![]() | #19 | ||
Рег-ция: 14.03.2005 Адрес: Челябинск Сообщения: 68 Благодарности: 0 Поблагодарили 3 раз(а) в 2 сообщениях | ![]() А ведь "закон, что дышло, куда повернёшь - туда и вышло..." Необычна библейская притча о Давиде и Ионафане (приблизительно 1000 г. до Р.Х.), приведённая в Ветхом Завете, в первой и второй Книгах пророка Самуила. Речь идёт о будущем великом правителе Израиля и сыне еврейского царя Саула. Впервые имя Давида упоминается в главе 16, когда злые духи начинают одолевать израильского царя Саула. Слуги Саула решили попробовать - не успокоят ли царя нежные звуки арфы, и один из слуг рассказывает царю о Давиде, "сыне Иессея Вифлеемлянина, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою". И послал Саул вестников к Иессею и сказал: "Пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде". Как повествует строфа 21: "И пришёл Давид к Саулу, и служил пред ним, и очень понравился ему, и сделался его оруженосцем... И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, Давид, взяв гусли, играл рукою своей". Если читать далее, то складывается впечатление, что 17-я глава Книги Самуила не связана по смыслу с предыдущей. В ней Давид - самый младший из восьми сыновей Иессея из Вифлеема. Трое старших братьев служат в армии Саула, который выстроил войска в Сакхофе, что в Иудее, для войны с филистимлянами. Иессей посылает Давида в расположение войск отнести хлеб и сыр братьям своим и принести от них весточку. Когда Давид приходит в лагерь Саула, то узнаёт, что самый сильный воин из армии филистимлян Голиаф ежедневно вызывает воина-израильтянина сразиться с ним один на один. Это продолжалось сорок дней, однако ни один израильтянин так и не решился принять вызов Голиафа. И вот Давид добровольно принимает вызов. Саул, который в этой главе, похоже, прежде и не слышал о Давиде, предлагает ему оружие и снаряжение, но юноша отказывается принять дар, предпочтя пращу и пять гладких камней. Убив Голиафа и обезглавив филистимлянина его же собственным мечом, Давид возвращается с победой в лагерь израильтян. И Саул не перестает спрашивать: "Чей сын этот юноша?" Следующая глава - 18 начинается довольно неожиданно: "Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана [царевича, сына Саула] прикрепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу. И взял его Саул в тот день, и не позволил ему возвратиться в дом отца его. Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду, которая была на нём, и отдал её Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой и лук свой и пояс свой". Вскоре Саул начинает ревновать Давида к победам в войнах и боится его. Саул пытается отдать в жены Давиду свою дочь Мерову, но Давид отказывается. Но следующая попытка царя отдать за Давида другую свою дочь Мелхолу увенчалась успехом. Еще одна победа Давида в войне заставляет Саула рассказать сыну своему Ионафану, что замышляет он убить Давида. Ионафан, конечно, предупреждает Давида и выступает в роли посредника, чтобы примирить своего отца и друга. После того как Саул попытался, и не единожды, пригвоздить Давида копьём к стене, пока тот играл на гуслях, Давид решает скрыться. Сильно гневается Саул на Ионафана за помощь и соучастие Давиду и порицает его: "Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?" И покинув дворец, Ионафан начинает искать Давида, который укрылся за горой камней, что в поле. Увидев Ионафана, Давид "пал лицом своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, пока Давид не оправился [или, согласно некоторым переводам, а перевод иврита сопряжён с рядом проблем, слово это означает "(и Давид) плакал более", или, как полагают некоторые учёные, "(пока Давид не) извергнул семени"]". После клятвы: "Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет навек", оба разошлись. В итоге Саул и Давид примиряются, и все же в одной из бесконечных битв против филистимлян Саула и Ионафана убивают, обезглавливают, а их тела подвешивают на стену Бефсана. Во Второй книге Самуила (1:25-26) потерянный Давид оплакивает смерть Ионафана: "Как пали сильные на брани! Сражён Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской". И становится Давид самым могущественным царём Израиля, предшественником Иисуса. Притча о Давиде и Ионафане - значительный библейский сюжет, утверждающий страстную дружбу между мужчинами. На протяжении веков эта притча, как правило, трактуется как история голубой любви, и фраза "превыше любви женской" давным-давно стала эвфемизмом любви между мужчинами. Например, когда средневековый биограф описывал любовь английского короля Эдуарда II, известного своими нестандартными наклонностями, к Пьеру Гавестону как любовь, которая "сильнее любви женской", читатели наверняка понимали, что имел в виду автор. В эпоху Возрождения такие скульпторы, как Микеланджело и Донателло, создали образ Давида как символ юношеской красоты, который во многом схож с трактовкой римскими художниками образа другого юноши - Антиноя, возлюбленного императора Адриана. Давид и Ионафан - не единственные страстно любящие сердца, история которых дошла до нас из глубины веков. Можно привести два других известных примера - Ахилл и Патрокл из "Илиады" Гомера, а также Гильгамеш и Энкиду из вавилонского эпоса "Гильгамеш". Тем не менее, значение притчи об этих двух персонажах иудейско-христианской традиции, которая из века в век сопутствует нам, не ослабевает. Высок и необычен символизм такой дружбы, допускающей существование крепкой, эмоциональной интимной связи между мужчинами, которая "превыше любви женской". Необычен, поскольку речь идёт о ветхозаветских нормах, не допускающих отношений, выходящих за рамки основополагающего для евреев постулата «плодитесь и размножайтесь». Однако, именно в Ветхом Завете запечатлён этот пример, нравственная высота которого не вызывает сомнений. Образ нежных чувств Давида с Ионафаном, подобно маяку во тьме, освещает те грани любви, которые существуют испокон веков как бы исподволь, а в христианской традиции – тайно, и, тем не менее, оказывают огромное влияние на ход всей человеческой истории. | ||
![]() |
|