Рег-ция: 16.12.2002 Адрес: г.Хабаровск Дальний Восток Сообщения: 1,250 Благодарности: 1 Поблагодарили 32 раз(а) в 28 сообщениях | Запад и Восток Запад и Восток. Начнём с Редьярда Киплинга. Много на свете Игр и много Законов, но каждый должен следовать Закону своей «стаи»(страны). Именно поэтому Киплинг с огромным уважением и интересом пишет о чужих народах и экзотических культурах. Люди иных племён для него ничуть не хуже Белого Человека, просто они играют по другим Правилам. И всё же, кроме Закона своей «стаи» есть ещё высший, главный и последний Закон, тот Закон, который и делает человека человеком, Закон той «стаи», которую можно назвать Человечество, Род Людской. Это как в «Маугли», где кроме «Закона Стаи» есть ещё «Закон Джунглей» (Космоса). Стоит ему вступить в силу, и сразу отменяются закона полка и племени, Запада и Востока (Законы Природы и Космоса вечны). Именно этому посвящена великолепная «Баллада о Востоке и Западе» с его ярким вступлением: О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, Пока не предстанут Небо с Землёй на Страшный Господень суд. Но нет Востока и Запада нет, что – племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт? (перевод Е. Полонской) Пользуюсь случаем напомнить всем, кто глубокомысленно цитирует «Запад есть Запад, Восток есть Восток…», говоря о несовместимости людей разных цивилизаций, что это стихотворение посвящено как раз тому, что людей Запада и Востока объединяет тот незамысловатый факт, что и те и другие – люди. Такова во всяком случае точка зрения Киплинга. С ней, может быть, можно не соглашаться, но тогда всё-таки лучше не цитировать «Балладу о Востоке и Западе». (Редьярд Киплинг Стихотворения Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994, предисловие Валерия Дымшица, стр.14-15) Продолжим, словами академика Д. С. Лихачёва – Глава из книги «Раздумья о России»» (см. Наука и Жизнь 1/ 2007 «Мифы о России старые и новые», стр. 2 -9): « … каждая культура занимает место среди культур мира только благодаря тому самому высокому, чем она обладает. И хотя с мифами и легендами о русской истории разбираться очень трудно, но на одном круге вопросов мы всё же остановимся. Вопрос этот состоит в том: Россия – это Восток или Запад? Мы об этом говорили прежде. Вернёмся к этой теме. Сейчас на Западе очень принято относить Россию и её культуру к Востоку. Но что такое Восток и Запад? О Западе и западной культуре мы отчасти имеем представление, но что такое Восток и что такое восточный тип культуры – совсем неясно. Есть ли границы между Востоком и Западом на географической карте? Есть ли различие между русскими, живущими в Петербурге, и теми, кто живёт во Владивостоке, хотя принадлежность Владивостоку к Востоку отражена в самом названии этого города? (владеющий Востоком) В равной степени неясно: культуры Армении и Грузии относятся к восточному типу или западному? Думаю, что ответа на эти вопросы и не потребуются, если мы обратим внимание на одну чрезвычайно важную особенность Руси, России. Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы явно обоих типов. С самого начала в истории трёх народов, имевших общее происхождение, - русских, украинцев и белорусов – играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое большое историческое сочинение «Повесть временных лет» XI века начинает свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы – варяги(целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, «англяне»). На юге Руси главные соседи – греки, жившие не только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью – по северным берегам Чёрного моря. Затем отдельный конгломерат народов – хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане. Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность. Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно-угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордовой, черемисами, коми-зырянами и т.д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Характерно следующее: стремление русских основывать свои столицы как можно ближе к границам своего государства. Киев и Новгород возникают на важнейшем в IX –XI веках европейском торговом пути, соединявшем север и юг Европы, - на пути «из варяг в греки». На торговых реках основываются Полоцк, Чернигов, Смоленск, Владимир (от себя добавлю и город Хабаровск). А затем, после татаро-монгольского ига, как только открываются возможности торговли с Англией, Иван Грозный делает попытку перенести столицу поближе к «морю-окиану», к новым торговым путям – в Вологду, и только случай не дал этому осуществиться. Пётр Великий строит новую столицу на опаснейших рубежах страны на берегу Балтийского моря, в условиях незаконченной войны со шведами – Санкт-Петербург, и в этом(самом радикальном, что сделал Пётр I) он следует издавней традиции. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется её положением среди других народов, тем, что в её составе объединилось до трёхсот народов – больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребление власти… … Таким образом, вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, снимается полностью. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока. Именно на этой основе, на многонациональной почве, она выросла во всём своём своебразии. Неслучайно, например, что Россия, её Академия наук создала замечательное востоковедение и кавказоведение. Упомяну хотя бы несколько фамилий востоковедов, прославивших русскую науку: иранист К.Г. Залеман, монголовед Н.Н. Поппе, китаисты Н. Я. Бичурин, В.М. Алексеев, индологи и тибетологи В. П. Васильев, Ф. И. Щербатской, индолог С. Ф. Ольденбург, тюркологи В.В. Радлов, А.Н. Кононов, арабисты В.Р. Розен, И.Ю. Крачковский, египтологи Б.А. Тураев, В.В. Струве, японовед Н.И. Конрад, финно-угроведы Ф.И. Видеман, Д.В. Бубрих, гебраисты Г.П.Павский, В.В. Вельяминов-Зернов, П.К. Коковцов, кавказовед Н.Я.Марр и многие другие. (добавим и востоковеда Ю.Н. Рериха(1902-1960)). В великом русском востоковедении всех не перечислишь, но именно они сделали так много для народов, входивших в Россию. Многих я знал лично, встречал в Петербурге, реже в Москве. Они исчезли, не оставив равноценной замены, но русская наука – это именно они, люди западной культуры, много сделавшие для изучения Востока. В этом внимании к Востоку и Югу прежде всего выражается европейский характер русской культуры. Ибо европейская культура отличается именно тем, что она открыта к восприятию других культур, к их объединению, изучению и сохранению и отчасти усвоению… Итак, Россия – это Восток и Запад, но что дала она тому и другому? В чём её характерность и ценность для того и другого? В поисках национального своебразия культуры мы должны прежде всего искать ответа у литературы и письменности…» ( «Раздумья о России» - последняя книга, написанная Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Рукопись этой книги он передал в издательство (Санкт-Петербург) 22 сентября 1999 года, за восемь дней до смерти). __________________ Света Всем Друзьям, Братьям и Сёстрам! Удачи! Счастья! Единения, Огненного Устремления! И творческого Вдохновения! Куём Смелость и Бесстрашие, Единый Цветной Покров ткём, строим и утверждаем! |