Следует отметить, что Финляндия во всех мировых рейтингах, отражающих уровень образования, занимает лидирующие позиции. А значит, по определению Грефа, "дауншифтером" не является. Т.е. это одна из тех стран которой мы проиграли конкуренцию. Давайте посмотрим на передовой опыт в сфере реформирования системы образования.
Итак, новая реформа самым радикальным образом меняет всю систему. Ровно как хочет Греф. В школах больше не будут преподаваться предметы. Т.е. не будет математики, физики, химии, литературы. А будут темы или явления. Например будет тема "работа в кафетерии". Официанту не нужна химия или физика в принципе. Ну так их и не будет. Зачем "напихивать в детей огромное количество знаний"? Будет немного арифметики, немного иностранного языка, умение общаться с людьми и так далее. Ровно то, что нужно работнику общепита. Рабочему мясокомбината другой набор знаний. Там, что-то о биологии даже расскажут. Радикально? Вполне. В мировой практике такого еще не было. А в Финляндии к 2020 году планируют на эту систему все школы перевести. Пока это только пилотный проект, с которым работают несколько школ. За ним следят множество экспертов из других стран. И в случае успеха этот опыт будет внедрятся повсеместно. Что-то мне подсказывает, что успех будет.
Малообразованными, не умеющими системно мыслить людьми легче управлять. А в случае нужды и отправлять на убой. Все тот же Греф об этом говорит совершенно открыто. Выбрав в детстве профессию, ребенок уже не будет иметь возможность поменять её. Это будет слишком трудозатратно. Если его 10 лет готовили на официанта, то пойти на высшее образование будет невозможно. А если он готовился стать медиком, то в университете его встретит болонская система, которая так же готовит узких специалистов.
Людей с советским образованием Греф называет "дауншифтерами", но система, которую готовит коллективный греф по всему миру, сделает из людей натуральных баранов. Для которых восприятие действительности будет ограничено рамками узкоспециализированного набора знаний. Баранов, которых можно гнать куда угодно.
Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. Люди так не умеют различать главное от ничтожного. Часто самые узловые вехи существования не обращают внимания на себя. Школа должна помочь такому просвещению.
Я чувствую, что мы стоим на очень опасном перекрестке. Сегодня решается судьба всей планеты. Темные активизировались по всем фронтам и наступают настолько агрессивно, что словами не сказать. Сегодня мы еще живы. Мы жили и учились и работали в Советском Союзе, потом при капитализме и прекрасно разобрались во всем. Слава Богу, есть русские люди в России и их большинство и они чувствуют где ложь и где правда. Дух неприятия звериных античеловеческих капиталистических отношений проявляется в России всё сильнее. Чем больше нас пытаются давить, тем сильнее сжимается наша внутренняя пружина и тем сильнее мы сопротивляемся. Все эти Грефы, Кудрины и прочие уроды сегодня достаточно богаты и это их главное оружие. Они открыто тащат нас на запад и продвигают лживые, античеловеческие ценности. Знаю, что Помощь приходит в самый трудный час. Нагнетения и нападки углубляются. Печально когда усилия темных достигают цели, но мысль о том, что их победа временна позволяет сохранять твердость и спокойствие. Что-то внутри меня подсказывает, что в итоге всё будет хорошо. Иначе не стоило бы и вытаскивать Россию из такого болота в которое нас загнали в 90-е годы наши "партнеры". Так что выше голову, товарищи! Победа будет за нами!
Малообразованными, не умеющими системно мыслить людьми легче управлять...
Это не только проблема российских школьников, клиповое мышление — это общая глобальная проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века, специалисты объясняют ее причину в том, что у школьника сформировано клиповое мышление.
Цитата:
Кто виноват?
Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется в процессе систематического просмотрa, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.
В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
В целом, эпитет «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную коннотацию, чаще всего им «награждают» подростков и молодежь, считается, что данный вид мышления катастрофичен, ведь они читают урывками, слушают музыку в авто, посредством телефона, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах. Но так ли это плохо и действительно ли только подростки, молодежь подвержены клиповому мышлению?
Цитата:
Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Рассмотрим положительные (+) и отрицательные (–) стороны клипового мышления:
1)
- У школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию.
+ Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.
2)
– да, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых (потребность слушать новую музыку, общаться в чате, постоянно «бродить» по сети, редактировать фотки, отрывки из фильмов экшен, играть в онлайн игры с новыми участниками…);
+ но, есть и оборотная сторона медали: клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;
3)
– да, у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа, причем не Сергея Бондарчука, а Роберта Дорнхельма;
+ клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;
4)
– да, клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала (употребляя слово «глубина» невольно вспоминается рассказ П. Зюскинда «Тяга к глубине» и что с этой «тягой» стало!);
+ клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;
5)
– да, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда;
+ но великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».
Цитата:
Что делать?
Конечно, проще всего поступить по аналогии с советом Фамусова из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно, не разумно. Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM, и советует практикам от образования принимать его существование как факт, учитывать в работе эту особенность современных учеников. Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением бессмысленно и рекомендует учить детей «говорить на двух языках».
Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие:
1 Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.
2 Практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.
3 Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.
4 На специальных тренингах обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
5 Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
6 Работа педагога в тесной связи с родителями также будет способствовать параллельному развитию обоих видов мышления. Для этого родителям следует не запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.
7 Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.
8 Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.
9 Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.
Последний раз редактировалось Amarilis, 16.02.2016 в 10:58.
Так уже вроде закончились великие находки "финской школы".
Они приняли новые программы и теперь будут убирать обособленные дисциплины из школьной программы и вводить обучение в полу-игровой манере "системного" подхода (только вот само системное знание у них понято весьма в ущербном формате, несколько по-детски просто).
Словом всё то же - делается всё больше и больше уступок детской лени и нежеланию учиться. А школьники всё равно - с каждой декадой всё глупее и всё заторможеннее...
Мракобесие по европейским стандартам или Какой физике обучают французских детей
Как-то довелось провести оценку знаний по физике одного французского школьника из русской семьи. Парню почти 15 лет, отец достаточно обеспечен и прилагает максимум усилий, чтобы дать детям хорошее образование. Его сын, назовём его Александром, отлично учится в одной из лучших школ миллионного города Лиона. Что же обнаружилось в ходе собеседования? Как во Франции обучают детей физике? Тема последних уроков - электролиты. Посмотрел учебник: красивые картинки, ничего не скажешь! Пробирки с разноцветными жидкостями, розетки в разных ракурсах. Схем практически нет - одни фотографии. И что-то, несмотря на красоту оформления, обеспокоило. Догадался не сразу, ибо предположить подобное было просто немыслимо: в тексте нет формул! Глянул на обложку - „Учебник физики и химии”. 130 страниц. Картинки, картинки, исторические экскурсы, фотографии... (Для справки: оказывается, во Франции на обучение физике и химии отводится 1,5 часа в неделю. Если учитель не заболеет, потому что замещать некем.) Есть даже лабораторные работы. Например, предлагают подсоединить дрель к оси маломощного моторчика и включить в цепь лампочку. Которая, конечно, должна загореться. Как это прекрасно - познавать мир! Только никто детям не объясняет, а почему лампочка загорается...
Ладно, вернёмся к электролитам. Объясняю, что с повышением температуры электролита увеличивается средняя кинетическая энергия молекул, что приводит к... - А что такое кинетическая энергия? Услышав такое, надо признаться, был несколько озадачен. - Разве вам в школе не объясняли, что это такое? Знаю, что Саша - один из лучших учеников в классе. И не в курсе, что есть кинетическая энергия?! - А что такое потенциальная энергия, знаешь? - Нет, нам об этом ничего никогда не говорили. - Хорошо. А что такое энергия, можешь пояснить? - Ну, это... Молчание. Начинаю объяснять на пальцах. Мол, энергия тела - это его способность совершать работу. Энергия может быть разной природы: потенциальная, кинетическая, тепловая и т.д. Проводим мысленный эксперимент. Вставляем между половицами гвоздь, сбрасываем с уровня стола мышку от компьютера. Предполагаем, что гвоздь углубится на миллиметр. Затем с того же стола сбрасываем чугунную гирю. Анализируем результат, приходим к выводу, что потенциальная энергия зависит от массы. Потом увеличиваем расстояние, догадываемся, что существует и зависимость от высоты. Пишу формулу: E = mgh. - А что такое „g”? - Ускорение свободного падения. Вы его какой буквой обозначаете? - ... - Что такое ускорение - вам объясняли? - Нет.
Сильно, не правда ли? Это - самое настоящее, без прикрас и идеологических лозунгов европейское качество. Или „как обучают детей в передовой стране ядра капитализма - просвещённой Франции”. То, что лично я испытал когнитивный шок - значит ничего не сказать. Это просто что-то немыслимое, невообразимое. Уже прощаясь, спросил, в надежде хоть на какой-то положительный ответ. Задал вопрос по изучаемой парнем теме: какова связь между силой тока и напряжением. Тишина. Полная постмодернистская мракобесная тишина. Вы всё ещё мечтаете о евростандартах, вы, любители евродемократии и прав евроличности?!
Ко всему длинному разговору могу добавить только то, что, живя в Финляндии и имея профессиональное отношение к образованию.... ничего такого из описанного в теме не наблюдаю. Пока по крайней мере.
Нормальные, хорошо обеспеченные и оснащенные школы. Нормальные программы с физикой, химией, математикой и прочим... пока никаких новых предметов странной направленности. Даже элементов нивелирования полов (родитель 1,2) слыхом не слыхивала... Разговоров а профсреде о подобных реформах пока не слышно... Нет практики "отжимания" детей у родителей. В жизни, в реальности, ни с какими страшилками про ужасный Запад не сталкивалась...
Может, нас пресса просто целенаправленно разводит?
Ко всему длинному разговору могу добавить только то, что, живя в Финляндии и имея профессиональное отношение к образованию.... ничего такого из описанного в теме не наблюдаю. Пока по крайней мере.
Нормальные, хорошо обеспеченные и оснащенные школы. Нормальные программы с физикой, химией, математикой и прочим... пока никаких новых предметов странной направленности. Даже элементов нивелирования полов (родитель 1,2) слыхом не слыхивала... Разговоров а профсреде о подобных реформах пока не слышно... Нет практики "отжимания" детей у родителей. В жизни, в реальности, ни с какими страшилками про ужасный Запад не сталкивалась...
Может, нас пресса просто целенаправленно разводит?
Спасибо за реальные сообщения "с места событий". Надеюсь, Вы будете услышаны. Потому что здесь на форуме имеет место установившееся нежелание слышать то, что противоречит изложенному в СМИ. До полного неприятия с занесением говорящего с разряд "темных".
Последний раз редактировалось Djay, 07.03.2016 в 09:03.
Ко всему длинному разговору могу добавить только то, что, живя в Финляндии и имея профессиональное отношение к образованию.... ничего такого из описанного в теме не наблюдаю. Пока по крайней мере.
Нормальные, хорошо обеспеченные и оснащенные школы. Нормальные программы с физикой, химией, математикой и прочим... пока никаких новых предметов странной направленности. Даже элементов нивелирования полов (родитель 1,2) слыхом не слыхивала... Разговоров а профсреде о подобных реформах пока не слышно... Нет практики "отжимания" детей у родителей. В жизни, в реальности, ни с какими страшилками про ужасный Запад не сталкивалась...
Может, нас пресса просто целенаправленно разводит?
Элементы развода и искусственной накачки аффекта есть конечно. Точно так же как страшилки про ужасную Россию.
Но в целом мне вспоминается как друзья сделали звонок в Киев - родственникам в самый разгар майдана. На площади калечили и жгли людей(и с той и с этой стороны). А вот раздражённые родичи недоумённо так восклицали - мол вам всем мозги промывают - у нас в Киеве всё тихо и спокойно. Интересно да? Видимо бомбёжки востока Украины, все эти растерзанные люди и разрушенные города - вообще виртуальный проект ФСБ.
Мне думается нужно следить не за внешним фактом а по сути. Внешние факты весьма запаздывают - иначе ведь большая часть жертв всех холокостов успела бы уехать. Но нет же - до последних дней до убийств и погромов по чистым немецким улочкам ходили вежливые, честные, добропорядочные немцы и не задумываясь заходили в еврейские магазинчики, здоровались и раскланивались... Понимаете о чём я?
Последний раз редактировалось Восток, 07.03.2016 в 20:45.