Выставка «Б.А. Смирнов-Русецкий. Путями Рериха»
 
  Министерство Культуры Российской Федерации
 Государственный музей Востока с 25 сентября по 13 октября 2013 года  Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого продолжает традиции русской      пейзажной школы, заложенной Левитаном, Куинджи, Рерихом, Рыловым,      Богаевским. Картины художника складываются в циклы, которые создают      гармоническую картину окружающей природы.
 Б.А.Смирнов-Русецкий родился в      Петербурге в 1905 году. Начало художественного образования было положено в      студии академика Ф.И.Рерберга в 1921-1924 гг. В 1926 году окончил Московский      инженерно-экономический институт. Осенью 1923 года в музее изящных искусств      имени А.С.Пушкина участвует в «выставке пяти» - это было началом группы      «Амаравелла», которая окончательно была сформирована к концу 1924 года как      художественное объединение первых в России художников-космистов.  
  Б.А. Смирнов-Русецкий. Солнце над морем.
 1983. Цикл Крымская сюита.
 Бумага, пастель. 27,6х39,5. ГМВ
 Б.А. Смирнов-Русецкий. Деревня на озере (Онежское озеро).
 1939. Цикл Север.
 Бумага, пастель. 23х34,6. ГМВ.  В 1926 году произошла знаменательная встреча с семьей Рерихов, приехавших в      Москву и имевшая столь важные последствия для мировоззрения      Б.А.Смирнова-Русецкого. По совету Н.К.Рериха поступает во Вхутеин на      графический факультет и учится у выдающихся графиков – В.Фаворского,      И.Нивинского, Н.Куприянова; оканчивает его в 1930 году. После окончания      Вхутеина молодой художник снова обратился к инженерно-технической      специальности. Началась его научная и педагогическая деятельность в области      металловедения (аспирантура Института металлов, МВТУ имени Баумана). 
 В 1941 году Смирнов-Русецкий был репрессирован и находился в заключении и в      ссылке. В 1957 году вернулся в Москву после реабилитации, а в 1962 защитил      кандидатскую диссертацию в области кристаллической структуры металлов. Но      все годы, даже в лагерях и на ссыльном поселении продолжал рисовать. С 1974      года, оставив научную деятельность, целиком отдался искусству и работал как      художник. Персональные выставки Б.А.Смирнова-Русецкого были организованы в      Москве, Пскове, Сортавале, Киеве, Новосибирске, Одессе, Барнауле.  
   
 Б.А. Смирнов-Русецкий. Кижи.
 1977. Цикл Север.
 Бумага, пастель. 39х29. ГМВ.
 Б.А. Смирнов-Русецкий. Кирьявалахти.
 1981. Цикл Сортавала.
 Картон, пастель. 25х35. ГМВ
 Б.А. Смирнов-Русецкий. Синева
 (Озеро Рачье).
 1981. Цикл Сортавала.
 Бумага, пастель. 35х24,8. ГМВ  С 1986 года он возглавлял первое в стране Московское Рериховское общество      при мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Государственном музее Востока и был      членом Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, с 1982      года основанной при музее.
 Живя в Москве, Смирнов-Русецкий до самых преклонных лет совершал творческие      поездки по стране и создал пейзажные циклы, которые хранятся во многих      музеях нашей страны. Большим успехом пользовались его персональные выставки      за рубежом (в Швеции).
 Цикл «Север» показывает величественную и суровую красоту Карелии, особенно      близкую художнику. Сибирь с ее многообразием бескрайних просторов,      девственных лесов, горных хребтов отражена в цикле «Алтай». Среднерусская      природа с ее неяркой задушевной красотой показана в циклах «Валдай»,      «Псковская земля», «Углич». Великое прошлое Руси, гениальные творения      безвестных зодчих отражены в архитектурном цикле, посвященном древнему      Новгороду, Пскову, Угличу, Ростову Великому. С большой любовью написаны      прибалтийские сюжеты.  
   Б.А. Смирнов-Русецкий. Сказочный остров.
 1984. Картон, пастель. 54х79. ГМВ
 Б.А. Смирнов-Русецкий. Лесная корона.
 1986. Цикл Космос.
 Картон, пастель. 54х80. ГМВ.  Особое место в творчестве Смирнова-Русецкого занимают лирико-музыкальные      циклы «Прозрачность». «Весенние раздумья», навеянные юношескими      настроениями, поэзией Блока, музыкой Шопена, Шумана, Листа. В этих циклах      природа не связана с приметами определенных мест, она служит лишь      «выражением состояния души». В циклах «Космос» и «Острова в пространстве»      сделана попытка передать те состояния, которые охватывают человека при      созерцании величия Вселенной. Всего художником создано более пятнадцати      циклов, отражающих все богатство его духовного мира, умение в малом      одуванчике увидеть весь космос.
 Художественное наследие Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого передано в дар      Государственному музею Востока вдовой художника Верой Леонидовной      Яснопольской и попечительским советом по наследию художника.  
Связанные события: