| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 25.06.2008, 13:13 | #1 | Гость | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...Закончено лишь то, что САМИ Рерихи опубликовали, и это и есть незыблемая основа, соль и смысл дальнейшей исследовательской работы, которая только начинается... | Как по-Вашему, насколько публикуемые письма Рерихов и их окружения содержат редакторскую правку издательств? На сколько переписка публикуется в полном и неискаженном виде? Как Вы относитесь к публикации дневниковых записей? | | | 25.06.2008, 14:03 | #2 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от незарегистрированный Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...Закончено лишь то, что САМИ Рерихи опубликовали, и это и есть незыблемая основа, соль и смысл дальнейшей исследовательской работы, которая только начинается... | Как по-Вашему, насколько публикуемые письма Рерихов и их окружения содержат редакторскую правку издательств? На сколько переписка публикуется в полном и неискаженном виде? Как Вы относитесь к публикации дневниковых записей? | Извините, неведомый, не представившийся Гость, первые два вопроса очень общие. Отвечу: бывает... На последний вопрос отвечу: нормально отношусь. Только заниматься этим должны знающие люди. Кроме этого, лично я стараюсь переписку и дневники публиковать с максимально полным справочным аппаратом и комментариями, при минимальном "выплеске" в печать информации личного характера, в общем, с купюрами по моральным соображениям, оставляющими за гранью досужего любопытства интимный мир наших героев. Состав и места этих купюр - не место для сражений за информацию. Если интересно - приезжайте с отношением, оформляйте на законных оснований запрос - и читайте на месте хранения оригинала - процедура для всех одинаковая и прописанная с законе. Правда, может быть временно отказано в доступе. Основания: плохое состояние документа (подготовка к реставрации), либо фонд хранения не обработан (не прошёл положенную процедуру постановки на госучёт). | | | 26.06.2008, 06:14 | #3 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...Существует не менее 100 мест хранения Рериховского наследия во всём мире... | Владимир, есть где-либо хотя бы черновик списка подобных мест? Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от незарегистрированный Как по-Вашему, насколько публикуемые письма Рерихов и их окружения содержат редакторскую правку издательств?... | Извините, неведомый, не представившийся Гость, первые два вопроса очень общие. Отвечу: бывает... На последний вопрос отвечу: нормально отношусь. Только заниматься этим должны знающие люди... | Совсем недавно я столкнулся с ситуацией, когда в разных изданиях одного письма Елены Ивановны одна и таже значимая фраза отностительно Агни Йоги имела различную существенно отличающуюся редакцию. Владимир, как Вы думаете - на сколько оправдана публикация сканов писем семьи Рерихов? И на сколько могут быть оправданы усилия по созданию объединенной редакционной комиссии между различными издательствами, публикующими эпистолярное наследие Рерихов? | | | 26.06.2008, 09:28 | #4 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...Существует не менее 100 мест хранения Рериховского наследия во всём мире... | Владимир, есть где-либо хотя бы черновик списка подобных мест? | Спасибо, Владимир, за вопрос. Этот список есть, у каждого исследователя он свой. В нашем учреждении - это плод коллективного труда нескольких сотрудников, и он постоянно пополняется и уточняется. Сейчас особенно - в связи с мегапроектом в ЦВЗ "Манеж" "Рериховский век" (2009). Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от незарегистрированный Как по-Вашему, насколько публикуемые письма Рерихов и их окружения содержат редакторскую правку издательств?... | Извините, неведомый, не представившийся Гость, первые два вопроса очень общие. Отвечу: бывает... На последний вопрос отвечу: нормально отношусь. Только заниматься этим должны знающие люди... | Совсем недавно я столкнулся с ситуацией, когда в разных изданиях одного письма Елены Ивановны одна и таже значимая фраза отностительно Агни Йоги имела различную существенно отличающуюся редакцию. | Да, бывает, постоянно. Нужно быть начеку. Для этого и нужны текстологические исследования. Должны в таких случаях даваться комментарии, объясняющие причину разночтений и приводящие ВСЕ известные вариации текстов и смыслов. А также желательно указывать, где ещё эта тема (аспект, событие, вопрос) были затронуты, и кратко излогать общую суть ВСЕХ обращений автора к данному моменту. Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Владимир, как Вы думаете - на сколько оправдана публикация сканов писем семьи Рерихов? | При наличии вышеописанного публикаторского подхода - это необязательно. Сканы - это на 50-60 процентов увеличение расходов на бумагу сразу. Но не в расходах дело. Текст всё равно нужно печатать типографским шрифтом, ведь не все возьмут книгу в руки, чтобы созерцать вид рукописи, большинству нужен именно текст, смысл, содержание, которое тоже должно быть откомментировано и снабжено справочным аппаратом. Сканы могут быть как образцы почерка, особенно в местах, которые НИКТО не прочитал, либо читают ПО-РАЗНОМУ - как иллюстрации. И тогда и книги будут доступнее, и спорные моменты можно будет как-то разрешить. Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский И на сколько могут быть оправданы усилия по созданию объединенной редакционной комиссии между различными издательствами, публикующими эпистолярное наследие Рерихов? | Владимир, никакими волевыми установлениями такую централизованную комиссию не создать. Для этого просто нет правовой базы. В определённом смысле она уже работает по частным проектам - все, кто что-то делает и издает, находят друг друга, советуются, спрашивают. В принципе во многих учреждениях уже работают редакционные советы (в том числе у нас), которым по силам решать вопросы необходимой в каждом конкретном случае кооперации. Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 26.06.2008 в 12:43. | | | 26.06.2008, 12:52 | #5 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...кратко излогать общую суть ВСЕХ обращений автора к данному моменту. | Владимир, как в этом случае учитываются ситуации, когда автор мог писать, исходя из уровня знаний и сознания адресата? Скажем, другому адесату по сходному вопросу моло быть выдано другое мнение или позиция. Как в этом случае определить суть ВСЕХ обращений? Встречали ли Вы подобные ситуации в эпистолярном наследии Рерихов? | | | 26.06.2008, 19:25 | #6 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...кратко излогать общую суть ВСЕХ обращений автора к данному моменту. | Владимир, как в этом случае учитываются ситуации, когда автор мог писать, исходя из уровня знаний и сознания адресата? Скажем, другому адесату по сходному вопросу моло быть выдано другое мнение или позиция. Как в этом случае определить суть ВСЕХ обращений? Встречали ли Вы подобные ситуации в эпистолярном наследии Рерихов? | Суть всех обращений никогда исчерпать нельзя, но при апориях нужно кратко перечислить ВСЕ точки зрения, или хотя бы заголовки документов, где они выражены. Подобная ситуация у семьи Рерихов (в их эпистолярии) мне встречалась лишь однажды - в период Маньчжурской экспедиции 1934-1935 гг., когда оценки происходящего в Нью-Йорке у Н.К. Рериха и Е.И. Рерих были различны. Но как только семья воссоединилась - малейшего следа от этой "различности" не осталось... | | | 27.06.2008, 07:43 | #7 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский И на сколько могут быть оправданы усилия по созданию объединенной редакционной комиссии между различными издательствами, публикующими эпистолярное наследие Рерихов? | Владимир, никакими волевыми установлениями такую централизованную комиссию не создать. Для этого просто нет правовой базы. В определённом смысле она уже работает по частным проектам - все, кто что-то делает и издает, находят друг друга, советуются, спрашивают... | Владимир, понятно, что правовой базы нет. Но есть общественные формы договоров. Например, взаимное пердпечатное рецензирование могло бы быть закреплено в договорах о сотрудничестве между организациями. Или же могла бы быть создана, к примеру, "Ассоциация издателей Рериховского наследия". Что Вы об этом думаете? Ведь, на сегодняшний день нет согласия не то, что бы в принципах издания писем, но даже в издании Агни Йоги - разные тексты, разная правка и даже - разное название книг. | | | 27.06.2008, 09:39 | #8 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский И на сколько могут быть оправданы усилия по созданию объединенной редакционной комиссии между различными издательствами, публикующими эпистолярное наследие Рерихов? | Владимир, никакими волевыми установлениями такую централизованную комиссию не создать. Для этого просто нет правовой базы. В определённом смысле она уже работает по частным проектам - все, кто что-то делает и издает, находят друг друга, советуются, спрашивают... | Владимир, понятно, что правовой базы нет. Но есть общественные формы договоров. Например, взаимное пердпечатное рецензирование могло бы быть закреплено в договорах о сотрудничестве между организациями. Или же могла бы быть создана, к примеру, "Ассоциация издателей Рериховского наследия". Что Вы об этом думаете? Ведь, на сегодняшний день нет согласия не то, что бы в принципах издания писем, но даже в издании Агни Йоги - разные тексты, разная правка и даже - разное название книг. | В принципе, согласен. У нас ни одна книга не выходит в печать без рецензирования, хотя бы внутримузейного рецензирования в форме обсуждения. Рецензирование ЛЮБОЙ рукописи, подготовленной к изданию, это НОРМА, и мы стараемся ей следовать. Нужны диссертационные исследования по текстологии Живой Этики - это давно назревшая необходимость. У нас пока таких наработок мало. | | | 07.07.2008, 11:17 | #9 | Administrator Рег-ция: 26.11.2002 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 1,647 Благодарности: 1 Поблагодарили 13 раз(а) в 10 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...Существует не менее 100 мест хранения Рериховского наследия во всём мире... | Владимир, есть где-либо хотя бы черновик списка подобных мест? | Спасибо, Владимир, за вопрос. Этот список есть, у каждого исследователя он свой. В нашем учреждении - это плод коллективного труда нескольких сотрудников, и он постоянно пополняется и уточняется. Сейчас особенно - в связи с мегапроектом в ЦВЗ "Манеж" "Рериховский век" (2009). | Владимир, расскажите, пожалуйста, о выставочном проекте «Рериховский век». Где можно найти информацию о нем? Какие материалы Вы планируете представить там? Последний раз редактировалось Igor Prolis, 07.07.2008 в 11:19. | | | 07.07.2008, 14:43 | #10 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Igor Prolis Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Владимир Мельников ...Существует не менее 100 мест хранения Рериховского наследия во всём мире... | Владимир, есть где-либо хотя бы черновик списка подобных мест? | Спасибо, Владимир, за вопрос. Этот список есть, у каждого исследователя он свой. В нашем учреждении - это плод коллективного труда нескольких сотрудников, и он постоянно пополняется и уточняется. Сейчас особенно - в связи с мегапроектом в ЦВЗ "Манеж" "Рериховский век" (2009). | Владимир, расскажите, пожалуйста, о выставочном проекте «Рериховский век». Где можно найти информацию о нем? Какие материалы Вы планируете представить там? | Спасибо, за вопрос, Игорь! Мы благодарны всем организациям и отдельным лицам, выразившим готовность принять участие в проекте «Рериховский век». Основным результатом данного проекта станет проведение в ноябре 2009 г. мемориально-художественной выставки в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге (рассматривается возможность продолжения проекта и в ЦВЗ "Манеж" в Москве). Организаторы выставки – Государственный Эрмитаж, Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, Музей-институт семьи Рерихов, Центральный выставочный зал «Манеж». Идея проекта состоит в том, чтобы впервые представить наследие семьи Рерихов как целостное явление российской и мировой культуры путём привлечения комплекса материалов из музеев и собраний России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Предыдущие выставки, посвящённые творчеству Рерихов, где бы они не проводились, представляли, как правило, лишь отдельные грани сложного и многообразного наследия этой семьи. Чаще всего это были художественные выставки Н.К. Рериха и, реже, С.Н. Рериха. В семи тематических блоках выставки «Рериховский век» будет представлен весь спектр жизни и творчества Рерихов в области науки и искусства, философии и литературы, педагогики и просветительства, общественных инициатив и сохранения мирового культурного наследия. Многие материалы, в том числе биографические, будут экспонироваться впервые. Данный проект предполагает объединение усилий и возможностей многих музеев и научно-образовательных центров, в том числе крупнейших центров мирового уровня, таких как Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская национальная библиотека, Академия художеств, а также музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка, Кулу, Бангалора и частных собраний России, США, Индии, других стран. Планируется издание каталога выставки, организация сайта в Интернете. В период подготовки и проведения выставки состоятся ежегодная международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», торжественная церемония награждения лауреатов Международной премии им. Николая Рериха, а также другие научно-просветительские мероприятия и презентации новых изданий. Проект проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Администрации Санкт-Петербурга и Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие». Возглавляет оргкомитет выставки директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. | | | 07.07.2008, 15:13 | #11 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Дорогие участники Круглого стола! Спасибо за возможность общения с вами, за заинтересованность в судьбах культурного наследия и за интересные вопросы! Довожу до Вашего сведения следующее информационное сообщение. 9–10 октября 2008 г. в Санкт-Петербургском государственном университете пройдёт VIII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Главные темы конференции: «Н.К. Рерих и архитектура» (посвящается 175-летию со дня рождения петербургского архитектора И.И. Шапошникова, отца Е.И. Рерих); «Восток западными глазами» (к 80-летию окончания Первой Центрально-азиатской экспедиции акад. Н.К. Рериха и основания Гималайского исследовательского института «Урусвати»). Для обсуждения на конференции предлагаются следующие темы: § И.И. Шапошников и архитекторы его круга; § Вклад Н.К. Рериха в развитие отечественной архитектуры; § Н.К. Рерих, Б.К. Рерих и архитекторы их круга (В.А. Щуко, А.В. Щусев, В.А. Покровский, Г.В. Барановский, Н.Е. Лансере, Л.Н. Бенуа, П.Ю. Сюзор и др.); § Архитектура петербургского модерна; § Неорусский стиль в архитектуре начала ХХ века; § Мемориальные памятники Петербурга (в т. ч. мемориальные кладбища, надгробия и т.п.); § Санкт-Петербургская Хоральная синанога; § Страны Востока в творчестве западных деятелей искусства; § Страны Востока в исследованиях западных учёных; § Западные путешественники на Востоке; § Восточные коллекции в западных собраниях; § Музеи в странах Востока. Возможна постановка и других вопросов в рамках заявленной тематики. Во время конференции состоятся заседания секций,торжественная церемония награждения Лауреатов Международной премии имени Николая Рериха 2008 года, а также открытие мемориально-художественных выставок. Возможно участие в конференции в форме стендового доклада. Организаторы конференции: § Санкт-Петербургский государственный университет; § Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета; § Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов; § Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие». § Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга; § Всемирного клуба петербуржцев § Санкт-Петребургское художественное училище им. Н.К. Рериха. Заявки и тезисы докладов для участия в работе конференции направлять в Оргкомитет до 15 cентября 2008 г. Тезисы доклада должны занимать объем от половины до одной страницы текста, набранного шрифтом TimesNewRoman, 12 кеглем с одинарным пробелом. В заявках, посылаемых электронной почтой, необходимо в поле «тема» указать: РН-8. Для включения в программу конференции надо подать заявку, в которой просим указать следующие сведения: · Фамилия, имя и отчество участника; · Учёная степень и звание; · Организация и должность; · Адрес; · Телефон; · E-mail; · Секция; · Тема предполагаемого сообщения. Адреса: 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия, д. 1. Тел./факс (812) 323-08-85, 325-44-13. URL: http://www.roerich-heritage.org http://www.spbu.ru/Science/Centers/RoerichCenter http://www.roerich-museum.org e-mail: ab@roerich-heritage.org vm@roerich-museum.org nmo@roerich-museum.org stonew@mail.ru Со многими друзьями мы видимся на этих конференциях. Милости просим всех, кому дорого Рериховское наследие, кто заинтересован в судьбах отечечественной и мировой культуры. Ваш Владимир Мельников | | | 27.06.2008, 15:04 | #12 | Banned Рег-ция: 10.03.2006 Сообщения: 7,097 Благодарности: 227 Поблагодарили 847 раз(а) в 654 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Здравствуйте! Как оказалось, Вы - физик. Может быть Вы смогли бы прокомментировать мои находки в Агни физике, которые я изложил в теме "Новая наука Агни Йоги" . Заранее спасибо. | | | 27.06.2008, 19:36 | #13 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Никак Здравствуйте! Как оказалось, Вы - физик. Может быть Вы смогли бы прокомментировать мои находки в Агни физике, которые я изложил в теме "Новая наука Агни Йоги" . Заранее спасибо. | Здравствуйте! Для начала представьтесь, пожалуйста. | | | 27.06.2008, 22:04 | #14 | Banned Рег-ция: 10.03.2006 Сообщения: 7,097 Благодарности: 227 Поблагодарили 847 раз(а) в 654 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Никак Здравствуйте! Как оказалось, Вы - физик. Может быть Вы смогли бы прокомментировать мои находки в Агни физике, которые я изложил в теме "Новая наука Агни Йоги" . Заранее спасибо. | Здравствуйте! Для начала представьтесь, пожалуйста. | Хорошо, но только через систему личных сообщений. | | | 28.06.2008, 00:08 | #15 | Рег-ция: 13.01.2003 Адрес: РФ Сообщения: 8,472 Благодарности: 1,120 Поблагодарили 1,580 раз(а) в 903 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Здравствуйте, Владимир! Как вы думаете, каковы причины ситуации сложившейся сегодня вокруг наследия семьи Рерихов, оставшееся на московской квартире Ю.Н.Рериха? Сейчас оно фактически попало в руки случайного человека и по частям распродается. Есть ли у вас какие-то соображения о путях решения этой проблемы? В чем может быть помощь Рериховского движения? Каков вклад вашего музея по её разрешению? __________________ "Всегда вперед и только ввысь!" | | | 28.06.2008, 06:23 | #16 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Николай А. Здравствуйте, Владимир! Как вы думаете, каковы причины ситуации сложившейся сегодня вокруг наследия семьи Рерихов, оставшееся на московской квартире Ю.Н.Рериха? Сейчас оно фактически попало в руки случайного человека и по частям распродается. Есть ли у вас какие-то соображения о путях решения этой проблемы? В чем может быть помощь Рериховского движения? Каков вклад вашего музея по её разрешению? | Причины ситуации лежат не на поверхности. О самой ситуации - см. в книге вернейшего свидетеля - Л.С. Митусовой "О прожитом и судьбах близких" (2004). Площадь или круглый стол - не место для разглагольствования о путях и помощи. Это всё равно, что сообщить противнику все свои планы и замыслы, т. е. предать. Кто может - уже действует. Мы тоже никогда не были в стороне. "Помощь Рериховского движения" - это химера. Только бы "оно" не мешало. Хотя бы тем, что в "нём" уже давно - "кто в лес, кто по дрова". Как только Музей-институт семьи Рерихов стал государственным - его вклад в процесс позитивного разрешения ситуации на квартире Ю.Н. Рериха стал более весомым, надеюсь, все необходимые шаги в сохранении этой части Рериховского наследия уже были сделаны. Если потребуется - будет сделано ещё всё, что возможно. | | | 28.06.2008, 09:54 | #17 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Владимир, у нас на форуме постоянно возникают темы недопонимания относительно взаимоотношений Рерихов и большевиков, их отношения к революции и коммунизму. Так же - постоянные недопонимания относительно послания Махатм. Понимаю, что тема объемная, но не могли бы Вы кратко высказать свою позицию по этим вопросам? Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 28.06.2008 в 09:56. | | | 01.07.2008, 14:15 | #18 | Рег-ция: 13.01.2003 Адрес: РФ Сообщения: 8,472 Благодарности: 1,120 Поблагодарили 1,580 раз(а) в 903 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников "Помощь Рериховского движения" - это химера. Только бы "оно" не мешало. | Владимир, извините, но вам не кажется, что такая форулирока может оскорбить многих подвижников Рериховского движения, которые давно занимаются этим вопросом? Либо оттолкнуть тех, кто был бы готов приложить свои силы в решении сложившейся проблемы? Или ваш музей претендует на монопольное владение истиной по разрешению ситуации и причинах её породивших? __________________ "Всегда вперед и только ввысь!" | | | 03.07.2008, 16:35 | #19 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Никак Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Никак Здравствуйте! Как оказалось, Вы - физик. Может быть Вы смогли бы прокомментировать мои находки в Агни физике, которые я изложил в теме "Новая наука Агни Йоги" . Заранее спасибо. | Здравствуйте! Для начала представьтесь, пожалуйста. | Хорошо, но только через систему личных сообщений. | Дорогой Никак! Спасибо, что представились! Тема моего диплома на физфаке была "Опыт взаимодействия феноменального и ноуменального подходов в физике". Я самый что ни на есть теоретический физик - то есть слабо ориентируюсь в прикладных вопросах. Но кое-что, может быть, Вам пригодится. Прилагаю во вложении. Рекомендую ещё обратить внимание на труды А.В. Левичева. С уважением, Владимир Мельников | | | 03.07.2008, 17:54 | #20 | Рег-ция: 23.06.2008 Адрес: Санкт-Петербург Сообщения: 364 Благодарности: 119 Поблагодарили 57 раз(а) в 34 сообщениях | Ответ: Круглый стол с Владимиром Мельниковым Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Никак Цитата: Сообщение от Владимир Мельников Цитата: Сообщение от Никак Здравствуйте! Как оказалось, Вы - физик. Может быть Вы смогли бы прокомментировать мои находки в Агни физике, которые я изложил в теме "Новая наука Агни Йоги" . Заранее спасибо. | Здравствуйте! Для начала представьтесь, пожалуйста. | Хорошо, но только через систему личных сообщений. | Дорогой Никак! Спасибо, что представились! Тема моего диплома на физфаке была "Опыт взаимодействия феноменального и ноуменального подходов в физике". Я самый что ни на есть теоретический физик - то есть слабо ориентируюсь в прикладных вопросах. Но кое-что, может быть, Вам пригодится. Прилагаю во вложении. Рекомендую ещё обратить внимание на труды А.В. Левичева. С уважением, Владимир Мельников | Забыл вложения, вот они. Первое - см. здесь //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Предлагаемая читателям статья посвящена взаимодействию знания современной науки и знания Восточной Традиции — очень важному и многообещающему направлению в современном естествознании. Вполне в духе рассматриваемых идей о существовании априорного, доопытного знания автор по ходу изложения не ограничивается рамками объявленной темы и устремляется за её пределы — в поисках A PRIORI. Однако априорное знание — это для него не «кот в мешке», это опыт — «ноуменальный», духовный! Так происходит соединение научного и религиозного миропониманий, строится новая ступень и плоский круг «приземлённого» знания А=А получает вектор устремления к Незримому Единому, «Альфе и Омеге», и, наполняясь истинным опытом и жизнью, включается в Великую Спираль Познания. В статье нашел отражение интересный опыт семинара «Проблемы синтеза знаний в физике», проводившегося автором в Академической гимназии Санкт-Петербургского госуниверситета. А. А. Бондаренко, кандидат физико-математических наук. АНТРОПНАЯ ВСЕЛЕННАЯ Полезно дать намёки для новой программы школ. Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше, осознать своё место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Е. И. Рерих. Письма. Том 2. 11Х1935 г. I Время требует новых идей, новых мыслей, ибо уже не за горами само Великое Новое. Но человек должен выйти ему навстречу — иначе он не сможет его понять и принять. Во все времена идеи двигали миром (Платон). Кто шире и выше мыслил, тот и первый достигал следующей ступени Спирали Познания. И всегда в необходимости следующего шага мир содрогался как в родовых схватках. Периодичность эволюционного процесса была известна людям всегда, но в научный обиход вошла не так давно, вместе с учениями о роли и месте человека в эволюции Вселенной. В этих учениях был отмечен антропный, то есть предполагающий существование человека, характер эволюции Природы. О периодичности биогеохимических процессов мыслил В. И. Вернадский. К. Э. Циолковский писал о космических эрах. Историки, созвучно космологам, свидетельствовали, что человечество, как и Вселенная, развивается, преодолевая периоды разложения и упадка. После «Золотого» века наступает век «Серебряный», и так далее до «Каменного», чтобы снова подняться, но уже на качественно иную высоту. Однако состояние человечества всё ещё таково, что до сих пор многие люди не решили для себя твёрдо, что для них «золото», что «серебро», а что «камень», хотя у каждого с рождения есть всё для различения понятий и осознания их «ноуменальной» сущности-основы. Некоторым передовым учёным сейчас уже ясно, что все явления, факты, понятия миллиардов человеческих жизней, составляют единую развивающуюся систему. Продуктами этой системы-сообщества в разные эпохи стали и становятся все религии, учения, философии, науки. И эта система отображается в каждом отдельном человеке стремлением познавать мир и себя. Эта система, иными словами человечество, развивается через Познание. А без развития любая система деградирует и распадается. Поэтому если человечество откажется от Познания, оно погибнет. Ясно, что человечество не может развиваться изолированно от всего многообразия Бытия. Это отметили многие религиозные и этические учения. Но только в Учении Живой Этики последовательно проводится мысль о том, что Вселенная формирует, развивает, преображает человека не столько как одна слепая стихия другую, а как разумное создаёт разумное, как мать воспитывает своё дитя. Человеческая система идей оказывается полной только в Беспредельности преобразующей её Вселенной, и в этом живом, развивающемся единстве устремляется к совершенству. По-видимому, на этом пути к совершенству сейчас мы проходим очередной «Каменный» век. Находясь в геологическом единстве, люди всё ещё не стремятся осознанно в нём быть. Появление новых позитивных факторов прогресса тут же приносит «на хвосте» негативные. Все новшества, меняющие нашу жизнь, обладают свойствами «палки о двух концах». И это явный признак кризиса, когда в обоих направлениях от «мёртвой» точки на кривой эволюции разнополярные результаты. Возможно, человечество едва преодолело этот тяжкий минимум, и потому так труден подъём. Физик И. Л. Герловин, приложивший свою теорию фундаментального поля к социальным процессам, показал беспрецедентное увеличение беспорядка (хаоса) в системе земной цивилизации в наше время. Вот основные факторы, ответственные за это, факторы, воплощаемые на теле Земли как кровоточащие раны: 1) Развитие военных приготовлений и угроз войны. 2) Нарушение экологического равновесия «человек ( окружающая среда». 3) Национальная и религиозная рознь и нетерпимость. 4) Социальная рознь и нетерпимость. 5) Злоупотребление достижениями научно-технической революции (НТР). Причины этих факторов следует искать в сознании людей. Они — горькое подтверждение того, что «мысли управляют миром». Но разве мы можем допустить, чтобы злобные и безнравственные мысли управляли миром, разрушали целостность человечества как системы, вели к её болезни и в конце концов к гибели?.. II Всё сказанное ниже относится к последнему из вышеназванных факторов, ответственных за увеличение хаоса в системе земной цивилизации, а именно — к злоупотреблению достижениями НТР. Основная причина этого злоупотребления на наш взгляд в том, что многие учёные забывают в своих теориях и экспериментах о Человеке. Физики вспомнили о Человеке тогда, когда его существование и существование вообще Жизни не стало требоваться или даже вовсе исключилось в физических моделях развития Вселенной. Но неоспоримый «экспериментальный» факт существования Человека что называется «на лицо». Его можно описать условным набором факторов: температура, химический состав среды, поле тяжести и т. д. Но именно такой набор плохо вписывается во многие современные космологические сценарии, более того — для общепринятой теории «космопланетарный феномен Человека» трудно объясним. Как заметил в своей лекции московский физик В. Д. Захаров, «слишком нежное существо человек, и возможность его появления требовала от Природы одновременного совпадения весьма многих условий». В самом деле, эволюция Вселенной зависит от огромного (если не бесконечного) числа параметров, и самое незначительное изменение даже одного из них (например, массы электрона: будь она на миллионные доли процента больше или меньше существующей) исключило бы возможность появления Человека. Так появилась необходимость сформулировать антропный принцип, без учёта которого ни одна теория не может считаться удовлетворительной. Само существование Antropos — Человека является прекрасным критерием оценки научных знаний, а следовательно, и всего процесса Познания. Самое предварительное приложение этого критерия к физике даёт несколько наглядных примеров так называемых антропных парадоксов, над разрешением которых уже многие десятилетия бьются учёные. Отметим некоторые из них. В. Д. Захаров привёл первый пример: «Антропная Вселенная могла возникнуть только в том случае, если закон сохранения барионного заряда нарушается. А ведь все физические эксперименты приводили к выводу о справедливости этого закона. Теперь физики, напротив, ищут на эксперименте распад протона, чтобы убедиться, что данный закон сохранения неверен, — что если он и соблюдается, то лишь приближённо — в пределах точности всех прежних экспериментов». Возможно, здесь как раз нет никакого «антропного парадокса». Из закона сохранения барионного заряда следует, что Вселенная возникла с равным количеством вещества и антивещества. А это как раз и смущает Захарова и его коллег, ведь при охлаждении такой Вселенной вся материя-вещество аннигилирует, превращаясь в излучение, а в излучённой Вселенной современная наука возникновение и существование Жизни не допускает. Возможно, именно в этом и кроется ошибка, проистекающая от ограниченности современных естественнонаучных представлений. Невольно вспоминается понятие Мира Огненного из Учения Живой Этики. Также и К. Э. Циолковский считал, что «лучевая форма Жизни» непременно существует. Аналогичный «антропный парадокс» беспокоит сторонников модели полуцикличной Вселенной, по которой после каждого нового Большого Взрыва начинается новое расширение. Как образно выразился Ф. Ю. Зигель, Вселенная оказалась пульсирующей, напоминающей в этом отношении человеческое сердце! Сторонники этой модели сетуют, что при переходе из одного цикла в другой вещество возвращается в первоначальное сверхплотное состояние, по пути к нему уничтожив всякую Жизнь. Но ведь Жизнь существует! Сторонники этой модели не видят никаких возможностей для связи или преемственности между живыми существами разных циклов, ведь ни одно из них, как они думают, не может пройти живым через «огненную печь» сверхплотного состояния. «Впрочем, мы знаем о Мире ещё очень мало, — оговаривается Ф. Ю. Зигель, — и вполне возможно, что будущие исследования внесут существенные коррективы в наше теперешнее миропонимание». Последнее утверждение делает честь его автору — такие «коррективы» внесло в нашем веке Учение Живой Этики, являющееся результатом сотрудничества семьи Рерихов с гималайскими Учителями. Именно Живая Этика утверждает постулат о Вечности и Беспредельности Жизни. По-своему о том же постулате писал и ленинградский физик-астроном Н. А. Козырев, предполагавший существование могучего потока ещё не открытых сил Природы: «Это поток творческих возможностей — жизненной силы Вселенной. Он должен существовать, чтобы обеспечить гармонию Мира, в котором есть смерть и разрушение, но должны быть и жизнь, и созидание. Этого-то жизненного начала и нет в наших научных знаниях». Нет сомнений, что в будущем наука сможет понять и принять глубочайшие следствия и приложения антропного принципа и приблизится к пониманию законов развития Человека — мыслящего духа (по выражению Ф. Энгельса). III В прошлом уже существовали философские концепции, требовавшие рассматривать понятие «Человек» как основную мировоззренческую категорию. Фейербаху принадлежит заслуга введения и универсального обоснования антропологического принципа в философии. Так называемый материалистический антропологизм развивали Гельвеций и Чернышевский. Идеалистический антропологизм возник в начале ХХ века в виде экзистенциализма и философской антропологии (Ницше, Дильтей, Зиммель, Сартр, Камю и другие). Несмотря на абстрагирование и абсолютизирование понятия «Человек», неизбежно приведшее к крайностям и сомнительным антитезам (например, противоположение идее и духу, носителем которых и является Человек), появление этих концепций закономерно выявило необходимость изменения механического, технократического взгляда на Человека и Природу. В среде учёных известны два варианта формулировок антропного принципа: 1. То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. (“Слабый” вариант). 2. Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. (“Сильный” вариант). По мнению Захарова, «сильный вариант чересчур сильный, вполне достаточно слабого». На наш взгляд антропный принцип должен быть сформулирован так: 3. Вселенная в целом развивается по законам прямо зависящим от существования Жизни и Человека. Впрочем, формулировка и осознание антропного принципа — это во многом личное дело каждого учёного. Но суть принципа должна оставаться неизменной — в любой теории должно быть место Человеку. Понять же место «мыслящего духа» во Вселенной помогают слова Махатмы Мория из его письма, полученного англичанином А. П. Синнетом в январе 1882 года. Напомним эти слова читателям: «Эволюцию миров нельзя рассматривать отдельно от эволюции всего сотворённого или сущего на этих мирах. Ваши общепринятые представлении о космогонии — как в теологии, так и в науке — не способствуют решению вами не одной антропологической или даже этнической проблемы, и они встают на вашем пути, как только вы пытаетесь разрешить проблему рас на нашей планете. Когда человек начинает говорить о сотворении и происхождении человека, он постоянно сталкивается с упрямыми фактами. Продолжайте твердить: «Наша планета и человек были сотворены», — и вы будете вечно бороться с твёрдыми, несомненными фактами, анализируя и теряя время над пустяшными подробностями, будучи совершенно не в состоянии охватить целое. Но стоит допустить, что наша планета и мы сами не более сотворены, нежели вот эта ледяная гора, что высится сейчас передо мной, но что и планета и человек суть состояния на данное время; что их теперешний наружный вид — геологический и антропологический — преходящ и есть лишь условие, сопутствующее той стадии эволюции, которой они достигли в нисходящем цикле, — и всё становится ясным». В заключении отметим, что словосочетание Антропная Вселенная, столь часто в наше время употребляемое в самых разных философских и естественно-научных спорах, при ближайшем рассмотрении кажется избыточным. Действительно, разве само русское слово Вселенная, слово женского рода, обозначающее в разных наречиях Природу, Сущее, Мироздание, Бытие, Творение, Космос — разве само это слово уже не содержит в себе Жизнь? Вселенная — то есть нечто, во что вселено живое и разумное. Владимир Мельников (Мемориальное Собрание С.С. Митусова в Санкт-Петербурге), 1995. ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Второе - см. приложение. | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Похожие темы | Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение | Круглый стол | Владимир Чернявский | СибРО | 0 | 03.12.2007 20:18 | Круглый стол в Изваре | Владимир Чернявский | Новости Рериховского движения | 0 | 24.08.2007 18:27 | Круглый стол | Эдуард | Свободный разговор | 176 | 10.06.2004 10:39 | Круглый стол СибРО | Вячеслав | Рериховское движение | 3 | 25.02.2003 13:24 | Часовой пояс GMT +3, время: 23:10. |