Чекист и сценарист. За что творцы ненавидят сотрудников НКВД?
Обелиск 27-и чекистам НКВД (командование Кирилла Захаровича Лазнюка), остановивших наступление четырех сотен фашистов в деревне Хлуднево Калужской области 23 января 1942 года (Великая Отечественная война 1941-1945). В живых остались К.З. Лазнюк, А.П. Кругляков, Е.А. Ануфриев, И.Т. Корольков. / Е. Стоналов / РИА Новости
У практически всех современных картин и сериалов о советской эпохе 1930-х — 1950-х годов есть одна общая черта. Участником действия является сотрудник НКВД, контрразведки «СМЕРШ» или какой-то другой силовой структуры, обуреваемый идеей посадить «врага народа». «Плохиши» в погонах
Есть, разумеется, варианты — например, чекист жутко страдает внутренне, но вынужден совершать преступное действие из ложного понимания идеалов. Или же сотрудник НКВД все осознает и заканчивает трагически. Либо существуют два сотрудника НКВД, и «плохой» горит желанием посадить «хорошего». Но чаще всего чекист в современном кино выступает как бездушная репрессивная функция, а порой и как патологический садист, реализующий в истязании достойных людей свои маниакальные желания. Были ли такие сотрудники НКВД? Несомненно, были. Но много ли таких было? Составляли ли они большинство? Да никоим образом.
Представьте себе, что в российском кинематографе год за годом учителей начнут показывать, отталкиваясь исключительно от образа маньяка Андрея Чикатило. Через какое время педагогов в стране начнут воспринимать исключительно как душегубов? Или, к примеру, врачи — есть ли среди них мздоимцы, алкоголики, насильники? Не без этого. Но если на экране медики будут представлены только в таком образе, как скоро 100 процентов населения начнут доверять свое здоровья экстрасенсам и бабушкам-ведуньям? Правда не нужна, нужны злодейства?
Федеральный телеканал пафосно представляет новый сериал на историческую тему, и спустя несколько минут становится ясно — авторы от стереотипа чекиста не отошли ни на йоту. Стандартный негодяй, издевающийся над творцом. Вообще, складывается ощущение, что авторы недорабатывают — нужно больше размаха. Человек в погонах в блокадном Ленинграде должен жрать пресловутые «ромовые бабы товарища Жданова» прямо на глазах умирающих от голода детей. Чтобы уж всем стало ясно, какими моральными уродами были представители советского режима.
А в доказательство представят дневники некоего «сотрудника НКВД», якобы обжиравшегося в блокаду черной икрой. Но при этом умолчат, к примеру, о Кузьме Песочникове, первом начальнике Мурманской ЧК, который в блокадном Ленинграде был начальником продсклада. Товарищ Песочников умер от голода в 1942 году, не позволив себе воспользоваться близостью к продовольствию. Перед блокадой в структурах милиции и госбезопасности работало более 13 000 человек, большая часть из которых ушла на фронт. Бороться с бандитами, диверсантами и шпионами в огромном городе остались 5600 человек. Работать приходилось по 18-20 часов в сутки. За время блокады Ленинграда было раскрыто и обезврежено около 200 шпионско-диверсионных групп, в том числе несколько террористических. Самых настоящих, а не мнимых. А еще в голодающем городе пытались диктовать свои условия банды уголовников, расхищавших продовольствие. И, несмотря на огромные трудности, сотрудники милиции и госбезопасности справились и с этой угрозой. За время ленинградской блокады погибли около 1200 сотрудников милиции и госбезопасности. Погибали при задержаниях преступников и диверсантов, при артобстрелах. А 259 человек скончались от голода. Еще 2500 оказались на больничных койках с разной степенью дистрофии. «СМЕРШ»: павшие герои, которые неинтересны творцам
Теперь вопрос — известны ли вам имена этих героев, много ли им времени уделили сценаристы и режиссеры? Вместо этого раз за разом предлагается образа пьяного мордоворота, этакого «сатрапа и палача». Потому как молодой сценарист учится на примерах старших, а те полагают, что никакой иной «киноправды» нет и быть не может. Еще наши творцы очень любят так или иначе обыгрывать название контрразведки «СМЕРШ». Естественно, офицеры «СМЕРШа» тоже нередко предстают в образе кровавых упырей, но бывает и обратный перехлест — когда их делают главными персонажами «героического мыла», завиральных детективных историй, где нет ни грамма правды.
А правда такова — за время существования контрразведки «СМЕРШ» звание Героя Советского Союза было присвоено четырем ее сотрудникам. Всего четырем. И всем — посмертно. Петр Жидков, 39 лет, старший лейтенант, оперуполномоченный отделения контрразведки «СМЕРШ» мотострелкового батальона 71-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта. В довоенной жизни — редактор многотиражной фабричной газеты «Массовик». 6 ноября 1943 года в бою в районе села Хотов Киевской области во время контрудара гитлеровцев сумел увлечь бойцов за собой в атаку, вступив в рукопашную схватку с противником. Уничтожив несколько гитлеровцев, сам погиб от осколка гранаты. Но действия оперуполномоченного решили исход боя — фашистов обратили в бегство. Григорий Кравцов, 22 года, лейтенант, оперуполномоченный отдела контрразведки «СМЕРШ» 134-й стрелковой дивизии. В довоенной жизни — фельдшер-ветеринар. 14 января 1945 года при наступлении с Пулавского плацдарма на левом берегу Вислы, в бою у населённого пункта Коханув, заменил выбывшего из строя командира 374 отдельной штрафной роты 69-й армии 1-го Белорусского фронта. Продолжал руководить наступлением роты, несмотря на ранение. Был убит прямым попаданием снаряда. Василий Чеботарев, 26 лет, гвардии лейтенант отдела военной контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны СССР. В довоенной жизни — забойщик на руднике. Начинал войну снайперов, на Ленинградском и Волховском фронтах уничтожил 60 гитлеровцев, был тяжело ранен. После госпиталя окончил школу военных контрразведчиков. Во время операции «Багратион» в составе 3-го гвардейского танкового корпуса во время прорыва на реке Бобр имел задачу — захватить контрольного пленного, действуя впереди основных частей. Ночью 27 июня 1944 года танки с мотострелками на броне ворвались в расположение немецких частей на окраине посёлка Бобр и выбили немцев с занимаемых позиций, после чего вышли к реке и заняли плацдарм и переправу. Во время боя лейтенант Чеботарёв, уничтоживший несколько немецких солдат, взял «языка», однако в ходе последовавшей немецкой контратаки десантники оказались в окружении. Контрразведчик вступил в рукопашную с гитлеровцами, пытаясь отбить захваченную ими санитарку, но силы были неравны. В рукопашной схватке получил пять ножевых ранений, после чего немцы добили его штыками и после изуродовали тело. Тело гвардии лейтенанта Чеботарёва было найдено подошедшими основными силами советских частей и с воинскими почестями похоронено на месте боя.
Михаил Крыгин, 27 лет, лейтенант, оперуполномоченный отдела контрразведки «СМЕРШ» Островного сектора береговой обороны Тихоокеанского флота. В довоенной жизни — наборщик в типографии. 13 августа 1945 года в составе десанта принимал участие в освобождении корейского порта Сэйсин от японских захватчиков. Когда погиб командир десантников, контрразведчик принял командование на себя. Он 12 раз поднимал бойцов в атаку, пытаясь прорваться к основным силам, ведшим бой в стороне от их отряда, но сделать это не удалось. Ночью лейтенант Крыгин приказал оставшимся в живых отходить к гавани, а сам, собрав у павших товарищей оружие и оставшиеся боеприпасы, остался прикрывать отход. Тело погибшего героя нашли после окончания боя. Разъяренные японцы нанесли ему 20 штыковых ран, вырезали на груди пятиконечную звезду.
Ни одного российского кинодеятеля не интересуют подвиги этих людей, отдавших жизнь во имя Родины. Им ближе садисты-мордовороты. Получается, что проблема не в чекистах. Проблема в головах тех, кто пишет сценарии и снимает фильмы и сериалы.
25 ноября 1941 г. был издан приказ наркомата просвещения Узбекской ССР, по которому на Ташкентском вокзале создавался Центральный детский эвакопункт. Прибывали эшелоны, как правило, ночью. С тревогой вглядывались в медленно ползущий паровоз. У каждого из тех, кто находился в этих вагонах, была уже своя тяжелая, а порой и трагическая судьба. На первый взгляд все они выглядели одинаково - испуганными, измученными, молчаливыми и неподвижными. Их не описать, не забыть. Кто-нибудь из встречающих первым поднимался в вагон и как мог бодро спрашивал: Кто хочет каши – выходи?! Эти слова обладали магической силой. Дети сыпались из теплушки. Взяли за правило, первым делом вести ребят в баню. Но потом сами не выдержали, прямо от вагонов вели их в столовую. Дежурный врач предупреждал, чтобы не обкормили детей, неделями не видевших горячего. После выстраивали парами и вели на улицу Полторацкого, в баню и спец-пропускник. Ребятишек стригли, мыли и переодевали. Дети, неделями находившиеся в дороге, были завшивлены, больны тифом и кожными болезнями. Путь из бани в эвакопункт был еще трудней. Отяжелевшие от непривычно сытного обеда, разморенные теплом, дети до того ослабевали, что передвигаться самостоятельно уже не могли. Приходилось нести их на руках. В эвакопункте каждого регистрировали в специальном журнале учета. Записав на бумажке пункт назначения, ребятам постарше давали ее в руки, малышам - совали в карман или пришпиливали к левому плечу. После этого дети могли уснуть. Засыпали они мгновенно, быть может, впервые за несколько месяцев сном спокойным и сладким: под потолком горела самая настоящая лампочка, напоминающая дом, в желудке не было привычного чувства голода, а главное - им сказали, что больше нечего бояться бомбежек и утром их снова покормят. Дежурные воспитатели обходили зал, готовились к утру. "Самарканд", "Фергана", "Карши", "Наманган" или "Бухара", "Андижан", "Ургенч", "Коканд" - таблички с городами висели к утру на дверях эвакопункта. Ответственный дежурный, связавшись с диспетчером железной дороги, обычно знал, на какие пути будут поданы поезда для детей, а диспетчеру было известно, сколько детей отбывает в том или ином направлении. За час до отправления составов дежурная будила детей. Дети, вчера еще все одинаково вялые, угрюмые, молчаливые, вдруг оживлялись, у каждого проявлялся характер, кто-то даже начинал озорничать. За теми, кто оставался в Ташкенте, приходили машины. Многих разбирали ташкентцы. Бывали ночи, когда за детьми выстраивались очереди. Выбирали не самых красивых, приглядных - нет, самых слабых, больных, истощенных. К утру помещение эвакопункта пустело. Расходились добровольцы. Но не все - иные оставались. Вместе с сотрудницами, заступившими на новую смену, они чистили, дезинфицировали, мыли, стирали и гладили, чтобы принять новую партию эвакуированных детей. И так изо дня в день, каждую ночь. С увеличением потока прибывающих детей совершенствовалась система их распределения. Для больных требовалось особое помещение. На улице Весны был открыт карантинный дом. Здесь дети находились в течение двух недель под надзором врачей. Дети получали мандарины, шоколад и гранаты, яблоки и сухофрукты. Карантинному детдому были выделены дополнительные средства для закупки овощей и свежих молочных продуктов на рынке. Но дети нуждались в восстановлении не только физического здоровья. Страшные тени пожарищ, убийств и бомбежек еще долго преследовали их. Они были молчаливы, замкнуты. Здесь даже самые лучшие лекарства не помогали. Только забота и ласка. Сотрудники приносили из дома книги, шахматы, игрушки, картинки, краски. Удивительно, как старая кукла, изукрашенный мячик возвращали ребенку душевный покой, давно забытую радость... Из одноимённого рассказа Г. Марьяновского, из книги "Дети военной поры" В годы Великой Отечественной войны в Узбекскую ССР из прифронтовой зоны было отправлено около миллиона человек, в том числе среди эвакуированных оказались более 200 тысяч детей, оставшихся без родителей. С августа 1941 года в Узбекистан начали прибывать эшелоны с эвакуированным населением, о котором жители республики проявили большую заботу: помогли с жильем, питанием, одеждой. -Анна Сухова
Урок, который стоит выучить каждому. Скажем сразу: это абсолютно реальная история, произошедшая в 1967 году в Калифорнии. Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвященного этому вопросу эксперимента. Понедельник В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренируется, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учебе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы четко и живо, и они все с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики. Вторник Во вторник учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи были напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила — в дисциплине, сила — в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом, — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом. Среда В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить все родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез. Четверг ... Это чувство нельзя уничтожить...» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодежной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня, мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырем конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трех девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, чтоты лучший Пятница В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила — в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось. Тогда он обратился к ученикам: — Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна». Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь. После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось. Итог Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слез. Это так, на всякий случай…) из сети
17 июля 1944 года 57 тысяч немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы. Девятнадцать генералов во главе колонны вели свое поверженное войско. Они прошли по Москве, в которую надеялись войти победителями, мимо людей, которых должны были уничтожить
__________________ Сохраняйте душевный свет. Вопреки всему, не смотря ни на что. Это свет, по которому вас найдут такие же светлые души.
Последний раз редактировалось Ardens, 02.02.2022 в 14:32.