| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 20.12.2018, 23:20 | #1 | Рег-ция: 08.08.2018 Сообщения: 3,572 Благодарности: 547 Поблагодарили 741 раз(а) в 516 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Предисловие Ю.Ключникова к статье Рoберто Ассаджиоли (1888-1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал "психосинтезом". Ряд принципов психосинтеза изложен в публикуемой работе. Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный Мир человека, в ту глубь, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание. Неучет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека. Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами. Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями в Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках. В работе "Духовное развитие и нервные расстройства" поднимается проблема, которая со всех точек зрения приобретает сегодня громадное значение. И не только для продвинутых духовных людей, но именно для массового сознания, ведь хлынувшие на Землю космические энергии сделали необходимость духовного продвижения категорическим императивом для каждого без исключения человека. Может быть, по этой причине отдельные моменты, которые у Ассаджиоли только намечены, стоит подчеркнуть особо. Например, автор лишь мельком говорит о недопустимости искусственного форсирования духовного развития. В условиях нынешнего духовного возрождения России сопутствующие этому процессу издержки приняли характер настоящего национального бедствия. Сотни "институтов", даже "академий", школ, обществ и кружков, руководимых местными и зарубежными "гуру", обучают доверчивых россиян раскрытию экстрасенсорных способностей. При этом психика соискателей безжалостно деформируется. Мне не однажды приходилось наблюдать посетителей подобных курсов - сами по себе астральные тела их зияли безнадежными аурическими разрывами. Ассаджиоли - врач, специальность его - лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей. Но словосочетание "болезнь и духовный рост" вроде бы выглядит странно - зачем такой рост, если он сопровождается болезнью? И действительно, большинство нервных болезней возникает не в результате духовного восхождения, но как следствие искривление его. Ассаджиоли не сообщает, насколько трудно и долговременно "психосинтетическое" лечение, между тем элементарная профилактика позволяет избежать очень многих психологических капканов. И прежде всего категорическое недопущение насильственного вторжения кого-либо и чего-либо в человеческую психосферу. Так называемая экстрасенсорность вовсе не цель и не заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста - контролируемый, если мы стремимся приобщится к Миру Божьему, и опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким. Ловушки и подмены одного мира другим рассмотрены Ассаджиоли довольно подробно, но есть одна важная проблема, которой он не касается вовсе или затрагивает ее лишь в общеэнергетическом плане. Это проблема Учителя. Именно Великий Учитель, понимаемый и как Высшая Индивидуальность, и как Высшая Вибрация помогает нам одолеть многие опасности на путях Духа, особенно при первых шагах. Великий Учитель, если наше сердце устремлено к нему постоянно, - гарант нашего духовного продвижения, охранная грамота от нежелательных вторжений из Тонкого Мира, от атак бесов, говоря христианским языком. Он же всегда может послать нам волну Психической энергии, когда мы чувствуем опасный ее отток. С этими небольшими замечаниями можно рекомендовать работу Роберто Ассаджиоли массовому читателю. Ю.Ключников | | | 21.12.2018, 00:06 | #2 | Рег-ция: 23.05.2009 Адрес: Россия, Моск. обл. Сообщения: 6,266 Благодарности: 1,804 Поблагодарили 2,864 раз(а) в 1,740 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Автор статьи рассматривает проблемы духовного роста у своих пациентов… Известно, что духовные занятия могут привести человека к расстройству психики. Но точно не всех занимающихся духовным развитием. Учение наше предупреждает, что на первых этапах из ученика может вылезать негатив, нежелательные качества духа для изживания, а с ними сомнения, нервные расстройства от своего несовершенства… и проч. И это нормально для ученичества. Вылезающий негатив надо изживать и искоренять – это своего рода внутренняя духовная брань, работа над собой, а иначе как возрастать? Автор исследует нервные расстройства у пациентов в период их «спада» следующего за «пробуждением». В АЙ есть такое понятие – пралайя сознания. Во всем и везде действует Закон Ритма, зима/лето, день/ночь, так же и с активностью и работой сознания, не надо впадать в отчаяние, депрессию и уныние в (плановые) периоды отдыха сознания. И важно, чтобы дух продвигался в ритмичных подъемах и спадах не ко кругу, а по спирали вверх...  1952г. 112. (Март 16). О стойкости. … Спираль восхождения и пралайя сознания обуславливают колебания духа, по не колебания связи. Каково бы ни было состояние сознания, контакт остается. И дело не в том, чтобы не испытывать флуктуации духовного состояния – она неизбежна – а в том, чтобы не нарушать нити связующей. Если Я всегда с тобой, то и ты должен быть всегда со Мной. «Благо тому, кто и во тьме сохранил понятие Учителя». Но высшее благо тому, кто никогда не прерывает и не нарушает связи, в каком бы состоянии он ни находился. Не падения духа страшны и опасны, но перерыв связи. 1953г. 249. (Май 3). Почему всё замолкло? Потому что перед волной идёт её антипод, выемка, впадина, её низшая точка, чтобы дать явление её гребня. Чем выше вал, тем ниже впадина перед ним. … Движение сознания во времени подчинено закону ритма. Ритм даёт явление волны, ибо волнообразны движения сущего. Волны полярны, то есть в них чередуются ритмически подъемы и падения, явление и его противоположность. Потому не надо насиловать ритм сознания. Нужно спокойно и в доверии ждать волны новой, неизбежной, и подъема сознания победного. Знание закона избавляет от ненужных терзаний, сомнений и неуверенности. Майя пралайи сознания неизбежна. Она выражена формулой: «Почто Оставил меня, Владыка?» или «Душа моя скорбит смертельно». Перед воскресением духа и подъемом наивысшим замкнутость беспросветности особенно сильна. Вернется все, и с утроенной силой. 1953г. 290. (Июнь 2). … Кто-то думает преуспеть скачками. Скачет теленок на лугу. Не годятся скачки для ученика. Пралайя сознания наступает ритмично и не зависит от тех или иных поступков, являясь лишь очередной впадиной волны, после того как сознание было на её гребне. Это чередование ритма не нарушает законности восхождения, как ритм дня и ночи не нарушает хода планетной эволюции. Ритмическая смена времен года и циклы периодов зодиакальных являют собою смену, или уявление закона полюсности. Вредны своевольные нарушения ритма состояниями сознания, в ученике недопустимыми. 1960 г. Апр. 11. Огни устремления, любви, подвига, преданности, равновесия – огни, огни, огни, без них любое явление – как мотор без тока или машина без пара. И если наступила пралайя сознания, надо переждать мудро, не вовлекаясь в поток действий. Кончится пралайя, и снова вольется жизнь в орбиту сознания и станет далекое близким, и будет снова близок Владыка. 1970 г. 424. (Июль  . Когда сознание замолкает, нельзя пробудить его к звучанию никакими искусственными мерами. Надо тогда переждать, зная, что Пралайя сознания – неизбежное, хотя и временное, явление на пути восходящего духа. Не оставлены, не забыты, нет отторжения, но есть чередование волн ритма, который вознесет дух еще выше на гребне очередной идущей волны. Чем дальше продвигается ученик, тем более серьезнее и чувствительные испытания попускает на него Учитель, и тут возможны срывы, внутренняя борьба, битва с самим собой… и вероятность нервных переживаний и расстройств. Чем больше устремление духа, тем выше сопротивление среды, восстающей на него. Однажды приходит понимание, что без страданий души невозможен рост духа… горький опыт полезнее (учит быстрее и глубже) благополучного пребывания… Страдания – это плата за возможность нести свет…  1957г. 186. (Май 13). «Меня гнали, гнать будут и вас. Меня преследовали, преследовать будут и вас. Меня распяли, распинать будут и вас». И кто знает, что луч¬ше – распятие тела или распятие в духе. Но такова участь всех, идущих под знаменем Света. Мучениками науки называли их, хотевших дать новые знания человечеству. Неужели забудем Галилея, Яна Гуса, Коперника, Спинозу и других, имена коих – тысячи. «Не бес ли в тебе», – говорили Спасителю люди. И разбойника предпочли Ему, Принесшему спасение миру. Так уж устроен человек, что поносит все лучшее, все высшее, все выходящее из рамок общепринятой обычности. И с какой уверенностью, и с каким авторитетом порицают и поносят дипломированные невежды и общепринятые авторитеты все, что не согласуется с их окаменевшим и застывшим представлением о вещах. Ковалевская, Жанна Д'Арк, Роберт Фультон – что пришлось испытать им от «благодарного» человечества, а главное, от соотечественников своих за то, что они им дали. Спер¬ва поносят, а потом распнут, растопчут пятою, а потом вознесут, и возвысят, и воздадут почитание. Малого стоит признание человеческое, ибо жестокая цена уплачивается за него. Учение говорит, что более чувствительные больнее ощущают яды окружающей среды, и тяжелее страдает их нервная система от империла…  1970 г. 297. (Май 10). …Сейчас условия жизни столь негармоничны, что человек с раскрытыми центрами не может существовать среди обычности. Даже частичное приоткрытие их вызывает утонченные страдания. Жизнь на Земле должна измениться в корне. Иначе погибнут самые утонченные организмы. Преображение планеты необходимо в целях эволюции человечества. Агни Йога, 15 Империл называется яд раздражения, призывающий опасность. Яд вполне конкретный, отлагающийся на стенках нервных каналов и таким путем распространяющийся по всему организму. Если бы современная наука попыталась беспристрастно исследовать нервные каналы, принимая во внимание астральные токи, она бы натолкнулась на странное разложение астрального вещества, при прохождении по нервным каналам — это и будет реакцией империла. Только покой может помочь нервной системе справиться с опасным неприятелем, который может вызывать самые различные раздражения и мучительные сокращения организма. Страдающий от империла должен повторять — как все прекрасно! И он будет прав, ибо эволюция протекает законно, иначе говоря, прекрасно. Чем выше нервная система, тем мучительнее отложение империла. Люди вывели стихии Земли из равновесия, обратный удар планеты выводит из строя их нервную систему…  1964 г. 531. (Окт. 20). Раздражение стихий вызывается пространственным ядом, порождаемым мышлением человечества. Тогда Говорим: в пространстве неблагополучно. Конечно, нервная система остро реагирует на состояние нарушения равновесия стихий. Сознание человеческое очень связано со стихиями, ибо мысль порождает в веществе стихий стихийные образы разных потенциалов напряжения. И это напряжение, вызванное человечеством, в свою очередь действует на него самого. В этом заключается явление обратных ударов. Обратными ударами называем реакцию стихий на действия человеческие. Не кара небес, но Закон действия и противодействия. __________________ «Сказано:“В Свете Твоем узрим Свет”, — Добавлю: своим светом». Гр.А.Й.т5.383. Последний раз редактировалось glory, 21.12.2018 в 00:15. | | | Этот пользователь сказал Спасибо glory за это сообщение. | | 21.12.2018, 03:30 | #3 | Рег-ция: 10.03.2017 Сообщения: 367 Благодарности: 75 Поблагодарили 71 раз(а) в 58 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Не совсем можно согласиться, особенно с предлагаемой помощью на последней стадии "пустоты". На этой стадии духовного становления человек не может быть пациентом по определению, скорее всего Р.Ассаджоли путает состояния различных стадий. Цитата: Сообщение от csdoc В пеpиод "темной ночи дyши" помощь особенно затpyдняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тyмане, он погpyжен в свои стpадания, и свет дyха не достигает его сознания. Единственное, что можно сделать, - это неyстанно повтоpять, что состояние его лишь вpеменное, а не постоянное, посколькy именно yвеpенность в последнем повеpгает пациента в глyбокое отчаяние. Мы также pекомендyем настойчиво внyшать емy, что эти мyки, сколь бы тяжкими они ни были, обладают такой дyховной ценностью, содеpжат в себе заpодыш столь высокого счастья, что пpидет вpемя, когда он бyдет благословлять их. Так мы поможем пациентy пеpенести стpадание с покоpностью и смиpением. | Не упомянуто у Робеpто Ассаджиоли о медиумизме, как явлении вредящем духовному становлению. Здесь современные врачи и сами в невежестве, иначе били бы тревогу по поводу пропаганды способностей медиумов в различных шоу на ТВ. Да, и работа с пациентами духовного становления должна по большей части сводиться к искоренению невежества пациента, а для этого врач должен знать сам основы Учения и уметь отличить стадии. Ю.Ключников прав в отношении понимания роли Учителя, но и этого для таких пациентов мало, иначе за духовную связь с Учителем можно принять и нечто другое. Но не прав в отношении различных обществ, Цитата: Сообщение от csdoc Сотни "институтов", даже "академий", школ, обществ и кружков, руководимых местными и зарубежными "гуру", обучают доверчивых россиян раскрытию экстрасенсорных способностей. При этом психика соискателей безжалостно деформируется. | , забывая о карме и необходимости прохождения опыта "духовного объединения". Здесь опять же огромную роль играет невежество. Кроме того, ничего не сказано об изучении сердца, как ключевом условии для синтеза исследований в области психодуховности. | | | 21.12.2018, 11:15 | #4 | Рег-ция: 08.08.2018 Сообщения: 3,572 Благодарности: 547 Поблагодарили 741 раз(а) в 516 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Ассаджиоли ближайший ученик и сподвижник Алисы Бейли Цитата: Сообщение от T  Цитата: Сообщение от Эвиза Цитата: Сообщение от csdoc Цитата: Сообщение от T Но мы знаем, что есть существенная разница между темным служением, сознательно мимикрирующим и вползающим в светлые учреждения, и заблуждением ищущего духа, даже очень крупным трагическим и вредоносным, обусловленным изъянами натуры. Чем крупнее дух, тем шире его амплитуда борений духа и изживания. | Из его работ мы знаем, что у него был серьезный психологический кризис и его посещали мысли о самоубийстве, причем настолько сильные что он был на грани того, чтобы убить себя. Не может ли это быть признаком одержания или как минимум темного влияния, которому подвергался Толстой в процессе своих поисков? | csdoc, читали ли Вы работу Роберто Ассаджиоли Нервные заболевания при духовном росте Ассаджиоли пишет: Hа пyти к достижению полного дyховного сознания человек может пpоходить чеpез пять кpитических стадий: кpизисы, пpедшествyющие дyховномy пpобyждению; кpизисы, вызванные дyховным пpобyждением; спады вслед за дyховным пpобyждением; кpизисы на стадии дyховного пpобyждения и, наконец, «темная ночь дyши». Если не читали, то прочтите, если читали, то перечтите. Работа не такая большая. | Уважаемая Эвиза, Роб. Ассаджиоли до конца своей жизни в своей школе рекомендовал и предлагал книги Учения Живой Этики и имел некоторые переклички в своих трудах.. Многих это весьма привлекает. И это не случайно. Такова традиция Школы Арканов Алисы Бейли. Дело в том, что Ассаджиоли ближайший ученик и сподвижник Алисы Бейли. Он переводчик ее работ, участник самого внутреннего круга. Бейли оставила о нем возвышенные воспоминания в своей автобиографии.  (Фото отсюда) Вот из наследия Алисы Бейли - ТРИ ПИСЬМА Д.К. (45) К УЧЕНИКУ ПЛАНЕТАРНОЙ ИЕРАРХИИ ДОКТОРУ РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ. ТРЕТЬЕ ПИСЬМО. Где из некоего "высокого источника" Ассаджиоли передаются наставления в медитации и добиваться "близкого контакта с твоим и моим Мастером – Мастером К.Х." а также " Держись на связи с А.А.Б. , ибо она всегда готова прийти тебе на помощь, здесь ли она на земле или ещё где-то в Великом Служении. У неё тесные узы с евреями, вследствие её связи с Мастером К.Х. и Христом." Это за год до смерти Бейли (декабрь 1949). Здесь доступны и другие письма к нему. Вы можете составить самостоятельное впечатление, если это окажется необходимо. Также дополнительно замечу, что обсуждаемое в контексте ошибочных взглядов Толстого письмо ЕИ к Серафининой  Цитата: Сообщение от csdoc О подобном лжеучении Е.И.Рерих предупреждала в своих письмах: Цитата: Е.И.Рерих — Н.П.Серафининой, 16 июля 1935 г. Многие наивные люди полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною света Учения. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное Общество, и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифицируя якобы Учителя Бел[ого] Бр[атства], как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И эти несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки летят на испепеляющий их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в объятия тьмы и лишает надолго, если и не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света. | | никаким образом не связано с духовной ситуацией Л.Н.Толстого. Это письмо ЕИ прямо об Алисе Бейли и ее круге и учении. Письма ЕИ, 7.12.1951. Ярые пользуются нашими книгами - отсюда и намеки на Один Источник. Но утверждаю Именем мне Сокровенным, что упоминаемый ими Дж[уал] К[ул] и никто из Вел[икого] Братства никогда не имел и не имеет никакого касания к Arc[ane] Sch[ool]. Основательница была определенным медиумом. Но никакое Учение не может быть оявлено медиумами. Самые чистые из них могут оявиться на небольших книжечках, но не целой серии книг Учения! Еще  Письма ЕИ, 23.08.1934. Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за само существование своё, отчаяние делает их столь сплочёнными и упорными в достижении цели своей. Князь Мира имеет много талантливых, сознательных и бессознательных пособников, и наивно думать, что они не умеют действовать тонко. Они очень изысканы и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется Белая Магия . Мне сказано, что лучшие страницы заимствованы из Учения Бел. Бр. Интересно отметить, что глава этого Общества для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Йоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетётся искусными руками. Многие члены этого Общ., заманенные преподающимся там разбором и изучением книг Агни Йоги, приходят к нам, прося учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения. Только с настоящей осени с Высшего Одобрения я поручила г-же Хорш начать такие группы в более широком масштабе. Также не без интереса отметить, что водители такого обширного Общества состоят в то же время в т. полиции на службе одной державы. Много страшного творится сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. Конечно, как всегда, наиболее крупные центры являются и центрами главных тёмных сил. Именно всё исчадие Ада выползло на поверхность Земли. Невежественные массы их лучшее орудие. Вот почему так важна сплочённость и всех сил белых и беленьких, но последние так легко окрашиваются в сереньких, пополняя собою кадры тех, о которых сказано в Апокалипсисе: "но как ты тёпл, но не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих“. Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко расставленных сетей Князя мира сего. Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр. Сергия Радонежского, о нём поётся в Акафисте - "От Бога данный России Воевода“. Так, Александр Иванович, скажите и предупредите спрашивающих Вас. Напряжём все наши усилия, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары тёмных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная преданностью к Иерархии, может противостать всем нападениям тёмных. Но нельзя ни на минуту допускать сомнения и уклонения от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий... Продолжайте работать в этом направлении, пишите, ибо сейчас так важно очищать Учение от чудовищных нагромождений и искажений. Можно представить себе, как трудится Князь Мира, чтобы постепенно вложить своё ядрышко в скорлупу Светлого Учения. Если будут возникать вопросы, я всегда буду рада ответить и разъяснить непонятное. Около двух лет я смогу много помочь и писать, а потом будет труднее. Поэтому пользуйтесь, не опасаясь отяготить, ибо мы не боимся никакой ноши, когда идём в Сад Прекрасный. Письма ЕИ, 27.03.1952. Конечно, родные, не давайте никаких прав и copyright людям, связанным с Arc[ane] School. Скажите определенно Браншт[едтеру] и Ренцу, что мы никогда не были связаны с Arc[ane] School или с основательницей ее и не можем сотрудничать с ними. Но пояснять им причины нашей воздержанности не следует, чем меньше пояснений, тем лучше. Каждое Ваше слово - как красный плат[ок] перед разъяренным быком! В[еликий] Вл[адыка] определенно не разрешает нам сотрудничать с последователями А.Бейли. Сколько этих попыток чем-либо затемнить и загрязнить чистые основы Учения! Письма ЕИ, 12.09.1952. Жизнь так сложна и настолько свет переплетается с тьмою, что приходится быть терпимыми там, где хотя бы слабо светит огонек. Такой огонек, несомненно, имелся и в Аркан Скул, в самом начале, и мы знаем, что и чадящая свеча может иногда зажечь прекрасный светильник и даже целый костер. Письма ЕИ, 11.7.1952. Родные мои, отвечаю на Ваши письма от 27-го и 28 июня: "Следует ответить сильно и категорично", - так было Сказано. Напишите, родные, этим крамольникам, что Вы довели до сведения Е[лены] И[вановны] о создавшемся невозможном положении среди соревнующих сотрудников, совершенно недопустимом около Учения Света, и переведите им Решение В[еликого] Вл[адыки]: "Уявите Мое справедливое Указание Ренцу и Браншт[едтеру]. Явление сотрудничества Аркан Скул с 0бщ[еством] Агни-Йоги совершенно невозможно. Совершенно неприемлемо Нами и явление тяжбы и раздоров между сотрудниками. И Наша доверенная матерь Агни-Йоги не может быть отягощена такими нетерпимыми явлениями. Уявите прекращение перевода Моих Книг. Явление перечисления принесенных жертв и сетования на понесенные ущербы и убытки не могут исходить от сотрудников Твердыни Света. Яро отойдите от работы по Моему Учению, которое не нуждается в широком распространении. Сокровенное Учение остается сокровенным при малом числе учеников, и явно Мы не собираемся выставлять Наше Учение на перекрестках путей, не только темных, но и оявленных на крушение..." "Напиши так", - было Сказано мне. Родные, напишите, как Вы были огорчены, получив такое суровое Решение. Но, действительно, ими были нарушены все границы терпимости, и ярые могут пенять на себя самих. "Яро уяви твердую Волю с мелкими вредителями. Мы явили испытание, но никто не выдержал его; ярые преследовали лишь свои выгоды. Нам не нужны такие последователи". "Недопустимо такое отягощение сердца Матери Мира. Сила матери Агни-Йоги Мне нужна для космического строительства, для спасения планеты. Космическая сила ее мне нужна для обуздания подземного огня, нужна на Сотрудничестве Космическом на всем Огненном Пути". Конечно, переведите для них лишь "Указание и Решение". О матери Агни-Йоги, о Космическом Сотрудничестве - не для них. Надеюсь, что они отойдут. Для Вашего сведения. В[еликий] Вл[адыка] считает труды-компиляции А[лисы] Б[ейли] очень вредными. Ярая была определенно сотрудницей темных сил. Нетрудно, при некотором знании, компилирование подобных книг, когда живешь в городах, где сотни тысяч оккультных трудов лежат на полках обширных библиотек. Учитель А[лисы] Б[ейли] не принадлежит к Твердыне Света. В[еликий] Вл[адыка] отказывается от него. Страницы "Белой Магии" переплетаются у нее с самой определенной черной магией. И такое смешение, конечно, страстно вредно и порождает великое смущение и извращение в нетвердых сознаниях Можете дополнительно исследовать этот вопрос. Это только малая часть выписок по проблеме Бейли и приспешников. Вот Свидетельство еще c 1923 г. (3 том 18-томника): 2 марта 1923 М. Теперь поговорим о книге Bailly. Не суждено описать Братство. Нарушают последние заветы Блаватской. Как слепой может описать цвет яблони или высоту башни? Истинно говорю, легче Шафран увидеть, нежели Bailly. Там, где испеплилось сердце, там порваны струны. Там, где руку можно положить, утвердить готов. Нужно понимать Мой указ. Надеюсь, что информация полезна. | | | | 21.12.2018, 11:55 | #5 | Рег-ция: 15.03.2016 Сообщения: 11,817 Благодарности: 4,140 Поблагодарили 3,630 раз(а) в 2,498 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Скопирую тоже из другой темы Цитата: Сообщение от Эвиза Цитата: Сообщение от T Уважаемая Эвиза, Роб. Ассаджиоли до конца своей жизни в своей школе рекомендовал и предлагал книги Учения Живой Этики и имел некоторые переклички в своих трудах.. Многих это весьма привлекает. И это не случайно. Такова традиция Школы Арканов Алисы Бейли. | Уважаемый Т., спасибо за интересную информацию. Сейчас прочитала статью об Ассаджиоли на сайте Сергея Ключникова http://www.kluchnikov.ru/sergej-klyuchnikov/avtorskaya-sistema/1590-2014-08-22-11-57-08.html Можно видеть, что Ассаджиоли изучал многие Учения. "Многолетний сотрудник и личный друг Юнга, Роберто Ассаджиоли, также внес в психологию и психотерапию немало ценных идей, восходящих к Востоку. Помимо изучения индийской, тибетской, китайской, суфийской традиций итальянский психотерапевт серьезно изучал Каббалу, Древо Сефирот и книги по древнееврейской мистике, о чем свидетельствует его богатая личная библиотека во Флоренции. Исследователи отмечают определенную параллель, которую можно провести между Древом Сефирот и «психологическим яйцом Ассаджиоли», хотя сам факт деления этого яйца на семь, как это было принято на Востоке и в теософской традиции, а не на девять элементов, что характерно для каббалистической традиции, говорит о том, что ученый был все-таки ближе к Веданте, нежели к Каббале. Наиболее близкой духовной доктриной для Ассаджиоли, несомненно, были теософия, книги Е. П. Блаватской, откуда он черпал многие знания в области сакрального символизма. Это связано и с реальными семейно-биографическими факторами жизни ученого (его мать и жена были членами тогдашнего теософского общества), и с реальными свидетельствами других людей, встречавшихся с итальянским психотерапевтом. Уже незадолго до своей кончины, в 1972 году, ученый сделал знаменательное признание, раскрывшее истоки его верований. Когда психолог Джин Фадиман побывала у него на квартире, она обратила внимание на портрет основательницы теософского движения Е. П. Блаватской, висевший в гостиной, и задала вопрос, почему он нигде не говорит о своей идеологической близости к этому движению, ученый ответил: «Это моя религия, и пока я жив, я хочу умолчать об этом»". | | | | Этот пользователь сказал Спасибо Эвиза за это сообщение. | | 21.12.2018, 14:40 | #6 | Рег-ция: 15.03.2016 Сообщения: 11,817 Благодарности: 4,140 Поблагодарили 3,630 раз(а) в 2,498 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Уважаемый csdoc, как это понимать: вчера, прочитав статью Ассаджиоли про нервные заболевания при духовном росте, Вы обрадовались и даже тему открыли Цитата: Сообщение от csdoc Эвиза, отличная статья, спасибо! Опубликовал ее в виде отдельной темы Нервные заболевания при духовном росте Наиболее интересные фрагменты:  Цитата: Кpизисы, пpедшествyющие дyховномy пpобyждению Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о самоyбийстве, пpекpащение своего физического сyществования кажется логическим pазpешением внyтpеннего кpаха. Отметим, что это лишь общая схема пpотекания подобных пеpеживаний. В действительности здесь возможны pазличные индивидyальные особенности: одни вообще не испытывают остpой стадии, дpyгие оказываются в ней совеpшенно внезапно, без пpедваpительных этапов, y тpетьих господствyют навязчивые философские сомнения, y четвеpтых основнyю pоль игpает моpальный кpизис. Эти пpоявления дyховного пеpелома очень похожи на опpеделенные симптомы пpи невpастении или психастении. В частности, одним из симптомов психастении является не что иное, как yтpата фyнкциониpования в pеальности, дpyгим - депеpсонализация. Сходство дyховного кpизиса с yказанными заболеваниями yсиливается еще и тем, что он вызывает те же физические симптомы: истощение, неpвное напpяжение, бессонницy, pасстpойства пищеваpения и кpовообpащения. | Цитата: Кpизисы, вызванные дyховным пpобyждением Hекотоpые сильные натypы в pезyльтате подъема, вызванного дyховным пpобyждением, могyт объявить себя пpоpоками или pефоpматоpами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стpемлением всех обpатить в свою веpy. | Цитата: Темная ночь дyши Когда пpоцесс тpансфоpмации достигает высшей точки, pешающий, последний его этап неpедко сопpовождается сильными стpаданиями и внyтpенней омpаченностью. Хpистианские мистики называли это состояние "темная ночь дyши". Внешне оно напоминает болезнь, котоpyю психиатpы называют депpессивным психозом или меланхолией. Ее пpизнаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выpаженное чyвство собственной недостойности; остpое самоосyждение - совеpшенно безнадежен и пpоклят; yгнетающее чyвство паpализованности yма, yтpата силы воли и самоконтpоля, сопpотивление и тоpможение по отношению к любым действиям. Hекотоpые из этих симптомов могyт появляться в менее выpаженной фоpме и на пpедшествyющих стадиях, не достигая, однако, напpяженности "темной ночи дyши". Это своеобpазное и плодотвоpное пеpеживание, чем бы оно ни казалось, не поpождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет дyховные пpичины и глyбокое дyховное значение. Вслед за этим так называемым "мистическим pаспятием" или "мистической смеpтью" настyпает победное воскpешение, и с ним кончаются стpадания и недyги. Оно несет с собой полное выздоpовление и вознагpаждает за все пеpежитое. | | а сегодня, узнав, что Ассаджиоли взаимодействовал с Алисой Бейли, Вы таким шрифтом красным большим пишите Цитата: Сообщение от csdoc Ассаджиоли ближайший ученик и сподвижник Алисы Бейли | А я вот Вам привела текст, где говорится, что он вообще-то теософию считал своей религией и висел у него на стене портрет Блаватской, а не Бейли. Последний раз редактировалось Эвиза, 21.12.2018 в 14:46. | | | 21.12.2018, 14:44 | #7 | Рег-ция: 15.03.2016 Сообщения: 11,817 Благодарности: 4,140 Поблагодарили 3,630 раз(а) в 2,498 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте А вот ещё интересная статья про Ассаджиоли http://www.facets.ru/articles12/4817.htm И там есть такие строки "Хочется подчеркнуть тот факт, что Ассаджоли и его ученик Бартоли на деле попытались реализовать модель подлинной Общины, объединённой принципом Служения и Сотрудничества всех её членов. Следуя указанию учителя, в 1981 году, через 7 лет после его смерти, Серджо Бартоли набирает для совместной работы группу из 12 человек. Огромную роль в практике совместного выполнения задач психосинтеза сыграло Учение Живой Этики. Недаром Роберто Ассаджоли советовал своему ученику читать Агни Йогу и применять её положения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта группа получила, хотя и не сразу, название Общество Живой Этики". Может быть надо о человеке сначала собрать материал, прежде чем делать поспешные выводы в ту или другую сторону? | | | Этот пользователь сказал Спасибо Эвиза за это сообщение. | | 21.12.2018, 15:24 | #8 | Рег-ция: 15.03.2016 Сообщения: 11,817 Благодарности: 4,140 Поблагодарили 3,630 раз(а) в 2,498 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте А вот интересно было бы взять "Исповедь" Л.Н. Толстого и приложить к ней исследование духовных кризисов Ассаджиоли. Это целую диссертацию можно написать. Хотя наша официальная наука не признаёт работу духовной энергии внутри человека. А смотрите что я нашла: "В библиотеке Ассаджиоли есть книги на русском языке. В 1905 году он посетил Россию, учил русский язык, читал книги на русском языке, например, Л.Н. Толстого. В книге - листок с его пометками (ударения, значения слов и пр.)" И приложена такая фотография. Жалко, что как не увеличивала фото, так и не смогла прочесть страница из какой книги.  | | | 21.12.2018, 17:12 | #9 | Рег-ция: 08.08.2018 Сообщения: 3,572 Благодарности: 547 Поблагодарили 741 раз(а) в 516 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Цитата: Сообщение от Эвиза Уважаемый csdoc, как это понимать: вчера, прочитав статью Ассаджиоли про нервные заболевания при духовном росте, Вы обрадовались и даже тему открыли Цитата: Сообщение от csdoc | а сегодня, узнав, что Ассаджиоли взаимодействовал с Алисой Бейли, Вы таким шрифтом красным большим пишите Цитата: Сообщение от csdoc Ассаджиоли ближайший ученик и сподвижник Алисы Бейли | А я вот Вам привела текст, где говорится, что он вообще-то теософию считал своей религией и висел у него на стене портрет Блаватской, а не Бейли. | Текст шрифтом красным большим - это цитата из сообщения уважаемого Т, а не мои слова и не мое мнение. Поскольку сообщение Т имело прямое отношение к личности и биографии Роберто Ассаджоли - я процитировал его сообщение в этой теме. Из того, что я процитировал сообщение уважаемого Т не следует что я полностью согласен с его мнением, мое мнение и вопросы к Т вы можете видеть в предыдущем сообщении. Эвиза, Вы нашли отличные статьи про Роберто Ассаджоли, искренне благодарен Вам за помощь! Надеюсь, что уважаемый Т ответит на мои вопросы в этой теме и прояснит ситуацию. | | | Этот пользователь сказал Спасибо csdoc за это сообщение. | | 21.12.2018, 17:50 | #10 | Рег-ция: 15.03.2016 Сообщения: 11,817 Благодарности: 4,140 Поблагодарили 3,630 раз(а) в 2,498 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте csdoc, я извиняюсь за свой наезд Дело в том, что в посте Т. В другой теме я такого шрифта не увидела http://forum.roerich.info/showpost.p...7&postcount=76 Возможно он её уже убрал. А в Вашем посте цитата поста Т. стояла ниже, а вверху стоял текст красным большим шрифтом. http://forum.roerich.info/showpost.p...08&postcount=8 Вот я и подумала, что цитата Т. на Вас произвела такое сильное впечатление. Вот какие бывают недоразумения. | | | 21.12.2018, 15:17 | #11 | Рег-ция: 08.08.2018 Сообщения: 3,572 Благодарности: 547 Поблагодарили 741 раз(а) в 516 сообщениях | Ответ: Нервные заболевания при духовном росте Биография Роберто Ассаджиоли, основателя психосинтеза Начало жизненного пути Психосинтез — известный метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Гвидо Ассаджиоли. Основатель психосинтеза Роберто Гвидо Ассаджиоли был очень яркой фигурой, которая заслуживает отдельного рассказа. На сегодняшний день о нем сохранилось не так уж много сведений, поскольку он был очень скромным человеком и полагал, что нужно сосредоточить все внимание на психосинтезе, а не на нем как на личности. Лишь в конце жизни, будучи уже всемирно известным ученым, он под некоторым давлением коллег согласился написать свою биографию, причем сделал это не сам, а прибег к помощи бостонского ученого и психотерапевта Юджина Сэдлера-Смита, исследователя темы интуиции. Однако тот не успел завершить эту автобиографию по причине смерти ученого в 1974 году. Те сведения, которые приводятся здесь, опираются на ряд источников и публикаций, однако наиболее полные сведения находятся в статье Кеннета Соренсена и Ханне Биркхольма, переведенной Михаилом Корвусом и опубликованной на русском в Интернете. Великий итальянский ученый Роберто Марко Грего родился 27 февраля 1888 года в знаменитой Венеции, где как раз в это время проходят карнавалы. Хотя жизнь его была отнюдь не карнавальной, а полной испытаний и творческого труда. Отец его умер, когда будущему психотерапевту и философу было всего два года. Через три года после смерти мужа мать Роберто повторно выходит замуж за доктора Алессандро Эммануэля Ассаджиоли, который дал мальчику свою фамилию. Вся жизнь Ассаджиоли прошла в Италии: в Венеции, Риме и Флоренции — и все трудности, которые довелось испытать его родине, он познал на себе. Среда, в которой он вырос, была исключительно благоприятной для развития. Его семья была довольно зажиточной и принадлежала к верхнему слою среднего класса, причем была очень образованной, где существовал культ знания, интерес к искусству, музыке, художественной литературе и духовным учениям. Мать Роберто активно интересовалась духовным Востоком, изучала теософию и постоянно нанимала сыну репетиторов, обучавших его иностранным языкам и музыке. С детства он хорошо знал древнюю классическую культуру, античность, изучал мировые религии, философию. Безусловно, тяга к красоте, пронизывавшая всю деятельность ученого, зародилась не без влияния богатейшей культуры самых красивых городов мира. В доме свободно говорили на итальянском, английском и французском. Ассаджиоли много читал, был жаден до знаний и уже к 18 годам полностью овладел восемью языками (помимо перечисленных это были греческий, латынь, иврит, немецкий, русский и санскрит). Он мог не просто свободно говорить и читать, но даже думать помимо итальянского еще и на английском, немецком и французском языках. Еще будучи школьником, он начал писать научно-философские статьи и уже в пятнадцать лет опубликовал в венецианском научно-популярном журнале первую статью «Бессознательные желания и сознательная работа». С детства Роберто любил пространственные перемещения и с юности стал ездить по миру самостоятельно. Так, он в возрасте 17 лет посетил Россию и сохранил к ней интерес до конца жизни: после семидесяти лет он засел за изучение русской классики, без которой остро ощутил культурную неполноту. В 1904 году его родители из Венеции переехали во Флоренцию, которая стала для юноши второй родиной. Здесь он прожил большую часть жизни, получил высшее медицинское образование со специализацией по неврологии и психиатрии в IstitutiondiStudiSuperriori. Правда, после Первой мировой войны молодой ученый несколько лет проработал в Риме, где вступил в брак с Нелли Чиапетти (женщиной католического мировоззрения, притом активно интересовавшейся теософией) и где у него родился сын Илларио Ассаджиоли. Брак был счастливым и продлился сорок лет, вплоть до смерти жены в 1962 году. Психоаналитический период Ассаджиоли рано приступил к научной карьере. В начале века он опубликовал ряд статей, тематически находящихся на стыке медицины, философии, культуры, востоковедения, религии, где он подходил к теме психосинтеза. Первая работа, формулирующая отдельные положения психосинтеза, вышла в свет в 1906 году и называлась «Значение смеха и его использование в педагогике». Сегодня у нее несколько иное название — «Улыбающаяся мудрость». Отправной точкой для ее написания послужила статья З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному». Одновременно с этим Ассаджиоли написал научную статью по материалам своей психиатрической практики, которую он вел в лечебнице Сан Сальви. В течение 1907 года он работал над своей докторской диссертацией и завершил ее в возрасте 21 год, так и назвав ее — «Психосинтез». Уже тогда он учился смотреть на жизнь как на целостный процесс, который нужно воспринимать позитивно, что было выражено в авторской формулировке: «Жить нужно так хорошо, как только возможно, и смотреть на себя с улыбкой». На первом этапе своей научной карьеры молодой итальянец много сил отдал психоанализу, пройти мимо которого в те времена было просто невозможно. Тем не менее Ассаджиоли было тесно в рамках какой-либо одной теории и научной дисциплины. Он всегда проявлял самый широкий интерес к философии и культуре и входил в число молодых свободомыслящих интеллектуалов Флоренции, ведущих исследования в области духовной культуры и гуманитарных проблем. Флоренция еще со времен эпохи Возрождения была пространством, где рождался удивительный синтез идей и философий. Чего стоит одна Неоплатоническая академия, где в разные времена творили такие гениальные фигуры и умы, как Марсилио Фичино, Пика дела Мирандола, Кристофоро Ландино, Лоренцо Великолепный, Анжело Полициано, Франческо Катани, Микеланджело Буанароти, Ботичелли! С Флоренцией были тесно связаны и такие фигуры, как Данте Алигьери и Леонардо да Винчи. Наверное, дух синтеза и стремление к универсальности передались молодому мыслителю Ассаджиоли. В течение нескольких лет он был одним из самых энергичных редакторов журнала «Леонардо», основанного другом Ассаджиоли - Джованни Папини. В данном случае показательна сама фигура Леонардо да Винчи, давшая имя журналу и представлявшая собой образец научно-духовного синтетического подхода к изобретательской сфере и творчеству. Он печатал ряд статей в итальянской научной периодике, но академическое сообщество относилось к его идеям в те годы с изрядной долей скепсиса. Да и сам Ассаджиоли, первым начавший в Италии психоаналитическую практику, был не очень доволен результатами своей работы, потому принял решение продолжить учебу. В 1910 году он принял участие в Международном конгрессе в Болонье, где изложил свои представления о бессознательных процессах психики и, выступив с некоторой критикой психоанализа, начал разработку собственного метода психотерапии. Завершив медицинское образование в 1910 году, Ассаджиоли переезжает в Швейцарию, где продолжает свое обучение психиатрии у Энгена Блейера, человека, имевшего широчайшую известность в тогдашнем научном мире благодаря двум вещам: исследованиям шизофрении и принятию психоанализа. Швейцария была в те времена своего рода интеллектуальной Меккой, куда стремились попасть многие начинающие психиатры-клиницисты. Пребывание в этой атмосфере существенно расширило творческие горизонты и кругозор Ассаджиоли и повысило его профессиональный уровень. Именно там, в Цюрихе, произошло его знакомство со швейцарцем Карлом Густавом Юнгом, профессиональное общение и дружба с которым продолжались всю долгую жизнь обоих ученых. Изучая различные психологические и философские системы, среди которых его особый интерес вызвали идеи Уильяма Джеймса и Анри Бергсона, Ассаджиоли начал серьезно сотрудничать с психоаналитическим движением, набиравшим в то время обороты в Европе. Он входит в члены общества Фрейда в Цюрихе, а также в Интернациональное психоаналитическое общество, сотрудничает с официальным австрийским изданием психоаналитиков, для которого пишет статью «Теория Фрейда в Италии», с периодическим изданием «Психоанализ». Он создал также небольшую исследовательскую группу, которая насчитывала 19 человек и была нацелена на исследование природы психики и души. В 1912-1915 годах Ассаджиоли писал множество собственных статей в итальянских периодических научных журналах «Психе» (который основал он сам) и «Ультра», пользовавшихся большим успехом в интеллектуальных кругах страны. В 1912 году он опубликовал статью о своих профессиональных поисках в русском журнале «Вестник психотерапии», принадлежавшем Русскому психоаналитическому обществу. Ассаджиоли также переводил на итальянский язык и чужие статьи, в частности, работы Фрейда. Юнг, в ту пору еще не разорвавший с основателем психоанализа, как и сам Фрейд, делал на Ассаджиоли большую ставку. Биографы психотерапевта Кеннет Соренсен и Ханне Биркхольм приводят следующий отрывок из письма Юнга Фрейду: «Очень приятный и, возможно, ценный знакомый, наш итальянец, д-р Ассаджиоли из психиатрической клиники во Флоренции. Профессор Танци предложил ему нашу работу в качестве диссертации. Молодой человек очень сообразителен, кажется чрезвычайно образованным и увлеченным последователем, который вступает на новую территорию с истинным жаром. Он желает посетить нас следующей весной». (McGuire, 1974, 241). Увлечение психоанализом заметно выделяло Ассаджиоли из многих его итальянских современников, которые подходили к изучению психики чаще всего с чисто неврологическим инструментарием. В то же время чем дальше шла работа, тем меньше классический психоанализ устраивал молодого психиатра. В своих более поздних интервью он признавался, что занимался психоанализом в Италии, но быстро убедился в его «ограниченности». Потому ученый начинает все больше работать над собственной системой. Первая мировая война внесла некоторые коррективы в творческие планы Ассаджиоли. Он работает в качестве доктора и психиатра, помогает реабилитации раненых. Непосредственное столкновение с человеческими страданиями на войне еще больше укрепило Ассаджиоли в гуманистических взглядах и важности позитивного взгляда на мир, которые с помощью разных клинических методов психиатр и психотерапевт передает больному. После войны Ассаджиоли на какое-то время переезжает в Рим, где в 1926 году открывает Институт культуры и терапии психики, который позднее будет переименован в Институт психосинтеза. Ученого все больше начинают интересовать темы, связанные с позитивными аспектами психологии и психотерапии, например, развитие воли. В письме-приглашении на открытие института он пишет о том, что его торжественная речь будет посвящена теме развития воли. Впоследствии Ассаджиоли написал на английском языке книгу «Акт воли» на эту тему, опубликованную в 1974 году, уже после его смерти. Обращение к теме воли было не просто плодом размышлений кабинетного ученого, которым итальянский психотерапевт никогда не был, но ответом на вызовы времени. В то время ситуация в стране меняется: к власти приходит правительство Бенито Муссолини, и нужно было найти в себе силу духа, чтобы противостоять возрастающему давлению диктатуры. Поначалу Ассаджиоли не трогают (серьезные гонения начнутся позднее), более того, позволяют опубликовать книгу «Новый метод лечения – психосинтез» и открыть в 1933 году свою школу во Флоренции — Институт психосинтеза, директором и администратором которого стала известная в Италии женщина, общественный деятель и президент Национального совета женщин Италии Спалетти Распоини (ученый избегал административной работы, и ему претила идея как начальнику контролировать распространение своих идей). В этом институте Ассаджиоли, начавший глубинную клиническую психотерапевтическую работу с полярными силами внутри человеческого сознания, прочел цикл лекций «Наши скрытые энергии и их использование в образовании и медицине». Восточные искания У создателя психосинтеза родилась гипотеза, согласно которой любая человеческая эмоция, переживание, психоэмоциональный импульс, появившийся в сознании, немедленно вызывает из глубин психики свою противоположность, внутреннее сопротивление. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту примирить внутреннюю вражду и осуществить синтез этих противоположностей. Помогает осуществить синтез высшее «Я» человека, или, как ученый называл его, Высшая Самость. Введение в западную психологию и — шире — культуру восточных, по сути, понятий было очень смелым шагом, сделанным задолго до сегодняшнего «восточного» бума, переживаемого в Европе и Америке. Ведь идея Самости весьма близка к идее Атмана, распространенной в индийской духовной традиции. Ассаджиоли видел в Самости сплав сознания и воли, отнюдь не тождественный нашей телесной оболочке, эмоциональной структуре и ментальной сфере. Человек, идущий путем психосинтеза, усовершенствует собственную осознанность и духовное мастерство, заключающееся в том, чтобы не отождествляться с негативными аспектами своих эмоций и мыслей, и, напротив, в том, чтобы отождествляться с их позитивными сторонами и гранями. В итоге, усовершенствовав свое земное персональное сознание, человек соединяет его с Самостью, которая носит универсальный, космический масштаб. Человек универсальной культуры, Ассаджиоли не был чистым восточником и адептом какой-либо одной духовной доктрины. Он достаточно много ссылался и на западных мистиков: Святого Иоанна де ля Круса, Франциска Ассизского, неоплатоников с их идеями эманаций. В своей незаконченной книге «Трансперсональное развитие» он, исследуя сакральную символику, писал: «Вот мы получили пятнадцать групп символов воскрешения и возвращения, которые были отражены в Евангелиях возвращением расточительного сына в отчий дом. Это возвращение в предыдущее состояние является указанием на возвращение к исходному персональному существованию. Это предполагает теорию эманации души, нисходящей, обретающей единение с материей и затем возвращающейся в свой «Дом», блаженную родину, души, которая уже не будет такой, какова она была ранее, но станет обогащенной опытом самосознания, который приходит вместе со зрелостью, с тяжким трудом и борьбой». В конце двадцатых —начале тридцатых годов создатель психосинтеза интенсивно изучает сакральные учения Востока и Запада, общается с широким кругом европейских интеллектуалов и духовных искателей. Погружаясь в мир восточной духовности, Ассаджиоли опирался на мощную традицию западного ориентализма, который за свою многовековую историю прошел несколько этапов. Действительно, образ Востока в художественном и культурном сознании Запада за долгие века истории претерпел существенные изменения. Вначале это была некая мода на восточные произведения искусства, ковры, предметы роскоши, которые в условиях колониальной политики европейских стран активно вывозились за пределы азиатских стран. Более осмысленный интерес к культуре Востока начал проявляться у европейских аристократов в конце XVII — начале XVIII века. Во дворе Людовика XIVвозникла мода на китайские произведения искусства. Придворные аристократы с удовольствием ставили рядом со своими дворцами китайские домики, которые изнутри украшали расписанными вазами, ширмами, скульптурами, веерами. В художественной литературе ориентализм существовал как некая мода на экзотику, украшательство, декоративность и витиеватость изложения, и в таком виде многие литераторы отдали ему дань. Во Франции — Шатобриан, Монтескье, Ламартин, Нерваль, в Германии — Гете со своим «Западно-восточным диваном», романтики, Новалис, Шиллер, Гофман, Шлегель. Восток на этом этапе жил в сознании художников как некое вымышленное царство, являющееся антиподом Запада и носителем первозданного мифологического совершенства, с одной стороны, и дикости, с другой стороны. Надо признать, что интеллектуально-духовное восточное поветрие в западной культуре было массовым и очень сильным. Оно не возникло на пустом месте —в конце восемнадцатого и в девятнадцатом веке Гете с его «Западно-восточным диваном», Шиллер, Новалис, многие романтики в той или иной степени касались восточных тем в своем творчестве. Кого-то Восток увлекал своей экзотикой, кто-то, как тот же Гердер, пытался ввести Восток в свои исторические построения, а кто-то, как Шопенгауэр, пытался всерьез погружаться в онтологию и этику Веданты и буддизма. Подлинный расцвет ориентализма во всех жанрах искусства происходит в Европе во второй половине ХХ века. Вначале вторая волна увлечения Востоком начиналась с моды на все японское. Первый импульс задали импрессионисты. В живописи восточную волну принесли Энгра, Делакруа, Матисс, Дюбуа, позднее — Ван Гог, Гоген. Затем стали появляться более качественные, нежели раньше, переводы подлинных восточных текстов. В художественной литературе через серьезное увлечение Востоком прошли Верлен, Рембо, Эдгар По, Торо, Уитмен, Эмерсон. Среди мыслителей это Гердер, который пытался ввести Восток в свои исторические построения, и Шопенгауэр, всерьез погружавшийся в онтологию и этику Веданты и буддизма. В двадцатом веке Восток стал еще более востребован во всех сферах западной культуры. Многие европейские и американские философы, культурологи, литераторы, психологи, психотерапевты, ощутив ограниченность западного расчленяющего подхода к познанию человека и не найдя ответов на мучающие их вопросы, обратились к духовному опыту Востока. Музыканты стали вводить темы Востока в свои произведения еще более активно, чем в девятнадцатом веке. Это проявилось и в оперном, и в симфоническом искусстве на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Восток, правда, степной, половецкий, языческий, активно присутствует в русской музыке у Бородина («Половецкие пляски»), Римского-Корсакова, Стравинского, Скрябина. Действие знаменитой «Аиды» Джузеппе Верди переносит в Египет. Знаменитая «Песнь о земле» Густава Малера во многом отражает увлечения композитора чань-буддизмом. В философии темы и образы Востока активно вводит Ницше, использующий образ Заратустры, правда, больше для утверждения своих идей, нежели для изложения доктрин зороастризма. В художественной литературе темы, идеи, сюжеты Востока вводят в свои произведения Томас и Генрих Манн, Герман Гессе со своими культовыми книгами «Сиддхартха», «Паломничество в страну Востока», «Степной волк», Ромен Роллан, создавший замечательные духовно-философские биографии индийских подвижников «Жизнь Рамакришны», «Жизнь Вивекананды», «Вселенское Евангелие Вивекананды», Кейзерлинг со своим «Дневником путешественника». Восточная этика присутствует в наследии Альберта Швейцера. Кто-то, как француженка Александра Дэвид Наль и немец Хоуфман (впоследствии лама Анагарика Говинда), навсегда покидает Запад и переселяется на Восток, в Индию и Тибет, и пишет замечательные книги, которые становятся бестселлерами на Западе. Европейские и американские художники, литераторы и мыслители начинают понимать, что за Востоком стоит правда тысячелетий. Восток становится неким зеркалом, на незамутненной поверхности которого Запад все лучше начинает видеть собственное несовершенство, суетливость, алчность и поверхностность. Восток перестает восприниматься как некий экзотический орнамент, призванный украсить ткань художественного произведения своей причудливой росписью. Он все более воспринимается как некий духовный исток человечества, родина всех религий и философий, обитель изначальной мудрости. Все западные ориенталисты новой формации приобретают более полное представление о Востоке и на уровне информации, и даже на уровне духовных практик Азии, которые получают на Западе все большее распространение. Разумеется, подобный культурный фон, в котором Восток становится своего рода мейнстримом для духовных искателей, не мог пройти мимо психологии. Свою дань Востоку, причем очень большую, отдал Карл Густав Юнг. Его комментарии к китайскому трактату «Золотой цветок», его тексты по алхимии и сравнительному религиеведению, сделанные высокообразованным, универсальным мыслителем (философом, культурологом и психологом одновременно), были огромным вкладом в постижение Востока. Многолетний сотрудник и личный друг Юнга, Роберто Ассаджиоли, также внес в психологию и психотерапию немало ценных идей, восходящих к Востоку. Помимо изучения индийской, тибетской, китайской, суфийской традиций итальянский психотерапевт серьезно изучал Каббалу, Древо Сефирот и книги по древнееврейской мистике, о чем свидетельствует его богатая личная библиотека во Флоренции. Исследователи отмечают определенную параллель, которую можно провести между Древом Сефирот и «психологическим яйцом Ассаджиоли», хотя сам факт деления этого яйца на семь, как это было принято на Востоке и в теософской традиции, а не на девять элементов, что характерно для каббалистической традиции, говорит о том, что ученый был все-таки ближе к Веданте, нежели к Каббале. Наиболее близкой духовной доктриной для Ассаджиоли, несомненно, были теософия, книги Е. П. Блаватской, откуда он черпал многие знания в области сакрального символизма. Это связано и с реальными семейно-биографическими факторами жизни ученого (его мать и жена были членами тогдашнего теософского общества), и с реальными свидетельствами других людей, встречавшихся с итальянским психотерапевтом. Уже незадолго до своей кончины, в 1972 году, ученый сделал знаменательное признание, раскрывшее истоки его верований. Когда психолог Джин Фадиман побывала у него на квартире, она обратила внимание на портрет основательницы теософского движения Е. П. Блаватской, висевший в гостиной, и задала вопрос, почему он нигде не говорит о своей идеологической близости к этому движению, ученый ответил: «Это моя религия, и пока я жив, я хочу умолчать об этом». Другое свидетельство, более позднего характера, предоставили А. Бондаренко, Д. Делюкин, Ю. Будникова, сотрудники Музея семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. В ряде статей на эту тему, в частности, в докладе на конференции «Итальянская психология XX века. Точки пересечения с Учением Живой Этики», они подробно излагают информацию на эту тему. Встретив в работах высоко ценившего работы Блаватской художника и философа Н. К. Рериха, вместе с женой Е. И. Рерих создавшего учение Живой Этики, слова, подтверждающие сотрудничество Ассаджиоли с Рерихами, Ю. Будникова посетила в 2011 году Институт психосинтеза во Флоренции (Фьезоле) и мемориальную квартиру Ассаджиоли и так описала свои впечатления: «Рабочая обстановка ученого делает неоспоримым его интерес к таким явлениям, как теософия и Агни Йога. В его личной библиотеке представлена вся теософская литература того времени, включая Письма Махатм, а также книги Учения Живой Этики (первое нью-йоркское издание). О том, какое место занимало в его жизни Учение, говорит такой показательный факт: стены его кабинета, где он проводил большую часть своего времени в последние годы жизни, украшены всего несколькими рамками — с фотопортретами жены, безвременно ушедшего сына, А. Мадзини (духовного лидера движения за объединение Италии в XIX в.) и двумя репродукциями с картин Н. К. Рериха из серии «Знамена Востока» — «Дозор Гималаев» и «Ойрот — вестник Белого Бурхана». Между Ассаджиоли и Рерихом велась личная переписка. Известно также, что существуют письма Ассаджиоли к Рудзитису (известному латвийскому поэту и соратнику Рериха). Ю. Будникова высказывает предположение (почти все архивы ученого погибли), что Ассаджиоли мог познакомиться с учением Живой Этики, наследующим идеи теософии, либо через секретаря Теософского общества в Италии Елену Писареву, либо через Алису Бейли, чья Тайная школа (ArcaneSchool), представлявшая боковую и весьма спорную ветвь теософии, была в те годы очень популярной в Европе. Ассаджиоли написал предисловие к итальянскому изданию комментариев Алисы Бейли к «Йога-сутре» Патанджали. Сама Алиса Бейли, с которой ученый познакомился в 1933 году в Асконе (Швейцария), во время работы конференции «Эранос», организованной Юнгом для изучения глубинных связей между Востоком и Западом, писала: «Там мы впервые встретились с д-ром Робертом Ассаджиоли, который был нашим представителем в Италии в течение ряда лет… Он был одно время ведущим специалистом по мозгу в Риме, и когда мы познакомились с ним, он считался выдающимся европейским психологом. Он является человеком редкой красоты характера. Как только он входит в комнату, его сущностные духовные качества сразу дают себя знать. Франк Д. Вандерлип в своей книге «Будущее Европы» делает удивительное замечание о нем. Он называет его современным Св. Франциском Ассизским и говорит, что утро, проведенное им с Робертом, было кульминацией его путешествия по Европе. […] Выступления д-ра Ассаджиоли были выдающимся событием на конференциях в Асконе. Он читал лекции по-французски, по-итальянски и по-английски, и изливавшаяся через него духовная мощь служила средством стимулирования многих людей к духовному обновлению жизни». Общаясь с современными ему представителями эзотерических учений и черпая в их трудах некоторые идеи и вдохновение, Ассаджиоли вместе с тем не желал, чтобы его воспринимали как эзотерика, и хотел состояться как ученый. Человек универсальной культуры, он не стремился к тому, чтобы его воспринимали как адепта какой-то духовно-философской доктрины, той же теософии или Живой Этики, даже если он черпал в ней вдохновение и какие-либо идеи для своего творчества. Он проводил различие между своей духовной верой, персональными убеждениями (так, он, например, признавал доктрину реинкарнаций) и работой психолога и психотерапевта. Он утверждал, что «психосинтез не ставит своей целью и не пытается дать метафизическое или теологическое объяснение великой Загадке — он ведет лишь к двери, но не далее». И хотя теория Асссаджиоли была в немалой степени основана на его персональном духовном опыте, он старался, чтобы психосинтез был не мистической, а научной системой. Итальянский мыслитель видел свое назначение в том, чтобы сделать психосинтез тем мостом между духовным путем, на который становится человек, и психологической гармонизацией личности. Ю. Будникова напоминает, как Ассаджиоли подчеркивал, что без специальной подготовки физического и психического тела человека к восприятию энергий высшего «Я» ни теоретическое изучение духовной литературы, ни занятия медитативными практиками не дадут серьезного результата. Кстати, к концу жизни Ассаджиоли осознал, что для более глубокого усвоения духовной составляющей психосинтеза нужна длительная групповая работа. И тогда он обратился к своему ученику Серджо Бартоли создать в небольшом городке Читта дела Пьеве в провинции Умбрия общину, объединяющую людей на основе совместного служения и сотрудничества в области духовной культуры, просвещения и внутренней работы по совершенствованию. Серджо Бартоли приступил к этой работе только через семь лет после смерти своего учителя и для этой цели объединил 12 человек, причем очень большую роль в подобном сплочении людей для совместной работы сыграло Учение Живой Этики. Потому эта группа со временем стала называться Обществом Живой Этики. К началу тридцатых годов Ассаджиоли существенно продвинулся в разработке идей психосинтеза. Он написал ряд статей, которые в 1965 году будут изданы в его книге «Психосинтез». Самыми главными из них, безусловно, были статьи «Динамическая психология и психосинтез» и «Самореализация и психические расстройства». В них оформилась, причем не только на уровне текстов, но и на уровне схем и диаграмм, его модель бессознательного. В 1933 году он создал овальную, или «яйцеобразную», диаграмму, представляющую картину человеческой психики. В ней изображены отношения, возникающие между сознанием отдельного человека, его личным бессознательным и коллективным бессознательным, изображены уровни бессознательного. К ней до сих пор обращаются самые разные психотерапевты и тренеры личностного роста. Испытания и преследования Однако жизнь человека, даже самого стабильного и психологически устойчивого, никогда не может быть гладкой и ровной. Не была безоблачной и судьба детища Ассаджиоли — психосинтеза, который отвергался большинством академических ученых того времени из-за своей слишком большой одухотворенности (психоанализ с его креном в физиологизм воспринимался академическим миром более лояльно). Но самые серьезные испытания в жизни Ассаджиоли наступили в 1938 году, когда правительство Муссолини начало гонения на ученого. Причиной гонений были, с одной стороны, гуманистическое, отчасти пацифистское, умеренно интернациональное мировоззрение ученого (дуче ненавидел пацифизм, а Ассаджиоли все-таки был довольно осторожным человеком и не занимался политикой), а другой стороны, национальный фактор. Гитлер давил на Муссолини, требуя решения еврейского вопроса и расовой чистоты в союзнической Италии, а в жилах флорентийского гуманиста присутствовала еврейская кровь. Спираль преследования раскручивалась постепенно: вначале ученого арестовали и поместили под стражу, затем на некоторое время посадили в тюрьму, после чего выпустили, чтобы потом снова начать преследование. Как ни парадоксально, но тюрьма оказала положительное влияние на дальнейшее развитие психосинтеза. Ассаджиоли использовал это время для духовных практик и опытов над самим собой. Он подробно исследовал свой внутренний мир и позднее заявил, что бессознательное человека имеет значительно больше слоев, нежели утверждал Фрейд, медитировал по несколько часов каждый день и сделал несколько удивительных открытий. Во-первых, он понял, что бессознательное человека имеет значительно больше слоев и уровней, нежели утверждал Фрейд, а во-вторых, увидел, что даже в таких абсолютно стесненных обстоятельствах он имеет возможность выбора своей реакции на лишение внешней свободы, а значит, он внутренне свободен. К этому опыту Ассаджиоли обращался на протяжении всей своей жизни, рассказывая друзьям, что никогда раньше не испытывал такого спокойствия и не получал удовольствия от того, что он жив. Уже перед смертью ученый написал статью об этом периоде, названную «Свобода в тюрьме». Вторая мировая война была для ученого, которому было уже далеко за пятьдесят, куда большим испытанием, нежели Первая. Опасаясь ареста, который мог произойти в любой момент, Ассаджиоли был вынужден перейти на нелегальное положение. Он часто ночевал в альпийском высокогорье под открытым небом, переходя от одной деревушки к другой вместе с группой беглых заключенных и бежавшим из плена британским солдатом–парашютистом. В 1943 году фашисты стали преследовать его лично: наведывались к нему в дом, устраивали засады, уничтожили принадлежавшую ему ферму. От гибели его спасли чудо и высокая интуиция, вовремя подсказывавшая ему приближение опасности. Еще одной трагедией для Ассаджиоли стала гибель его сына Иларио, вскоре после войны умершего от туберкулеза. Международное признание После войны и освобождения от муссолиниевского режима Ассаджиоли начал вновь развивать и пропагандировать идеи психосинтеза. Он воссоздает ранее основанный им Институт психосинтеза во Флоренции, который функционирует и до наших дней. Психосинтез получает международное признание. В 1957 году в Америке, в Делавере, создается Фонд исследования психосинтеза, который в дальнейшем переводится в интеллектуальную столицу США — Нью-Йорк, где начинается публикация трудов ученого, переведенных на английский язык. Особенно бурно эти процессы продолжились после посещения ученым Америки, где во многих городах создаются центры и школы психосинтеза и появляются многочисленные последователи нового направления. Ассаджиоли начинает сотрудничать с Маслоу и даже публиковать его работы в учрежденном им фонде. Затем центры психосинтеза появляются и в Европе: в Швейцарии, Австрии, Англии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Греции, Голландии, Германии, — а также в Аргентине и даже в Индии. Психосинтез признается Европейской ассоциацией психотерапевтов как серьезное направление психологии и психотерапии, по которому психотерапевтам мира можно работать, консультировать, лечить и обучать людей. Так, сегодня в ряде стран мира, в той же Италии и в Англии, есть учебные заведения, которые дают обучающимся людям степень магистра по психосинтезу. Вышедший в 1994-1995 годах «Международный справочник психосинтеза» насчитывал к этому времени 107 институтов психосинтеза в 32 странах. В одной Италии сегодня существует 16 центров. В отличие от своего товарища Юнга, который был не только долгожителем, прожившим много лет — 94 года, но и писателем, написавшим десятки книг, Ассаджиоли гораздо больше писательства любил живую практику психотерапевтического консультирования и преподавательскую работу. Он написал всего пять книг: «Психосинтез», «О духовном кризисе», «Акт воли», «Трансперсональное развитие» и «Типология психосинтеза». Правда, он все же создал несколько сот небольших статей и эссе, многие из которых переведены на разные языки. До конца своих дней он сохранил юношескую любознательность, живость ума и готовность осваивать новые для себя области. Так, уже после 70 лет он внезапно осознал, что в его обширных познаниях есть существенная лакуна: что он слабо ориентируется в русской литературе и культуре. Поскольку русский язык он знал недостаточно хорошо, он засел за его изучение и уже через год свободно штудировал Толстого и Достоевского. Умер мастер психотерапии 23 августа 1974 года в возрасте 86 лет в городке Каполона, Ареццо. Очень емкие слова, подводящие итог всему, что сделал великий флорентиец, оставил любимый ученик Ассаджиоли — Петро Ферруччи, который сам был успешным психотерапевтом. В предисловии к книге Джины Харди «Психология с душой» он оставил такие слова о своем учителе: «Насколько я знаю, Роберто Ассаджиоли был единственным человеком, который лично и активно участвовал в двух различных фундаментальных революциях в психологии ХХ века. Первой революцией было рождение психоанализа и глубинной психологии в начале века. Ассаджиоли, тогда еще молодой студент-медик, предоставил свою диссертацию по психоанализу, опубликованную в официальном альманахе, наряду с материалами Фрейда и Юнга и был частью Цюрихского фрейдистского общества, группы первых пионеров психоанализа. Идея бессознательных процессов в психике оказала на него продолжительное влияние, которое он позже развил во множестве гипотез, уходящих много далее пределов ортодоксального психоанализа. Вторая революция, в которой Ассаджиоли принял участие, — создание гуманистической и трансперсональной психологии в 1960 году. А. Маслоу был первооткрывателем в этом направлении. Главная идея проста: вместо того чтобы фокусироваться на патологии при определении человеческого существа (как часто делали все психоаналитики) или на структурных подобиях между нервными системами людей и животных (как предлагал бихевиоризм), гуманистическая и трансперсональная точка зрения, не отрицая открытий других школ, делает главный акцент на стремлении организма к целостности, на человеческом потенциале к росту, на развитии сознательности, здоровья, любви и радости». Множество связей и взаимодействий было чрезвычайно важно для Ассаджиоли. Он в разное время общался с такими людьми, как итальянский идеалист Бенедетто Кроче, русский эзотерик Петр Успенский, немецкий философ Герман Кейзерлинг, индийский поэт Рабиндранат Тагор, суфий Иннаят Хан, учитель дзен Д. Т. Судзуки, исследовательница Тибета Александра Дэвид-Наль, а также психологи: создатель логотерапии Виктор Франкл, создатель системы управляемых снов наяву Роберт Дизоэль и сам К. Г. Юнг, до и после его разрыва с психоаналитиками. Такие контакты, умноженные на жизнь, полную экспериментов и раздумий, обеспечили, бесспорно, широкие перспективы для творения Ассаджиоли, которое он назвал психосинтезом». Можно добавить также такие известные имена, как тибетский лама и философ Анагарика Говинда, крупные американские психологи Станислав Гроф и Кен Уилбер, и другие мыслители, которые относились к психосинтезу Роберто Ассаджиоли с большим уважением и почтением. Вот что сказал о нем один из самых крупных американских психологов и философов Кен Уилбер: «Психосинтез представляет собой здравый и эффективный подход к запредельному «Я», излагаемый без обращения к специальной терминологии; прекрасным введением может служить книга «Психосинтез», написанная основоположником этого направления Роберто Ассаджиоли». Психосинтез оказал определенное влияние на искусство и литературу: ряд художников, заинтересованных в пробуждении вдохновения, но опасающихся, что психоанализ убьет в них способность к спонтанному творчеству, прошли через обучение методам психосинтеза. Наверное, наиболее известным художником, который напрямую транслировал идеи психосинтеза в своих произведениях, был Герман Гессе. Если вспомнить его, наверное, самый знаменитый культовый роман духовных искателей «Степной волк» и, в частности, главу, описывающую магический театр, то можно увидеть, что отстаиваемая там концепция не двойственного, но множественного человека, разделяемого не только на «человека Гарри Галлера» и «волка», но и на целый сонм мелких личностей, частей и человечков, напрямую отсылает нас к театру субличностей Роберто Ассаджиоли. В нашей, российской, литературе сходные идеи развивал Анатолий Ким, чей роман «Белка» исследует феномен «заговора зверей» внутри человеческого сознания. | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 15:08. |