ЦКБ Айсберг к июню разработает эскиз плавучей АЭС нового поколения
ЦКБ "Айсберг" до 29 мая 2020 года разработает эскизный проект оптимизированного плавучего энергоблока и судна обеспечения электроэнергией мощностью 100 МВт с реакторными установками РИТМ-200М. Это следует из материалов, опубликованных на сайте закупок Росатома.
"Айсберг" занимался проектированием ледокола "Арктика", первого плавучего энергоблока "Академик Ломоносов", подготовил проект многофункционального судна атомного технологического обслуживания.
В настоящее время "Айсберг" прорабатывает проекты плавучих атомных станций второго поколения - с установкой РИТМ-200 и новой РИТМ-200М.
Стоимость контракта оценивается в 150 миллионов рублей с НДС.
В России создан эффективный материал для водородной энергетики
Сотрудники Балтийского федерального университет имени Канта (Калининград) совместно с коллегами из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Москва) предложили новый, значительно более дешевый материал для создания катализаторов, позволяющих получать водород из воды, сообщили СМИ.
Как пишет научный журнал Nanomaterials, водород - один из самых перспективных альтернативных источников энергии, который можно добывать из воды и воздуха. Для получения водорода из воды путем химического процесса необходим катализатор. Его можно сделать, например, из платины, или из молибдена. Но это достаточно дорогие материалы, поэтому и энергия на выходе получается досрочно дорогой.
«Мы предложили в качестве материала для катализаторов сульфид молибдена. Он эффективней просто молибдена и значительно дешевле, поскольку общее содержание дорогого металла в катализаторах сокращается, а серы в природе много и она очень дешева», – передает РИА «Новости» слова директора научно-образовательного центра «Функциональные наноматериалы» БФУ Александра Гойхмана.
По его словам, новый материал был создан в НИЯУ «МИФИ», а задача ученых из БФУ заключалась в том, чтобы тщательным образом исследовать его и дать заключение о том, обладает ли «выращенный» сульфид необходимыми параметрами.
«Произведенные структуры оправдали ожидания. Был получен сульфид молибдена, который лучше всего подходит для каталитических процессов», – отметил Гойхман.
Авторы работы не только нашли наиболее эффективный материал для производства катализаторов, но и предложили оптимальный способ его использования.
«Для производительности водородного двигателя важную роль играет не только состав катализатора, но и его форма. Мы предлагаем использовать тонкие пленки сульфида молибдена, нанесенные на поверхность стеклоуглерода. В этом случае расход материала получится минимальным, а площадь поверхности катализатора – такой же, как если бы он полностью изготовлялся из сульфида молибдена», – добавил Гойхман.
Ранее российские математики и программисты создали универсальную нейросеть, способную улучшить работу систем компьютерного зрения на беспилотниках, разрабатывая приложение для распознавания документов с помощью смартфонов. https://vz.ru/news/2020/2/19/1024559.html
Ученые подмосковного института Росстандарта приступили к испытанию прототипа квантового гравиметра, с помощью которого можно осуществлять навигацию по гравитационным полям Земли, заявил директор Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ, входит в Ростандарт) Сергей Донченко.
«Такой гравиметр создан, сейчас действительно идут его испытания в составе автомобиля. Следующий этап, который запланирован на этот год, – тестирование на беспилотнике», – передает РИА «Новости» слова Донченко.
По его словам, несмотря на то, что гравиметр помещается на беспилотнике, перед учеными поставлена задача сделать его для практического применения еще меньше по габаритам в три раза.
Применение гравиметра «позволит по-новому взглянуть на навигацию для транспорта, осуществлять новыми методами поиск полезных ископаемых, обнаружить карстовые пустоты при строительстве объектов железнодорожного транспорта», – рассказал Донченко.
В частности, с помощью беспилотников, оснащенных гравиметрами, планируется искать залежи полезных ископаемых в северных регионах страны.
Донченко рассказал также, что точность хода часов на Спасской башни Кремля корректируется с помощью датчика российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, сверяющего время с государственным эталоном в подмосковном Менделеево.
«Там тоже не обошлось без ГЛОНАСС. В башне стоит навигационный датчик, который принимает сигнал точного времени от российской навигационной системы, а она через сеть вторичных «часов» сверяет свое время с нашим эталоном. То есть можно не беспокоиться: время на Спасской башне полностью синхронизировано с государственным эталоном. Точности для бытового использования вполне достаточные», – заявил Донченко. https://vz.ru/news/2020/2/18/1024413.html
Аналитики Sohu назвали новый авиационный двигатель России технологическим прорывом Аналитики китайского издания Sohu оценили уникальную технологию российских инженеров, которая позволяет создавать авиационные двигатели при помощи 3D-печати.
Эксперты из КНР обратили внимание на то, что некоторое время назад в РФ был разработан перспективный авиационный роторно-поршневой двигатель с уникальной системой турбонадува. Как рассказали авторы этой технологии РИА Новости, некоторые детали силового агрегата были созданы с помощью технологий 3D-печати.
Китайские аналитики же убеждены, что российские специалисты совершили прорыв в двигателестроении, ими было создано технологическое чудо. Подобная технология в будущем может стать основой для создания и производства новых поколений моторов, превосходящих все современные изделия.
«Это очередной успех России в двигателестроении, а также в 3D-печати. Эта технология в очередной раз подтверждает, что РФ наряду с США является самым продвинутым государством в этой сфере», – отмечают авторы Sohu.
В новом силовом агрегате используются современные композиционные металлокерамические материалы, кроме того, была разработана уникальная электронная система управления, а также топливоподачи. К изделию проявляют интерес ведущие авиастроительные компании РФ и представители Минобороны.
Эксперты констатировали, что КНР в двигателестроении в настоящий момент значительно отстает от России, где научились создавать уникальные силовые агрегаты с большим сроком службы и высокой производительностью.
Авиационные двигатели являются жемчужиной современной промышленности, это невероятно сложные изделия, производство и разработка которых требует огромных знаний и высокотехнологичных площадок. Силовой агрегат — это сердце самолета независимо от того, является ли гражданским транспортным средством или военным. Именно двигатель определяет уровень авиалайнера. У России получилось пробиться в этой сфере за счет мощного человеческого потенциала — советским, а позже и российским инженерам удавалось находить уникальные технологические решения. Что касается Китая, то именно отсутствие качественных двигателей мешает ему сделать сильный скачок вперед в авиационной промышленности.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение аналитиков из КНР, которые объяснили, почему США до сих пор нуждаются в российских ракетных двигателях.