Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ  
Опции темы Опции просмотра
Старый 31.10.2021, 04:38   #1
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nyrh Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Nyrh, давайте представим, что нет домашних заданий и летнего чтения. И что же такого ненормального мы увидим в процессе обучения? Что, на Ваш взгляд, надо в нем изменить?
Следующим шагом нужно вернуть (или внедрить, если в данном государстве такого не было) парты Эрисмана, с обязательным подбором этих парт по росту учащегося. Это, реализованное в полном объеме, уничтожит кабинетную систему с брожением учащихся из кабинета в кабинет. И тогда станет видно то, что нужно изменить непосредственно в процессе обучения.
Хорошо, допустим, что в школах всего мира стоят парты Эрисмана. Что дальше? Какие преобразования, по Вашему мнению, необходимо осуществить непосредственно в процессе обучения?
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 31.10.2021, 04:50   #2
Nyrh
 
Аватар для Nyrh
 
Рег-ция: 25.09.2007
Адрес: Россия
Сообщения: 10,578
Благодарности: 3,763
Поблагодарили 640 раз(а) в 548 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Хорошо, допустим, что в школах всего мира стоят парты Эрисмана. Что дальше? Какие преобразования, по Вашему мнению, необходимо осуществить непосредственно в процессе обучения?
А дальше я вижу проблему в конкретном школьном учителе — нужны "лотосные стопы духовного учителя". Тогда будет истинным сказанное Николаем Константиновичем Рерихом в очерке "Гуру — Учитель":
Цитата:
Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: «Кто был этот мужчина?». И с особой серьезностью мальчик ответил: «Это учитель». Я снова спросил: «Он твой учитель?» – «Нет, – ответил мальчик, – он учитель из соседней школы». «Ты знаешь его лично?» – настаивал я. «Нет», – ответил он с удивлением... «Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?». Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: «Потому, что он учитель».
Всех прочих надо гнать поганой метлой из школы. "Лучше меньше, да лучше". А вот духовный учитель организует учебный процесс должным образом, без наших измышлений на этот счёт.
Nyrh на форуме  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 31.10.2021, 06:35   #3
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nyrh Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Хорошо, допустим, что в школах всего мира стоят парты Эрисмана. Что дальше? Какие преобразования, по Вашему мнению, необходимо осуществить непосредственно в процессе обучения?
А дальше я вижу проблему в конкретном школьном учителе — нужны "лотосные стопы духовного учителя". Тогда будет истинным сказанное Николаем Константиновичем Рерихом в очерке "Гуру — Учитель":
Цитата:
Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: «Кто был этот мужчина?». И с особой серьезностью мальчик ответил: «Это учитель». Я снова спросил: «Он твой учитель?» – «Нет, – ответил мальчик, – он учитель из соседней школы». «Ты знаешь его лично?» – настаивал я. «Нет», – ответил он с удивлением... «Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?». Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: «Потому, что он учитель».
Всех прочих надо гнать поганой метлой из школы. "Лучше меньше, да лучше". А вот духовный учитель организует учебный процесс должным образом, без наших измышлений на этот счёт.
Nyrh, давайте все-таки будем реалистами. Вы сами прекрасно понимаете, что на данный исторический момент в мире нет такого количества "духовных учителей", которое бы поставило организацию учебного процесса на должный уровень. А раз так, то, мне кажется, было бы разумнее исходить из того, что есть. А есть у нас массовая школа, которая продолжает функционировать, ежегодно выпуская из своих стен огромное количество недоученных и недовоспитанных молодых людей, и есть большая армия педагогов, которые сегодня работают в школах так, как умеют и как их этому делу научили. Ждать, что откуда-то каким-то чудесным образом появятся "духовные учителя" в нужном количестве и решат все наши школьные проблемы - занятие бесперспективное, согласитесь. Так что вопрос остается открытым: как в ближайшем будущем должен измениться процесс обучения, осуществляемый в современной массовой школе?
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 31.10.2021, 08:25   #4
Nyrh
 
Аватар для Nyrh
 
Рег-ция: 25.09.2007
Адрес: Россия
Сообщения: 10,578
Благодарности: 3,763
Поблагодарили 640 раз(а) в 548 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Nyrh, давайте все-таки будем реалистами. Вы сами прекрасно понимаете, что на данный исторический момент в мире нет такого количества "духовных учителей", которое бы поставило организацию учебного процесса на должный уровень. А раз так, то, мне кажется, было бы разумнее исходить из того, что есть. А есть у нас массовая школа, которая продолжает функционировать, ежегодно выпуская из своих стен огромное количество недоученных и недовоспитанных молодых людей, и есть большая армия педагогов, которые сегодня работают в школах так, как умеют и как их этому делу научили. Ждать, что откуда-то каким-то чудесным образом появятся "духовные учителя" в нужном количестве и решат все наши школьные проблемы - занятие бесперспективное, согласитесь. Так что вопрос остается открытым: как в ближайшем будущем должен измениться процесс обучения, осуществляемый в современной массовой школе?
Так я — уже реалист: сознаю, что духовные учителя находятся на земле в том количестве, которое позволяет карма земного человечества, и каждый человек творит свою судьбу.

Если нет запроса масс. Если люди хотят пользоваться благами индустриальной цивилизации. Если родителям, в общем, безразлично то, в чьи руки они отдают собственных детей, а их дети не молят Господа о ниспослании им духовного учителя. То тогда справедливы евангельские слова:
Цитата:
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов.
Евангелие от Матфея 8:22 — Мф 8:22: https://bible.by/verse/40/8/22/
Nyrh на форуме  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 31.10.2021, 13:20   #5
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nyrh Посмотреть сообщение
Так я — уже реалист: сознаю, что духовные учителя находятся на земле в том количестве, которое позволяет карма земного человечества, и каждый человек творит свою судьбу.

Если нет запроса масс. Если люди хотят пользоваться благами индустриальной цивилизации. Если родителям, в общем, безразлично то, в чьи руки они отдают собственных детей, а их дети не молят Господа о ниспослании им духовного учителя. То тогда справедливы евангельские слова:
Цитата:
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов.
Евангелие от Матфея 8:22 — Мф 8:22: https://bible.by/verse/40/8/22/
Nyrh, Вы несколько уклонились от ответа. Что все-таки еще, кроме парт и учителей, Вы бы изменили в процессе обучения?
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 01.11.2021, 01:56   #6
Nyrh
 
Аватар для Nyrh
 
Рег-ция: 25.09.2007
Адрес: Россия
Сообщения: 10,578
Благодарности: 3,763
Поблагодарили 640 раз(а) в 548 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Nyrh, Вы несколько уклонились от ответа. Что все-таки еще, кроме парт и учителей, Вы бы изменили в процессе обучения?
А вы попробуйте представить как изменится учебный процесс, если только отменить домашние задания и летнее чтение. Не допустить. а именно представить.
Nyrh на форуме  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 01.11.2021, 06:04   #7
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nyrh Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Nyrh, Вы несколько уклонились от ответа. Что все-таки еще, кроме парт и учителей, Вы бы изменили в процессе обучения?
А вы попробуйте представить как изменится учебный процесс, если только отменить домашние задания и летнее чтение. Не допустить. а именно представить.
А что здесь представлять? Для многих школьников домашние задания и так не существуют, хотя учителя их вроде бы регулярно задают. А что уж говорить о летнем чтении? Думаете, много таких учеников, которые заданные на лето тексты читают?
Вы давеча верно заметили, что д/з и летнее чтение являются всего лишь моментами учебного процесса. От себя могу добавить, что эти моменты, как показывает вековая практика, не имеют существенного значения, поскольку и учитель может когда угодно и сколь угодно не давать своим ученикам д/з, и ученики, в свою очередь, могут когда угодно и сколь угодно д/з не выполнять, даже тогда, когда они есть. От наличия или отсутствия д/з процесс обучения в целом принципиально не меняется. Или у Вас есть какие-то другие наблюдения?
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 11.11.2021, 11:11   #8
Восток
 
Аватар для Восток
 
Рег-ция: 05.11.2007
Адрес: вроде где-то здесь
Сообщения: 21,542
Благодарности: 2,646
Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Ждать, что откуда-то каким-то чудесным образом появятся "духовные учителя" в нужном количестве и решат все наши школьные проблемы - занятие бесперспективное, согласитесь. Так что вопрос остается открытым: как в ближайшем будущем должен измениться процесс обучения, осуществляемый в современной массовой школе?
Как изменится сознание масс - так изменится и школа. Это в целом.
Значит нынче время отдельных революционеров - которые медленно сдвигают мировоззрение конкретными примерами.
Это в сути и есть те самые учителя.
А спекулировать на теме "духовных учителей" - не стоит - разрушительно и бесперспективно.
Восток вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 11.11.2021, 12:06   #9
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Восток,
Цитата:
Сообщение от Восток Посмотреть сообщение
Как изменится сознание масс - так изменится и школа. Это в целом.
А школа может как-то поспособствовать изменению сознания масс?

Цитата:
Сообщение от Восток Посмотреть сообщение
Значит нынче время отдельных революционеров - которые медленно сдвигают мировоззрение конкретными примерами.
Однако в УЖЭ неоднократно указывается на другое. Например: "... Малые группы могут перечислить свои полезные достижения, но сейчас Мы имеем в виду не исключения, но массы человечества. Между тем, именно массы будут двигателями эволюции..." (Надземное, 700)

Цитата:
Сообщение от Восток Посмотреть сообщение
А спекулировать на теме "духовных учителей" - не стоит - разрушительно и бесперспективно.
Согласен. Поэтому предлагаю в рамках обсуждаемой темы говорить исключительно о школьных учителях.
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 11.11.2021, 12:16   #10
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 9,899
Благодарности: 809
Поблагодарили 638 раз(а) в 583 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
- школа, которая когда-то была лучшей в мире, разваливается,
- у учителей низкая зарплата, поэтому лучшие учителя уходят из сферы или вообще уезжают из страны,
- государство на всех уровнях занимается профанацией и откровенным вредительством,
- родителям по барабану, что там с их детьми творят,
- а страдают в итоге дети, получая некачественное образование,
Неужели не заметно, что перечисленные факторы есть отражение общей тенденции? Допустим предложен новый прогрессивный процесс обучения в школе.
И вот стоит эта "придумка" перед глыбой в образе современной бюрократической системы, которая своим существованием имеет свои собственные основания и причины. Что дальше?

Последний раз редактировалось яБорис, 11.11.2021 в 12:19.
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 11.11.2021, 13:49   #11
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
- школа, которая когда-то была лучшей в мире, разваливается,
- у учителей низкая зарплата, поэтому лучшие учителя уходят из сферы или вообще уезжают из страны,
- государство на всех уровнях занимается профанацией и откровенным вредительством,
- родителям по барабану, что там с их детьми творят,
- а страдают в итоге дети, получая некачественное образование,
Неужели не заметно, что перечисленные факторы есть отражение общей тенденции? Допустим предложен новый прогрессивный процесс обучения в школе.
И вот стоит эта "придумка" перед глыбой в образе современной бюрократической системы, которая своим существованием имеет свои собственные основания и причины. Что дальше?
Да, это заметно, и такие сложности, действительно, возникают...
Но здесь, мне кажется, нужно учитывать одно счастливое обстоятельство, связанное с явлением сопромата, а именно: глыба бюрократической системы своим присутствием сподвигает разработчиков нового прогрессивного процесса обучения заниматься еще и разработкой механизма поэтапного, плавного перехода из нынешнего состояния системы в состояние новое. Могу сказать, что в настоящий момент "придумка" есть, и она постепенно, почти незаметно вживляется в школьный организм. Дело времени и точных согласованных действий.
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 12.11.2021, 01:35   #12
Восток
 
Аватар для Восток
 
Рег-ция: 05.11.2007
Адрес: вроде где-то здесь
Сообщения: 21,542
Благодарности: 2,646
Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
А школа может как-то поспособствовать изменению сознания масс?
Хотелось бы... Но на деле чаще происходит наоборот - просвещённый народ - двигает и свою школу. Или не просвещённый - может запороть самые лучшие свои школы. (Щетинин вспомнился)
Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Однако в УЖЭ неоднократно указывается на другое. Например: "... Малые группы могут перечислить свои полезные достижения, но сейчас Мы имеем в виду не исключения, но массы человечества. Между тем, именно массы будут двигателями эволюции..." (Надземное, 700)
Ну, я про это и сказал.
Просто само просвещение народов - дело революционных единиц. Подвижников.
Единицы - подвижники - философы, исследователи, учителя - развивают сознание масс.
А далее - народ меняет свою школу - и тем поддерживает свой уровень.
Восток вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 12.11.2021, 01:37   #13
Восток
 
Аватар для Восток
 
Рег-ция: 05.11.2007
Адрес: вроде где-то здесь
Сообщения: 21,542
Благодарности: 2,646
Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Поэтому предлагаю в рамках обсуждаемой темы говорить исключительно о школьных учителях.
Всё начинается с Учителей. Поэтому - хочешь разбираться с сутью - смотри в корень.
Спекулировать только не надо.
Восток вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 12.11.2021, 08:52   #14
Nik
 
Рег-ция: 18.10.2021
Сообщения: 83
Благодарности: 0
Поблагодарили 11 раз(а) в 11 сообщениях
По умолчанию Ответ: Школьное обучение на принципах Живой Этики

Цитата:
Сообщение от Восток Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от Nik Посмотреть сообщение
Поэтому предлагаю в рамках обсуждаемой темы говорить исключительно о школьных учителях.
Всё начинается с Учителей. Поэтому - хочешь разбираться с сутью - смотри в корень.
Спекулировать только не надо.
В этом месте, пожалуй, можно вернуться к основной теме и назвать еще один принцип Живой Этики, который должен лечь в основу новой системы школьного обучения. Выше в обсуждении я начал с принципа индивидуализации, или принципа обучения по способностям, согласно которому каждый ученик должен иметь возможность изучать учебный материал в своем индивидуальном темпе...
Не так давно я стал свидетелем ситуации, когда в 5-м классе оказались два ученика, один из которых читал 25 слов в минуту, а второй - 130. Остальные ученики равномерно распределились в этом диапазоне. Ситуация обычная, повторяющаяся из года в год. Конечно, высокая скорость чтения — далеко не единственный показатель успешности школьника и, наверняка, не главный, но для того, чтобы прочитать, к примеру, программное произведение «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого (6520 слов), первому пятикласснику потребуется почти четыре с половиной часа, тогда как второму достаточно будет пятидесяти минут.
Подобные индивидуальные различия детей, которые школа обнаруживает уже «на входе», т.е. в 1 классе, говорят о том, что общий темп работы противоестественен и вреден. Чтобы обучение состоялось и ученики качественно усвоили учебный материал, они должны иметь возможность продвигаться в изучении этого материала в своем темпе. Если этого условия нет, то нет и полноценного обучения. Максимум, что в данном случае происходит в классе, так это преподавание, когда учитель излагает материал. Причем делать это он может хорошо и даже превосходно. Но это, пожалуй, единственное, с чем учитель может справиться в условиях общеклассной работы, где постоянно сохраняется общий фронт (один темп, одни задания, одни способы решения, одновременное начало и окончание работы).
А дальше – сплошные проблемы, связанные с системными ограничениями. К числу таких ограничений следует в первую очередь отнести неспособность учителя проверить каждого ученика (а их под 30 человек в классе) по каждой изучаемой теме. Учитель просто физически не в состоянии справиться с этой задачей. Он не может непосредственно на уроке, когда тема изучается, проверить каждого ученика, удостовериться, что изучаемый материал понят правильно и дальнейшая работа над ним в классе и дома не вызовет никаких осложнений. Учитель не знает, как ученики над этим материалом работают в домашних условиях. Учитель не может проверить каждого ученика на очередном уроке, когда тема считается уже изученной. Ну, а если учитель не владеет полной информацией, то он в значительной мере работает вслепую, на авось.
Но, предположим, что обратная связь учителя и учащихся налажена: учитель каким-то образом получил возможность проверить каждого ученика, обнаружить все пробелы и искажения в знаниях своих учеников. Что дальше? Имеет ли он возможность с каждым учеником здесь же, на уроке, не откладывая на потом, поработать так, чтобы устранить обнаруженные пробелы? А ведь поработать нужно с каждым индивидуально, поскольку изъяны не у всех одинаковы. Кому-то из учеников потребуется минутная помощь, а с кем-то из них придется задержаться основательно. Спрашивается: нужна ли учителю в таком случае полная информация о состоянии усвоения учебного материала всеми учащимися класса, если он не может поработать с каждым в отдельности и ликвидировать пробелы? Выходит, что не нужна. Учитель бессилен исправить положение, а эпизодическая работа с отдельными учениками мало что дает. Такова безрадостная картина школьного бытия (оно ведь определяет все остальное), в котором учитель, как оказывается, имеет крайне ограниченные возможности…
Анализ этих и других, пока не названных, объективных возможностей учителя в условиях фронтального (общеклассного) обучения показывает, что учитель не может в этих условиях обеспечить индивидуальный темп обучения. Если учитель даст в этих условиях каждому ученику класса двигаться в своем темпе, то он просто захлебнется в этом разнообразии учебных особенностей каждого. Это очевидно.
Что же в таком случае делать учителю? Остается только одно – искать помощи у самих учеников. Учитель должен суметь как-то наладить, организовать их сотрудничество, передав часть своих учительских полномочий ученикам...

«Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях с ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим собратьям» (Надземное, 477).

Последний раз редактировалось Nik, 12.11.2021 в 08:57.
Nik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Наука, Медицина, Здоровье

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Учение Живой Этики и математика Эльдар Постигая науку Махатм 94 12.01.2025 21:12
Фонд Живой Этики Sarich Разные проекты 8 14.07.2020 12:11
Партия Живой Этики *N* Свободный разговор 548 18.02.2019 13:25
Открытие зала Живой Этики Владимир Чернявский МЦР 9 11.05.2009 13:22
Академия Живой Этики Capitan Рериховское движение 30 19.05.2008 08:24

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 09:19.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги