Цитата:
Сообщение от Редна Ли Цитата: Сообщение от Лелуш Ламперуж Если уж я начал в позапрошлом вопросе сравнения, то продолжу и тут: во второй половине двадцатого века было несколько действительно великих русских писателей, достаточно привести такие имена, как Василь Быков, Борис Васильев, Сергей Довлатов, Василий Шукшин (я намеренно привожу совершенно разножанровых писателей)… Они могли пронзить душу читателя, заставить плакать, удивляться, пережить шок, измениться, наконец, после прочтения их произведений. | Я думаю, это утверждение очень хорошо иллюстрирует мое предыдущее сообщение, оставшееся в теме про наркотики, что расширение сознания искусственными способами природе и духу не нужно. Природе человека нужна любовь, при чем именно человеческая, а не абстрактная, и поэтому человеческая душа так реагирует на произведения перечисленных писателей, не занятых искусственным расширением сознания, а занятых человеческой душой и любовью в ее человеческих проявлениях. |
Насчёт, что нужно душе в произведениях. Вопрос интересный.
Например мне, всегда было скучно классиков читать. Слишком всё казалось тяжёлым, нагруженным, надуманным. Но когда разум окреп и развился для понимания того, о чём книги, я изредка стал читать некоторые вещи, просто из научного интереса - как общество развивается. Но всегда заставлял себя читать это.
И получилось наоборот, такие произведения как упомянуты выше - меня не привлекают. Не нравятся ни Пушкин, ни Толстой, ни Достоевский, ни Гессе и так далее.
Если хочется любви, развития, вдохновения, я почитаю Агни-Йогу, Учение Храма, но не их.
Есть конечно кто мне нравится - Сервантес, Омар Хайям, сонеты Шекспира и Петрарки. Но Дон Кихота перечитывать не стану, хотя именно его считаю гениальным романом. Хайяма и Шекспира люблю за ясную работу мысли. Петрарку чту за мастерство. То есть мне мысль интереснее чувства. Чувства у меня и свои есть, и мне они не кажутся бедными. При прочтении каких-то произведений, где описываются разные чувства в максимальных степенях, я не чувствую себя бедняком, и мне поэтому и не интересно читать. Хочется динамики. Толстая книга о бешенном сражении вселенских магов, когда от их ударов миры разлетаются, а битвы длятся несколько дней и являются разворотом определенной стратегии каждой из сторон меня привлекут куда скорее, чем "Братья Карамазовы".
И вот меня наоборот привлекает в искусстве игра интеллекта и юмора. Хотя однозначных примеров привести и не могу. У юмора существуют градации. Словно бывает юмор души и юмор ума. Вот Ильф и Петров смешны, но душа как-то не искрится от этого юмора, он оригинален и социален. Пелевин мне нравится местами, но юмор у него тоже не нежный (если можно так выразиться), то есть он жесткий, циничный - поэтому способен вызвать приступ смеха, но послевкусия не остаётся. Ну и слишком уж много у него юмора из серии извращенно-сексуального.
Юмор, который я назвал нежным, душевным, он как я заметил рождается из понимания психологии человека. Поэтому он не осуждающ, а понимающ. Более похож на карнавальный.
Но в литературе я такого почти не встречаю. Потому что и авторы даже великих классических произведений, в общем-то сами зачастую мученики собственного ума.
Бывает встречаю в документальной литературе, когда автор сам обладает таким чувством юмора. В лекциях Авессалома Подводного встречал.
Ну вот например анекдот:
Идёт писатель-гуманист по городу, и к нему приближается встречный прохожий:
- Извините, вы не знаете где находится улица Горького?
- Нет, но как замечательно, что мы с вами так откровенно об этом поговорили.
Добрый, мягкий юмор. Приступа хохота не вызовет, но для улыбки очень подходит.
Такое впечатление, что душа писателя и читателя тянутся к тому чего не хватает именно им. Если внутри серость и пыль тянутся к сверкающим Гавайям. Если внутри тоска и печаль, тянутся к любви, к чему-то светлому. А если у человека внутри сверкающие Гавайи и любовь, к чему тянется он? Можно конечно сказать что в пределе он ничего и не хочет, кроме как поделиться этим благолепием. Но всё-таки, если представить общество будущего, где у всех внутри Гавайи, где разум искрится, и сердце в согласии с умом, где нет места печали и тоске, а присутствует радостный труд и творческое удовольствие от жизни, о чём там будет литература? О чем эти люди будут писать стихи?