Выставка «Н.К. Рерих: жизнь и творчество» в индийском городе Чамба
 
  
   Выставка «Н.К. Рерих: жизнь и творчество» Международного Мемориального  Треста Рерихов (Наггар, Куллу, Индия) и Международного Центра Рерихов  (Москва), организованная при поддержке Посольства РФ в Индии (Нью-Дели),  стала замечательным подарком для жителей и гостей старинного индийского  города Чамба, столицы бывшего одноименного княжества (с 1948 года –  западный административный округ штата Химачал Прадеш). Город расположен в  Гималаях, в живописной долине Чамба, на северо-западе от долины Куллу. 
 Выставка проходила с 26 июля по 2 августа и была приурочена к  ежегодному международному фестивалю долины Чамба «Минджар Мела»,  посвященному победе раджи Чамбы над раджей Кангры в 10 веке н.э., а  также связанному со временем созревания кукурузы («минджар» в пер. с  хинди – «початок кукурузы»). В эти дни в храмах проходят специальные  пуджи (богослужения), женщины повязывают своим братьям цветные ниточки  как благословение, а на центральной площади города разворачивается  праздничная ярмарка, где представляют свои изделия художники, мастера и  ремесленники. С утра до вечера звучат песни и музыка, в огромном  количестве продается «воздушная» кукуруза и индийские традиционные  сладости и создается впечатление, что вся жизнь Чамбы сосредоточилась  исключительно в празднично расцвеченном центре города. 
 Выставка, посвященная Н.К. Рериху, открылась здесь же, в центре Чамбы,  в Музее Бхури Сингха. В течение недели в экспозиции центрального зала  Музея были представлены репродукции картин Рериха, архивные фотографии и  баннеры, рассказывающие об основных событиях жизни великого русского  Махариши, о его деятельности и художественном творчестве. 
 Торжественное открытие выставки, состоявшееся 26 июля, в день открытия  фестиваля, почтили своим присутствием глава лесного департамента штата  Химачал Прадеш г-н Тхакур С. Бхармори, глава администрации г. Чамба г-жа  Шудха Деви, куратор государственного музея г. Шимла г-н М.С. Неги.  Экскурсию по выставке провели Л.В. Сургина, российский куратор ММТР,  представитель Международного Центра Рерихов в Москве, и г-н Рамеш  Чандер, индийский куратор ММТР.   
  
  «Когда Рерих был совсем молодым, начинающим художником, произошла его  встреча с Львом Толстым – великим русским писателем, которого в Индии  знают не только как автора замечательных книг, но и как русского  мудреца, друга и учителя Махатмы Ганди, - отметила Л.В. Сургина. –  Толстой напутствовал Рериха такими словами: «В области нравственных  требований всегда правьте выше: жизнь сама снесет. Пусть Ваш гонец  высоко руль держит – тогда доплывет». Рерих всегда помнил этот завет  Толстого. Он прошел свою жизнь путем любви, красоты и знания, во имя  добра и Общего Блага. Всем своим творчеством он призывает нас следовать  этому пути. И Рерих имеет на это право: одержав победу над собой, став  замечательным художником своей жизни, он стал одним из тех великих  людей, которых мы называем нашими ведущими, нашими Учителями, нашими  Махариши».   
  
  Г-н Хари Чаухан, куратор музея имени Бури Сингха, выразил  признательность организаторам выставки за предоставленную жителям и  гостям Чамбы возможность узнать о знаменитом русском художнике и  прикоснуться к его творчеству, представленному репродукциями таких  картин, как «Земля Славянская», «Странник Светлого Града»,  «Майтрейя-победитель», «Гуга Чохан», «Приказ Учителя» и др. До своего  назначения в музей Чамбы Хари Чаухан работал куратором в государственном  музее в Шимле, в  2012 году курировал работу специалистов МЦР в ММТР по  проведению сверки наличия музейных предметов и коллекций с учетной  документацией, в настоящее время оказывает музейному комплексу в  Наггаре серьезную поддержку. 
 Музей Бхури Сингха, в котором была открыта выставка, является одним из  первых музеев Гималайского региона. Он был основан в 1908 году раджей  Бхури Сингхом, правителем княжества Чамба, при непосредственном участии  профессора-индолога Ж.Ф. Фогеля, долгие годы работавшего в  Археологической Службе Индии и изучавшего культуру Чамбы. Основой  собрания Музея стали коллекции миниатюры школ Кангры и Чамбы и других  предметов искусства, унаследованные раджей; многочисленные тексты на  санскрите, выполненные на камне и металле и собранные Фогелем во время  его путешествий по Чамбе; фрагменты деревянной резьбы из храмов,  пострадавших при землетрясении 1905 года; старинное оружие и монеты;  двусторонние платки «румаль», вышитые в традиционном стиле, и другие  объекты культурного наследия Чамбы. Фогель провел систематизацию  музейных предметов и первую атрибуцию музейной коллекции, результатом  которой стал изданный им в 1909 году Каталог. Ученый был несказанно  счастлив, что собранные в регионе Чамбы артефакты будут храниться и  экспонироваться в Музее. 
 «Сказочным королевством» назвала княжество Чамбу Л.В. Шапошникова («По  маршруту Мастера», т. 2). Скрытая между горными грядами Дауладхар и  Занскар, Чамба не подвергалась разрушительным набегам и сохранила в  неприкосновенности свою уникальную индуистскую культуру. В центре  столицы Чамбы находится комплекс из древних каменных храмов «Лакшми  Нараяна», посвященный Вишну и Лакшми, с необыкновенно красивой резьбой.  Тонкостью и мастерством деревянной резьбы поражает храм, посвященный  Шакти-Деви, в деревне Читрари. Здесь же находится храм с каменными  древними изображениями Нагов. Древние храмы – в Каджияре и деревне Сахо  неподалеку от Чамбы.   
   
   
  
   Первой столицей княжества был город Бхармор, где и по сей день в  древних храмах хранятся старинные бронзовые изображения Ганеши, Вишну,  Шивы и Парвати. Бхармор считается родиной пастухов гадди, которые пришли  сюда много веков назад и обосновались здесь. 
 История новой столицы началась в X веке. Согласно одной из легенд,  дочь раджи Сахила Вармана, принцесса Чампавати, уговорила отца основать  новую столицу в полюбившемся ей красивом месте на берегу Рави, в 60 км  от Бхармора. Город был построен, но воды в нем почему-то не было. И  однажды раджа увидел сон: вода появится в городе, если кто-нибудь из  королевской семьи принесет себя в жертву. Эту роль взяла на себя жена  раджи, рани Сунена. Она взошла на вершину горы, возвышавшейся над новой  столицей, и здесь было совершено жертвоприношение. Вокруг Сунены возвели  стену и накрыли огромным плоским камнем – так она оказалась  замурованной заживо. И после того как все закончилось, из земли пробился  источник, и новый город был спасен. Сейчас здесь ключом бьет вода, и  место это, где принесла себя в жертву рани Сунена, считается священным. 
 Мы не знаем, какая в действительности история легла в основу этой  легенды. Да это и не важно. В народной памяти рани Сунена осталась  героиней, отдавшей свою жизнь ради общего блага. О подвиге Сунены поется  в народных песнях Чамбы, о нем рассказывается в книгах, ему посвящают  картины и румали. Как писал Н.К. Рерих, «человечество должно беречь  своих героев. Так же оно должно беречь и память о них, ибо в ней уже  будет здоровое, созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя». 
 Выставка, посвященная Н.К. Рериху, прозвучала новой струной в  размеренной и неторопливой жизни Чамбы, овеянной древними легендами и  мифами. И она стала еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент дружбы и  сотрудничества между великими странами – Россией и Индией.