Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:11.06.35 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 |
Прочитал письмо. Для себя нашёл, что пояснения вращаются вокруг толкования "души" и "личности" как
принципов человеческого существа. В отношении поименованных отрицается их постоянный и самодостаточный
характер и утверждается характер временный и обусловленный. С точки зрения известного из пояснений ЕПБ относительно эзотерического "состава" человека известны
три принципа, добавляемых к человеческому существу лишь на период его физического существования, и которые не относятся как таковые к
человеку эзотерического толка. Это плотное тело, "витальное" тело и
жизненный принцип. В этом взгляде на "душу" расхождений не имеется. Однако во взгляде на принцип
личности, имеем существенное расхождение. Как и автор письма считаю, что то, что считается "личностью" имеет место в четвертом принципе, называемым
кама-манас. И без данного принципа невозможна личность как
самосознание индивидуума. Экзотерически это отдельный принцип, но эзотерически он не может быть каким-либо другим
низшим манасом, кроме самого манаса, в аспекте тяготения к чувственному существованию - к кама-рупе. "Я" не может рассматриваться ни буквальной иллюзией, ни мимолетным существованием в человеческом существе, поскольку без самосознания не решается ни проблема индивидуальности, ни вопрос "удовлетворения/неудовлетворения" в тришне, ни приобретения нирваны... словом, ни один основополагающий вопрос ни нашей доктрины, ни буддийского мировоззрения, ни веданты. Как раз, что "Я" в итоге не может быть никак определено в доступных нам категориях, вполне может свидетельствовать, что высшие состояния самосознания лежат вне пределов "великой иллюзии", в собственных сферах восточнофилософской
самости... мирах
сва-рупа, если заимствовать такое название, например, у Патанджали.