Одну из лучших выставок в Москве
«Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло. Из цикла "Материалы и техники рисунка» в
Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке продлили
до 11 ноября, и нужно обязательно успеть посмотреть ее, если еще не видели.
...Рерих делает эскиз для постановки «Князя Игоря» с шатрами половецких воинов – в палатках воинов он сглаживат грубость основы, но закатное небо с дымами от костров оставляет растресканным, тяжелым, объемным. Небо здесь не фон, но один из главных героев языческого мира, властитель с тяжелым характером. Глаз скользит по стану кочевников, так же как они скользят по земле в своих странствиях и набегах, и упирается в богатую подробностями незыблемую небесную твердь. Еще одна примечательная работа Рериха – эскизы на библейские сюжеты, сделанные на черной бумаге. Тут есть отсылка к иконописной технике, когда от темной подкладки идут к самому светлому тону, тем самым отражая процесс просветления души. Тонированной или цветной бумагой часто пользовались в графике для эскизов к большим сюжетным картинам, для пейзажных этюдов с натуры - надо думать, отчасти из-за экономии времени: куда как легче отметить светлые и темные акценты, а за средние тона ответит бумага. Но в то же время цветная бумага несет и смысловую нагрузку. В ряде работ на античные и библейские темы в духе Возрождения она изображает «старину». Еще в ее использовании есть особая философия творческого акта: на белой бумаге получается, что свет – результат недеяния, основа, которая осталась нетронутой после окончания труда художника.
Источник 