Этот снимок, на котором курсанты Нахимовского училища во главе с офицером отдают честь ветерану, был сделан в 1989 году, на набережной в Ленинграде фотографом Иваном Куртовым. Первой этот снимок опубликовала «Смена» — самая прогрессивная на то время газета. Эта фотография часто появляется на просторах «всемирной паутины». Всегда без комментариев. И всегда вызывает непередаваемые эмоции. Один раз увидев этот снимок, не забудешь никогда. Героический ветеран, улыбающийся, несмотря ни на что — Анатолий Леопольдович Голимбиевский. Это он, моторист эсминца «Сообразительный», — единственный выживший из всей группы, первой принявшей бой в Цемесской бухте под Новороссийском.
Краснофлотец Анатолий Голимбиевский был в первом составе десанта морской пехоты, высадившемся на Малую землю. Его нашли на поле боя без признаков жизни, с ранениями в ноги и руки. В Тбилисском госпитале отважного моряка спасли, а вот ноги сохранить не смогли. Но этот краснофлотец излучал такое жизнелюбие, что сумел завоевать и взять в жены старшую медсестру — грузинку Мирцу. Дочь Тамара родила внука, дождался Анатолий Леопольдович и правнука…
Стоит признаться, что подробности его мужественного поступка, пожалуй, сохранились только в мемуарах бывшего командира «Сообразительного», контр-адмирала С. С. Воркова. Лучше очевидца этих событий рассказать невозможно.
...Мысхако. Многострадальная Малая земля. Под Новороссийском Анатолия Голимбиевского приняли в партию. С раскаленным от жаркой стрельбы автоматом, в изодранной тельняшке, он яростно рвался вперед. Только вперед. На врага... Споткнулся о пулеметную очередь. Вскочил и упал снова. С досадой ощупал колено — липкое от крови. Стиснув зубы, пополз вперед, куда побежали другие.
Вскоре Голимбиевский пробрался к вражескому дзоту, занятому тринадцатью ранеными десантниками, и два дня вместе с ними держал оборону.
На третий день, раненный и в другую ногу, один пополз на пулеметное гнездо. Метко бросил «лимонку». Вражеская пуля угодила в правую руку. Он вернулся к товарищам. В живых оставалось только четверо. Лишь на седьмые сутки нестерпимого грохота, жажды, голода его подобрали на мотобот.
В Геленджикском госпитале после осмотра хирург сказал:
— Газовая гангрена. Только ампутация ног... Согласны? — Жить хочу! — ответил Голимбиевский.
… Анатолий Голимбиевский прожил до 80 лет, заражая всех вокруг своим жизнелюбием. Его «золотые руки» нашли применение в институте метрологии, где он всю жизнь проработал ведущим инженером и изготовил тысячи механизмов, приборов и приспособлений. По городу и на дачу ездил сам на автомобиле, который переделал на ручное управление.
— Я горжусь, — говорил он, — что родом из моряцкого племени. Я верю в неодолимую силу, мощь и прогресс нашего Военно-морского флота... Верю в непоколебимость нашего флага — флага морской державы, морской гвардии...
«03.08.1941 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Победа России над гитлеризмом несомненна, и чувство патриотизма будет расти. .. Родные наши, будем мужественны и бодры, события развиваются, и победа России над Германией скоро будет очевидна. Исполнится древнейшее пророчество — кто в дни мировой войны будет с Россией, тот победит.»
«14.05.1945 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко … Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, сужденную ему судьбу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие. Все чуждое, все ей навязанное уйдет в новом мощном строительстве. Народ до войны и народ после войны – две разные величины. Вы считаете меня немного пристрастной к моей стране и указываете справедливо, что [в] разные периоды бывали падения и среди русских. Несомненно, в разные периоды истории немало тяжкого было уявлено всеми народами, без исключения. Но если честно просмотреть и сравнить более или менее правдивую историю всех больших стран, то мы увидим, сколь мало захватной политики было проявлено русским народом. Русская Держава росла и ширилась часто самыми неожиданными путями и даже добровольными присоединениями к ней целых народностей. Сами поработители ее приобщались к ней уже не на правах победителей, но подданных. Правдивая история Финляндии и Польши обнаружит совсем иную картину, нежели та, которая сложилась в представлении многих иностранцев, еще и посейчас видящих в русских новых варваров. Космическая справедливость взвешивает сейчас судьбы всех стран, и, конечно, такие Весы не могут ошибаться. Суровое осуждение Уявлено Германии, и справедливость его невозможно оспаривать. Правдивая история последней русской революции еще не написана во всей ее трагичности, но и это будет осуществлено в сужденное время. Много было в ней тяжкого, много безумств и зверских расправ, но не забудем, что палачами редко являлись русские люди, для этого были назначены особые международные карательные батальоны[3]. Русский народ не способен на такую систематическую холодную жестокость, какую обнаружили германцы и финны за ту войну. Но Армагеддон близится к концу, и можно ожидать начало светлой эпохи к пятидесятым годам.»