Цитата:
Сообщение от alexsid Цитата: Сообщение от mika_il Попробуйте сформулировать сомнения в виде четких вопросов? | - Вопрос в том, зачем нужно наделять пурушу возможностью действовать, если есть пракрити с такой же возможностью. В чем рациональность? (1) - В чем смысл деления единого на два элемента с теми же свойствами (возможность действовать)? Не разумнее ли сделать множества свойств непересекающимися? (2) - Далее, если делить единое на пурушу-деятеля и пракрити-деятеля, куда исчезает свойство недеятеля? (3) |
(1) Пракрити есть принцип
упаданы - осязаемой основы проявления. Никто не утверждает за ней возможность действовать. Например, древесина является материальной причиной существования стола, но древесина не сама создала следствие - стол.
(2) Соответственно единое делится не на два элемента, а на два своих
аспекта. А поскольку аспект есть выделяемый
признак, следовательно они как раз не пересекаются. Пракрити есть
материальный аспект единого, пуруша есть его
психо-духовный аспект. Совокупность всех свойств, присущих материи, есть
принцип (правило) пракрити. Совокупность всех свойств, присущих человеку, есть принцип пуруши (правило человека).
Можно согласиться со справедливостью употребления Вами выражения "два элемента". Понимая при этом, что эти элементы относятся к разным принципам.
(3) Единое не делится, наоборот, оно интегрируется до единого. Поэтому особо подчеркивается
триединство. "Потому я назван Триждывеличайшим, что владею
тремя частями вселенской философии". Все в проявленной вселенной может быть классифицировано по трем аспектам (признакам) как
материя, как
психическое и как
сила. Материя - недеятельный принцип, сила - деятельный принцип, психическое - пластичный (проводящий) принцип (деятельный по отношению к материи и недеятельный по отношению к силе).