сюда можно вспомнить слова Св. Павла
Цитата:
«Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности,
И обувши ноги в готовность благовествовать мир;
А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Ефес. 6: 14, 15, 16, 17.).
И приказ Кришны Арджуне
Цитата:
«Также, дхарму свою соблюдая,
ты в бою колебаться не смеешь:
помышляя о долге, сражаться –
это благо для кшатрия, Партха!
Когда в битву такую вступает,
исполняется радостью кшатрий,
словно дверь приоткрытую рая
пред собою увидел внезапно.
Уравняв с пораженьем победу,
с болью – радость, с потерей – добычу,
начинай свою битву, кшатрий!
И тогда к тебе грех не пристанет.
Победив – насладишься ты царством;
коль убьют тебя – рая достигнешь;
так не медли – скорей решайся!
Подымайся на битву, сын Кунти!» (Гита II; 31. 32. 38. 37.).
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 27.12.2024, 11:53   #7
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,458
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Рассмотрим последние пять сутр, с 30(4) по 34(4)
это уже тот период, когда йог достигает своей цели, полного освобождения или «изолированного единства».

Классическая йога
Цитата:
30. Благодаря ему исчезают аффекты и карма.

Благодаря достижению состояния такого [йогического сосредоточения] неведение и прочие аффекты оказываются вырванными 1 вместе со своими корнями, а скрытые следы кармы, как благие, так и неблагие, уничтожаются. При устранении аффектов и кармы мудрец достигает освобождения еще при жизни.
— Почему?
— Потому что ложные установки и являются причиной суще¬ствования. Поистине, не может быть, чтобы некто, освободившийся от ложных установок, был бы рожден [вновь] где-либо или кем-либо.

31. И тогда, при беспредельности знания, освобожден¬ного от всех загрязняющих его препятствий, немногое [остается] из того, что должно быть познано.

Знание, освобожденное от всех препятствий, [создаваемых] аффектами и кармой, становится беспредельным. Саттва беспре¬дельного знания, подавляемая тамасом, который заслоняет ее, и лишь время от времени приводимая в движение раджасом, будучи освобожденной, обретает способность к познанию. Теперь, когда она избавлена от всех загрязняющих ее препятствий, она становится беспредельной. А ввиду беспредельности знания остается очень не¬многое из того, что еще должно быть познано, например светлячок в бесконечном пространстве.
Как сказано в этой связи, «слепой просверлил жемчужину, беспалый нанизал ее на нитку, не имеющий шеи надел ее, а немой пропел ей хвалу» 1.

32. В результате этого завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель.

В результате появления этого «Облака дхармы» последовательность изменения гун, осуществивших свою цель, оказывается завершенной. [Гуны], полностью исчерпавшие опыт и [приведшие] к освобождению, что и является их целью, не могут продлить свое существование ни на мгновение.
Итак, что же называется последовательностью?

33. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.

Последовательность по своей сути есть непрерывное течение моментов; как таковая она воспринимается через конечный предел, то есть завершение изменения. Так, новая одежда не обветшает, пока через ряд последовательных моментов не наступит предел ее [новизны].
В вечных сущностях тоже наблюдается последовательность. Сама вечность двояка: абсолютно неизменная вечность и вечность изменения. Из них неизменная вечность присуща Пуруше, а вечность изменения — гунам. Вечным является то, в чем даже при подверженности непрерывному изменению «таковость», [то есть внутренняя сущность], не разрушается 1. Вечность их обоих, [Пуруши и гун], обусловлена тем, что их внутренняя сущность неразру¬шима.
Что касается качеств гун — разума и прочих,— то последова¬тельность их существования приходит к завершению, выражающе¬муся через конечный предел изменения. В самих вечных гунах как носителях качеств такого завершения не обнаруживается.
В отношении абсолютно неизменных, вечных, пребывающих лишь в самих себе, освобожденных пурушей (индивидуальных «я») существование как таковое воспринимается только как последовательность. В этом случае, однако, [последовательность] не имеет завершения 2. [Такой вывод] носит чисто вербальный характер и делается на основании глагольной формы «существует».
— Есть ли конец последовательности этого круговорота бытия, реализующей себя через гуны в их движении или в состоянии по¬коя, либо же конце нет?
— Ответить на это невозможно.
— Почему?
— Есть вопросы, требующие категорического ответа: «Умирает ли каждый, кто родился? — Да, господин!» Однако есть вопросы, ответ на которые должен быть разделен 3: «Родится ли [вновь] каждый, кто умер? — Мудрый, обретший способность различа¬ющего постижения и устранивший жажду [бытия], не родится, но [любой] другой родится вновь».
Точно так же на вопрос: «Является ли человеческая форма рождения самой лучшей или нет?» — следует отвечать, разделив его: «По сравнению с животными она — лучшая, по сравнению с богами и риши — нет». Но существуют вопросы, на которые нельзя ответить: «Имеет ли конец этот круговорот бытия или не имеет? — Для мудрого существует конец последовательности круговорота бытия, для другого — не существует». При ограничении [ответа] одним из вариантов [возникает] ошибка; поэтому вопрос должен быть проанализирован.
Как было сказано, абсолютное освобождение [наступает] при окончании последовательности развертывании гун. [Теперь] определяется его внутренняя сущность.

комментарии переводчиков
34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же — энергия сознания, пребывающая в самой себе.

Полное свертывание 1 гун, которые представляют собой [цепь] причин и следствий, выполнивших [свою функцию — служить] опыту и освобождению Пуруши, и [потому более] не существуют для него в качестве объекта, — это и есть абсолютное освобождение. Энергия сознания Пуруши [в этом случае] полностью обособлена, то есть пребывает в самой себе из-за отсутствия связи с саттвой разума. Ее вечное сохранение именно в таком состоянии и есть абсолютное освобождение.

На этом четвертая глава «Об абсолютном освобождении» в комментарии санкхьи к «Йога-шастре» достопочтенного Патанджали [завершена].
Вивекананда
Цитата:
29(30). На этом кончаются боль и труды.
Когда наплывает облако добродетели, исчезает страх падения. Больше ничто не может низвергнуть йога с этой высоты. Для него зла больше не существует. Нет для него боли.

30(31). Знание, очищенное и освобожденное от завес, становится бесконечным, познаваемое же мало.
Это — само знание, освобожденное от завес. В одной из священных книг буддизма содержится определение того, что есть буддха как состояние; беспредельное знание, беспредельное как небеса. Иисус достиг этого и стал Христом. Вы все достигнете этого состояния. Когда знание беспредельно, познаваемое очень мало. Вся вселенная со всеми познаваемыми объектами, становится ничтожной перед пурушей. Обыкновенный человек ощущает себя ничтожным, потому что познаваемое для него очень велико.

31(32). Завершается последовательное превращение качеств, ибо все закончено.
Навеки прекращается превращение качеств, переход из вида в вид.

32(33). Изменения, которые существуют по отношению к моментам времени и воспринимаются с другого конца [конца серии], суть последовательность.
Здесь Патанджали дает определение последовательности тех изменений, которые существуют по отношению к моментам времени. Когда я мыслю, мысль постоянно преобразуется, но я отдаю себе отчет в этом лишь в конце размышления. Это и имеется в виду под последовательностью: ее нет для всеведущего ума. Для него все сиюминутно, а прошлое и будущее перестали существовать. Время остановлено, все знание сиюминутно, все познается озарением.

33(34). Кайвалья — это производимое в обратном порядке свертывание деятельности качеств, не имеющих для пуруши цели действия, или установление силы знания в собственной природе.
Природа выполнила свою задачу, бескорыстную задачу, которую она, наша заботливая нянька, взяла на себя. Она осторожно повела за собой все позабывшую душу, показала ей всю вселенную, все многообразие ее проявлений, поднимая душу все выше переселением из одного тела в другое, пока не возвратилось к душе ее утраченное величие и не вспомнила она о своем естестве. Тогда добрая мать отправилась назад, за другими, заблудившимися в пустыне жизни. Так трудится она без начала и без конца. И так через радость и страдание, через добро и зло течет нескончаемая река душ, вливаясь в океан совершенства и самореализации.
Слава им, познавшим свою природу. Да будет на нас их благословение!
Мишра
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > На всех Путях ко Мне встречу тебя

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра
Комбинированный вид Комбинированный вид

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Агни Йога, 375. Около дел йога начинает замечаться подражание Владимир Чернявский Размышляя над Агни Йогой 19 16.03.2016 08:57
Кундалини-йога и Агни-йога R10100 Свободный разговор 49 22.09.2013 12:37
Агни Йога, 224. Тонкое тело йога Etsi Размышляя над Агни Йогой 7 03.04.2012 22:26
Раджа-йога как путь духовного очищения Владимир Чернявский Новая Мысль 0 02.02.2009 20:24
Буддийские Сутры Истин Свободный разговор 23 29.05.2008 03:41

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 16:24.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги