![]() | #5 | ||
Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | ![]() Цитата:
Не сочтите меня занудой или "книжником", также ничего не имею против самого праздника, но уж больно Неграмотно написано ... (автором приведённой Вами цитаты) ![]() 1. Пратьякша (санскр. pratyaksa, от prati+aksa, букв, "перед глазами") - восприятие как процесс и как результат этого процесса. Поскольку слово "акша" (синоним индрия) трактуется в инд. традиции не только как орган зрения, но и как чувственная способность в широком смысле слова, начиная от зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и кончая манасом (внутренним чувством), пратьякша, строго говоря, не сводится лишь к познанию с помощью внешних органов чувств (бахъя-индрия), т.е. к ощущению, а включает в себя и другие познавательные операции, осуществляемые с помощью манаса, например, внутреннее восприятие удовольствия, страдания и т.п. (манаса-пратьякша), самоосознавание (свасамведана), а также йогическое восприятие (йоги-пратьякша). Таким образом, никакой это не "путь", а просто один из каналов получения информации и йоги-пратьякша - непосредственное сверхчувственное восприятие йогов, одна из разновидностей пратьякши. Поскольку в инд. традиции йога трактовалась как развитие вполне естественных возможностей человека, большинство религ.-филос. школ признавало, что на определенных ступенях медитации йог обретает способность непосредственно (ярко и отчетливо) воспринимать то, что недоступно обычным органам чувств. К примеру, восприятие, лишенное мысленных конструкций, именуется нирвикальпа - пратьякша. 2. Анумана ... (от санскр. mа с префиксом anu - "измерять вслед за чем-то или в соответствии с чем-то"). Тоже не "путь", а такой же канал ... Классификация анумана, известная из разных ранних источников, включает три типа: 1. Пурвават ("по предшествующему") - следствие выводится из причины (напр., из присутствия облаков делают вывод о том, что пойдет дождь) или наоборот (из дыма выводится огонь); 2. Шешават (букв, "по остатку") - когда от следствия переходят к единственно возможной причине, остающейся после отбрасывания всех других (по прибавлению воды в реке заключают о том, что прошел дождь); 3. Саманъято - дришта ("усмотренное из общего") - когда по причине одного явления заключают о причине другого (вывод по аналогии). Иногда выводы типа саманъято - дришта противопоставляются выводам дришта ("усмотренное из частного") например, на основе прошлого наблюдения частного случая связи дыма и огня, увидев такой же дым, приходят к выводу, что причиной его является такой же огонь. Вслед за буддистами брахманистские логики тоже стали делить анумана на "вывод-для-себя" (свартха-анумана) и "вывод-для-другого". (парартха-анумана). Если первый включал три части (аваява), то второй - пять. 3. Шабда - (санскр. sabda - "слово", "звук") - слово обозначает широкий спектр явлений: "звук", "шум", "фонема", "звук речи", "слово", "фраза", "язык", "речь", а также является одним из инструментов познания (прамана). Другими словами, это "авторитетное свидетельство", которое признавалось ортодоксальными индийскими даршанами, но отрицалось буддистами, джайнами и др. "диссидентствующими" шраманскими философами. Веды не написаны конкретным автором, поэтому они "апаурушея" (не созданы людьми). Если текст не создан автором и в него не вложена чья-то мысль, то смысл слов и фраз должен обеспечиваться самим объектом, его вечной связью со словом: "Те же звуки, взятые в том же порядке, которые однажды уже показали свое соответствие объекту, всегда будут выражать тот же смысл, что в первый раз", - отмечает Кумарила Бхатта ("Шлока-варттика") Последний раз редактировалось Андрей Вл., 23.01.2017 в 21:39. | ||
![]() |
|