Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

   
Опции темы Опции просмотра
Старый 10.06.2006, 10:03   #1
Юрий Болотов
 
Аватар для Юрий Болотов
 
Рег-ция: 07.06.2006
Сообщения: 1,949
Благодарности: 1
Поблагодарили 108 раз(а) в 89 сообщениях
По умолчанию Гунны: освобождение Европы

«Секретные материалы истории»

Юрий Болотов

ГУННЫ: ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Ф.Тютчев


СОДЕРЖАНИЕ:

ГУННЫ: ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ 1
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ 3
ВРЕМЕНА НИБЕЛУНГОВ 9
ГОТИКА 17
БУСОВО ВРЕМЯ 23
РУСЬ: СЛАВЯНЕ ИЛИ СКАНДИНАВЫ? 33
БИЧ БОЖИЙ 39
ИМПЕРИЯ ЗЛА 42
ПОСЛЕДНИЙ БРОСОК НА ЗАПАД 48
ANNO DOMINI...* 56


Сегодня, в начале нового века и нового тысячелетия особенно остро ощущается необходимость "оглянуться назад", вернуться к истокам нашей общей истории, истории человечества. Какое место в ней занимаем мы, жители Бурятии - потомки древних народов, некогда обитавших на просторах единого и неделимого Евразийского континента?
Самое начало нашей эры (около 2000 лет назад) было ознаменовано эпохой Великого переселения народов, когда на его западной оконечности - в Европе начала формироваться новая цивилизация, которая много веков спустя первая совершила "прорыв в будущее", положив начало стремительному научному, техническому и социальному прогрессу всего человечества. А начальный толчок, импульс этому грандиозному всемирно-историческому процессу дали предки современного бурятского народа - центральноазиатские кочевники хунну, или гунны (слово «хун» по-бурятски и по-монгольски означает «человек, мужчина»).
К сожалению, о данном периоде истории крайне редко и скудно упоминают официальные учебники и научные труды, что невольно наталкивает на мысль о некоем негласном «заговоре молчания», на протяжении многих веков туманом окутывающем эту тему. Было бы странно, если к нему присоединились и бурятские историки. В традиционной западной историографии вторжение гуннов обычно предстает как грабительское нашествие диких азиатских кочевников на цивилизованную и высококультурную Европу, что явно ставит целью затушевать основной конфликт того времени – борьбу свободных европейских «варваров» с рабовладельческой Римской империей. Думается, сегодня уже назрела необходимость ликвидировать остающиеся «белые пятна» в летописях нашей Родины и всего мира.
О том, "как это было", рассказывается в этом историческом исследовании.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
А.Блок "Скифы"

Великая империя эллинского царя Александра Македонского, завоевавшего Малую Азию, Персию, Египет, Вавилон, Бактрию, Согдиану и часть Индии, распалась много столетий назад. Но в 90-х годах ХХ века небольшое государство с названием Македония вновь возникло на карте мира.
В лето 70 от Рождества Христова в оккупированном римлянами Иерусалиме вспыхнуло народное восстание против иноземных завоевателей. Оно было жестоко подавлено легионерами Тита, сына императора Веспасиана, иерусалимский храм разрушен до основания, а население страны рассеялось по разным землям. Древнее государство Израиль, расположенное на берегах Мертвого моря, казалось бы, навсегда исчезло с лица земли. Однако почти через две тысячи лет, в 1948 г. Израиль вновь возродился как суверенное государство.
Примерно в 93 году н.э. на другом конце земли, в прибайкальских степях под ударами конных армий монголоязычных племен сяньби (сибирь) рухнула великая степная держава народа хунну (гуннов). Хунны как народ исчезли из исторических хроник, рассеявшись по бескрайним просторам Евразии. Но их древняя прародина - Бурятия по сей день существует у Байкала. Не настала ли теперь пора возрождения и хуннской державы?

О том, как 2000 лет назад жили эти, по-видимому, в основном тюркоязычные кочевники (хотя в их составе, вероятно, были и монголоязычные племена), пишет историк и искусствовед Лев Любимов:
"В Монголии, откуда они двинулись в свои завоевательные походы, к северу от Улан-Батора, наш соотечественник, известный путешественник и исследователь Центральной Азии П.К.Козлов (сподвижник Пржевальского) раскопал в 1924-1925 гг. в урочище Ноин-Ула богатейшие погребения гуннской знати, относящиеся к самому началу нашей эры. В них были обнаружены великолепные ковры, по-видимому местного производства, с предельно выразительными сценами борьбы фантастических зверей (напоминающие по стилю знаменитые ныне шедевры скифских Пазырыкских курганов на Алтае), ткани с изображениями всадников, зонты, лакированные ложечки. В других гуннских курганах того же времени на реке Судже, вблизи Кяхты (Бурятская АССР), раскопанных в конце двадцатых годов, были найдены останки шелковых тканей, лакированных чашечек, бронзовых зеркал, изделий из белого нефрита."
"Самым северным известным сейчас памятником гуннской культуры на территории Забайкалья является древнее укрепленное поселение на р.Селенге вблизи устья р.Иволги - Нижне-Иволгинское городище (возле г.Улан-Удэ). Поселение занимало площадь более 75 тыс.кв.м. ... При раскопках здесь найдены зерна проса и ряд земледельческих орудий: чугунный сошник, железный серп, каменные зернотерки, а также ямы для хранения зерна...
Наряду с данными о земледелии, археологические материалы Забайкалья дают также ряд свидетельств о наличии у гуннов обработки меди и бронзы на основе использования местных месторождений медных и железных руд. В Нижне-Иволгинском городище обнаружены хорошо сохранившийся сыродутный горн для выплавки железа, обломки криц, шлаки. Частые находки сошников и литейных форм для сошников также говорят о местном производстве. Там же найдены куски бронзового шлака, свидетельствующие о том, что здесь изготовлялись также бронзовые изделия. Можно предполагать поэтому, что Нижне-Иволгинское поселение было гуннским ремесленным центром Забайкалья того времени. Косвенным доказательством некоторой оседлости по крайней мере части гуннов служит также обряд захоронения в срубах. Он показывает, что гуннам Монголии и Забайкалья знакомо искусство сооружения деревянных строений. Эти срубы могут дать представление о жилищах. Характерно, что даже в рядовых забайкальских погребениях бревна срубов и доски, из которых сколочены гробы, хорошо обтесаны и подогнаны...
Постоянные зимние жилища оседлой части гуннов представляли собой полуземлянки с земляным полом. Стены глинобитные или из сырцового кирпича и изнутри обмазаны глиной, перемешанной с нарубленной соломой. Вдоль стен для их укрепления шли деревянные столбы. Кровля состояла из балок и плах, покрытых сверху берестой и дерном. Что касается внутреннего устройства жилищ на Нижне-Иволгинском городище, то здесь следует отметить своеобразную характерную для суровых зим систему отопления. Дым из очага проходил через специальные проложенные горизонтально внизу у стен дымоходы и таким образом использовался для обогревания, прежде чем выйти через вертикальный дымоход наружу. Над дымоходом сооружались лежанки или нары, которые обогревались снизу...
Раскопки в Забайкалье и Монголии обнаружили все упомянутые в источниках виды оружия гуннов. Боевой лук был составным, с костяными и роговыми накладками, придававшими ему большую прочность и упругость. В длину он достигал до 1,5 м и был, по-видимому, большой пробойной силы, стрелы употреблялись как с костяными, так и с металлическими - железными, реже с бронзовыми. Наконечники стрел были по большей части трехлопастные и с черенками...
Раскопки в Забайкалье свидетельствуют о том, что имущественная дифференциация у гуннов проникла глубже, в более широкие слои населения. Если одни могилы содержат и притом в небольшом количестве только вещи из железа, кости и обычную глиняную посуду, то в других встречаются украшения из золота, остатки шелковых тканей, китайские монеты, золотые или позолоченные, бронзовые пластинки с изображением зверей...
Люди, жившие в Нижне-Иволгинском поселении, погибли или бежали в панике, бросив свое имущество, в том числе и ценные вещи. При раскопках повсеместно обнаружены были обгорелые бревна и другие деревянные части зданий, остатки обгорелых циновок. Везде прослеживались следы пожара, который положил конец гуннскому укрепленному городку на далекой северной окраине их державы. Нижне-Иволгинское городище окончило свое существование в 1 веке нашей эры. Это было, по-видимому, одним из эпизодов в истории общего упадка гуннской державы..." (История Сибири, Т.1, с 240-251)
Скорее всего, это поселение было разрушено в 90-х годах 1 века в результате внезапного нападения сяньбийских войск; и это произошло ровно 1900 лет тому назад. О жизни древних хуннов, живших в основном на территории современных Монголии и Бурятии, много писали историки древнего Китая, которые называли их "сюнну". Как сообщают китайские летописцы, большая часть северных хуннов (около 100 тысяч семейств), живших на берегах Байкала и Селенги, покорились завоевателям, приняв "народное имя сяньби" и со временем сменив свой древнетюркский язык на монгольский. Южные хунну перешли под покровительство Китая, небольшое количество их осело в горах Алтая, Тарбагатая и в Джунгарии, а самые свободолюбивые и бесстрашные ушли в сторону запада. Так началось то, что впоследствии вошло в мировую историю под названием Великого Переселения Народов.
К 155-158 г. н.э. они достигли берегов великих рек Ра - Волги, которую местные племена называли Атыл, или Итиль, и Данаиса - Дона. О их прибытии в эти места сообщил античный географ Дионисий Периегет. К сожалению, история этой части хуннов в период с 158 по 350 г. совершенно неизвестна, поскольку не сохранилось ни одного письменного свидетельства. Можно предположить, что они основали свое государство в междуречье Волги и Урала, смешавшись с финно-угорскими племенами и дав начало новому народу, который мы сегодня называем "гунны". Советский историк К.А.Иностранцев в 1924 г. предложил оставить старинное название "гунны" для европейской ветви хуннов; впрочем, различие в написании слов хунны и гунны является весьма условным и в литературе встречаются оба варианта. Очевидно, что сами переселившиеся на запад гунны называли себя так же, как много веков назад.
Около 200 лет молодая держава гуннов набирала силы и крепла. Вот что пишет историк Лев Николаевич Гумилев в своей монографии "Хунну": "Западную окраину Великой Степи в то время населяли два народа: в Предкавказье жили аланы, на Нижней Волге и Урале - угры. Приуральские угры были тем народом, который приютил беглецов и дал им возможность вновь собраться с силами. Именно с угорских территорий начали хунны свой новый поход на запад, причем угорский элемент составлял их основную боевую силу,... оба народа смешались и слились в новый народ - гуннов."
Угры и финны - представители так называемой "уральской расы", промежуточной между европеоидной и монголоидной, обитающей на границе Европы и Азии. К собственно финно-угорским народам относятся ханты и манси, мордва - эрзя и мокша, удмурты, марийцы, чуваши и некоторые другие. В Европе - к ним относятся карелы, финны, эстонцы, венгры. И хотя по внешнему облику последние мало похожи на жителей Урала, но их языки относятся к финно-угорской языковой группе и не имеют ничего общего с индоевропейскими.
Хунны стали первым тюркоязычным народом, ставшим известным европейцам. Тюркские языки наряду с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими входят в гипотетическую алтайскую макросемью языков. (Вообще, принято считать, что тюркоязычные народы происходят от хуннской орды, а монголоязычные - от сяньбийской). Все тюркские языки подразделяются исследователями на две ветви - восточно-хуннские и западно-хуннские. В первую группу входят древнеуйгурский, тувинский, якутский, хакасский, киргизский, алтайский. Во вторую - булгарский, хазарский, чувашский, туркменский, азербайджанский, турецкий, татарский, башкирский, казахский, узбекский и другие.
Каким образом жалкие остатки разбитых и потерявших все, кроме своих жизней хуннов смогли выжить и объединить под своим руководством полудикие племена угров и сарматов, говоривших на разных языках, и превратить их в единый могучий народ - это нам неизвестно. Вероятно, у них "на вооружении" была какая-то идеология, интернациональная идея, позволившая преодолеть языковый барьер и овладеть умами тысяч и тысяч людей. Скорее всего это была старая как мир идея равенства всех людей, идея насильственного уравнения бедных и богатых, "экспроприации экспроприаторов". Ведь и в те далекие времена существовал разительный контраст между богатыми цивилизованными империями Юга и Запада и бедными странами Севера и Востока. Обильные нивами и городами, сокровищами и товарами, кораблями и колесницами, воинами и рабами древние Эллада и Рим, Парфия и Китай, Индия, Египет и Вавилон вызывали страх, восхищение и зависть у "отсталых" народов, живших на периферии, обочине мировой цивилизации.
Но это богатство было нажито неправедным путем, путем нещадной эксплуатации миллионов бесправных рабов, которые юридически не отличались от домашнего скота. Народы же Периферии не знали рабства и эксплуатации, жили в равенстве и демократии, в полном соответствии с заповедями человека по имени Иисус Христос, о котором они большей частью никогда не слыхали. Но праведность и богатство - вещи трудно совместимые, приходится выбирать что-то одно. И потому образ жизни этих народов был прост и лишен роскоши и комфорта - простые бревенчатые избы и землянки у кельтов, германцев и славян, матерчатые шатры-палатки у бедуинов-арабов, глинобитные хижины у африканцев, войлочные юрты у азиатских кочевников, чумы и яранги у оленеводов Севера, вигвамы у североамериканских индейцев - как эти непритязательные жилища отличались от помпезных мраморных дворцов и храмов "цивилизованных стран"!
Рабовладельческий строй был, несомненно, экономически весьма эффективным и обеспечивал обществу более высокий уровень производства и потребления материальных благ и товаров, чем первобытнообщинный, родоплеменной строй "отсталых" народов. Но сама идея рабства, социального неравенства, узаконенной эксплуатации человека человеком находилась в неразрешимом противоречии с истинными нравственностью, совестью и религией.
Поэтому вражда богатых и бедных народов и в те стародавние времена носила ярко выраженный классовый характер, как ни банально звучит такое определение. Либертум, Эквалитум, Фратернитум - Свобода, Равенство, Братство с незапамятных времен были наивысшими идеалами человечества. Стремление к свободе двигало восставшими рабами Спартака и казаками Разина, желание сделать всех людей равными приводило в движение гильотину, на которой летели с плеч головы дворян и аристократов во времена французской революции.
Таким образом, по-видимому, древний и понятный любому бедняку клич "грабь награбленное!" - грозный и мстительный глас попранной справедливости - и был главной движущей силой кочевников и других варварских народов, в начале нашей эры лавиной обрушившихся на погрязший в неправедном богатстве античный мир. "Мир хижинам, война дворцам!" - под таким знаменем собирались разноязыкие племена и народы, и не было меж ними никаких расовых или национальных предрассудков.
Таким образом, союз хуннов и финно-угров был совершенно естественным: и те и другие ничего не имели - ни богатства, ни собственности, и делить им меж собой было нечего, - то были беднейшие народы античной ойкумены - "обитаемой земли". "Бичом Божьим" с ужасом называли гуннов и других варваров рабовладельцы, аристократы и богачи "цивилизованных стран", а рабы и плебеи, напротив, смотрели на них как на своих освободителей и мстителей...

В те древние времена все огромные пространства к востоку от Средней Европы назывались коротко и просто: "Скифия" - по имени известного народа скифов, жившего в Северном Причерноморье в 7-3 веках до н.э.
Римский писатель IV века Аммиан Марцеллин, сам бывший солдат, описал вооружение гуннов: "Они сражаются издали летучими стрелами, к которым с замечательным искусством приделаны костяные острия в качестве кончиков жал, но, пробежав отделяющее их от врага расстояние, они бьются врукопашную мечами, нисколько не помышляя о себе. Когда же они замечают опасность вражеских лезвий, то брошенными с размаху арканами они опутывают врагов чтобы, охватив петлей, отнять у сопротивляющегося способность двигаться верхом или пешком."
В сущности, гунны были первыми представителями "желтой", монголоидной расы, ставшими известными европейцам. Их непривычный внешний облик и цвет кожи, не подходящие под классические греко-римские каноны красоты, казались европейцам неким уродством, отклонением от нормы. Поэтому среди них бытовали самые дикие представления о происхождении гуннов.
Гунны жили на дальнем берегу Мэотийского озера (Азовского моря), затем переправились через него и вторглись в Скифию. В те времена эти земли населял кочевой народ сарматского происхождения - аланы, далекие предки современных осетин. Именно сарматы в 3 веке до н.э. разгромили своих дальних родичей - легендарных скифов и заняли их земли. Имя "алан", вероятно, является видоизменением слова "албан", что означает белый, светлый. Они говорили на одном из языков иранской группы. В первых веках нашей эры аланы заселяли Нижнее Поволжье, Подонье, Северный Прикаспий, Предкавказье и Северное Причерноморье (до Днепра). По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита аланские племена совершали походы в Закавказье, Мидию, Малую Азию и некоторые районы Римской империи. Недавно Республика Северная Осетия в составе Российской Федерации стала официально называться Осетией-Аланией.
Л.Н.Гумилев в книге "Тысячелетие вокруг Каспия" (М.1993 г.) писал: "Аланы, жившие между нижней Волгой и Доном, встретили хуннов недружелюбно. Однако во II-III вв. хунны, постепенно становившиеся гуннами, были слишком слабы для войны с аланами, потрясавшими даже восточные границы Римской империи. На берегах Дуная их называли роксаланы, т.е. "блестящие", "сияющие аланы" - ср. греческое чтение бактрийского имени Раушанак - Роксана (жена Александра Македонского)." Но со временем гунны окрепли и нанесли аланам сокрушительное поражение.
Историк и летописец 6 века Иордан (род. 485 г.) по национальности был готом - точнее, остготом. В своем сочинении "О происхождении и деяниях гетов" ("Гетика"), основанном, вероятно, на не дошедшем до нас труде римского историка Кассиодора, он дал развернутую картину истории начала нашей эры и эпохи раннего средневековья (примерно до 550 г). Вот что он писал о гуннах: "Аланов, хотя и равных им в бою, но отличных от них общей человечностью, образом жизни и наружным видом, гунны также подчинили себе, обессилив частыми стычками. Может быть, они побеждали их не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; ... их образ пугал своей чернотой. ... Они стареют безбородыми ... ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи."
Во времена Великого переселения народов значительная часть аланского (осетинского) народа, спасаясь от своих старых врагов - гуннов, оказалась в Западной Европе и смешалась с местным населением. В Англии и Франции по сей день широко распространены имена Алан, Ален, дошедшие с тех далеких времен.

Вернуться к началу


Юрий Болотов_



Зарегистрирован: 19.10.2005
Сообщения: 287

Добавлено: Пн Фев 06, 2006 5:08 pm Заголовок сообщения:

--------------------------------------------------------------------------------

ВРЕМЕНА НИБЕЛУНГОВ

Размышляю о днях древних, о летах веков минувших
Псалтирь 76,6

Варвары - многочисленные племена древних кельтов, германцев и славян, дальних родственников греков, римлян, персов и индусов, связанные с ними общим "арийским" происхождением и культурой - обитали главным образом в Центральной и Северной Европе. Название "варвар", возможно, произошло от латинского слова "барба" - борода, или просто представляло звукоподражание "бар-бар" - именно такой представлялась их непонятная речь римлянам и грекам. Эти края в те времена представляли собой некое подобие Эдема, земного рая. Теплое океанское течение Гольфстрим, омывающее Европу с северо-запада, делало природные условия здесь почти идеальными. Умеренный климат, мягкая снежная зима и нежаркое лето; зеленые альпийские луга, тенистые лиственные леса, полные непуганной дичи, кристально чистые реки - Рейн, Дунай, Днепр, Рона, Висла, в которых кишели косяки золотистой форели. Крайне редкими были здесь стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и эпидемии, - настоящий бич других регионов планеты. И вполне естественно, что люди в этих местах рождались здоровыми, сильными и красивыми. Никаких социальных язв и катаклизмов, столь частых в других странах - крупномасштабных войн, геноцида, нищеты и неравенства, государственного деспотизма, переворотов и народных восстаний обитатели Европы в те времена еще не знали, живя в простодушной гармонии с природой и друг с другом.
В то время как в остальном мире уже были построены египетские пирамиды и Великая китайская стена, Колизей и маяк в Александрии, вознесся и пал гордый Вавилон, Александр Македонский со своим войском обошел пол-мира, уже были разрушены Карфаген и Мохенджо-Даро, Ликург издал свои законы, Архимед построил свои механизмы, Платон написал свои диалоги, было потоплено в крови восстание Спартака, Европа в это время продолжала спать в своем зачарованном сне. Прекрасные феи и эльфы танцевали на лесных полянах в лунном свете, призраки и домовые бродили по болотам и заброшенным жилищам, лешие, гоблины и тролли, русалки, волколаки и драконы обитали в лесных чащах, гномы и кобольды стерегли подземные сокровища. Колдуны и кудесники, ведуны и ворожеи, волхвы и друиды общались с богами и духами предков, насылали чары и наваждения. Это волшебное, мифологизированное восприятие окружающего мира древними европейцами сыграло впоследствии свою роль после принятия ими христианства. В учении Христа они, возможно, обращали внимание прежде всего на чудесные, фантастические, сверхъестественные мотивы, наподобие хождения по водам, кормления пятью хлебами нескольких тысяч человек, воскрешения мертвых и так далее. В силу абсолютной несхожести образа жизни евреев времен императора Тиберия, живших в эпоху позднего рабовладельческого строя и варваров, шагнувших в феодализм прямо из каменного века, все историко-социальные мотивы Евангелия остались за пределами их интереса и понимания.
Примерно в начале нашей эры у европейских варваров возникла своеобразная "руническая" письменность. Слово "руна" по древнегермански означает "тайна", поскольку письменностью в те времена владели лишь немногие посвященные. Руны главным образом вырезались на деревянных дощечках или высекались на камне, что и обусловило своеобразную форму этих знаков - у них отсутствуют горизонтальные линии и закругления. По уровню своего развития и образом жизни европейские варвары чем-то напоминали североамериканских индейцев доколумбовой эпохи. Как воинственные ирокезы, дакоты, апачи, гуроны и команчи, варварские племена готов, вандалов, галлов, англов, саксов, франков, лангобардов, фризов, ютов, бриттов и славян занимались в основном охотой и собирательством, часто перекочевывая с места на место и порой вступая в вооруженные стычки друг с другом. Крупных городов у них не было, как не было деления на касты или классы. Варвары также не имели понятия о деньгах - вся их торговля в основном была меновой. Все члены одного племени были равноправны, подчиняясь лишь совету старейшин и всенародно избранному вождю - конунгу (по-немецки это слово звучит как "кениг", по-английски "кинг", по-русски "кнег", "князь", "княгиня"; так же скандинавское слово "викинг" превратилось в русское "витязь"). Германоязычные племена в начале нашей эры населяли приморские области Германии, Ютландии и Южную Скандинавию. Южнее и западнее обитали кельты, восточнее - славяне. Общая численность населения германских племен не превышала 4-5 миллионов, и потому плотность населения была очень мала. То же самое можно сказать о кельтах и славянах. Древнеримский историк Тацит писал, что германцы "не выносят, чтобы их жилища соприкасались; селятся они в отдалении друг от друга, где кому приглянулся ручей, или поляна, или роща".
Но по мере возрастания могущества Римской империи идиллическая жизнь европейских варваров стала постоянно нарушаться набегами римских легионеров. Римские правители рассматривали северные страны как неисчерпаемый резервуар дешевой рабочей силы для своей сверхдержавы, "заповедник рабов", "говорящего скота", которых они, словно диких зверей, отлавливали в лесных дебрях Европы. Вслед за воинами в бронзовых латах и гребенчатых шлемах шли предприимчивые работорговцы, придирчиво отбиравшие живой товар. Плененные варвары - мужчины, женщины, дети высоко ценились на невольничьих рынках Империи. Пленные воины становились гладиаторами, убивающими друг друга на потеху публике, или, прикованные к веслам, приводили в движение военные и торговые корабли, или же умирали от непосильного труда в рудниках и каменоломнях. Белокурые голубоглазые красавицы с выгодой продавались в публичные дома или гаремы восточных султанов, в лучшем случае становились домашней прислугой у богатых патрициев. Без рабской силы не обходилось ни одно производство - будь то строительство домов или сбор урожая, обжигание глиняных горшков или изготовление мраморных статуй. Все величие и могущество Римской империи покоилось на костях тысяч и миллионов рабов - главным образом обитателей Центральной и Северной Европы. И потому у европейских варваров были свои счеты к Риму, этому колоссу античного мира. Они жаждали мести за свои разоренные селения, убитых и угнанных в полон отцов и матерей, братьев и сестер, жен и мужей, сыновей и дочерей. Но увы, племена варваров были сравнительно немногочисленны и разобщены, и их отдельные эпизодические партизанские вылазки хорошо обученная и вооруженная римская регулярная армия успешно отражала. Но "гроздья гнева" созревали медленно и верно, и нужен был лишь какой-то внешний толчок, чтобы орды разъяренных варваров хлынули через границы Империи, чтобы расквитаться со своими угнетателями за все...
К. Лукьяненко в статье "По следам кельтских богов" (в сборнике "Атеистические чтения" М. Политиздат 1988г.) пишет о кельтах, предках современных французов, испанцев, ирландцев, шотландцев и других народов: "Археология свидетельствует о том, что кельтская культура начала распространяться в Центральной Европе чуть ли не за тысячу лет до н.э. и совпала с началом эпохи железа. Кельты уже владели искусством обработки железа и имели кузнечные орудия, им мы обязаны появлением ножниц, железного серпа и других предметов. Традиция рисует кельта высоким, атлетически сложенным блондином с голубыми глазами, однако современная наука располагает данными об антропологической неоднородности кельтов. Кельты, или галлы, как их называли римляне - это группа племен, которые имели общую культуру и религию. Древняя прародина кельтов предположительно находилась где-то в Центральной Азии.
Память о ней постепенно превратилась в смутную идею существования "мистического центра", приобретшего большое значение в сложной кельтской религиозной символике. Можно проследить культурное и языковое родство между кельтами и теми воинственными племенами, которые за тысячу лет до появления кельтов в Европе подчинили себе цивилизации в долине Инда. ... Так, в "Ригведе" (Х в до н.э.) и в некоторых наиболее ранних ирландских и уэльских стихотворных произведениях можно обнаружить одни и те же метрические формы.
Из Центральной Европы, с территории южной Германии и Богемии кельты стали расселяться дальше на запад и к середине V века до н.э. достигли Испании. Другая группа кельтских племен примерно в это же время перевалила через Альпы и захватила долину реки По... В 3 в. до н.э. кельтские племена прошли через Македонию, Фракию и Фессалию и дошли до Дельф. Около 20 тысяч кельтов достигли Малой Азии и поселились в области, получившей затем название Галатии. Часть кельтов, двигаясь вдоль западного побережья Европы, пришла из Испании в Бретань, а затем перебралась в Шотландию и Ирландию. Юг Британии и часть Ирландии были захвачены белгами (бельгийцами), еще одним кельтским племенем, которое прошло через север Европы...
В качестве главного божества у кельтов, вероятно, почитался бог Таранис. Он был властителем молнии, и потому его можно сравнить с римским Юпитером-громовержцем и славянским Перуном. Другие боги кельтов - покровитель знаний Бел, чьим символом была ветка омелы, триада богинь Морриган, Маха и Бадб, добрый бог Дагда, чье имя имеет родство со славянским словом "погода", Луг - бог света. В 13 - 4 веках до н.э. существовала единая кельтско-славянская "лужицкая" культура (от города Лаузиц (Лужица) в Германии), чьей отличительной чертой было поклонение Лугу. От имени "лужичане", возможно, произошло древнее римское название Португалии - Лузитания.
Довольно широко среди кельтов было распространено почитание "священных дубрав", которым были посвящены особые праздники и обряды, проводившиеся жрецами-друидами в лесах или на вершинах холмов. Кельтские жрецы-друиды - это, по существу, те же шаманы. Для своих соплеменников они были теми, кто общался с душами умерших, духами природы и богами. Шаманистский ритуал нередко использовался для того, чтобы убедить наблюдавших за ним соплеменников в истинности происходящего на их глазах превращения шамана в животное, чаще всего в тотема данного племени. Будущий римский император Гай Юлий Цезарь, в качестве военачальника усмирявший кельтские племена в Галлии, написал книгу мемуаров "Галльская война". Описывая жречество галлов, который делил его на три группы: ваты, которые специализировались на предсказаниях и философских изысканиях; барды, которые воспевали в стихах деяния богов-героев, и друиды, в функции которых входило отправление религиозных обрядов, жертвоприношения, а также вынесение суждений по вопросам ритуала.
Барды просуществовали дольше всех остальных религиозных институтов кельтов. Даже в средние века бардов еще можно было встретить при дворах знати, правда, только в роли придворных поэтов. Ирландский ритуальный календарь начинался 1 ноября великим праздником Самхайн. По сути дела, это был праздник урожая и почитания предков; сегодня он носит английское название Хэллуин - день Всех Святых. В Польше, Литве и Белоруссии он известен под названием "Дзяды".
В древнем друидском предании так говорится о будущем человечества: "...Страшное время наступит: много будет вождей, доблести мало, добрый суд позабудут живые... Вера исчезнет, больше не будет даров,... кельи падут, низвергнутся храмы... Под конец последнего мира будет пристанище нищете, хуле и злобе... всякий купит шута для веселья, всякий поставит препоны другому. На всяком холме утвердится измена, и не защитит больше ни ложе, ни клятва. Всякий восстанет на ближнего и предаст брат брата... Музыка достанется простонародью... Станет всякая любовь прелюбодеянием. Гордость и своеволие обуяют сыновей крестьян и рабов... Скромность забудут, станут людей презирать, вождей убивать, статусы забудут, воскресенье отбросят, буквы забудут, поэтов не станет больше. Не станет больше правды, и лживый суд будут творить насильники последнего мира... Слишком много людей станет повсюду... Изнеможет всякий со своим семейством. Явится много ужасных болезней, нежданных и грозных бурь, молнии и треск деревьев. Зима зеленая, лето мрачное, осень без урожая, весна без цветов, мор от голода, падеж скота...
В три дня и три ночи погибнут две трети людей. Треть этих напастей падет на живность морей и лесов... Потом придут семь темных лет, они закроют светильники небес. С погибелью мира отправятся все на Суд. То будет Суд, о сын мой! Великие истории, ужасные истории, страшные времена!
"Разговор двух мудрецов", древнеирландская сага.

Языческое мировоззрение германоязычных варваров было близко к ницшеанской идеологии арийского сверхчеловека, "белокурой бестии" - неистового воина-берсеркера, не ведающего страха и жалости к себе и другим. Высшим идеалом варварского воина (а воином в те времена был каждый мужчина) была геройская смерть в бою, в окружении трупов поверженных врагов. О павших героях барды и скальды слагали песни, саги и легенды. Согласно поэтическим представлениям древних германцев, душу павшего воина небесные девы-валькирии уносили в языческий рай Вальхаллу, в котором герои предавались богатырским игрищам, доблестным сражениям и буйным пирам, где пили кровавое вино из черепов убитых ими врагов. Германоязычные варвары поклонялись богам-асам, жившим, по их представлениям, в небесном городе Асгарде - как греческие боги на Олимпе. Главным богом древних германцев был одноглазый отец асов Один (Вотан). Множество сведений по обычаям и верованиям древних германцев изложено в старинном народном эпосе, сборнике саг и песен, известном под названием "Старшая Эдда". Эдда - по древнегермански значит прабабка, праматерь. Центральное место в этой книге занимает образ Вельвы (волхвицы) - мудрой прорицательницы, которой ведомы судьбы отдельных людей, богов и народов.
Как же в Европе появились современные германоязычные народы? В.Щербаков в статье "Звездный ключ к метаистории" (сб. "Загадки звездных островов" № 6 М. Молодая гвардия 1990 г.) пишет:
" ... в далекой северной стране Исландии (исландский язык сохранил больше древних черт, чем другие скандинавские языки) можно найти, например, озеро Лангисьор с древним корнем "сор", "сьор" - "море", характерным для языков народов Средней Азии. А вот названия исландских рек: Ховсау, Екульсау, Творсау, Хамарсау. Приведем для сравнения местные названия рек Таджикистана: Яхсу, Шаклису, Таирсу, Явансу. Ледник по-исландски называется "екуль", ледниковая река "екула", но тот же корень в несколько переосмысленном назначении мы без труда находим в названиях горных рек Средней Азии: Зоркуль, Шоркуль, Рангкуль и др. ..." ("су" - в тюркских языках значит вода, "куль" - озеро. прим.авт.)
Интересно, что в древности земля восточнее Дона в скандинавских сочинениях называлась Великая Свитьод - Великая Швеция. Это память о прежней родине асов, точнее - племен, на языке которых слово "ас" означает "бог", "владыка". Исландский ученый и писатель ХIII в Снорри Стурлусон в своем сборнике народных легенд и преданий, названном историками "Младшая Эдда", рассказывает о предках скандинавов, некогда живших в Азии (Асии):
"Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь..."
Одина и его людей пославляли и принимали за богов, повествует "Эдда". И вот они пришли на север, в страну саксов. Править страной Один оставил троих сыновей. Одного из них звали Вегдег. Он остался в восточной стране саксов. Второго сына Одина звали Бельдег, или Бальдр. Ему принадлежала нынешняя Вестфалия. Третий сын Одина, Сиги, правил землей, которая позднее названа страною франков, и от него ведет начало род Вольсунгов. Один пустился в дальнейший путь и достиг страны, которая называется Рейдготланд. Правителем ее Один сделал своего сына по имени Скьельд. От него происходит род Скьельдунгов. Это датские конунги, а страна позднее стала зваться Ютландией.
Потом Один достиг страны, что зовется ныне Швецией. Тогда ею правил Гюльви. Он вышел встречать Одина и сказал, что тот может властвовать в его государстве, как только пожелает. В любой стране, где они останавливались, наступали времена изобилия и мира. И все верили, что это творилось по воле Одина и его сподвижников. Ни красотою своей, ни мудростью асы не походили на прежде виданных людей. Одину понравились северные земли, и он выбрал место для города, который зовется теперь Сигтуна...
После того он поехал на север, пока не преградило путь море, окружавшее, как им казалось, все земли. Он поставил там своего сына править государством, что зовется теперь Норвегией. Сына же звали Сэминг, и от него ведут свой род норвежские конунги, а также ярлы и другие правители... А с собою Один взял сына по имени Ингви, который был конунгом в Швеции, и от него происходит род, называемый Инглингами. Асы взяли себе в той земле жен, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран. И люди полагают, что по записанным именам их предков можно судить, что имена эти принадлежали тому самому языку, который асы принесли на север..."
Обожествление реального исторического лица - конунга асов Одина вполне понятно - если бы он в незапамятные времена не привел свой народ в Европу, то не было бы и современной европейской цивилизации.

История Одина и народа асов, ставших впоследствии "богами", наглядно убеждает, что, очевидно, никаких богов в человеческой истории не было - а были только обожествленные люди. Так были обожествлены Сиддхартха Гаутама и Иисус Христос, так много веков спустя обожествлялись Ленин и Сталин в Советском Союзе. Народная молва, не ограниченная никакими рамками, впоследствии приписывала реально жившим выдающимся людям совершенно невероятные, сверхъестественные качества, деяния и подвиги, а дальние потомки воспринимали эти мифы уже не как поэтический вымысел, а как нечто "абсурдно-реальное".
Такое происходит, когда образный, аллегорический "язык" правого полушария буквально и дословно анализируется левым, логическим полушарием мозга. Особенно грешат этим люди специфической профессии - "жрецы" - священники, служители различных культов, превращающие уважение и любовь людей к той или иной великой исторической личности в источник собственных доходов и главное средство существования. Авторитет этой личности как бы автоматически переходит на них, осеняя их ореолом святости и непогрешимости. Были жрецы культов личности Амона и Ра, Зевса и Юпитера, Брахмы и Шивы, Христа и Будды, Сталина и Гитлера и так далее. Жрецы, присвоив себе монопольное право толковать то, что должно быть понятно каждому человеку, сопротивляются любой попытке взглянуть на предмет своего культа с иной, неортодоксальной точки зрения.
(Щербаков): "Но если все, что отмечено выше относительно географии, отражает истину, то можно, вероятно, найти совпадения в древнеиранских (арийских) и эддических мифах. Да, такие совпадения налицо. Боги-ахуры (асуры) иранской мифологии соответствуют асам. Чудовищный дракон Дахака не только похож, но и созвучен своим именем дракону скандинавских песен и саг Нидхегу. Иранские космогонические мифы утверждают, что мир сотворен из частей тела человека, принесенного в жертву - Йимы (Ямы), а скандинавские источники называют его Имир. У источника Ардвисуры произрастает мировое дерево (оно известно под разными названиями). Это в древнем Иране. А в Скандинавии это дерево называлось ясенем Иггдрасиль, а источник - Урдом...
Золотой век, по мнению древних иранцев, сменяется жестокой борьбой сил зла и добра, добрых и злых богов и духов. Мир погибнет. Но перед концом мира наступит страшная зима. Скандинавские источники воспроизводят эту схему и уточняют: будут бороться с чудовищами. У иранцев это прежде всего дракон Дахака. скандинавов - мировой змей Ермунганд и мировой волк Фенрир. Источники согласно утверждают: мир погибнет в огне. Но после гибели мира наступит его возрождение.
Иранский памятик Авеста неоднократно указывает на очищающую роль огня. Космическое и земное воплощение огня пронизывает ведическую космологию. В Ригведе огонь именуется "стражем священного порядка"." Согласно легенде, некогда Один принес сам себя в жертву, пронзив себя копьем и девять дней провисев распятым на мировом древе Иггдрасиль, чтобы познать высшую мудрость и получить священные письмена - руны, в которых было заключено будущее всего мира. Его сын, молодой ас Бальдр (в переводе - господин, господь), которому поклонялись все живущие на земле, был убит слепым великаном Хедом по наущению злого и коварного бога Локи. Убийство бога-сына стало причиной наступления Рагнарока - рокового времени гибели богов и всего мира.
В "языческом апокалипсисе" - "Прорицании вельвы" так сказано о грядущей гибели мира:
"Солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся...
Ветер вздымает до неба валы, на сушу бросает их, небо темнеет;
мчится буран, и бесятся вихри: это предвестья кончины богов...
Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды,
пламя бушует питателя жизни, жар нестерпимый до неба доходит...
С востока в ладье Муспелля люди плывут по волнам...
Сурт едет с юга с губящим ветви, солнце блестит на мечах богов...
Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут...
треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира;
щадить человек человека не станет…"

Снорри Стурлусон в "Младшей Эдде" уточняет это пророчество: "Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир. ... Разве тебе не известно, что боги построили мост от земли до неба, и зовется мост Биврест? ... Но как ни прочен этот мост, он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше. ... Добрый мост Биврест, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля." Муспелль в описании исландского летописца весьма напоминает страны мусульманского Ближнего Востока. Означает ли это, что в "Эдде" предсказывается грядущая война христианской Европы с исламским Востоком?
В Апокалипсисе также содержится пророчество о нашествии "восточных царей" от реки Евфрат: "Шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного." (Откровение 16,12) Но после великой мировой войны и гибели старого мира наступит новое возрождение человечества:

"Вздымается снова из моря земля,
зеленея, как прежде;
падают воды, орел пролетает,
рыбу из волн хочет он выловить...
Заколосятся хлеба без посева,
зло станет благом...
Встречаются асы на Идавелль-поле,
о поясе мира могучем беседуют
и вспоминают о славных событьях
и рунах древних великого бога."

[Старшая Эдда, Прорицание вельвы]

ГОТИКА

Валькирий видела
из дальних стран
готовых спешить
к племени готов…
«Старшая Эдда»

В древних индийских легендах есть сказание о чудесном острове Шветадвипа - что в переводе означает "светлый остров". Он находится далеко на севере, возле великой горы Меру, через которую проходит земная ось. Там половину года царит день, а другую половину - ночь. В воздухе там, словно пух, кружатся белые хлопья, а по ночам в небе играют сияющие разноцветные апсары - небесные танцовщицы, сестры радуги. Возможно, в этой легенде говорится о Скандинавском полуострове, где когда-то, тысячелетия назад в своих нескончаемых странствиях бывали индоарийские кочевники.
Ныне там находятся государства Суоми, Сверие и Норге - Финляндия, Швеция и Норвегия.
Вот как в карело-финском эпосе "Калевала" описывается суровая природа Лапландии - северной Скандинавии:
"Снега реки, льда озера,
Там застыл морозный воздух;
Зайцы снежные там скачут,
Ледяные там медведи
На вершинах снежных ходят,
По горам из снега бродят;
Там и лебеди из снега,
Ледяных там много уток
В снеговом живет потоке,
У порога ледяного…"

Там, в Лапландии, обитала и Снежная Королева, в плену у которой были Кай и Герда из сказки Андерсена. Из этой далекой северной страны на санях, запряженных быстроногими оленями, под Новый год и Рождество к нам приезжают сказочные Дед Мороз и Санта Клаус ("Святой Николай").

И вот оттуда, из холодной снежной Скандинавии, в самом начале нашей эры, когда в Палестине разворачивались события, описанные позже в евангелиях, и начали свой долгий многовековой поход племена, известные под общим названием "готы". По-видимому, это был весьма многочисленный и сильный народ с достаточно высокой культурой. Готы сыграли огромную роль в формировании всей современной европейской цивилизации и дали свое имя целому периоду в истории Европы - "готике". Широко известны также "готический стиль" в архитектуре и употребляющееся по сей день "готическое письмо".
Откуда взялось их самоназвание, неизвестно; возможно, оно этимологически связано с германским словом "бог" - готт или год. Встречаются варианты "гуты" и "геты". Это создало некоторую путаницу во взглядах на их происхождение - в прошлом некоторые историки производили готов от гетов - племени, жившего во Фракии (по нижнему Дунаю) в начале нашей эры. В Балтийском море есть остров Готланд, а в Швеции - провинции Эстергетланд и Вестергетланд. Вероятно, готы носили типичные германо-скандинавские имена – Улаф, Бьерн, Оттар, Зигмар, Карл (Чарльз), Эймунд, Раймунд, Асмунд, Гудмунд, Торгрим, Торвальд, Освальд, Харбард (Герберт), Хродгар, Рудольф, Рандольф, Рандвер, Гулливер, Рагнар, Хлодвиг, Сигурд (Зигфрид), Сольвейг, Гулльвейг, Брюнхильд, Сванхильд и так далее.
В ХХ веке германские нацисты считали себя духовными преемниками этих "нордических" (северных) варваров.
Иордан Готский начал свою книгу с описания их прародины - "острова Скандзы" (Скандинавии):
"О нем упомянул во второй книге своего сочинения Клавий Птолемей, знаменитый описатель земного круга; он говорит, что на просторах северного океана (т.е. Балтийского моря) расположен большой остров по имени Скандза, по форме подобный лимонному листу... он лежит против реки Вистулы (Вислы), которая, родившись в Сарматских горах, впадает в северный океан тремя рукавами в виду Скандзы, разграничивая Германию и Скифию. ...Там обитают племена альхемил, финианты, ервир, гаутигот, миксы, евагры, отингис, остроготы, руги, ... кротчайшие финны - наиболее низкорослые из всех обитателей Скандзы. С этого самого острова, как бы из мастерской, изготовляющей племена... по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, так сразу же дали название тому месту - Готискандза (впоследствии Годаниска - совр. Гданьск). Они подчинили себе прибрежные племена ульмеругов и вандалов..."
Прибытие готов из Скандинавии на континент под предводительством короля-морехода Берига (Беринга) датируется примерно 155 годом н.э. Так начался пресловутый "дранг нах остен" - великий марш германоязычных племен на юг и восток, к теплым морям - Средиземному и Черному.
(Иордан): "Когда там выросло великое множество люда, а правил всего пятый после Беринга король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум ("болотистая местность"). Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего... мост, переброшенный через реку (вероятно, Днепр) сломался. Перейдя через реку, побеждают племя спалов. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским (Черным) морем."
Готы дошли до Черного моря приблизительно во времена римского императора Каракаллы - 211-217 г.н.э. Таким образом, Северное Причерноморье, с давних пор называемое Киммерией, по имени ираноязычного народа киммерийцев ("гимир", "гюмир"), обитавших там в 8-7 вв. до н.э., стало их новой родиной. Название полуострова Крым является не чем иным, как искаженным именем Киммерия. Русское слово "кумир" также происходит от названия этого народа. (Киммерийцем по национальности "был" и знаменитый Конан-варвар из известной серии приключенческих романов и художественных фильмов.)
В середине III века готами были разрушены почти все греческие города-колонии Северного Причерноморья - Херсонес, Пантикапей, Фанагория, Феодосия, Ольвия, Одесс и другие. Тогда же перестали существовать последние поселения древнего легендарного народа скифов в низовьях Днепра и в Северном Крыму - часть их была выбита, часть, возможно, вошла в состав готов.
На новых землях пришельцы из Скандинавии разделились на две большие группы - восточных остготов (остроготов) и западных вестготов (везеготов), которые в соответствии с местами их обитания имели еще и другие названия: западные прозывались "тервинги" - "лесные" ("древляне"), а восточные "грейтунги" - "степные" ("поляне"). Тервинги-вестготы расселялись между Дунаем и Днепром, а грейтунги-остготы - между Днепром и Доном, а также в Крыму.
(Иордан): "...первое расселение готов было в Скифской земле, около Мэотийского болота (Азовского моря); второе - в Мезии, Фракии и Дакии, третье - на Понтийском море, снова в Скифии. ...в Скифии, часть их, владевшую восточной стороной, возглавлял Острогота; либо от этого имени, либо от места, т.е. "восточные", называются они остроготами; остальные же - везеготами, т.е. с западной стороны." Остготами правила королевская династия Амалов ("благородных"), а вестготами - соперничавший с Амалами род Балтов ("храбрых").
Следует обратить внимание, что места расселения готов почти полностью включали в себя территорию будущего славянского государства - "Киевской Руси", которое возникло много веков спустя на тех же землях. Существуют и прямые археологические свидетельства существования древнего готского государства.
Историк Марк Щукин в статье "Блуждающие готы" (журн."Знание-сила" №3,8 1995 г.) пишет: "В середине-второй половине III века в Причерноморье и Подунавье складывается чрезвычайно своеобразная ситуация. Огромные пространства приблизительно от Клужа в Румынии до Курска, через всю Молдавию и Украину, заняты многочисленными памятниками особой археологической культуры - черняховской (название, данное археологами по месту первых раскопок - прим. авт.).
Большие поселения с длинными наземными домами и маленькими полуземлянками, большие биритуальные могильники, в погребениях много прекрасных вещей - фибул, пряжек, костяных гребней, стеклянных кубков и прочего. Что же это за многочисленное население? Какой народ? По этому поводу велись и не затихли до сих пор жаркие споры. Одни видели здесь племенной союз славян-антов, впервые упомянутых в письменных источниках в конце IV века, другие - готов, точнее, созданный ими союз различных племен. Кто же прав?
Исследователи попадали здесь в ситуацию, как в хорошо известной восточной притче: "Если это плов, то где же кошка, если это кошка, то где же плов?" Если это готы, то где же славяне, если это славяне, то где готы? Большинство советских историков, главным образом киевские и московские, были уверены, что черняховские памятники оставлены племенами славян-антов. Сторонников антской теории можно понять. Памятники, принадлежавшие, безусловно, славянам, были известны на Украине, и они датировались VIII-IX веками. Ближайшим же предшественником оказывалась черняховская культура III-IV или II-V веков. Если не считать ее славянской, то славян вообще не окажется на их исконных землях. Но ведь так быть не может! И потому идея, что черняховская культура создана славянами, стала доктриной советской археологии.
Нашлась, однако, и группа скептиков, главным образом ленинградцев. Они указывали прежде всего на большой хронологический разрыв между черняховской культурой и достоверными славянами - почти четыреста лет. ...На стороне скептиков были два сильных аргумента: время существования черняховской культуры удивительно точно совпадает со временем пребывания готов в Причерноморье, и весь облик ее более близок культурам Центральной и Западной Европы, чем Восточной.
Скорее всего черняховская культура - археологическое отражение "державы Германариха", того политического объединения, что было создано готами в Северном Причерноморье. Следует учесть психологический и политический климат послевоенных пятидесятых годов. В то время признать, что германцы-готы целых двести лет жили в Поднепровье и Причерноморье, значило рисковать. И не только карьерой, это был своего рода подвиг во имя истины...
Но если славяне - не потомки черняховцев, то откуда они взялись? Где славяне-венеты, которых подчинил в середине IV века готский король Германарих? Где славяне-анты, с которыми воевал его преемник Винитарий? Ответ принесли полевые изыскания 1970-80 годов. На севере Киевщины и в Подесенье, а затем и по всему лесостепному левобережью Днепра вплоть до Донца были открыты памятники так называемой киевской культуры. Они по ряду признаков сходны со славянскими VI-VII веков, но датируются концом II-V веков. Они существовали параллельно с черняховской культурой, а частично и чересполосно. В разных экологических нишах. Население киевской культуры устраивало свои небольшие поселки чаще всего на дюнах в поймах рек, а черняховцы свои большие поселения - на черноземных склонах коренного берега. Так и жили по-соседству, не очень мешая друг другу, но и контактов особо тесных не имея...
В черняховской культуре поражает не только многолюдность, но и удивительно высокий уровень цивилизованности: на черепках сосудов встречаются греческие и рунические надписи, значит ремесленники были грамотными людьми; многие вещи сделаны высокопрофессионально - фибулы, пряжки, костяные составные гребни, стеклянные кубки, прекрасная гончарная керамика. Открыты и горны для ее производства. По тем временам все это - высокие технологии. Довольно много римских монет, не исключено даже их обращение в черняховской среде. По степени цивилизованности черняховцы превосходили большую часть варварского населения Европы."
Столь высокий уровень "черняховской", а в сущности готской культуры во многом объясняется ее интенсивными связями с Римской империей.
Иордан с гордостью писал о своем народе: "Племя это чудесным образом прославилось в той стране, где жило, т.е. на Понтийском побережье Скифской земли; оно без страха держало огромные пространства земель и столько морских заливов, столько течений рек! Под его десницей нередко лежал распростертый вандал, принужден был к дани маркоманн, обращены были в рабство вожди квадов..."
Далее М.Щукин пишет: "Одним из самых мощных дестабилизирующих факторов для римской империи было вторжение готов, проникающих в глубины восточной части империи. С 248 по 270 год набеги следуют практически ежегодно. Варвары грабят не только приграничные районы и побережье, они достигают Афин, Коринфа, Спарты, их корабли доходят до Кипра, Родоса и Крита. Впервые за много тысячелетий варвары Причерноморья угрожают со стороны моря, раньше такого никогда не было. Очевидно, сказалось присутствие выходцев из Скандинавии, привыкших на Балтике к морскому пиратству. Поначалу, в 256-257 г. варвары воспользовались флотом Боспорского царства, столица которого Пантикапей находилась на месте современной Керчи... Тогда варвары разорили Кавказское побережье и взяли Трапезунд. Затем они уже систематически, используя, вероятно, уже свой флот, район за районом ежегодно грабят Малую Азию и Грецию... при этом находя поддержку беднейших слоев населения этих стран.
В 248 г. на сторону варваров перешли три Дунайских легиона римской армии, недовольные своим начальством. Они ушли за Дунай и научили готов технике осады городов и римской военной тактике. Это позволило готам в 251 году выиграть битву при Абрите, в которой погиб римский император Деций - впервые в истории Рима император погиб в войне с варварами. ... Из Малой Азии в Готию были уведены родители будущего епископа Ульфилы (вульфила - "волчонок" по-готски), который начал проповедовать среди готов христианство и создал готский алфавит. Самое мощное нашествие последовало в 269 году. Громадные массы варваров перешли Дунай, они шли "выпивая реки и изводя леса", шли вместе с детьми, женами, скотом, рассчитывая на этот раз поселиться на Балканах. С моря их поддерживал флот в две тысячи кораблей.
Но теперь готов преследовали неудачи. Флот был истреблен то морскими сражениями, то бурями. Двум сухопутным армиям римляне искусными маневрами не позволили соединиться. В результате при Наисе (совр.Ниш в Югославии) в 270 г. готы потерпели крупное поражение. За Дунай довелось вернуться немногим. Период "скифских войн" для Рима закончился. После этого только раз, в 275 году готы крупными силами попытались прорваться на территорию империи, но тоже неудачно.
Рим начал выходить из кризиса, при императорах Домициане (284-305 гг.) и Константине (306-337 гг.) сила империи восстанавливается. Ее столица в 330 году была перенесена в Константинополь - бывший небольшой провинциальный городок Византий. Началась история Византии - колыбели будущей греко-православной разновидности христианства. Готы из врагов стали союзниками (федератами) империи. В 332 г. они подписали договор с Константином, согласно которому готы должны были охранять границу и не допускать проникновения других варваров, поставлять рекрутов в римскую армию. Взамен они получали выплаты серебром и продуктами." В то же время в земли готов проникает христианство; под документами Никейского собора 325 г. стоит подпись епископа Готии Феофила.

БУСОВО ВРЕМЯ

Се бо Готскыя красные девы
вспеша на брезе Синему морю,
звеня русским златом,
поют время Бусово,
лелеют месть Шароканю...
"Слово о полку Игореве"

Священной птицей - тотемом кельтов был петух (галл), чей веселый, задорный и задиристый нрав как нельзя лучше подходил к их национальному характеру (вспомните гордого и вспыльчивого гасконца Д'Артаньяна). У германцев такой птицей был орел, царственный и хищный. Тотемом же славян была белая лебедь, которую они называли "Матерью Сва" (например, по-английски слово "лебедь" звучит как "сван"). Как известно, ездовым животным - ваханой верховного бога-творца индоариев Брахмы был именно лебедь. С его древним названием, по-видимому, связано и имя супруги Брахмы - богини Сарасвати. С лебедем связан и древнегреческий миф о Леде, чье имя напоминает о славянской богине Ладе.
В древнейшие времена славяне назывались венедами. В "Старшей Эдде" венеды называются ванами - они издавна были соперниками германцев-асов. Существует предположение, что от их имени произошли названия городов Вена и Венеция. Славяне-венеды расселялись преимущественно в Центральной и Восточной Европе. По сей день многие европейские города носят древние венедские имена: Липск - Лейпциг, Бранибор - Бранденбург, Драждяна или Дрезна - Дрезден, Брунзовик - Брауншвейг и так далее.
Само название "славяне", возможно, происходит от понятия "слово" - в смысле язык, речь, говор. Тех, чья речь была понятна, люди называли словенами, а иноязычных - "немыми", или просто "немцами". Греки-византийцы, на протяжении многих веков непосредственно контактировавшие со славянскими племенами, называли их "склавины", потому что звукосочетание "сл" непривычно для греческого языка.
Славяне, как германцы и кельты, относятся к северной ветви европеоидной расы. Для них характерны светлый цвет кожи и волос, высокий рост. Но если народы южной Европы - итальянцы, испанцы, греки несут в себе примесь черной, негроидной расы (что выражается, например, в смуглом цвете кожи, курчавости волос и т.д.), то восточные славяне в прошлом испытали воздействие желтой, монголоидной расы.
Ю.Бромлей, Р.Подольный в книге "Человечество-это народы" (М."Мысль" 1990 г. с.6 пишут: "4 или 5 тыс. лет назад из Азии в Европу пришли племена, бывшие предками нынешних финно-угорских народов. Север Восточной Европы, а, возможно, и часть Европы Центральной заняли эти племена, встретившиеся здесь с предками народов индоевропейских. Древние финно-угры принесли с собой и в себе ряд признаков монголоидной расы. Они вступили на земли, где жили люди, принадлежащие к европеоидной расе, смешались с ними, но оставили в числе прочего наследства общим потомкам и некоторые особенности внешности. Конечно, ни средний финн, ни средний эстонец не похожи на монгола или бурята. Но взгляд специалиста отмечает у одного жителя Восточной Эстонии близость разреза глаз к монгольскому, у другого - сравнительно плоское лицо. И общая сумма таких "разбросанных", "поделенных" между разными людьми монголоидных расовых признаков выглядит, по мнению ученых, достаточно убедительно, чтобы засвидетельствовать факт древнего родства.
Но монголоидные черты от древних финно-угров унаследовали не только эстонцы, финны, карелы и другие родичи по языку. Известно, что для части русских характерны широкие скулы - явный монголоидный признак. В прошлом ученые эту и другие аналогичные черты рассматривали как одно из следствий "татаро-монгольского ига"... Однако антропологические исследования последних десятилетий убедительно показали, что и перед приходом Батыевых полчищ у русских тоже были монголоидные черты. Мало того - тогда они в общем были выражены ярче, чем сегодня. Источник был найден. Им оказались как раз финские племена, заселявшие многие области Восточной Европы до прихода сюда славян и смешавшиеся со славянами во второй половине 1-го тысячелетия и в начале 2-го тысячелетия н.э."
Иордан Готский указывает, что у северного склона Карпат, "начиная от места рождения реки Вистулы (Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами и антами". "Склавины, поясняет он, живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским (совр. Балатон), до Данастра (Днестра), а на север - до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих племен - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское (Черное) море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов."
Другой средневековый историк - Прокопий Кесарийский тоже различает две ветви славянских племен - склавен и антов. Антами он называет славян, которые обитают между Днестром и Днепром и за Днепром. В своей книге "Война с готами" он дает первую в литературе развернутую характеристику славянам и антам. "Эти племена, славяне и анты, - говорит он, - не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагом. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Образ жизни у них, как у масагетов, грубый, без всяких удобств, но, по существу, они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гунские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и тоже". (В кн. И.К.Кузьмичев "Лада. Эстетика Киевской Руси" М. Молодая гвардия 1990 г.)
Весьма примечательно упоминание византийского летописца о "гуннских нравах" древних славян; это говорит о том, что гунны и анты были в добрососедских отношениях и многое перенимали друг у друга.
Название "анты" сразу вызывает в памяти древнегреческий миф о богатыре Антее, сыне бога морей Посейдона и богини земли Геи. Всю свою силу Антей брал у матери-земли; и победить его можно было лишь оторвав его от родной почвы. (В романе Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин колец» также упоминаются некие «анты» или «энты»).
История сохранила некоторые антские имена - к примеру, это князья ("рексы") Боз (Бус), Ардагаст, Пирагост, дипломат Мезамир, вельможи Идарий, Келагаст, полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд, Радагаст и другие. От имени легендарного антского короля Буса, вероятно, произошло выражение "Бусово время", встречающееся в древнерусских летописях.
Сегодня даже историк с трудом может объяснить, что же все-таки объединяет русских, украинцев и белорусов в единое целое, в отличие от остальных славянских народов. А ответ очень прост - некогда это был один народ, и имя ему было анты. Анты - это предки восточных славян. Неизвестно, откуда взялось само название "анты"; сами анты, возможно, называли себя по именам отдельных родов и племен (кривичи, уличи, радимичи, поляне, древляне и т.д.) и редко употребляли общее для этого народа имя. Возможно, имя "анты" является простым видоизменением слова "венеды" - "венты", "вяты", "вятичи". Некоторые исследователи считают, что свое имя анты получили от ираноязычных скифов - на санскрите слово "анта" означает "оконечность", "край", "окраина", что по смыслу совпадает с названием Украина (например, слово "Веданта" означает "окончание Вед"). Ведь анты обитали на границе, окраине между Европой и Азией. Другие историки видят в имени "ант" искаженное тюрко-монгольское слово "анда", что означает "друг", "побратим", ибо анты были союзниками гуннов и аваров (обров) в борьбе с Римом и Византией. Любопытно, что много веков спустя русские первопроходцы - потомки антов, достигнув берегов Байкала, назвали встреченных ими бурят - дальних потомков хуннов тем же словом "брат" -"брацкими людьми".
Но в 2-3 веках спокойная жизнь восточных славян была нарушена вторжением готов. Едва ли анты и венеды были рады незваным гостям, поселившимся на их землях. Примерно с 351 по 376 г. готами правил конунг Германарих (Ёрмунрекк Великий). По мнению известного писателя и исто
Юрий Болотов вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
 

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Свободный разговор

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 15:41.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги