Выставка «Неотпитая чаша»
 
   «…Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный  родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила» 
 Николай Рерих.  
 
 В музее-заповеднике «Изборск» 30 июня 2013 года открылась выставка «Неотпитая  чаша», посвященная 110-летию творческой поездки Николая Рериха в  Изборск. Открытие  экспозиции сопровождалось исполнением на рояле известных музыкальных  произведений.
 Выставка посвящена 110 – летию творческой поездки Николая Рериха в Изборск.  В 1903 году Николай Константинович с женой совершили путешествие  по русским городам, в том числе Пскову, Печорам и Изборску, где  художник рисовал  Изборскую крепость, Труворово городище, написал много этюдов в Печорах.
 Посетители выставки смогут познакомиться с творчеством Н.К. Рериха, воспевающего  красоту и величие русской земли.  
Связанные события:
    Художник Н.К. Рерих родился, сформировался как человек, как  мастер живописи и крупнейший деятель культуры в России. Полжизни провел  он на Родине, любовался ее «степенными лесами», ее «студеными озерами»,  пил из ее «светлых родников», впитывал, изучал ее великую культуру со  всею страстью художника, ученого, поэта и патриота. Сам творил не  покладая рук. Открывал древние памятники искусства, исследовал курганы,  писал картины и поэмы, разбирался в летописях, собирал предания старины. 
 Россия на всю жизнь покорила художника. Три последних десятилетия своей  долгой жизни, вплоть до смерти в 1947г., Рерих скитался по разным  странам Европы, был в Америке. Более 20 лет прожил он и умер в далекой  Индии, завоевав глубокое уважение ее лучших людей. Но он сумел остаться  русским и пронести через все трудности свое российское подданство как  великий дар судьбы. «Хорошо быть русским. Хорошо говорить по-русски.  Хорошо мыслить по-русски», – писал он. 
 До последнего часа жизни мучила художника тоска по родине. И, когда в  возрасте 66 лет, Рерих писал свои воспоминания, России посвятил он самые  вдохновенные строки. Перед ним от земли до неба возвышались Гималаи с  их сияющими снежными вершинами, а он, восхищаясь красотой Гималаев,  слагал гимны своей далекой России. 
 «Велика красота русская, у нас бесконечно много того, что еще недавно  считалось неценным. Чего мы не хотели знать. Как вообще не хотели  знать  свою собственную землю, – писал Рерих в статье «Чаша неотпитая», – … За  пределами оконного кругозора столько изумительных красот в Псковской  области.  Таких близких и так постыдно мало кому ведомых… 
 Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо  будет. И там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ  тверд без смятения… 
 Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые  дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые,  каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры  богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, черные с  желтым…Любой выбирай. Все нетронуто. Ждет. Старинные проезжие пути ведут  по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками –  храмами…Все это красота. Красота бодрая. 
 …Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный  родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит  подземная сила.
 Русь верит и ждет». 
 Не только как художника, но и как историка и археолога, привлекал Рериха  Изборск. В «Повести временных лет» – общерусском летописном своде –  Изборск упоминается под 862г. в повествовании о призвании на Русь трех  варяжских братьев-князей, из которых «старейший, Рюрик, седе в  Новегороде, Синеус на Белоозере, в Изборске Трувор». 
 «Варяжский вопрос», или, как называл его Рерих, «скандинавский» – о роли  скандинавов в истории Древней Руси – всегда представлялся ему одним из  самых интересных среди историко-художественных вопросов. Рерих не  переоценивал значения скандинавской культуры для Древней Руси. Он  скептически относился к летописному сообщению о приглашении варягов на  Русь, но верил, что культура викингов к 10 веку достигла высокого уровня  и не могла не оставить следа в искусстве, религии, быте соседнего  русского народа. «Везде скандинавы оставили после себя одни из лучших и  здоровых влияний. Драгоценное качество – чувство собственного  достоинства – проникало в государственность народов вслед за  северянами», – писал Николай Константинович. 
 В целом взгляды Рериха по «варяжскому вопросу» не противоречат  современной науке. Нынешние археологи и историки считают, что  скандинавские влияния были действительно сильной струей и наряду с  другой – восточной – внесли определенный вклад в культуру Древней Руси. 
 Н.К. был на Труворовом городище. В его дневниках имеются следующие  записи о городище: «Красивейшее место подле Изборска, на берегу озера… Я  видел много древних городищ и урочищ и … хочется сказать что-либо в их  защиту. Какие это славные места! Почему древние люди любили жить в таком  приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а  широко жил и чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то  забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер,  чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал  глаз предела в синеющих заманчивых далях. И гордо светились на все  стороны белые вежи. Если же приходилось древнему скрываться от  постороннего глаза, то не знал он границы трущобности места, запирался  он бездонными болотами, такими ломняками и буераками, что у нас и духу  не хватит подумать осесть в таком углу. 
 После существующих городов часто указывают древнее городище и всегда оно  кажется гораздо красивее расположенным, нежели позднейший город.  Знал,  так называемый Трувор, где сесть под Изборском, у Словенского ручья, и  гораздо хуже решили задачу псковичи, перенесшие городок на гору  Жераву…». 
 На старом Изборском городище Н.К. Рерих написал картину «Крест на Труворовом городище».  
  Изборск заворожил художника. Когда смотришь на рериховского  «Пантелеймона-целителя», или «Весну священную», или «Волокут волоком»,  или «Заморские гости» вспоминаются изборские перекаты. Они откровенно  языческие: сама природа звучит здесь, как эпос.  


  История Изборска красочна и выразительна, насыщена яркими событиями, тесно связана с жизнью Пскова и всей Псковской земли. 
 Во второй четверти 14 века, когда стратегическое значение Изборска  возросло, знаменитый в истории Пскова посадник Шелога произвел  перестройку его укреплений. «Еще при князе Александре, – значится в  летописях под 1330 годом, – Шелога посадник с псковичами и с изборяны  поставиша город Избореск на горе Жеравьи. Того же лета и стену оучиниша  камену и ровы изрыша под градом». 
 От ныне существующей крепости Изборская каменная крепость 1330 года  отличалась в основном отсутствием башен. В конце 14 века, когда  захватническая политика ливонских рыцарей резко активизировалась, а  столкновение псковичей с немцами стали особенно частыми, Изборская  крепость вновь оказалась в поле зрения строительной деятельности  псковичей. В это время в связи с появлением огнестрельного оружия и  общим усилением тактики осады она перестала удовлетворять  военно-техническим требованиям времени и была значительно усилена  пристройкой довольно толстого слоя с мощными каменными башнями.  
  Эти башни сохранились до наших дней. Они просты, лаконичны и очень  индивидуальны. Слегка уширенные в нижних частях, они как бы выросли из  земли. Названия этих башен – Талавская, вышка, Рябиновка, Темнушка,  Колокольная. В каждое название вложен свой определенный смысл,  специфический изборский колорит. Они отличаются размерами, формой и  внешним архитектурным обликом. Для них характерна цельность и  нерасчлененность сложенных из плитняка объемов, суровая аскетичность  предельно простых форм. Словно каменные богатыри, намертво стоят они в  центре села, зорко вглядываясь вдаль, на запад, в сторону когда-то  близко проходившей границы. 
 Богатырями земли русской представлялись они и Н.К. Рериху. Он запечатлел  их на холсте небольшого этюда плотной группой, близко сдвинутыми друг к  другу, как бы стоящими плечом к плечу. 
 В статье «По старине» в 1903г. Рерих пишет: «… На Изборских башнях  только кое-где еще остаются следы узорчатой плитной кладки и рельефные  кресты, которыми украшена западная стена крепости. Не были ли эти кресты  страшным напоминанием для крестоносцев, злейших неприятелей  пограничного Изборска. Под толстыми плитными стенами засыпались  подземные ходы, завалились тайники и ворота…»  
  Ощущение силы и непоколебимой мощи художник передал и в своих более  крупных произведениях. Картина «Дозор» была написана в 1905году. По  белому снегу, мимо красно-рыжих башен тянется цепь воинов в островерхих  шлемах. Путь дозорных далек и в то же время как бы замкнут громадами  башен.  
  Или картина «Тайник». Под покровом ночи, пригибаясь к земле, через тайник возвращаются воины, ходившие на разведку.  
  На этих картинах могучий строй удвоенных по числу и модернизированных  изборских башен предстает перед нами во всем величии своей  непревзойденной суровой красоты и лаконичности. Мы не найдем то место,  где башни воспринимаются в столь энергичном и необычном смешении. Такого  места вообще не существует. Может показаться, что Рерих вообще  изобразил не Изборскую крепость. И все-таки это ее башни, их сомкнутый  строй. 
 Условность сдвига, скученность и сплоченность позволили художнику с  непревзойденным мастерством выразить то, что зритель испытывает, глядя  на них.  Рерих писал не то, что видел, а то, что чувствовал, что  воспринимала страстная натура художника, с упоением и трепетом  рассматривавшего виденное. 
 Глядя на изборские башни, мы особенно остро ощущаем, что за ними Русь и  отходить некуда. Возможно, что именно это и хотел передать Н.К. Рерих,  сгруппировавший изборские башни в плотном совмещении и необычном  ракурсе, преднамеренно снизив точку зрения и тем самым сделав их еще  более величественными. По общей цельности, ясности композиции,  жизнеутверждающей силе и неповторимости художественного облика эти башни  являются настоящим эпосом народа, воплощенным в строительном материале и  суровых архитектурных формах.  
  Именно тогда, в 1903 – 1904 годах, в пору большого творческого подъема и  был создан псковский цикл картин, в которых художник отобразил красоту  нашей земли. Его архитектурные этюды учат по-новому воспринимать смысл и  назначение памятников, раскрывают глаза на красоту, величие, ясность и  благородство форм старинных храмов, церквей, башен, стен. Рерих любил  произносить слово «красота». Он писал: «…Под знаком красоты мы идем  радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся». 
 Знаменитую фразу Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» Н.К. Рерих произносил по-своему: «Сознание красоты спасет».