Лично я музыку и декорации балета воспринял с восторгом, а либретто и сквозное действие, как и сами танцы, воздействовали на меня угнетающе. Девушку на заклание жалко. Как говорила Блаватская, лучшее, что сделали англичане в Индии, это запретили добровольное языческое самосожжение вдов после смерти мужа.
Так что я, не сомневаясь в том, что либретто написал Н.Рерих, отдал бы это авторство другому.
Наверно, позднее этот ритуал весеннего жертвоприношения трансформировался в более мягкий для восприятия вариант - сказку "Снегурочка".
__________________ Там нет ничего такого, чего не было бы здесь.
Лично я музыку и декорации балета воспринял с восторгом, а либретто и сквозное действие, как и сами танцы, воздействовали на меня угнетающе. Девушку на заклание жалко. Как говорила Блаватская, лучшее, что сделали англичане в Индии, это запретили добровольное языческое самосожжение вдов после смерти мужа.
Так что я, не сомневаясь в том, что либретто написал Н.Рерих, отдал бы это авторство другому.
Наверно, позднее этот ритуал весеннего жертвоприношения трансформировался в более мягкий для восприятия вариант - сказку "Снегурочка".
Восприятие современного человека, пожалуй Вам легко понять, почему премьера балета в Париже окончилась скандальным провалом. Зрители тогда, видимо, тоже так думали
Ну а кроме шуток - мы даже приблизительно не понимаем, что такое "Весна..." (или, если понимаем, то ну ооочень приблизительно). Значение этого произведения выходило и выходит далеко за рамки "произведения искусства" в традиционном понимании этого слова. Не случайно до сих пор не утихают вокруг него споры, а также домыслы и фальсификации. Захотите разобраться - попробуте сопоставить с деятельностью Скрябина и Иннаят Хана. Но это по желанию. Можете проигнорировать.
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
Ну а кроме шуток - мы даже приблизительно не понимаем, что такое "Весна..." (или, если понимаем, то ну ооочень приблизительно).
В детстве задумался над таким вопросом - а что там в музыке? Чем же она так привлекает слух, чем рисует образы? И наконец - что и о чём говорит? И вот слушал всякие лекции, читал работы - и везде, в большинстве случаев - на самосущность музыки - люди накладывают своё, то умственное, то мечтательное, то романтичное. Ну да - в некоторых моментах - бывает подходит. Но чаще - это придуманное и наложенное сверху. Покрашенное понятными и умственными словами.
А сама музыка то что?
И вот пришёл ко мнению, что порой - музыку надо услышать как музыку. Не пытаться мерять сантиметром теплоту, и не пытаться подгонять под уже готовые ассоциации и смыслы. Принять как есть. А уж потом...
И вот пришёл ко мнению, что порой - музыку надо услышать как музыку. Не пытаться мерять сантиметром теплоту, и не пытаться подгонять под уже готовые ассоциации и смыслы. Принять как есть. А уж потом...
Разумеется, с этого надо начать. То есть просто полюбить. И слушать. Без этого нельзя.
Следующий шаг для нас, как мне кажется, понять, что такое музыка с точки зрения УЖЭ. И тут ждут нас (в том числе , а может быть и особенно, профессионалов) интересные открытия. Могу посоветовать "Звук. Музыка. Музыка сфер" http://www.roerich.kz/shurnal/texts/svukimuzika.htm Можете поискать сами. Много в ГАЙ.
И удачи на этом очень интересном пути!
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
И вот пришёл ко мнению, что порой - музыку надо услышать как музыку. Не пытаться мерять сантиметром теплоту, и не пытаться подгонять под уже готовые ассоциации и смыслы. Принять как есть. А уж потом...
Есть гениальный музыкант Михаил Казиник, который ещё более гениально рассказывает про музыку, почти всегда с эзотерическим уклоном. Например:
Цитата:
Перед началом Нобелевского концерта я обычно говорю: дорогие папы и мамы! Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь сделали первый шаг к Нобелевской премии, учите их музыке. Потому что в музыке закодированы все научные открытия. Эйнштейн признавался, что, если бы не было фуг Баха, он так и не создал бы теорию относительности. Не понял, что мир многослоен. Как-то Эйнштейна спросили: «И как же теперь, после вашей теории, мы будем воспринимать Вселенную?» Учёный остроумно ответил: «Как слоёный пирог, где в каждом слое - своё время и своя консистенция». И тут любой музыкант может только рассмеяться: «Поздравляю, господа учёные! Вам удалось открыть то, что за 300 лет до вас сделал Бах, сочинив свои фуги. Потому что фуга и есть слоёный пирог, где в каждом слое - своя тональность и своё время вступления. А теперь наконец-то формулу фуги перенесли на космос!»
Или вот:
Цитата:
Как же с позиций «космической парадигмы» М. Казиник изъясняет нам музыку? Все мы знаем, что И. С. Бах – великий композитор. Но почему не просто красивый, чудесный, замечательный, а именно – Великий? Позднейшие музыковеды разыскали в музыке Баха (даже в нотной графике) множество мотивов-символов, отображающих важнейшие образы Писания, переплетённые в сложнейшие взаимоотношения. Поэтому Бах – не только великий музыкант, но и великий богослов; недаром его иногда называют пятым апостолом Христа. Но Казиник показывает, что в этой музыке в сжатой форме содержится и всё знание о мире (даже теория относительности!). Вот самое начало знаменитой органной Токкаты ре минор: три ноты, соединённые в единый призыв – символ Троицы. Три фразы: одна в верхнем диапазоне, следующая точно посередине клавиатуры, и третья внизу – точное отражение первой. Вот он, идеальный символ изначального творящего Логоса. Дух, душа и тело. Три ступени нисходящего свыше акта Творения. Небо, земля и ад. И там, в аду, рождается картина Хаоса, противостоящего порядку сотворения: мощный, невыносимо диссонирующий аккорд, разрешающийся в торжествующем мажоре. Ибо светлый Логос побеждает. Разве это не цельная картина мироздания? Три стихии: воздух, вода, земля… Разве не видится в этом наша грешная Земля, держащаяся единственно «нравственным законом в нас», кантовское же «звёздное небо над нами», и – дальний Космос?.. И всё это – только зерно, из которого вырастает грандиозное Мировое древо фуги.
Причём на базе принципов музыки он преподаёт и менеджмент в Швеции. Вот один из примеров ПЕРЕЗАГРУЗКА Михаил Казиник "Хлопок энергии" А в целом его рассказы о музыке в серии "В свободном полёте" 24 диска. тут добрые люди выложили в инет:
Восприятие современного человека, пожалуй Вам легко понять, почему премьера балета в Париже окончилась скандальным провалом. Зрители тогда, видимо, тоже так думали
Ну а кроме шуток - мы даже приблизительно не понимаем, что такое "Весна..." (или, если понимаем, то ну ооочень приблизительно). Значение этого произведения выходило и выходит далеко за рамки "произведения искусства" в традиционном понимании этого слова. Не случайно до сих пор не утихают вокруг него споры, а также домыслы и фальсификации. Захотите разобраться - попробуте сопоставить с деятельностью Скрябина и Иннаят Хана. Но это по желанию. Можете проигнорировать.
Послушал обоих. Понравилось. Спасибо. Вначале скажу о впечатлениях, а потом по сути возникающего спора.
Творчество Хазрата Инайят Хана сугубо специфично, оно сразу же умиротворяет и настраивает на космические тонкие миры. Это вспомогательная музыка для медитации. Не для каждого периода самочувствия она подойдёт. Скажу больше. Суфизм и его музыка и медитации - это гораздо высший уровень сфер, чем музыка буддийских молитв и мантр. Буддизм - это осознание без Бога, а суфизм позволяет почувствовать себя в едином целом мировом пространстве.
Творчество Скрябина - это тоже величайший прорыв в русской классической музыке к тонким мирам. Но прорыв хаотичный, в котором как бы идёт постоянная смена миров и измерений. Чуство холодной бесконечности не покидает вcё время прослушивания симфоний Скрябина. Более всего понравилась Поэма огня "Прометей", к-ю привожу здесь.
Музыка к "Весне священной" захватывает своей силой и величием бесконечности. Я отметил, что сюжет либретто на меня воздействовал угнетающим образом, а не музыка. Почему? Можно попробовать разобраться. Для чего наши предки-язычники приносили в жертву детей, молодых парней и девушек? Для продолжения рода. Во имя жизни рода на Земле приносились в жертву богам лучшие представители рода. И логично бы было предположить, что эти жертвы, принятые в дар высшими мирами, после дэвачана возвращались в свои роды/нации в следующем воплощении с бОльшей харизмой, чем у них была в прошлой жизни. Такие воплощённые (в прошлом - жертвы) были для своего рода/нации вождями, продвигавшими эволюцию.
Однако, что значит выход к высшим Божественным сферам, если материальные пороки в себе не преодолены? Это значит, что душа будет постоянно возвращаться назад в тело, чтобы отработать одни и те же уроки избавления от гордыни, ревности, вожделения, жадности, т.е. пороков. Неслучайно человечество без Бога и религии, как костылей для осознания Божественного, миллионы лет в палеолите, мезолите, неолите не могло сделать количественный скачок в своей численности, и качественный скачок в осознании своего духовного предназначения. А когда пришли мировые религии, то этот скачок за последние 2-3 тысячи лет был сделан.
В балете языческое человечество показано как бы в кольце тысячелетнего векового сна. Ну принесли жертву. А дальше что? Всё с начала начинать....
Жизни Инайят Хана и Скрябина были не такими уж и долгими. Первый ушёл в 45, второй - в 43. Раньше, когда был молодой, это казалось много. А теперь я уже только что пережил Скрябина и это кажется мало. Скрябин умер от инфекции (заражение крови). А инфекцию в организме активизируют как раз гордыня и вожделение. 43-летний организм должен по идее иметь крепкий иммунитет. А Скрябин, судя по его биографии, и считал себя великим и выдающимся. Его ранняя смерть - следствие разбалансировки кармы. Когда с одной стороны он стал контактировать с высшими мирами/сферами, а с другой не отработал свои пороки.
Вот об этом я хотел порассуждать. А музыка Стравинского, Скрябина и Инайят Хана, конечно, волшебна и Божественна.
[youtube]
__________________ Там нет ничего такого, чего не было бы здесь.
Последний раз редактировалось Бывший, 28.02.2011 в 16:01.
Послушал обоих. Понравилось. Спасибо. Вначале скажу о впечатлениях, а потом по сути возникающего спора.
Весьма сожалею. Вы просто не поняли, о чем речь. А речь шла не о музыке того или иного композитора - Иннаят Хана, Скрябина, Стравинского (кстати, ваши оценки более чем субъективны - но это ваше право).
Речь шла о "Весне священной" и ее аналогах культуре Серебрянного века. Они, эти аналоги (в творчестве Скрябина и Иннаят Хана, но не те произведения, о которых вы говорите) раскрывают очень необычную грань воздействия на нашу реальность средствами искусства.
Не хочу говорить яснее - захотите понять, поймете. Не захотите, значит вам не надо.
И еще по поводу "Весны". Стравинский (никогда излишней скромностью не страдавший), сказал так: "Я тот сосуд, через который текла "Весна священная""
По поводу "понравилась музыка - не понравилось либретто". Такие произведения нельзя делить по принципу "мухи отдельно, котлеты отдельно". Значит вы произведение просто не поняли.
Цитата:
Сообщение от Бывший
Скрябин умер от инфекции (заражение крови). А инфекцию в организме активизируют как раз гордыня и вожделение.
Вы бы полегче с такими заявлениями. В УЖЭ и в Письмах о Скрябине совсем по-другому Сказано.
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
Последний раз редактировалось Iris, 28.02.2011 в 19:09.
Весьма сожалею. Вы просто не поняли, о чем речь. А речь шла не о музыке того или иного композитора - Иннаят Хана, Скрябина, Стравинского (кстати, ваши оценки более чем субъективны - но это ваше право).
Речь шла о "Весне священной" и ее аналогах в культуре Серебрянного века. Они, эти аналоги (в творчестве Скрябина и Иннаят Хана, но не те произведения, о которых вы говорите) раскрывают очень необычную грань воздействия на нашу реальность средствами искусства.
Не хочу говорить яснее - захотите понять, поймете. Не захотите, значит вам не надо.
Я не искусствовед и мне не надо знать аналогов "Весны" в культуре Серебряного века. Я шарфиками торгую перед футбольными матчами. У знакомых музыкантов как-нибудь поспрашиваю, если вы не желаете объяснять.
Цитата:
Сообщение от Iris
По поводу "понравилась музыка - не понравилось либретто". Такие произведения нельзя делить по принципу "мухи отдельно, котлеты отдельно". Значит вы произведение просто не поняли.
Ну так поясните свою позицию, если вы поняли.
Цитата:
Сообщение от Iris
Вы бы полегче с такими заявлениями. В УЖЭ и в Письмах о Скрябине совсем по-другому Сказано.
Судьба его сыновей была также трагична.
__________________ Там нет ничего такого, чего не было бы здесь.
Я взяла неудачный тон в нашем разговоре. Приношу свои извинения. Но - продолжу.
Цитата:
Сообщение от Бывший
Я не искусствовед и мне не надо знать аналогов "Весны" в культуре Серебряного века.
А искусствоведы тоже не знают. По крайней мере те, которых вы цитировали в этой ветке. Могу их (аналоги) вам назвать, но эти названия вам ничего не скажут. И в этом разговоре не помогут. Поверьте, ценно то знание, которое добыл сам. А мне просто хотелось подсказать вам, в какую сторону посмотреть, чтобы найти подсказку. А дальше - свободная воля.
Цитата:
Сообщение от Бывший
Ну так поясните свою позицию, если вы поняли.
К теме и образам "Весны" Рерих возвращался всю жизнь. Последняя его картина на эту тему - 1945 год, если не позднее. Уже одно это говорит о том, что замысел "Весны" гораздо глубже, чем просто реконструкция обряда жертвоприношения у наших предков. Но, опять же, если вы захотите понять этот замысел - есть картины, есть записи в "Листах дневника". А дальше - свободная воля.
О Скрябине.
Цитата:
Сообщение от Бывший
Судьба его сыновей была также трагична.
Что это доказывает?
В УЖЭ и наследии Рерихов Скрябин назван Божественным певцом. Его уход - трагической случайностью, результатом нападения тьмы, вследствие которой он не успел выполнить свою Миссию (в том числе, сотрудничество с НК). Индивидуальности такого уровня по определению не могут иметь тех недостойных качеств, которые вы ему приписали.
Есть такая категория индивидуумов, которая все понимает в меру своей испорченности. Но, полагаю, вы к их числу не относитесь. Поэтому, прошу вас, будьте осторожны в оценках Тех, кто выше нас.
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
О Скрябине. Судьба его сыновей была также трагична.
Что это доказывает?
То, что не оставил задела/запаса позитивного мышления и энергии, к-й бы хватило для жизни потомков по мужской линии. Отцовская карма у мужчин доминирует.
Цитата:
Сообщение от Iris
В УЖЭ и наследии Рерихов Скрябин назван Божественным певцом. Его уход - трагической случайностью, результатом нападения тьмы, вследствие которой он не успел выполнить свою Миссию (в том числе, сотрудничество с НК). Индивидуальности такого уровня по определению не могут иметь тех недостойных качеств, которые вы ему приписали.
Есть такая категория индивидуумов, которая все понимает в меру своей испорченности. Но, полагаю, вы к их числу не относитесь. Поэтому, прошу вас, будьте осторожны в оценках Тех, кто выше нас.
Я зашёл сюда просто поделиться радостью восприятия музыки "Весны священной" и декораций. А вы перевли тему в мировоззренческую дикуссию. От сквозного действия (либретто) балета остался неприятный осадок. Я это отметил. Но режиссёрская постановка балета и исполнение мне понравились. У меня так бывает, не знаю, как у кого. Например, недавно смотрел балет Парижской Гран-Опера "Юноша и Смерть" постановки Р.Пети и меня там изумила режиссура и рисунок танца, исполнение партий Юноши и Смерти - Николя ЛёРиша и Мари-Аньес Жийо. Однако либретто балета всё же оставило тягостное чувство - Юноша вешается в приступе депрессии.
Какое ещё "нападение тьмы"? МЫ сами для себя и тьма (несовершенство) и Свет (любовь к Богу). Христиане говорят о кознях дьявола, а агнийоги - о происках тёмных сил.
Не читал специальной лит-ры по уходу Скрябина, но вроде мне товарищ рассказывал, студент института культуры, а им рассказывал преподаватель об этом. У Скрябина была возможность отказаться от того рокового концерта из-за плохого самочувствия, но он выбрал вариант работать до последней минуты. От нагрузок произошло осложнение. Он пожертвовал собой ради сиюминутной славы и успеха. Выбор у него был. А себя надо беречь. Тем более он был отцом троих детей.
Так что желаю и вам беречь себя ради эволюции духа и души.
__________________ Там нет ничего такого, чего не было бы здесь.