Ответ: Кастанеда В Учении Дона Хуана отсутствует идея Бога, как таковая. Категорию Бога в учении Дона Хуана заменяет идея «Орла» - высшей и совершенно абстрактной Силы, поглощающей осознание всех живых существ после их смерти. Таким образом в учении Дона Хуана отсутствует по сути важнейшая категория любви Божией, в соответствии с которой должен быть определён и тот нравственный закон, по которому должен жить на земле человек, как социально-биологический вид. В учении Дона Хуана проводниками в духовный мир и т.н. «союзниками» (т.е. дружественными силами) выступают «низшие духи», которые в православии попросту именуются демонами. Иными словами, значительная часть духовных практик в учении Дона Хуана осуществляется с помощью демонических сил, которые именуются в его учении неограническими существами или просто духами (силами). В этом можно усматривать некоторую архаичность учения, которая является следствием и результатом влияния дохристианской традиции и культуры магов прошлого. В то же время не всегда в учении Дона Хуана упор делается только на «низшие силы». Сам Дон Хуан говорит о том, что зависимость от низших сил была по большей части уделом магов и людей знания прошлого т.н. «старых видящих», тогда как «новые видящие», к которым причислял себя и сам Дон Хуан, пересмотрели многие положения прежней традиции и внесли в них существенные корректировки, причём, именно в направлении повышения светоносности (т.е. нравственной основы), что проявилось в отходе от традиций использования «низших сил». Сам Дон Хуан неоднократно признавался Кастанеде в том, что испытывает к ним (неорганическим существам) отвращение и зависимость от них для себя преодолел. __________________ Счастливой, нам всем, охоты |