| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 07.08.2024, 11:13 | #1 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Три сутры 21(1), 22(1) и 23(1) говорят нам о том что существует два пути достижения йоги, первый путь это с помощью воли, устремленного усилия, и второй путь с помощью любви, бескорыстной преданности Высшему. Как говорят комментаторы, что лучший результат достигается, если применяется синтез этих двух путей, синтез доктрины ума-воли и доктрины сердца. Ведь страстное стремление это тоже собственное усилие, только это такое усилие, которое усиливается многократно любовью бескорыстной. Любящему человеку не нужно напрягать свое внимание на цель, он уже изначально весь сосредоточен на любимом объекте. Из классической йоги из сутры 23(1) Цитата: Вследствие упования , то есть особой формы бхакти, [или безраздельной любви], Ишвара склоняется [к йогину], он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления [йогина к божеству]. Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким 3 | . Мишра Цитата: Читте присуща способность объединяться и отождествляться. Благодаря способности объединяться она соединяется с объектом, а посредством отождествления она включает в себя все свойства объектов и становится этими объектами. Такое тождество невозможно без полного отказа от собственной личности, которая является вместилищем эго, гордости, похоти и желания. Благодаря медитации на Ишвару с предельной преданностью, любовью и знанием, "я" возвышается и субстанция разума медитирующего просветляется в свете Ишвары. | Десикачара Цитата: Патанджали признает, что попытки изменить состояние нашего разума в сторону йоги наталкиваются на препятствия, которые различны по своей силе. Но тот, кто обладает врожденной верой в Бога, наверняка способен преодолеть все эти препятствия. Тот, кто возносит регулярные молитвы к Богу с чувством смирения перед его мощью, безусловно обретет возможность достичь состояния йоги. | Сатьянанда Сарасвати из сутры 23(1) Цитата: Существует много последователей, которые не в состоянии прилагать требуемые усилия, так как они не обладают необходимыми для этого способностями. Но надежда для них все же существует. Патанджали рекомендует использовать сильную преданность Богу как путь достижения цели, не уступающий в надежности другим. Слово «ва» в этой сутре указывает на то, что метод, описанный здесь, не является обязательным. Слово «пранидхана» означает [состояние] полного, абсолютного, совершенного помещения. Все свое осознание, свой разум, свое мышление и сознание полностью помещаются в Ишвару. Эта сутра по-разному объясняется разными авторами. Например, говорится, что значение этой сутры заключается в том, что са- мадхи можно получить путем отдачи себя на милость Богу. Или говорится, что самадхи достигается с помощью фиксирования ума на Господе. Некоторые говорят, что это осознание, которое должно быть помещено в Бога. Но чтобы правильно понять сутру, нам необходимо иметь ясную идею Бога. | Следующая группа сутр посвящена объяснению, кто такой Ишвара. У Фалькова она обозначена как Цитата: О Боге 24(1) Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний, действий, их результатов и желаний. 25(1) В нем и мельчайшее достигает высших границ. 26(1) Он не ограничен во времени и является учителем древнейших учителей. 27(1) Его имя выражается как звук "ОМ". 28(1) [Поэтому] постоянное повторение звука "ОМ" и размышление о его значении [необходимо для медитации]. 29(1) Так можно распознать скрытое и устранить препятствия. | | | | 07.08.2024, 11:16 | #2 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Классическая йога Цитата: 24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] «следами». Аффекты — это неведение и прочее. Карма — благие и небла¬гие действия. Созревание — их плод. Скрытые следы — бессозна¬тельные впечатления 1, оставляемые такими [действиями]. И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше, ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, при¬писываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша. — Но в таком случае существует множество кевалинов, [то есть освобожденных], достигших состояния абсолютной обособлен¬ности 2. — Действительно, они обрели состояние абсолютной обособ¬ленности, разорвав тройные путы 3. Ишвара, однако, [никогда] не был связан с таким [состоянием] в прошлом и не будет связан в будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного мо¬жет быть познан, в случае с Ишварой это не так. И если возможен предел будущей зависимости для «растворенного в первопричине», то для Ишвары это не так. Он — всегда освобожденный, всегда — Ишвара 4! — Есть ли достоверное доказательство этого вечного превосход¬ства Ишвары, обусловленного тем, что он обладает высочайшей сущ¬ностью, или же такое доказательство отсутствует? — Его достоверное доказательство — священные тексты 5. — Но в таком случае, что является достоверным основанием священных текстов? — Их основание—в высочайшей сущности [Ишвары]. По¬скольку и священные тексты, и [вечное] превосходство рядоположны высочайшей сущности Ишвары, их связь не имеет начала во времени. Отсюда следует, что Он — всегда Ишвара, всегда освобожден¬ный. И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или превосходящего. Прежде всего оно не может быть превзойдено другим высшим могуществом, ибо если бы существовало нечто, пре¬восходящее его, то оно было бы им самим. Поэтому тот, в ком реа¬лизован высший предел могущества, есть Ишвара. Не существует гакже и другого высшего могущества, равного ему. — Почему? — Когда двое равных [говорят об] одном и том же желаемом объекте: «Пусть он станет новым» и «Пусть он станет старым», при достижении успеха одним безграничная воля другого столкнется с противодействием, и он окажется ниже. Кроме того, невозможно получение одного и того же желаемого объекта двумя равными [по силе субъектами] одновременно, ибо это противоречит смыслу. Следовательно, тот, кто обладает высшим могуществом, которому нет равного или превосходящего его, и есть Ишвара. Он, [как сказано в сутре], — особый Пуруша. И далее 25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. Сверхчувственное познание прошлого, будущего [или] настоя¬щего по отдельности [или] вместе, которое [развито] в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания 1. Тот, в ком [это семя], непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, [называет¬ся] всезнающим. Существует достижение высшего предела для семени всезнания, поскольку в нем [различаются последовательные] ступени увели¬чения, как в случае [последовательного увеличения] размера. Тот, в ком [реализуется] обладание высшим пределом знания, есть Все-знающий. Он — особый Пуруша. Умозаключение исчерпывает [свою доказательную силу] в вы¬ведении только общего, и [оно] бесполезно при познании специфи¬ческого; поэтому истинное знание Его имени и других особенностей следует искать в агамах 2. Хотя [Ишвара] не извлекает пользы для самого себя 3, его цель — приносить пользу живым существам: «При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной 4 наставлением в знании и дхарме я поддержу [все живые] существа, вовлеченные в круговорот бытия». И соответственно было сказано: «Первый мудрец, принявший тво¬рящую форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из [беспре¬дельного] сострадания изложил учение Асури, исполненному же-лания узнать [его]» 5. Он, этот [Ишвара], 26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных раз¬личий. И древние учители различаются по времени [своего существо¬вания], но Он, к кому временные характеристики 1 неприложимы, является Учителем также и древних [мудрецов]. Подобно тому как Он совершенен по абсолютности формы существования при начале данного творения, точно так же его следует рассматривать и при начале прошлых творений. 27. Его [вербальное] выражение — священный слог Ом 1. Ишвара — то, что обозначается священным слогом Ом. — Является ли эта связь обозначаемого и обозначающего [пло¬дом] условного соглашения, или же она неизменна, как, например, [связь] между светильником и светом? — Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а ус¬ловное соглашение относительно [обозначения] Ишвары и пред¬ставляет такое неизменное отношение 2. Например, неизменное отношение между отцом и сыном лишь проясняется обыденным словоупотреблением: «Это его отец», «Это его сын». Точно так же и в других [периодах] творения 3 условное соглашение принима¬ется именно так, в зависимости от функции обозначаемого и обо-значающего. Сведущие в агамах 4 утверждают, что связь между словом и [обозначаемым им] объектом вечна ввиду вечности согла¬шения. Йогин, постигший [связь] обозначаемого и обозначающего, [с необходимостью практикует] 28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте. [Имеется в виду] рецитация священного слога Ом и сосредото¬чение на Ишваре 1, обозначаемом священным слогом Ом. У йогина, постоянно повторяющего священный слог Ом и сосредоточенного на его объекте, сознание становится сконцентрированным в одной точке. В этой связи было сказано: «Благодаря рецитации мантр пусть он пребывает в йоге, посредством йоги пусть он созерцает [мантру], ибо при достижении совершенства в рецитации мантр и в йоге сияет Высший Атман» 2. Что еще происходит с этим [йогином]? 29. Отсюда — постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий. Какие бы то ни были препятствия — болезни и прочее, — все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у него, [йогина], возникает также видение собственной сущности. Подобно тому, как Ишвара есть чистый Пуруша, [ничем] не замутненный, абсолютно обособленный, лишенный [бытийных] характеристик 1, этот [йогин] приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий [содержание] буддхи. Далее. Что такое препятствия, которые делают сознание рас¬сеянным? Каковы они и сколько их? | | | | 07.08.2024, 11:18 | #3 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Вивекананда Цитата: 24(1). Ишвара (Высшее существо) есть пуруша особого рода, свободный от страдания, действий, их результатов и желаний. Нам следует опять напомнить себе, что философия йоги основывается на философии санкхьи, с той лишь разницей, что в санкхье нет места Богу, а в йоге есть. Однако йога не касается таких аспектов Бога, как сотворение мира. Ишвара йоги не является творцом вселенной, каким он предстает в Ведах, где сказано, что мир, будучи гармоничен, должен быть проявлением одной воли. Йоги не отказываются от Бога, но идут к нему своим собственным путем. Они говорят: 25(1). В Нем обретает бесконечность всезнание, которое в других является [только] зародышем. Ум вечно движется между двумя полюсами. Можно думать об ограниченном пространстве, но сама идея несет в себе зародыш пространства безграничного, Закройте глаза и подумайте о крохотном пространстве: в тот самый миг, как вы вообразите крохотную окружность, вы увидите вокруг нее окружность беспредельную. То же относится и ко времени. Попробуйте думать о секунде, и этот же акт восприятия даст вам представление о вечности. То же относится и к знанию. В человеке знание есть лишь как зародыш, но поскольку вы вынуждены думать о беспредельности всего знания вокруг этого зародыша, то само устройство ума показывает, что оно существует. Йога называет беспредельное знание Богом. 26(1). Не будучи ограничен временем, Он есть Учитель самых древних учителей. Справедливо, что все знание находится внутри нас, однако проявиться оно может только при помощи другого знания. Хотя способность знать — в нас, она должна быть выявлена, и это выявление, как полагают йоги, возможно лишь с помощью другого знания. Мертвое, лишенное сознания вещество никогда не выявляет знания, которое в нем содержится, требуется действие знания, чтобы выявить знание. Знающие существа должны быть с нами, чтобы пробудить знание, находящееся внутри нас, и потому так необходимы всегда учители. Мир никогда не оставался без них, знание не может проявиться без них. Учитель же всех учителей есть Бог, ибо, сколь великими бы они ни были — богами или ангелами,— их все равно сковывает и ограничивает время, от уз которого свободен Бог. Философия йоги использует две любопытные дедукции. Первая: размышляя об ограниченном, ум должен думать о неограниченном; и если истинна часть воспринятого, то истинно и целое, поскольку обе равноценны в качестве восприятий. Тот факт, что знание человека так ограниченно, служит доказательством неограниченности божественного знания. Если я соглашаюсь с первой частью постулата, отчего же не со второй? Логика подсказывает мне либо согласиться с обеими, либо обе отвергнуть. Если я полагаю, что существует человек, обладающий небольшим знанием, то я должен предположить, что существует некто, чье знание огромно, неограниченно. Вторая: нет знания, которое можно было бы приобрести без помощи учителя. Справедливо, как отмечают современные философы, что человек несет в себе какое-то знание, которое впоследствии развивается; все знание — в человеке, однако требуются определенные условия для его проявления. Мы не можем обрести знание без учителей. Но все учителя, будь они людьми, богами или ангелами, ограниченны по своей природе. Кто же был учителем до них? Мы вынуждены признать, что есть один учитель, свободный от ограничений времени, и этот учитель, обладающий беспредельным знанием, безначальным и бесконечным, есть Бог. 27(1). Он проявляется через слово «Ом». Всякая мысль, приходящая нам в голову, имеет словесное соответствие, слово и мысль неразделимы. Слово есть внешний аспект того, внутренний аспект чего — мысль. Как бы ни старался человек, невозможно отделить мысль от слова. Теория о том, что язык выдумали люди — собралась группка и стала решать, какое слово что будет означать,— давно отвергнута. Слово и язык существовали столько времени, сколько существует человек. Но как они соединены, мысль и слово? Хотя мы знаем, что мысль всегда сопровождается словом, одна и та же мысль не всегда выражается тем же словом. Люди двадцати разных стран могут думать об одном и том же, однако выражают свои мысли на разных языках. Нам нужно слово, чтобы выразить мысль, но звучание слов может быть различным. Как говорит один комментатор: «Хотя отношение мысли и слова совершенно естественно, это не означает строгого соответствия определенного звука определенной мысли»34. Звучание меняется, а взаимосвязь остается, она естественна. Соотношение мысли и звука хорошо тогда, когда существует настоящая связь между значением и его символом, без этого символ и не получит широкого распространения. Символ есть проявление обозначаемого, и если обозначаемое символом существует давно, и если по опыту мы знаем, что символ много раз передавал именно это значение, тогда мы не сомневаемся в наличии подлинной связи между ними. Предметы могут и не присутствовать— тысячи людей опознают их по символам. Должна быть естественная связь между символом и символизируемым: при произнесении звукового символа должен возникать образ символизируемого. Комментатор говорит, что символ Бога — это Ом. Отчего же он подчеркивает именно Ом, когда есть сотни слов, обозначающих Бога. Одна мысль связана с тысячью слов, идея Бога передается сотнями слов, каждое из которых является и символом Бога. Все это прекрасно. Но ведь должно быть и нечто обобщающее все эти слова, некий субстрат для всех символов, обобщение, которое, по сути, представит все символы. Производя звук, человек использует гортань и нёбо. Существует ли звук, который был бы квинтэссенцией всех звуков, наиболее естественный звук речи? Таков Ом (аум), основа всех звуков. Первая его буква «А», ключевой звук, произносится без участия языка или нёба; заключающий звук «М» произносится сомкнутыми губами, а «У» прокатывается от корня языка по всей его длине. Таким образом, Ом включает в себя весь процесс продуцирования звука, следовательно, Ом можно считать естественным символом, основой различных других звуков речи. Помимо этих рассуждений, мы видим, что Ом постоянно оказывается в центре различных религиозных течений Индии: многообразные религиозные идеи Вед группируются вокруг звука Ом. Ну а какое это может иметь отношение к Америке, Англии, любой другой стране? Только то, что Ом сохранял свое значение во все периоды религиозного развития Индии, постоянно символизируя Бога. Ом используют монисты, дуалисты, монодуалисты, сепаратисты и даже атеисты. Ом сделался единым символом для устремленности к Богу огромного большинства людей. Возьмите, например, английское слово «God» (Бог). Оно имеет только ограниченную функцию. Идя дальше этого, вы вынуждены прибегать к прилагательным, когда хотите подчеркнуть, что речь идет о Боге Личностном, внеличностном или об Абсолюте. То же относится к слову «Бог» в любом языке, и только Ом несет в себе все оттенки смысла. В этом качестве Ом и должен быть принят всеми. 28. Повторение этого [Ома] и сосредоточение на его смысле [и есть путь]. Зачем требуется повторение? Мы не забыли теорию самскар, совокупности впечатлений, сохраняющихся в нашем уме. С течением времени самскары становятся все более латентными, но они есть и при соответствующем побуждении обнаруживают себя. Молекулярные колебания никогда не прекращаются. Когда приходит конец этой вселенной, исчезают большие волны. Солнце, Луна, звезды, Земля — все тает, но в атомах сохраняются колебания. Каждый атом выполняет ту же функцию, что и целые миры. Равным образом, когда затихают колебания в читте, молекулярные колебания продолжаются и под воздействием соответствующего импульса проявляются снова. Из этого становится понятным, что дает повторение, самый действенный импульс для проявления духовных самскар. «Миг, проведенный в общении со святостью, помогает кораблю пересечь океан жизни»35. Так велика сила ассоциаций. Повторяя Ом и размышляя над тем, что значит Ом, вы соединяете свой ум с возвышенным. Изучайте, а затем медитируйте об изученном. Свет придет к вам, и Душа проявит себя. Но для этого требуется размышлять об Ом и его смысле. Избегайте плохого общества, ибо вы несете в себе шрамы от старых ран, и общение с дурными людьми как раз и способствует тому, чтобы они опять открылись. И точно так же общение с добрыми людьми пробудит добрые впечатления, которые в нас тоже есть, но они дремлют. Нет в мире ничего святее, чем общение с возвышенным, ибо оно помогает проявиться всему доброму, что вы накопили в себе. 29(1). Из этого приобретается [знание] обращения внутрь себя и разрушение препятствий. Первым же результатом повторения Ом и размышления над его смыслом станет усиление способности заглянуть внутрь себя, а по мере ее усиления начнут разрушаться психические и физические препятствия. Что же может быть препятствием для йога? | | | | 07.08.2024, 11:20 | #4 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Мишра Цитата: Кем является Ишвара по отношению к пракрити и Пуруше? 24. клеша-карма-випакашаир апарамришта пуруша-вишеша ишвара клеша – неведением, эгоизмом, привязанностью, ненавистью и инстинктом страха смерти карма – действием и противодействием випакашаи – скрытыми склонностями, пребывающими в субстанции разума апарамришта – не затронутый пуруша-вишеша – особой энергией Пуруши, Сагуна-брахмана ишвара – (является) Ишвара Ишвара, Бог, вселенское сознание – особый Пуруша, не затронутый печалями относительной жизни, поступками и их результатами. Ишвара – это особая сила Пуруши. Это Сагуна-брахман, обладающий могущественной силой Верховной пракрити. Он охраняет медитирующего от всех бедствий и избавляет его от цикла рождений и смертей. Этот Ишвара пребывает за пределами всех несчастий, страданий, препятствий, кармы и накопленных скрытых тенденций. Он трансцендирует всю проявленную Вселенную, поэтому события Вселенной не могут затронуть Ишвару. Хотя эти препятствия, кармы, последствия, накопленные скрытые тенденции и находятся в подсознательном состоянии центрального органа (субстанции разума), они приписываются "я" (индивидуальной душе), потому что индивидуальная душа является тем, кто испытывает на себе результаты деятельности читты. Как победа или поражение зависят от солдат, но приписываются командиру, так успех или неудача зависят от читты, но приписываются индивидуальной душе. Ишвара – особая сила Пуруши, Брахмана. Его не затрагивают бедствия. Тот принцип сознания, который является вечно имманентным и трансцендентным, который ответствен за эволюцию, поддержание и инволюцию, называется Ишварой. Каждый человек получает награды и наказания от своего сознания согласно добрым и дурным кармам. Присущее человеку частное сознание называется пурушей. Это – психический Ишвара. Без проявления этого частного сознания, человек был бы подобен камню. Такое частное психическое сознание является символом Бога, психическим Богом. Человек не может выразить себя без этого символа, который является чисто психологической концепцией Бога. Если бы не было теологического Бога, то человеку пришлось бы придумать психологического Бога, чтобы руководить собой в свете этого "Я" и предотвратить свое падение. В психологическом смысле, Бог есть учитель души, высшая функция психики, и вечная сила "я". Чем более проявлен этот психологический Бог, тем более развит человек. Чем менее он проявлен, тем ниже человек опускается. Чем была бы психика без этой могущественной чувствующей силы? Дальнейшее объяснение Ишвары. 25. татра ниратишаям сарва-джнятва-биджам татра – там (в Ишваре) ниратишаям – несравненный сарва-джнятва-биджам – семя всезнания (вездесущести, всемогущества) В Нем семя всезнания, всемогущества и вездесущести проявляется в своем несравненном величии. Ишвара превосходит пракрити и всю ее проявленную Вселенную в отношении всезнания, всемогущества и вездесущести. Человеческое сознание не является ни всезнающим, ни всемогущим, ни вездесущим, но оно является семенем всего этого. При сужении или расширении субстанции разума, уровень этого сознания – семени всезнания, всемогущества и вездесущести – соответственно понижается или возрастает. Степень восхождения определяется расширением сознания, а степень нисхождения – его сужением. Когда человеческое сознание достигает своего высшего уровня, оно становится всезнающим. Посредством медитации и самадхи это сознание, потенциальный росток всезнания, всемогущества и вездесущести, освобождается от сил раджаса и тамаса и достигает своей полноты. В санкхья-йоге такое состояние называется нирваной или кайвальей. В Ишваре этот росток всезнания, всемогущества и вездесущести вечно пребывает в своем несравненном величии. Этот Ишвара в санкхья-йоге признается Абсолютным Учителем. 26. са пурвешамам апи гуру каленанаваччхедат са – этот (Ишвара) пурвешамам апи – даже древних (учителей) гуру – Учитель каленанаваччхедат – выше времени, пространства, причины и следствия Этот Ишвара является Абсолютным Учителем даже древних учителей, йогов и мудрецов, так как он пребывает за пределами времени, пространства, причины и следствия. Человеческое сознание, индивидуальная душа, является семенем всезнания, вездесущести и всемогущества, но эти качества должны быть проявлены в их полноте. Знание пребывает внутри и является неотъемлемой природой индивидуальной души, однако вызвать его к жизни должно другое знание. Пракрити, бесчувственная материя, никогда не сможет пробудить это потенциальное семя всезнания. Выявить эту потенциальную силу во всей ее полноте может только принцип сознания. Учителя мира проявляли, проявляют и будут проявлять полноту этой потенциальной души в свете Всевышнего, Ишвары. Таким образом, Ишвара есть Абсолютный и Безусловный Учитель, не ограниченный временем и пространством, тогда как все другие учителя ограничены временем и пространством. Все знают, что, когда мы делаем что-либо хорошее, в поле самосознания приходит ощутимое чувство поощрения, и наоборот: когда мы делаем что-либо дурное, в индивидуальном сознании возникает чувство неодобрения, полное вины, тревоги, подавленности и т.д. Тот принцип, от которого к индивидуальной душе приходят поощрения и осуждения, который действует внутри каждой души в качестве Абсолютного Судьи, называется Ишварой. Так как Ишвара постоянно руководит сознанием, он называется Учителем. Никто не может избежать этого руководства. Поэтому он называется Абсолютным Учителем всех учителей. Чтобы подавить этот Вечный Голос, от которого исходят суждения о дурных деяниях, люди используют спиртные напитки, наркотики, снотворное, транквилизаторы и пр. Наука и научные работники – категории разного порядка. Научные работники умирают, но наука пребывает вечно. Учителя мира, подобно научным работникам, ограничены временем и пространством, тогда как Ишвара, подобно науке, вечен и пребывает всегда. Помимо почитания учителей мира долг медитирующих – открыть Вечную Науку, Ишвару, который создает бесчисленных учителей. Без медитации на него скрытое потенциальное всезнание индивидуального сознания не может быть проявлено полностью. Этот Абсолютный Учитель, Ишвара, является Абсолютным Принципом Сознания без имени и формы. Он освещает всё и сияет повсюду. Символом его есть слог Ом. 27. тасья вачака пранава тасья – его вачака – проявленный символ пранава – Ом, нада, проявленный символ высшей музыки Символически Его называют словом "Ом". Ишвара есть Ом, высшая музыка. Слова "пранава", "Ом", "нада", "высшая музыка", "Сагуна-брахман" и "Ишвара" используются как синонимы. Пранава – тот Принцип, который вечно нов и который приносит медитирующим вечную новизну и свежесть (пра, "совершенно" + нава, "новизна"). Когда человек входит в самадхи, он побеждает всю усталость; психические и физические болезни устраняются, человек обновляется и становится чистым. Он постигает, что еще никогда не находил такого покоя в жизни, как во время медитации на пранаву. Ом (АУМ) состоит из трех букв. Этот слог представляет собой три звука: а, у, м. "А" символизирует проявление, "у" – поддержание, "м" – растворение Вселенной. Вселенная последовательно проходит через стадии эволюции, поддержания, инволюции. Поэтому Ишвара называется Ом, – ведь Он ответствен за все эти три цикла. Также его называют надой, так как Он есть высшая музыка, вечно присутствующая всюду. Санкхья-йога подчеркивает необходимость медитации на эту нада-пранаву, так как она вечна и является проявлением Сагуна-брахмана. Этой высшей музыкой пронизана вся Вселенная. В индивидууме она проявляется как звук колокола в голове. Медитируя на него, йог ощущает, как звук расширяется, как увеличивается его сила. В конечном счете йог постигает, что вся Вселенная вибрирует в наде. Эта музыка называется "Сагуна-брахман", так как она обладает властью над космическими силами (гунами). Она лична, поскольку проявляется в личности, и тем не менее она безлична, так как пребывает всюду. Она есть Ниргуна-брахман, так как находится за пределами космических сил пракрити. (Подробнее см. в книге "Основания йоги", гл. 28.) Как в относительном мире нет различия между наименованием и наименованной субстанцией, так же нет различия и между Ишварой и пранавой, надой, слогом Ом. Отношение между солнечным светом и Солнцем аналогично отношению между надой и Ишварой. Брахман, Пуруша, Ишвара – подобен Солнцу. Пранава, нада, Ом – словно солнечный свет. Вселенная есть концентрированная форма нады. Нада является тонкой формой Вселенной. Это – тайная доктрина санкхья-йоги. Поскольку нада весьма тонка, как следует фокусировать внимание на ней? 28. тадж-джапас тад-артха-бхаванам таджджапа – постоянное повторение Ом, вслух и в уме, соответственно времени и месту тад-артха-бхаванам – вслушиваясь в это (звучание), внимательно (анализируя его силу, распознавая его реальную форму, отождествляясь с ним, человек должен медитировать) Нужно повторять "Ом" вслух и в уме и сосредоточиваться на внутреннем "Ом", внутренней космической музыке, которая является внутренним голосом, внутренним безмолвием. Надо повторять Ом вслух и в уме и фокусировать свое внимание в центре лба, в аджня-чакре. Внимательно слушая этот звук, человек должен анализировать его смысл, ощущать его духовную мощь, и отождествлять свое сознание с сознанием нады. Пранава включает в себя два класса звуковых токов: 1. Неизреченный. Это нада, высочайшая музыка. Он не может быть выражен никаким символом. Он есть нада и винду56. В форме винду он есть неопределенное, Нирвишеша-брахман. В форме нады он есть чистое существование, знание и блаженство. Посредством калы (цепной реакции) нада, вибрирующая в голове в виде звукового потока, нарастает и наполняет собой всё, пока не становится тождественной Ниргуна-пуруше, Брахману. Нада есть Сагуна-брахман, а винду есть Ниргуна-брахман. Кала есть читта, которая посредством нарастающей цепной реакции объединяет их обоих. 2. Произносимый символ, слог Ом. Рецитация Ом представляет из себя высшее дыхательное упражнение. Чтобы преодолеть препятствия, человек должен повторять этот слог соответственно времени и месту. Когда четко проявляется нада, нужно медитировать на неё. Тот, у кого нада еще не проявилась, должен повторять Ом вслух и в уме до тех пор, пока не проявится внутренний звук. Написанный или произнесенный Ом не вечен, но нада, высочайшая музыка, – есть вечное Ом. Нужно найти его и медитировать на него. Пока не проявилась нада, вечный Ом, человек не считается учеником йоги, так как он еще не посвящен Всевышним. Проявление нады указывает на то, что Всевышний посвятил человека в самоанализ. Появление нады не составляет высшей цели практики; это только начало. Если человек не занимается регулярной медитацией на нее, он не извлечет никакой пользы из ее проявления. В электрических приборах присутствие электричества является обязательным условием, но оно должно проявиться в различных формах: в виде света, звука, движения, тепла и т.д. Аналогично, проявления нады недостаточно. Посредством медитативной практики ее нужно расширить до всех форм космической энергии, потому что вся космическая энергия является проявлением нады. Индивидуальное сознание должно быть объединено с надой, пранавой, которая есть проявление Космического Сознания. Когда индивидуальное сознание объединяется с Космическим Сознанием, тогда ученик начинает видеть все движения и ощущения микрокосма (тела) и макрокосма. В ходе дальнейшей медитации ученик осознает, что всё множество ощущений и движений тела пребывает в единстве Сознания. Таким образом, он переживает множественность в единстве Сознания и видит единство Сознания во всей множественности ощущений и движений. Когда медитирующий познает микрокосмическую множественность в рамках микрокосма и микрокосм в микрокосмической множественности, он должен направить свое сознание на раскрытие макрокосма и макрокосмической множественности. Ученику необходимо следить за движением своего сердца, так как его движение воспроизводит движение космических сил, действующих в нем и вокруг него. Грубые движения сердца приводят сознание к таким тонким и тончайшим изменениям в теле, как движение электромагнитных сил, электричества, клеток, молекул, соединений, элементов, атомов, электронов, и к супраэлектронному движению. Когда все изменения воспринимаются как одно непрерывное гармоничное движение, согласное с одним объединенным сознанием, ученик понимает, что его сознание является представителем сознательной энергии Пуруши, а движение – представителем пракрити. Тогда он постигает нераздельное тождество движения и сознания. Из-за сил инерции тамаса энергия сознания саттвы не может воспринять все движения и ощущения. С помощью активной энергии раджаса в медитации эта инерция преодолевается, и до сознательной энергии саттвы доходит ощущение движения каждой клетки, молекулы и атома. Позже ученику следует сконцентрировать это объединенное сознание непосредственно на движении космических сил из всего тела во внешнюю Вселенную, и из внешней Вселенной – во все тело. Затем (при надлежащем ходе практики) ученик начинает ощущать всю Вселенную, вибрирующую в одном бесконечном океане праны (вселенской жизни) и акаши (эфира). Весь этот океан праны и акаши вибрирует в музыке нады, Всевышнего, пранавы, и медитирующий достигает гармонии Космического Сознания (Пуруши) и космического движения (пракрити). Здесь он воспринимает Вселенную с ее космической множественностью в космическом единстве Сознания (Пуруши) и единство Космического Сознания – в космической множественности. Наслаждение этого опыта невозможно описать. Его может понять только тот, кто находился в этом состоянии. Почему следует повторять Ом? Потому, что повторение – мать учения. Вся наша личность, хорошая она или плохая, есть не что иное, как сумма впечатлений и привычек, приобретенных в результате повторения. Впечатления и привычки не умирают, а продолжают жить на подсознательном уровне субстанции разума. Склонности и впечатления становятся все более и более скрытыми, однако они остаются, и как только получают определенные стимулы, выходят наружу. Молекулярная и атомная вибрации никогда не прекращаются. Даже после растворения Вселенной, когда все движения бесчисленных звездных систем исчезают, атомные и танматрические вибрации остаются. Каждый атом воспроизводит структуру солнечной системы: в центре находится солнце – ядро, вокруг которого согласно закону гравитации вращаются крошечные электроны. Так каждый атом воспроизводит солнечную энергию. Каждый атом по своему строению и функционированию является миниатюрной солнечной системой. Когда вибрации грубого тела затихают, то молекулярные и атомные вибрации продолжаются на подсознательном плане читты, и когда они получают соответствующие стимулы, то вновь выходят наружу. Вибрации духовных санскар (впечатлений и привычек) продолжаются точно так же, как и вибрации дурных. В процессе повторения Ом рождаются духовные санскары, а негативные санскары уходят в подсознание. Повторение Ом, размышление над его значением и отождествление с его всезнанием, всемогуществом и вездесущестью поднимают человеческое сознание до уровня Космического Сознания (Пуруши). Вьяса57 пишет: Свадхьяяд йогамасит Йогат-свадхьяям-аманет Свадхьяя-йога-сампатья Параматма пракашате "Посредством изучения да практикует человек йогу. Посредством йоги да концентрируется он на изучении. Благодаря совершенству в изучении и в йоге Высшая Душа воссияет ясно". Каково психологическое и философское воздействие на человеческую жизнь повторения Ом, размышления о пранаве и концентрации на ней? 29. тата пратьяк-четанадхигамо'пьяантараябхаваш ча тата – отсюда (в результате повторения, размышления и концентрации) пратьяк-четанадхи-гама – приход Космического Сознания апи – а также антарая – помех, умственных и физических болезней абхава – разрушение ча – и В результате повторения "Ом", размышления над "Ом", Ишварой и вслушивания во внутреннюю наду приходит Космическое Сознание, а также устранение физических и психических расстройств. Все помехи и болезни – физические или психические – устраняются в присутствии Ишвары, и йог постигает тождество своего сознания с Сознанием Ишвары, Космическим Сознанием. Посредством объединения и отождествления своего сознания с Ишварой, благодаря восприятию Ишвары как Всевышнего, Пуруши, "Я", Чистого Бытия, Сознания и Блаженства, трансцендентного и имманентного, лишенного всех материальных качеств, йог постигает свое сознание как "Я". Он непосредственно воспринимает свое сознание, "Я", как отражение Ишвары в субстанции разума (читте), Термин пратьяк-четана означает Сознание, включающее в себя все виды сознания (пратьяк, "каждое" + четана, "сознание"). Индивидуальное сознание, индивидуальная душа не может быть пратьяк-четаной, так как в нее не входят все сознания. | | | | 07.08.2024, 11:26 | #5 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Десикачар Цитата: 1-24 klesakarma vipakasa yairaparamrstah purusavisesa isvarah Бог – это Высшее Существо, чьи действия никогда не основаны на неправильном постижении. 1-25 tatra niratisayam sarvajnabijam Как Бог может быть таким необычным? Он знает все, что следует знать. Его постижение выше понимания человека. 1-26 tatra niratisayam sarvajnabijam Является ли Бог, согласно Патанджали, ограниченным во времени или же он не подвластен времени? Бог вечен. В действительности он перво-учитель. Он источник Руководства для всех учителей прошлого, настоящего и будущего. 1-27 tasya vacakah pranavah Как мы должны относиться к Богу? Как нам к нему обращаться? Способом, наиболее соответствующим Его качествам. В различных культурах и различных религиях используются различные слова для описания Бога. Но, вне зависимости от исповедуемой религии, единственно важным является то, что мы выражаем Богу свое наивысшее уважение и делаем это безо всяких внутренних противоречий. 1-28 tajjapastadarthabhavanam Как мы устанавливаем связь с Богом? Для того чтобы связаться с Богом, необходимо регулярно и правильно обращаться к Нему и размышлять о Его качествах. Патанджали считает необходимым постоянно размышлять о достоинствах Бога. К этому можно добавить постоянное повторение Его имени с молитвой и созерцанием. Но механическое повторение и молитва бесполезны, если они не сопровождаются осознанной мыслью, рассуждениями и глубоким уважением. 1-29 tatah pratyakcetanadhigamo 'pyantarayabhavasca Тому, кто верит в Бога, такие размышления принесут несомненную пользу. Со временем человек постигнет свою истинную природу. Его не смутят никакие препятствия, которые могут возникнуть на его пути к состоянию йоги. | Сэра Ганганатха Джха Цитата: 24 (1) Высший Бог - необыкновенный Дух, безучастный к Несчастьям, Действиям, Осуществлениям и Склонностям. 25(1) В Нём покоится высшая стадия "Семени Всеведения". 26 (1) (Этот Бог) есть величайший (Учитель) и даже самый первый из великих, поскольку не обусловлен временем. 27 (1) Слог ОМ является Его Индикатором. 28 (1) (должно быть) повторение того (имени) и отражение на том, что обозначается этим. 29(1) (Там следует) познание ("души под иллюзией") и отсутствие препятствий. | Загуменного Цитата: 24. Ишвара – это особый пуруша, свободный от клеш, кармы, вызревания ее плодов и вместилища самскар. Ишвара – вечно свободный пуруша, он никогда не был и не будет несвободным. Клеши – это авидья и прочие виды ложного знания (см. Введение и II, 3-9). 25. В Нем беспредельно "семя всезнания". В каждом существе присутствует в той или иной степени сверхчувственное знание относительно прошлого, настоящего и будущего ("зародыш всеведения"). Если это знание, увеличиваясь, достигает стадии, которая не может быть превзойдена – это всеведение. Оно присуще ишваре. 26. Он также учитель древних, ибо не ограничен временем. Ишвара неподвластен времени, он всегда существовал и всегда будет существовать: поэтому он был учителем (гуру) прежних духовных учителей в этом цикле существования и будет учителем будущих провидцев в следующих "мировых циклах" (сарга). 27. Его обозначает священное слово (пранава). Имя ишвары – священный слог "ОМ". Существует органическая и вечная связь между этим словом и тем, что оно символизирует. 28. Его повторение, созерцание его значения. Повторение (джапа) слова "ОМ" с созерцанием (бхавана) того, что им обозначается (ишвара), вызывает спокойствие и сосредоточенность ума (читта-экагрья). 29. Следствие этого – постижение индивидуального сознания (пратьяк-четана) и устранение препятствий. Ишвара-пранидхана устраняет препятствия на пути достижения самадхи, и йогин обретает видение своей истинной природы (сварупа). | Свенссона Цитата: 24 (1) Ишвара – особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты. 25 (1) В Нем (Ишваре) – непревзойденное семя всеведения. 26 (1) Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних. 27 (1) Его (вербальное) выражение – священный слог 0м. 28 (1) Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения. 29 (1) Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавления от препятствий. | | | | 07.08.2024, 11:32 | #6 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Свами Сатьянанда Сарасвати Цитата: Сутра24 Klesha — омрачения ; karmavipaka — плоды действий; ashaya — накопление следов прошлой кармы; aparamristah — которого не касается; purusavishesa— особый вид души; ishvarah — Бог. Бог — это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды. В этой сутре проясняется природа Бога. [Йога] Патанджали не предусматривает веру в личного Бога. Идея Бога [в йоге] сводится к некоему духовному сознанию, которое настолько чистое, что совершенно свободно от каких бы то ни было отношений с кармой, [а поэтому] и от ее влияния. Понимание этой сутры требует ясного представления о том, что составляет истинный дух индийской садханы. Индийская садхана включает в себя множество разновидностей йоги: такие, как раджа йога, хатха йога, мантра йога, карма йога, лайя йога и тантра. Фундаментальной же основой индийской садханы является вверение себя высшей реальности. И это является истиной в равной степени как для обычного человека, так и для индийских философов, обладающих высоким интеллектом. Человек может вверить себя Богу, только если он осознает свою ограниченность. Когда вы знаете, что вы ограничены [в своих возможностях], вы не собьетесь с пути, если можете полностью вверить себя Богу. Пока вы верите, что [сами] обладаете определенны ми необходимыми для этого качествами, вы не можете быть действительным бхактой. Бхакти начинается, когда вы действительно знаете себя, когда вы знаете свою истинную природу и уверены в [своей ограниченности]. Человек, как он есть, слаб, но благодаря неведению он думает, что обладает [определенной] силой и [необходимыми] способностями. Ишвара пранидхана означает не только посещение храма; она требует полного вверения себя путем погружения на довольно длительное время в процесс непрерывного самоанализа. Дополнительно к ишвара пранидхане последователю следует выполнять и другую садхану. Вверение себя Богу является одним из самых быстрых путей самореализации. Ишвара есть особый пу- руша, которого не касаются пять омрачений, пять видов действий, три вида плодов действий и семян кармы. Пять омрачений — это неведение, чувство «я», рага, двеша и страх смерти. Эти омрачения коренятся в каждом уме, но Бог свободен от них. Действия или карма бывают трех видов: хорошая, плохая и смешанная. Соответственно действия имеют хорошие, плохие и смешанные плоды, реализующиеся как продолжительность жизни, наслаждение и вид рождения. Бог свободен от всех этих аспектов. Именно благодаря нашей прошлой карме мы получаем рождение в благоприятных или неблагоприятных условиях, свое здоровье и определенную продолжительность жизни, возможность наслаждаться и ментально развиваться. На все это влияют наши прошлые поступки. С этим багажом, поступая так или иначе, мы продолжаем накопление новых следов. Таким образом, совокупность накопленных следов, которая называется кармашайя, продолжает возрастать и нам приходится наслаждаться их хорошим или плохим влиянием в будущих рождениях. Бог совершенно свободен от кармашайи. В соответствии с санкхьей, во вселенной существует множество пуруш. Среди них Ишвара является самым вышестоящим. Он подобен царю, который, хотя и является человеческим существом, обладает особым статусом, благодаря тому, что является правите - лем. Подобным образом Бог есть особого рода пуруша, благодаря тому, что совершенно свободен от аспектов, которые для других пуруш проявляются как связывающие. По своей природе другие пуруши также свободны от пракрити, но они вступают в контакт с пракрити и, благодаря этому контакту, проходят через различные рождения и перерождения. Ишвара же вечно свободен. Пуруша- вишеша — это особое состояние сознания, которое находится за пределами вещей, о которых упоминалось выше, тем не менее, оно проявляется в каждом человеке на земле. Поэтому для каждого человека, каждой личности возможно достижение высшего бытия, которое есть пуруша-вишеша. Но для этого каждый должен реализовать концепцию Ишвары, т. е. иметь прямой опыт его осознания, поскольку интеллектуальной концепции, которую мы обычно используем, недостаточно. Сутра25 Tatra — там (в Боге); Niratishayam — неограниченный; sarvajna — всезнающий; bijam — принцип, семя. В Ишваре — семя неограниченного всезнания. сутра26 Purvesam — тех, кто приходил ранее; api — даже; guruh — более великий учитель; ka/ena — временем; anavachhedat—потому что не ограничен. Будучи не ограниченным во времени, он есть гуру самых первых гуру. сутра27 этого; — определитель, показатель; — АУМ. слово, означающее Бога. сутра28 bhavanam — ментально пребывая на. То (слово АУМ) следует перечислять, повторяя во время ментального пребывания на его значении. В этих четырех сутрах проясняется природа Ишвары и [суть] ишвара-пранидханы. Ишвара — это высшее сознание, проявленное в человеке. В нем содержится семя всезнания. Предельной точкой [сознания] внутри нас, в которой осознается божественность, является самадхи. Теперь мы уже видим, что пуруша — это проявление сознания в ходе эволюции. Этот процесс имеет бесконечное количество стадий, поскольку число пуруш во вселенной бесконечно. Наше ментальное сознание внешнего мира, когда мы наслаждаемся результатами различного жизненного опыта, в веданте описывается как вайшванар пуруша. Сознание в состоянии сновидения называется теджомайя пуруша. В состоянии [глубокого] сна оно называется праджня пуруша. Бог есть высший пуруша, который главенствует над бесконечным [количеством] пуруш. Следует иметь в виду, что в действительности пуруша не означает дух, как это обычно считается, а означает особое проявление сознания. Высший пуруша — это Ишвара. Он/Она находится не в сфере проявленности, а в области непроявленного состояния вещей (авьякте). Это называется Парабрахман, запредельное существование. В нем находится семя безграничного знания. Он называется сарваджна, поскольку нет ничего во вселенной, что было бы вне его сферы. Высшее состояние эволюции заключает в себе знание, которое не знает границ. Это знание всего, но это знание, которое нельзя получить извне. Это знание проявляет Ишвара. Последователь, который достиг высшего проявления сознания, соприкасается со всем этим знанием, несмотря на то что все это знание совсем необязательно нисходит до уровня чувственного познания. Знание, которым обладает каждый в обычной трудовой жизни, есть только проявленный след этого знания. Ишвара является гуру даже древних, поскольку он не обусловлен временем. Он/Она — мастер мастеров. Даже великие пророки, мудрецы, провидцы и учителя по времени были позже, чем Ишвара. Состояние сознания, которое, как полагают, является высшим и которое тем не менее пребывает в нас, но не умирает вместе со смертью тела, находится вне времени. Различие между человеком и Ишварой в том, что человек — это проявленное состояние сознания, в то время как Ишвара — это высшее состояние сознания. Состояние проявленности продолжает воспроизводить себя в различных рождениях, различных воплощениях, используя для этого в качестве средства различные тела: человека, животного и т. д. В конце концов, когда достигается высшая точка эволюции, оно принимает более тонкое, высшее тело. Поскольку Ишвара, будучи не связанным с рождением и смертью, безначален и находится вне времени, поэтому его называют гуру даже тех провидцев и мастеров, которые были в прошлом. Ишвара — это последняя точка высшего сознания. Невозможно достичь его посредством одного мышления. Мы не можем достичь его посредством интеллекта ни через обсуждения и дискуссии, ни узнавая о нем от великих людей или из священных писаний. Размышление и опыт — это две разные вещи. Структурно вся индийская философия делится на таттва чинтану и таттва даршану. Таттва чинтана означает созерцание и отражение высшего сознания, в то время как таттва даршана означает восприятие высшего сознания. Таттва чинтана дает начало семи системам индийской философии. Это рациональный подход к пониманию высшего сознания, но одного его недостаточно. Поэтому через йогу, бхакти, мистику и оккультные практики и т. д. развивается таттва дарша- на. Чинтана — это знание, тогда как даршана — это постижение через опыт. Патанджали упоминает о схеме перехода от состояния знания к состоянию восприятия или опытного постижения. Он говорит, что АУМ — это слово, которое обозначает Ишвару. Ишвара описывается через АУМ. [Хотя] мы видим, что высшее сознание, или Ишвара, бесформенно, т. е. он не имеет формы, должно быть некое средство, которое бы выражало его. Такими средствами описания являются янтра, мантра и тантра. Это средства выражения сознания, не имеющего формы. Подобным образом в математике получают развитие различные формулы для опытного исследования множества процессов. Например, формула Е=тс2. Это уравнение было дано Энштейном. Оно выражает материю через энергию, которую мы не можем видеть, но она проявляет себя в различных процессах. Таково значение вичаки. Подобно формулам, используемым в науке, в тантра шастре мы применяем мантры, тантры, а также янтры. Точно так же, как ученый, используя интуицию, выражает принцип энергии, которую он видит или исследует на опыте, подобным образом Патанджали дает выражение, обозначение высшему сознанию Ишвары. Оно может быть в форме мантры, янтры или тантры. Мантра означает обозначение в форме звука. Высшее сознание обозначается звуковой формулой. В тантре существует особый символизм, который использует образы, имеющие очертания людей и животных. Янтра — это [графический] психический символ. АУМ — это и мантра, и янтра, но не тантра, поскольку тогда в качестве символа использовался бы образ человека. Народы разных стран всегда создавали определенные символы для обозначения более тонких сил: таких, как намерение, гнев, страсть, видение и высшее знание. АУМ — это мантра и как любая мантра имеет две формы: в виде звука и в виде символа. АУМ обладает формой, которая видима глазами и в то же время имеет звучание. Таким образом, АУМ как мантра представляет собой объект, который можно воспринимать [зрительно] и слышать. Янтра помимо диаграммы также может включать и звуки. Тантра же звуков не имеет; ее можно только видеть, но не слышать. К янтре может добавляться биджа мантра. Таким образом, в янтре с биджа мантрой имеет место комбинация формы и звука. Мы не можем воспринимать Ишвару с помощью зрения и слуха, но мы можем испытать его на опыте с помощью мантры. Мантра, которая обозначает Ишвару, — это АУМ. Патанджали говорит, что на фоне повторения мантры АУМ должно созерцаться ее значение. Возможно, это есть полное отступление от позиции санкхьи, поскольку эта система не предусматривает веру в какое-либо высшее существо. Она полагает, что высшее знание может быть достигнуто только через надлежащее понимание двадцати пяти базовых таттв. Поскольку Патанджали осознавал, что такое познание возможно только для [некоторых] высоко развитых личностей, поэтому он развил свою садхану, [включив в нее] мантра-джапу АУМ. В целом это представляет новый подход, называемый подходом бхакти. Он обеспечивает опору для медитации в форме АУМ вместо того, чтобы предлагать [сразу] медитировать прямо на бесформенной веши. Путем постоянного повторения слова АУМ и дхьяны на его значении медитация становится полной. Джапа и медитация должны идти вместе. Патанджали рекомендует, что во время выполнения джапы АУМ ученику следует осознать джапу и поместить ум в понимание ее значения. Для этого нам необходимо понимать смысл АУМа. Такое ясное толкование мантры мы находим в Мандукья упанишаде. Содержанием мантры являются составляющие высшего сознания космического бытия. Слово АУМ состоит из трех букв или слогов: «А», «У», «М». Слог «А» должен пониматься в отношении [сознательного ума], мира чувств, тела, удовольствия от объектов и вишва пуруши. Слог «У» следует понимать в отношении подсознательного ума, субъективных удовольствий или состояния пуруши тайджас. Аналогично слог «М» должен пониматься в отношении бессознательного, вне-разума, не-наслаждения, или состояния пуруши праджня. Именно таков взгляд Мандукья упанишады. Он предполагает, что слоги АУМа необходимо понимать в отношении к [определенным] состояниям сознания. Таким путем ученик выходит за пределы трех состояний проявленного сознания и, в конце концов, достигает четвертого состояния, называемого турья, — состояния, которое есть не проявленное, не слышимое и невыразимое состояние пуруши. сутра29 От этой практики сознание разворачивается внутрь и преодолеваются помехи. Две вещи приходят как результат выполнения джапы АУМ: сознание или осознание становится направленным внутрь и исчезают помехи. Когда ученик пытается напрямую следовать по пути йоги, он преодолевает много помех. Патанджали перечисляет эти помехи в следующей сутре. Таким образом, мы имеем полную садхану для среднего человека, описанную в сутрах с 23 по 29. Эта садхана, называемая ишвара пранидхана, предназначена для тех, кто [не является] ни видехой, ни пракрити лайей, кто не имеет шраддхи, ви- рьи и других подобных качеств. Эта садхана предназначена для тех, у кого неустойчивый, колеблющийся ум, кто в жизни имеет привязанности к обычным вещам. Патанджали проявил к ним большую благосклонность, описывая в сутрах 23—29 предварительный тип садханы. Практикуя ее, средний человек в конце концов обретает более высокие умственные способности и остроту ума, так что может следовать более высоким и глубоким видам садханы и с их помощью достичь высшей духовной цели. | Уильям У. Джадж Цитата: 24. Ишвара – это дух, которого не волнуют ни беды, ни дела, ни плоды трудов, ни желания. 25. В Ишваре становится бесконечным то всеведение, которое в человеке существует только в зародыше. 26. Ишвара – наставник всех, даже самых ранних из сотворённых существ, поскольку Он не ограничен временем. 27. Имя ему – ОМ. 28. Произнесение этого имени должно сопровождаться размышлением о его значении. При произнесении ОМ издают три звука: длинный «а», короткий «у» и «остановка», или губная согласная «м». Такой троичности придаётся глубокий мистический символический смысл. Она обозначает, как отдельных, но всё же единых Брахму, Вишну и Шиву, или творение, сохранение и разрушение. В целом это означает «вселенную». В применении к человеку звук «а» относится к искре божественного духа, пребывающей в человеке; звук «у» – к телу, через которое проявляется дух; а звук «м» – к смерти тела или его разложению на материальные элементы. Что касается циклов, влияющих на любую планетарную систему, ОМ предполагает Дух, представленный звуком «а» в качестве основы проявленных миров; звук «у» представляет тело или проявленную материю, через которую действует дух, а звук «м» – «остановку или возвращение звука к его источнику», то есть пралайю или растворение миров. В практическом оккультизме это слово указывает на звук или вибрацию со всеми их свойствами и эффектами, являющимися одними из величайших сил природы. Произнесение этого слова посредством лёгких и гортани оказывает явное воздействие на человеческое тело. В афоризме 28 это имя используется в самом высоком смысле, обязательно включающее все низшие значения. В любом случае произнесение слова ОМ имеет скрытое отношение к сознательному отделению души от тела. 29. Результатом произнесения его и размышлений о его значении является познание духа и отсутствие препятствий на пути к достижению поставленной цели. | | | | 08.08.2024, 11:25 | #7 | Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,534 Благодарности: 292 Поблагодарили 308 раз(а) в 270 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Рассмотрим сутры о Боге последовательно и подробно. Так как в них изображен освобожденный духовный человек, т.е. та цель, к которой направлена Йога Патанджали.. По сути, этот человек это та Великая Душа, о которой говорится в теософии и Агни Йоге как о Махатме. Поэтому очень познавательно рассмотреть, как видят и видели тысячи лет назад Махатм индийские йоги. Цитата: 24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] «следами». | И в то же время в сутрах говорится о совершенно другом состоянии бытия Ишвары, т.е. даже освобожденные Великие Души каждая в отдельности еще не Ишвара. Цитата: — Но в таком случае существует множество кевалинов, [то есть освобожденных], достигших состояния абсолютной обособлен¬ности 2. — Действительно, они обрели состояние абсолютной обособ¬ленности, разорвав тройные путы 3. Ишвара, однако, [никогда] не был связан с таким [состоянием] в прошлом и не будет связан в будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного мо¬жет быть познан, в случае с Ишварой это не так. И если возможен предел будущей зависимости для «растворенного в первопричине», то для Ишвары это не так. Он — всегда освобожденный, всегда — Ишвара 4! | Здесь, думаю, надо брать поправку знания с точки зрения теософии и АЙ, что имеется в виду Духовная сущность, которая в нашей махаманвантаре уже была достигшей особого состояния бытия, той высоты, в прошлых махаманвантарах. Пуруша которая была с самого начала существования этого мира, т.е. следует считать её изначальной Духовной Сущностью. Например, можно было бы предположить, что это Солнечный Логос, который создал этот мир, и который включает в свое сознание все совокупности сознания этого мира. Как сказано, у Е,П. Блаватской Духовное Солнце посылает в каждого человека луч Манаса, этот солнечный луч тоже часть изначального существа, и в то же время это то семя- искра из которой разгорается пламя высшего Эго. И каждое развившееся, выросшее и освободившееся Высшее Эго будет по сути частью того Духовного Солнечного сердца. Т.е. можно представить, что Ишвара это тот Космический Христос, лучами которого будут Высшие Эго или сознания Махатм, которые образуют единое Сознание Христа на планете. Теперь вернемся к качествам и возможностям освобожденных Пуруш, которые все в совокупности составляют Ишвару изначального. Цитата: Аффекты — это неведение и прочее. Карма — благие и неблагие действия. Созревание — их плод. Скрытые следы — бессознательные впечатления 1, оставляемые такими [действиями]. И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше, ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша. | Говорится, что Он не затронут аффектами, т.е. ограничениями. Он более не заперт, не стеснен и не заточен четырьмя низшими оболочками . Физическая жизнь уже не являются более его тюрьмой. Низшие проводники только инструменты, которые он может использовать или оставлять незадействованными по своему усмотрению. Его воля исполняется свободно, и если он остается в сфере физического мира, то это его собственный выбор, и наложенные им на себя ограничения могут быть сняты по его воле. Он – Учитель в нашем мире, Махатма, исполняющий свое предназначение в Иерархии Света. Так же говорится, что он не затронут кармой. Т.е. он знает закон, и урегулировал свою карму, заплатил свои долги и сознательно вступил в мир Причин. Тем самым он более не приводит в действие условий (слепо и по неведению), которые могут создать пагубные последствия. Он всегда работает по Закону, и каждое проявление энергии (сказанное слово и начатое дело) предпринимается с полным знанием результата, которого требуется достичь. Следовательно, его действия не производят пагубных результатов и, таким образом, не влекут за собой никакой кармы. | | | Здесь присутствуют: 6 (пользователей: 0 , гостей: 6) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 16:16. |