В ГМИИ РТ открылась выставка «Мир искусства»
 
  
  В Государственном музее  изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка «Мир  искусства. К 115-летию объединения». 
 Основу экспозиции составляют около 200 произведений живописи и  графики крупнейших мастеров русского искусства: В.А.Серова,  К.А.Коровина, М.А.Врубеля, Б.М.Кустодиева, А.Я.Головина, А.Н.Бенуа,  К.А.Сомова, М.В.Добужинского, 
Н.К.Рериха, М.В.Нестерова,  К.Ф.Богаевского, П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, Б.И.Анисфельда,  А.П.Остроумовой-Лебедевой, П.А.Шиллинговского, В.Д.Фалилеева,  Д.И.Митрохина, Г.И.Нарбута, Г.В.Верейского и других.  
 Выставка посвящена известному художественному объединению,  зародившемуся в Петербурге на рубеже XIX-XX веков в кругу творческой  молодежи во главе с А.Н.Бенуа и его единомышленниками. В их числе был и  С.П.Дягилев, будущий знаменитый организатор выставок в России и Европе,  прославленных Русских сезонов в Париже. Им суждено было пробудить новое  отношение к искусству в русском обществе и, обратившись к архаике,  стилям прошлых эпох и европейскому модернизму, обновить художественный  язык русского искусства, который стал затем основой для самых смелых  экспериментов начала XX века.
 На выставке, посвященной 115-летию объединения «Мир искусства»,  представлено около 200 произведений из коллекции ГМИИ РТ: живопись,  графика, скульптура, книги, а также издания из собрания отдела рукописей  и редких книг Научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского КФУ. 
 Выставка продолжит работу до сентября, сообщает пресс-служба ГМИИ РТ.  
Символизм
 
  СИМВОЛИЗМ был чрезвычайно близок философии модерна, поэтому,  рассматривая произведения мирискусников, мы неизменно анализируем  проявления символических элементов в них. В свою очередь, реминисценции  искусства античности, Востока, Ренессанса, готической культуры, наследия  искусства Древней Руси и искусства XVIII века, имевшие оригинальное  воплощение в деятельности мирискусников, своеобразно проявились в этом  сформировавшемся несколько позже новом художественном направлении начала  XX века.
 Ученики А. И. Куинджи, Н. К. Рерих и К. Ф. Богаевский, следуя принципам своего учителя-новатора в области живописных эффектов в пейзажном жанре, по-своему  выражали символистические идеи в найденных ими темах и сюжетах,  их оригинальная интерпретация носила глубинный характер, содержала  в своей философской основе древние первообразы. Эти художники имели  точки соприкосновения с «Миром искусства» и оставили глубокий отпечаток  в деятельности объединения. Например, широко известна роль Рериха  в возрождении общества на втором этапе его существования, когда  он возглавил вновь образованный «Мир искусства», став его председателем,  и сыграл немалую организационную роль в его дальнейшем развитии.  В целом, на этом этапе деятельности общества трудно выделить какое-либо  ведущее стилевое направление, модерн утратил роль объединяющей стилевой  системы, истинных наследников этой системы было немного. В состав «Мира  искусства» начала 1910-х вошли мастера разнообразных  направлений, прежде всего символистического толка, за счёт чего выставки  общества приобрели характерную для того времени пестроту,  разнородность.  
 Мехески — лунный народ. 1915. Рерих Н.К., 1874-1947 бумага на картоне, масло, темпера  История и мифология разных народов Земли являлись главным вдохновляющим началом творчества Н. К. Рериха.  Оригинальные по замыслу и исполнению картины «Варяжское море» (1909)  и «Мехески — лунный народ» (1915) посвящены жизни древних цивилизаций.