Цитата:
Сообщение от paritratar Вот что о Времени говорится в древнеиндийском эпосе «Махабхарата»: «Как бы его ни называли, оно едино и существует под названием кала. Всё в этом мире находится в его власти» («Махабхарата», «Кала-вада», 12.224.50-56). |
Тут не может быть противоречия, ведь Вьяса, слова которого цитирует Радхакришнан, и есть автор «Махабхараты».
Конечно, здесь в нашем материальном мире всё во власти времени! С этим здесь никто и не спорит, ни Восток, ни кто-то еще.
Весь вопрос в природе самого времени, в том насколько само оно
реально.
Чуть выше Радхакришнан цитирует слова Виджнянабхикшу: “
… они, пространство и время, являющиеся ограниченными, производятся из акаши посредством соединения с тем или иным ограничивающим объектом (упадхи)”. Т.е. в
эмпирическом мире пространство и время ограничены и возникают из акаши, когда она
обусловливается сосуществованием вещей в пространстве и движением тел во времени. Поэтому-то Радхакришнан и говорит, что «сами по себе пространство и время суть абстракции.
Они не являются субстанциями, как думает ньяя-вайшешика,
они суть отношения, связывающие события в процессе развития пракрити».
Исходя из всего этого и становятся понятны слова Вьясы, автора «Махабхараты»: «
время, бытие этой природы, не может быть отнесено к чему-либо реальному, оно является продуктом ума и вытекает как результат из восприятии или слов».