Лекция о  Центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха в Центральной районной  детской библиотеке на Васильевском острове, г.Санкт-Петербург
 
  
  Фоторепортаж 
  21 февраля 2013 года в Центральной районной  детской библиотеке (Санкт-Петербург, В.О., 13 линия, д.20) состоялась  лекция, посвященная Центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Лекцию с  презентаций для школьников из ГБОУ СОШ № 29 Васильостровского района  провел Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения  Международного Центра Рерихов. 
 Центрально-азиатская экспедиция,  осуществленная Н.К.Рерихом с 1923 по 1928 год, стала крупнейшей в ХХ  столетии. Она продолжила дело великих русских исследователей Азии –  Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова, Г.Н.Потанина, П.П.Семенова-Тян-Шанского.  
 В экспедиции приняли участие Николай  Константинович Рерих – всемирно известный художник, академик, археолог и  ученый, философ и мыслитель; Елена Ивановна Рерих – философ и  мыслитель, писатель и переводчик; Юрий Николаевич Рерих –  ученый-востоковед, профессор, д.филолог.н., один из крупнейших  востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века; С.Н.Рерих – всемирно  известный художник, философ и международный общественный деятель –  оказывал финансовую и организационную помощь экспедиции и руководил  культурными учреждениями, созданными Н.К.Рерихом в Америке. 
 Впервые научная экспедиция прошла по  маршруту: Индия – Китайский Туркестан – Восточный Казахстан – Москва –  Алтай – Монголия – Тибет – Индия. Впервые исследователи  Запада прошли  по «святым местам» Востока. Общались с учеными ламами, получили доступ к  древнейшим рукописям, священным текстам из храмов и монастырей  Центрально-азиатского региона. Впервые проводилось комплексное  исследование культуры, истории и географии Центральной Азии. В ходе  экспедиции собран уникальный научный материал по археологии и  этнографии, философии и лингвистике. Изучался вопрос об общих корнях  культуры народов Востока и России.  Заложены вехи,  имеющие важное  значение для развития будущей цивилизации и эволюции человечества.
 Особое место в лекции было уделено Институту  Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет  Утренней Звезды»). По содержанию своей деятельности Институт являлся  непосредственным продолжением Центрально-азиатской экспедиции и  располагался в долине Кулу, одном из священных мест Индии, в западных  Гималаях. Здесь Институт «Урусвати» начинает свою деятельность  по  научной обработке и систематизации материалов, собранных во время  Центрально-азиатской экспедиции.
 Институт Гималайских исследований «Урусвати»  был комплексным. В него входили отделения естественных наук и тибетской  медицины, археологии и филологии, истории культуры народов Азии, велось  комплексное изучение человека, его психологических и физиологических  особенностей. В Институте была библиотека и музей, где хранились  коллекции, собранные во время экспедиции. 
 С Институтом «Урусвати» сотрудничали  крупнейшие ученые того времени. А.Эйнштейн, Луи де Бройль, Н.И.Вавилов,  Свен Гедин, Джагдиш Чандра Бос и другие ученые с мировым именем.  Институт не был похож на другие подобные учреждения. Это был уникальный  научный центр, в стенах которого зарождалась новая наука. 
 Об этом перед школьниками 8 класса ГБОУ СОШ  №29 рассказал Э.А.Томша. После проведения лекции учащиеся задавали  вопросы по теме лекции, состоялась интересная дискуссия.