Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский Никто ж не отрицает, что они должны практиковаться постоянно (а это, кстати, значит, что практикование хатхи без них, как некоторой "гимнастики для тела" - суть полная профанация). Речь идет о том, что в йоге существуют некоторые качественные этапы и последующий этап невозможен без прохождения предыдущего. Так, хатха согласно традиционной йоге не возможна без определенного качества предыдущих этапов. |
В одной из самых авторитетных книг по хатха-йоге «Хатха йога Прадипика» Сватмарама говорит, что хатха начинается с асан, затем пранаямы:
«1.19. В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела».
Вроде бы ничего про яму и нияму, но всё же пару слов о них он говорит в начале текста об асанах:
«1.17. Вот правила Ямы и Ниямы: Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость, искренность), Астейя (не брать ничего чужого), Брахмачари (контроль энергии), уметь прощать, уметь сострадать, уметь терпеть, быть смиренным, умеренность в пище, и соблюдение чистоты - таковы 10 правил Ямы.
1.18. Тапас (аскетизм), быть всем довольным (сантоша), вера в Единое, милосердие, поклонение Высшему, изучение древних трактатов, скромность, обладание проницательным умом, повторение мантр и благотворительность - вот, согласно учению Йоги, 10 правил Ниямы».
Про то, что яму и нияму надо обязательно соблюдать до подхода к асанам и пранаяме я вроде нигде указаний не нашел.