Цитата:
Сообщение от Андрей С. В традиционном (кастовом) обществе был возможен переход человека из низшей касты в высшую. |
Идея о превосходстве кшатриев над брахманами - "идея Упанишад"!
Именно эти тексты отразили попытку известного обновления института варн, закостенелый характер которого вызывал недовольство многих слоев общества.
В качестве религиозных учителей в данном источнике выступают обычно кшатрии, а не брахманы (как того требовала ортодоксальная традиция). Нередко подчеркивается, что наиболее важные принципы доктрины были выдвинуты именно кшатриями. Мудрец Правахана (вероятно, историческое лицо), например, говорит, обращаясь к своему ученику, юному брахману Гаутаме:"Не будь в обиде на нас, Гаутама, так же как (не были в обиде) и твои отцы. Ведь до сих пор это знание не пребывало ни с одним брахманом" (Брихадараньяка - упанишада).
Не менее значимо и другое утверждение упанишад: даже неприкасаемый, наделенный подлинным религиозным знанием, выше брахмана, лишь произносящего веды. Нарушение кастового закона не опасно для мудрого: "Если знающий это (т.е. учение упанишад) предлагает остаток пищи даже неприкасаемому, то он совершает (этим) подношение Атману".
"Чхандогья - упанишада" вводит в число учителей некоего Махидасу Айтарею - сына брахмана и женщины - шудрянки (согласно предписаниям ортодоксального брахманизма, статус человека от смешанного брака всегда ниже статуса члена даже самой презираемой касты).
Таким образом, не происхождение человека выдвигалось на первый план, а его соответствие принятым на себя обязанностям. Кшатрий и даже любой "безродный" могли претендовать на роль брахмана - наставника в "религиозном законе", если они обладали нужными для этого качествами и знаниями. Привилегии профессионального жречества и его высокомерие, освященное ведийской традицией, нередко осуждались.