ДВИГАТЕЛИ НК-33 и НК-43
Это как раз те самые двигатели, которые Королев пытался поставить на суперракету. Которые взрывались. Сначала они назывались НК-15 сокращенно от «Николай Кузнецов» — это конструктор самарского КБ, где их разрабатывали.
Уже после смерти Королева, после четырех неудачных пусков лунной ракеты Мишин велел переделать проект, сделать двигатели более надежными. И в том же КБ Кузнецова сделали более надежные модификации — НК-33 и НК-43. Их успели проверить, испытать, и пятый пуск уж точно был бы удачным, и лунная ракета наконец полетела бы.
Но тут Мишина сняли, программу закрыли, и двигатели оказались никому не нужны. Их уберегли от уничтожения, и 30–40 лет они пролежали законсервированные.
Мы продали около 20 штук американцам, но потом у них там случилась авария (наши утверждали, что по их собственному разгильдяйству), и их покупать перестали. Эти НК с тех пор и лежат в Самаре законсервированные. Их периодически открывают, проверяют, даже прожиг устраивают, то есть включают.
Но больше ничего не происходит.