Источник Высочайший уровень философской и научной мысли, содержащейся в книгах живой Этики, в произведениях Е.И.Рерих, в ее письмах, в письмах и статьях Н.К.Рериха и в научно-философских работах их сыновей – Ю.Н. и С.Н. Рерихов вызывает огромный интерес и привлекает внимание многих ученых. Достаточно упомянуть имена таких выдающихся ученых, как академики Д.С.Лихачев, А.Л.Яншин, Б.В.Раушенбах, С.П.Курдюмов и др. Начиная с 90-х годов прошлого века, в Международном Центре Рерихов проходят ежегодные научно-общественные конференции, которые собирают большую аудиторию и на которых выступают крупные российские и зарубежные ученые. Не все из них полностью разделяют идеи Живой Этики, не все считают себя последователями этого Учения. Но в своей научной работе, идя независимыми путями, они подходят к идеям Живой Этики и развивают их на основе современного научного знания. Этот процесс, год от года нарастая, привел к необходимости объединить усилия тех ученых, которые готовы работать в русле идей Живой Этики, в русле нового космического мышления. В 1993 году, выступая с заключительным словом перед участниками конференции «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики», Л.В.Шапошникова предложила обсудить идею создания Международного совета по исследованию и популяризации Живой Этики. Приблизительно в то же время С.П.Курдюмов в записке, адресованной в МЦР, предлагал установить тесное сотрудничество между МЦР и учеными, работающими в русле нового мышления. В 2001 году президент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского В.П.Сенкевич выступил с предложением: учитывая многолетнее сотрудничество академии и МЦР, закрепить и оформить его путем создания совместного научного центра. Эта идея была поддержана Генеральным директором Центра-музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, которая предложила в качестве первого шага провести широкую научную конференцию по проблемам космического мышления. Конференция проходила в период с апреля по октябрь 2003 года. Было поведено 8 секционных и одно пленарное заседание. Подробнее о конференции см. статью Л.В Шапошниковой. В резолюции, принятой на пленарном заседании, содержалась рекомендация «учредить на базе МЦР комплексный научный центр по изучению космического мышления». Для реализации этого решения предлагалось в трехмесячный срок создать Организационный комитет из представителей организаций-участниц конференции, которому поручалось разработать концепцию деятельности Центра по изучению космического мышления.Во исполнение этого решения в 2003 году был создан Оргкомитет под председательством Л.В.Шапошниковой, впоследствии преобразованный в Правление ОНЦ КМ. В течение 2004 года разработана концепция Центра, намечены основные направления исследований, определена структура Центра, назначены руководители секций, сформирован Ученый совет Центра, разработано Положение об Ученом совете и Устав Центра. Сформирована редколлегия Трудов Центра. Центр был учрежден 14 декабря 2004 г., он получил название «Объединенный научный центр проблем космического мышления» (ОНЦ КМ).
Основные направления исследований: – основатели космического мышления, – новая система познания и Живая Этика, – идеи космизма и учения Востока, – синергетика и глобальное прогнозирование, – космическая наука, космическая деятельность и космическое мировоззрение – жизнь и разум во Вселенной, – религиозный опыт и космическое мышление, – проблемы ноосферного развития и экология, – исследование излучений человека. – космическое мышление и образование, – космическое мышление и космическое мироощущение в искусстве
Надуманный язык с трехэтажными научными терминами мертвит всякую мысль. Е.И.Рерих. 25 июня 1936 г.
Цитата:
Обратите внимание, что именно невежды или малые грамотеи особенно любят самые замысловатые трехэтажные слова, в которых они сами разобраться не могут, и принимают их, чтобы показаться учеными, но все ясное и простое кажется им ненаучным и потому подлежащим осмеянию. Но на Востоке именно простота изложения считается высшим достижением, ибо простота свидетельствует о ясности понимания. Высшая Истина открывается лишь в величии Простоты. Конечно, простота эта особая, так же как и высшая радость есть особая мудрость. Е.И.Рерих 14 августа 1936 г
Первыми учеными, которые высказались против использования сложного наукообразного языка в науке были Чижевский, Вернадский Флоренский, Циолковский. Многие работы этих ученых мы понимаем без специальной подготовки. Они высказывались, что новому научным работам будет свойственен образный, выразительный и ясный язык, а так же то, что нужно стремится уходить от наукообразия, так как с ними в новую науку не войти.
Последний раз редактировалось rigzen, 19.03.2009 в 14:18.
«Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий» Эти слова Е.И.Рерих оказались действительно пророческими. То, что в жизнь входят «новые сочетания понятий», сегодня является неоспоримым фактом. В данном случае речь идёт о новом космическом понимании структуры Мироздания, материи и энергии. Новое мировоззрение переосмысливает по-новому проблему человека, ставится вопрос о Высшем и его ведущей роли в эволюции человека и человечества, предлагаются новые трактовки жизни и сознания, происходит формирование новой системы познания, которое синтезирует научное и вненаучное (метанаучное) познание. Проблемы эти очень сложные и нуждаются в дальнейшей разработке. В связи с этим обращает на себя внимание исследование творческого наследия Рерихов в диссертациях российских учёных. Кандидатская диссертация Д.А.Шарова «Живая Этика Рерихов», защищенная в 1994 году в Институте философии РАН, непосредственно посвящена изучению Живой Этики.
Цитата:
Источник ...В своем исследовании Шаров показывает, что сложная система, описываемая в Живой Этике, по своим основаниям и, соответственно, по уровню сложности качественно отличается от понятия сложной системы, характеристика которой обнаруживается в современной науке. «В Живой Этике понятие сложной системы, ― отмечает Д.А.Шаров, ― не ограничено известным нам физическим Планом, но распространяется на тонкоматериальные структуры, исследование которых наукой лишь начинается в рамках таких новых её направлений, как биоэнергетика и некоторые другие» [20, с. 151]. И продолжает: «С точки зрения Учения (Живой Этики. ― В.Ф.) Космос обладает таким порядком сложности, который не может не включать Жизнь и Сознание. С содержательной стороны присутствие Жизни в каждом элементе мироздания обосновывается тем, что Первоначалом Универсума является элемент, называемый Духо-Материя, и, следовательно, всякое материальное проявление есть проявление Духа; Космос, таким образом, состоит не из косной и живой, а из тотально одухотворённой и облечённой формой материи» [20, с. 151]. Такое понимание Космоса отстаивал В.И.Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление» (1938, пришедший к выводу о космичности жизни. Созвучное этим идеям миропонимание развивали Рерихи, видевшие в Космосе не механическое образование, как почти все их современники, а одухотворённую энергетическую систему. Таким образом, диссертант проводит своё исследование в контексте космического миропонимания. Осмысливая идеи Живой Этики, он выходит на такую трактовку понятий материи и Мироздания, которая качественно отличается от механистического его понимания и представляет собой грань нового космического мышления. В Живой Этике ставится и такая сложная проблема науки и философии, как вопрос об энергетическом обмене между различными системами Мироздания. Энергообмен как таковой в научном мире уже давно никто не отрицает. Но вопрос об уровне его проявления многие учёные понимают ограниченно и рассматривают в рамках старой научной парадигмы. Да, говорят такие учёные, энергообмен на физическом уровне ― это научный факт. Но что касается его проявления на уровне тонких энергий, заявляют они, таких типов энергетического взаимодействия наука не знает и, значит, они не существуют. Эти заявления делаются несмотря на то, что прогрессивные учёные, составляющие авангард науки, уже не одно десятилетие ставят эксперименты, направленные на изучение тонких энергий и их философское осмысление. Например, можно напомнить исследование Г.Н.Дульнева о воздействии мысли на различные металлы [21]. В диссертации Д.А.Шарова обосновывается взаимодействие макро- и микрокосмоса на уровне «тонких тел» человека, ибо, как справедливо считает автор, сознание и мышление понимаются в Живой Этике «не только как информация, но и энергия, а следовательно, обладают полноценным онтологическим статусом и способны оказывать непосредственное воздействие на мир» [20, с. 7]. Надо подчеркнуть, что это философское положение подтверждает правильность общей методологии исследований С.В.Зенина и Масару Эмото по изучению воздействия сознания человека на структуру воды. Рассматривая взаимодействие макро- и микрокосмоса в пространстве Живой Этики, диссертант убедительно показывает, что этика отнюдь не привносится в это взаимодействие человеком, как считают представители традиционной философии, а само взаимодействие по своей природе носит этический характер. Для Шарова этические и энергетические грани этого взаимодействия в реальности неразделимы, составляют слитное единство, ибо изначально присущи Мирозданию. В Живой Этике «само Бытие, его становление, инволюция и эволюция есть манифестация этики, выражение Закона» [20, с. 15]. В парадигме классической науки, подчёркивает автор, подобная этизация Универсума показалась бы недопустимой. «Однако в рамках современного, неклассического научного мышления можно констатировать медленно идущий процесс “очеловечивания” научной методологии и космологических теорий, приближающий научную парадигму к парадигме Живой Этики» [20, с. 157]... ________________________ 20. Шаров Д.А. Живая Этика Рерихов: Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1994.
Последний раз редактировалось rigzen, 19.03.2009 в 16:42.
Институт Гималайских исследований был основан Николаем Константиновичем Рерихом 24 июля 1928 года в Дарджилинге после завершения им Центрально-Азиатской экспедиции. В декабре 1928 года институт был перебазиро-ван в долину Кулу. Выбор места не был случайным. Гималаи, веками вдохновлявшие индуистскую и буддистскую мысль и искусство, хранят в своих снежных владениях некоторые из самых известных, тысячелетиями почитаемых святынь Индии. Долина Кулу, вобравшая в себя все величественные имена человечества, являлась уникальной местностью для обоснования в ней научно-исследовательского центра. Н.К.Рерих писал: "Условия научных исследований, не тронутые стремительным натиском современных городов, существуют только здесь, где даже планетарные лучи кажутся чище и более проникающие". Институт назвали УРУСВАТИ, что в переводе означает "Свет Утренней Звезды". По содержанию своей деятельности он был прямым и непосредственным продолжением работы Центрально-Азиатской экспедиции. Институт "Урусвати" был задуман Н.К.Рерихом как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению обширных районов Азии, заселенных народно-стям, древнейшая культура которых оказала в свое время исключительное влияние на развитие мировой культуры. Задачи, поставленные Рерихом перед этим новым научно-исследовательским центром, были поистине грандиозны, а что "Урусвати" находился в тогда еще колониальной Индии, намного усложнило их решение. При институте были открыты отделы: археологический, естественных наук и медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок. Каждый отдел имел свои специализированные подразделения. Так, при археоло-гическом отделе существовали секции общей истории, истории древнего искусства, лингвистики и филологии. Отдел естественных наук занимался ботаникой и зоологией, метеорологическими и астрологическими наблюдениями, изучением космических лучей в высокогорных условиях. В медицинском отделе, наряду с изучением древнетибетской медицины и фармакопеи, была организована лаборатория, в которой исследовались современные средства борьбы против рака - болезнью тогда сравнительно мало распространенной. Десятки лет спустя она поразит весь мир. В "Урусвати" предвидели это и спешили на помощь. Каж-дое лето Рерих снаряжал экспедицию в Лахул. Здесь за перевалом Ротанг институт имел еще одну базу. Первыми практическими шагами по укреплению положения института "Урусвати" были поездки в западные страны. В июне 1929 года Николай Константинович и Юрий Николаевич посетили Нью-Йорк, где были приняты президентом страны Гербертом Гувером и мэром Нью-Йорка Дж. Уокером. Для дальнейшего развития научной работы в Индии Рериху была необходима американская поддержка. Она придавала институту "Урусвати" респектабельность в глазах английских властей и способствовала созданию его материально-технической базы. В этой связи при музее им. Н.Рериха было открыто отделение "Урусвати". Юрий Николаевич довольно скоро наладил деловые связи с научными учреждениями Америки и Европы, заинтересовал их обменом научной информации и предоставлением помощи на местах ученым, посещающим Азию. В 1930 году Николай и Юрий Рерихи возвращаются в Кулу, где безвыездно находились жена художника Елена Ивановна и секретарь института Владимир Анатольевич Шибаев. Институт не походил на другие подобные учреждения. Он как бы опережал свое время. В его структуре и работе нашло отражение предвидение, которым отличался Николай Константинович. Многие потом придут к тем же мыслям и идеям. Эти идеи и мысли будут отвечать основным тенденциям в развитии ми-ровой науки. "Когда мы основывали институт, - писал Н.Рерих, - то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год происходят экспедиции…" В течение первых двух лет институтом "Урусвати" было проведено пять экспедиций непосредственно в долину Кулу и экспедиции в Лахул, Бешар, Кангру, Лахор, Ладан и Занскар, систематизированы находки Центрально-Азиатской экспедиции, подобрана научная библиотека, богатая уникальными древними манускриптами. В музее института появились ценные ботанические, орнитологические, зоологические коллекции, возведено новое здание биохимической лаборатории. Руководство институтом "Урусвати" было возложено на Ю.Н.Рериха, который и состоял его бессменным директором. Универсальность познания Юрия Николаевича позволяли ему следить за разнохарактерными областями научных исследований, координировать и направлять их работу. Сам Николай Константинович, проводивший ежедневно несколько часов за мольбертом и обремененный множеством других дел, в том числе перепиской с несколькими сотнями корреспондентов, не переставал уделять институту много внимания и был его вдохновителем и идейным наставником. Большую помощь ему оказывали жена Елена Ивановна, которая была почетным президентом-основателем "Урусвати", и его младший сын Святослав Николаевич- художник, знаток древнего искусства и фармакопеи, хороший ботаник и орнитолог. Структура института определяла степень участия каждого из Рерихов в той или иной научной разработке. Так, археология больше приходилась на долю Николая Константиновича, этнология и лингвистика - Юрия Николаевича, история искусств и естественные науки - Святослава Николаевича. Елена Ивановна собирала и обрабатывала различные источники философской мысли Востока, вела подробные дневники своих наблюдений. Задуманный как научное учреждение по комплексному изучению обширного региона Азии, институт нес в себе идею синтеза, который прежде всего осуществлялся в совместной работе его основателей - членов семьи Рерихов. Деятельность института опиралась на международный обмен научной информацией и ее накопление. "Урусвати" становился международным центром. Сначала в работу института включились крупнейшие ученые Индии. Физик Ч.Чаттерджи, философ Радхакришнан, биолог Чандра Босс, писатель Рабинбра-нат Тагор - вот далеко не полный список тех, кто принимал участие в работе института. Крупные ученые Запада также охотно сотрудничали с научным учреждением. Среди них были А.Энштейн, Р.Милликен, Л.Бройль, известный путешественник Свен Гедин. С огромным трудом и риском Рерихи налаживали контакты с советскими учеными. Первым из них оказался Николай Иванович Вавилов. Рерих и Вавилов были единомышленниками в науке. Николай Иванович искал древние очаги культурных растений, Николай Константинович - древние очаги цивилизации человека. Одно неразрывно было связано с другим. С территории Советского Союза вход в Гималаи был прочно закрыт. Слож-ным путем, через Ригу, через латвийских сотрудников посылали Рерихи в Рос-сию посылки с образцами нужных Вавилову растений. В 1938 году от Вавилова перестали поступать письма. Их сотрудничество оборвалось в самом начале по не зависящим от ученых причинам. Успешная работа института "Урусвати" превратила его в одно из крупнейших научных учреждений Индии. Институт сотрудничал со многими научными организациями стран Европы и Америки. Обменивался публикациями с 285 ин-ститутами, университетами, музеями, библиотеками, научными обществами. Нью-йоркский музей Рериха помог наладить выпуск регулярного журнала "Урусвати". Статьи, содержавшиеся в нем, затрагивали важнейшие проблемы, связанные с рядом ведущих научных дисциплин. В журнале публиковались материалы по археологии, геологии и т.д. Большой раздел журнала был посвящен отчетам и дневникам регулярно проводившихся экспедиций. Статьи Юрия Николаевича Рериха занимали значительное место в журнале "Урусвати". Им были опубликованы ценнейшие работы, такие как "Проблемы тибетской археологии", "К изучению Калачакры" и др. Сотрудники института регулярно участвовали в международных научных конгрессах. Из многих институтов разных стран поступали в гималайскую долину предложения о сотрудничестве. Однако, несмотря на это, научный центр испытывал большие затруднения. Главным из них было отсутствие средств. В начале тридцатых годов западные страны были охвачены жесточайшим экономическим кризисом. Суммы для обеспечения бесперебойной работы института получить было все труднее. Личных средств от продажи картин Н.К.Рериха не могло хватить для деятельности целого коллектива. Вторая мировая война привела к свертыванию деятельности "Урусвати". Институт, прекративший свою деятельность в 1939 году, как был, так и остается в законсервированном состоянии. Святослав Николаевич Рерих предпринимал шаги к возобновлению исследовательской работы на базе института "Урусвати". Однако дальнейшая судьба научных материалов и исследований института не решена. Тем не менее, существование такого научного учреждения как "Урусвати" стало уникальным явлением двадцатого века. "Урусвати" являлся одним из пер-вых институтов, где Гималаи изучались в самих Гималаях. Идею научного центра с использованием комплексных научных исследований пытался воплотить в Дании в 16 веке Тихо Браге. Он создал Ураниборг или Небесный замок. Фрэнсис Бэкон предлагал построить город науки, так называемый Дом Соломона. Истории известен Александрийский Мусейон как один из древнейших научных центров. Но именно основатели и сотрудники института "Урусвати" сумели создать структуру, позволяющую изучать и общественные и природные явления на основе синтеза полученных знаний. Таких институтов в мире еще не было. "Урусвати" оказался первым. В нем соединились методы древней Азии и те, которым надлежало сложиться. Николай Рерих в 1942 году писал:"…Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для других? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам". Л.В. Борисова
Последний раз редактировалось rigzen, 19.03.2009 в 21:38.
Деятельность института опиралась на международный обмен научной информацией и ее накопление. "Урусвати" становился международным центром. Сначала в работу института включились крупнейшие ученые Индии. Физик Ч.Чаттерджи, философ Радхакришнан, биолог Чандра Босс, писатель Рабинбра-нат Тагор - вот далеко не полный список тех, кто принимал участие в работе института.
Джагдиш Чандра Бос. Великий ученый Индии, физик, ботаник и изобретатель крескографа. Индийский физик и биолог Бос Джагдиш Чандра (1858—1937 гг.) сделал целый ряд значительных открытий в области физиологии растений. Он изобрел прибор крескограф для фиксации поведения растений вплоть до мельчайших деталей. О тонких излучениях растений стало известно еще в начале уходящего столетия. Об этом много написано в Учении "Живая Этика. Об этом же говорят исследования супругов Кирлиан. К этому же времени относятся и работы индийского физика и биолога Д. Боше: «Наглядные графики моего крескографа... доказывают, — писал он, — что даже растения обладают... богатой эмоциональной жизнью; теперь это не могут отрицать даже скептики. Любовь, ненависть, радость, страх, удовольствие, страдания... и другие бесчисленные ответы на стимулы у растений столь же всеобщи, как и у животных» (журн. «Перед восходом» № 5, 1999 г., с. 12). ЗЕЛЕНАЯ МАГИЯ
"Также вспоминаю, как на мое замечание, что растения меньше чувствуют боль, нежели рыбы, мне было отвечено: «Не совсем так, ибо сознание некоторых цветов не ниже сознания многих рыб и насекомых». После этого можем ли мы утверждать, что растение или овощ не чувствует боли, когда вы режете или срываете его? На основании современных опытов с растениями, производимых в Калькуттском Институте индусского ученого Джагадиса Боше, доказано, что чуткость нервной системы растений поразительна". Письма Е.И.Рерих, 25.03.35
Цитата:
"<…> Также не будет нелепо говорить о сознании растений. Мы уже знаем о нервах растений, но, больше того, можно различать не только отзывчивость на свет, но и привязанность к определенному человеку. С одной стороны, будет человеческая психическая энергия, но с другой также будет тяготение к определенному лицу. Можно заметить, как растение, чтобы сделать приятное любимому человеку, даже цветет в неурочное время. Много подробностей можно привести из непосредственных наблюдений. Но Наше желание напомнить, что сознание живет гораздо глубже, нежели полагают" Аум, 176.
В конце 60-х годов в одном из американских научно-популярных журналов появилась статья Клив Бакстера «Доказательство первичного сознания у растений». Автор утверждал, будто открыл способность растений улавливать эмоции и мысли людей.
Все началось с эксперимента, который Бакстер, бывший в то время главой Исследоватильского комитета Академии криминалистических наук, проводил с драценой. Эксперимент вполне безобидный: определялась скорость, с которой вода, всасываемая корнями, проходит путь от корней до листьев. Для этого использовался самописец наподобие «детектора лжи. Неожиданно Бакстеру захотелось учинить растению что-то вроде допроса, во всяком случае, как-то воздействовать на него «эмоционально». Бакстер окунул лист растения в чашку горячего кофе. Никакой реакции не последовало. Тогда он решил подвергнуть растение более жестокому испытанию - поджечь лист, на который был наложен датчик самописца. И тут произошло чудо. Как только эта мысль пришла ему в голову, раньше, чем он протянул руку за спичками, перо самописца резко отклонилось в сторону и вычертило кривую наподобие той, какую вычерчивает «детектор лжи» при допросе сильно взволнованного человека. Растение прочло его мысли. После этого, как уверяет Бакстер, он провел множество таких опытов и всякий раз обнаруживал то же самое. Более того, листья реагировали на угрозу даже в том случае, когда были оторваны от растения. Обнаруживалась и более тонкая реакция, не связанная с какой-либо угрозой. Растения начинали волноваться при одном лишь появлении человека и даже собаки, которые просто не любят эти растения. Проводились опыты с пауком. Экспериментатор пытался его поймать. Растения начинали волноваться еще до того, как сам паук осознавал опасность и пытался удирать.
Но так же, есть немаловажный момент, который отметила Е.И.Рерих: "Мне приходилось делать опыты со звуком над растениями, и я могла убедиться, как изумительно чувствительны растения на звук. Конечно, при таких наблюдениях огромную роль играют излучения наблюдателя и присутствующих лиц". Письма Е.И.Рерих, 8.05.1937
Как-то лабораторию Бакстера посетил один канадский физиолог, который попросил показать ему сенсационные опыты. Удивительно, но ни одно из пяти растений, к которым были присоединены датчики, никак не реагировало ни на присутствие постороннего человека, ни на какие угрозы. В поисках причины Бакстер стал расспрашивать канадца, как он обращается с растениями в собственной лаборатории, не наносит ли им каких повреждений и увечий. Тот простодушно признался, что сжигает их в лабораторной печке, чтобы определить сухой вес. Все сделалось ясно. Бакстеровские растения признали в нем злодея и впали в кому от переполнивших их чувств. Когда посетитель удалился, они, естественно, вновь стали демонстрировать нормальною реакцию, «точно очнувшись от шока, вызванного визитом страшного для них человека».
Большинство ученых считало подобную гипотезу ненаучной. Меньшинство считало, что взаимный обмен энергетической или психической информацией между любыми видами живых существ вполне вероятен. Точку над «i» поставили эксперименты Института общей и педагогической психологии, проведенные профессором Пушкиным. Они доказали, что этот процесс действительно происходит, но на совершенно неизвестном еще нам уровне. Отсутствие или наличие нервной системы у контактирующих объектов не имеет принципиального значения, потому что контакт осуществляется через определенное биоэнергетическое излучение, воспринимаемое непосредственно клеткам этих живых организмов. Сама возможность его возникновения свидетельствует о единстве информационных процессов, протекающих в клетках самого примитивного растения и сложнейших систем человека или животного. Результаты опытов в разных лабораториях мира подтвердили: растения - это сложные организмы, обладающие мускулами и нервами, имеющие память и музыкальные способности,страдающие от простуд, плохого пищеварения и даже от скуки. http://www.russianamerica.com/common/arc/story.php/109509