Продолжим рассматривать вторую сутру.
В санскрите она звучит
yogaschittavrittinirodhah- Йога- читта- вритти- ниродха
Остановимся на рассмотрении четвертого слова, которое очень важно для понимания этой сутры.
Это слово «Ниродха». Разные переводчики и комментаторы по разному трактуют это слово в отношениях данной сутры.
Цитата:
1.9. Niruddha (букв. "прекращенное", "остановленное"). Термин nirodha ("прекращение", "остановка") обозначает состояние сознания, остановленное на самом себе, и в этом смысле данный уровень сознания может быть охарактеризован как прекращение его развертывания (vritti). Согласно индийским религиозно-философским системам, в состоянии nirodha устраняются какие бы то ни было познавательные акты и их содержание, а также эмоционально окрашенные мотивации, нарушающие психотехническую сбалансированность сознания. В историко-философском плане интересно отметить, что в буддийской психологии ниродха – абсолютная, т.е. причинно-необусловленная дхарма (качественно определенное состояние сознания), характеризующая наряду с пространством психического опыта (akasha) растождествленное состояние сознания. См. [АКБ I. 5-6]. |
В прошлом посту мы рассмотрели, что Вьяса разъяснил, уточнил, что в данном сутре нет слова «ВСЕ» составляющие сознания, а значит, имеется в виду именно познавательную функцию и плюс психические способности сознания.
Что так же утверждается в выше приведенном комментарии переводчиков к первой сутре.
Наиболее важным уточнением для меня, ключом, можно сказать, является уточнение что
Цитата:
что в буддийской психологии ниродха – абсолютная, т.е. причинно-необусловленная дхарма (качественно определенное состояние сознания), характеризующая наряду с пространством психического опыта (akasha) растождествленное состояние сознания. |
Часто мы повторяем из Бхагават- Гиты фразу, что лучше исполнять свою дхарму, чем чужую, и что человеку ( ученику) необходимо обязательно выяснить, в чем же его дхарма и исполнять её.
Что же это такое своя дхарма?
Ведь сказано в Бхагават- Гите
"Что есть действие и что есть бездействие? Даже мудрый смущается этим. Необходимо различать действие, познать незаконное действие и бездействие. Таинственен путь действия". ("Бхагавад-гита", IV.16-17).
Адвайтисты часто повторяют фразу, живи здесь и сейчас.
Или как в стихах поэта « Я люблю, потому что люблю».
Как говорила А.Безант в лекции «Дхарма»
Цитата:
Таинственный путь действия: таинственный потому, что нравственность, как думают некоторые люди, не одна и та же для всех, она меняется вместе с индивидуальной дхармой. Что правильно для одного, не обязательно правильно для другого. И наоборот, что плохо для одного, хорошо для другого. Этика индивидуальна и зависит от дхармы человека, который действует, а не от того, что иногда называют "абсолютное добро и зло". Нет ничего абсолютного в обусловленной вселенной. Добро и зло родственны и их следует оценивать в связи с индивидуумом и его обязанностями. |
Можно продолжить, любое действие, которое делается, не в следствие каких-то концепций, представлений ума или по желанию, или по потребности тела, а только потому что так мгновенно подсказало сердце.
Это будет Йога, это будет прекращение деятельности сознания(личности)- НИРОДХА. Это Делание не по намерению личности что-то сделать, а по зову Души.
А что такое зов Души? Обратимся к ранее рассмотренному понятию «Облако дхармы», которое созерцатели полагают «Высшим различением».
Облако дхармы это есть область Высшего Плана, Высшей необходимости для данного Лучевого качества целого Ашрама Иерархии.
Цитата:
И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей [как энергией сознания 5], тяготеет к дхьяне — [созерцанию, называемому] «Облако дхармы»6. Такое [состояние созна¬ния] созерцатели полагают Высшим различением 7. |
Это можно назвать Служением Плану Божественному, когда полностью все внимание сосредотачивается не на своей личности и своих представлениях, а на необходимом для нужд Эволюции действии. Т.е. своя личность становится в состоянии Ниродха- не воспринимаемой и отдельной судьбы для себя человек не воспринимает, личности по сути уже нет, а есть как бы продолжение ЛУЧА Высшего в данном теле.
Не думайте, что это очень легко достичь, ведь не должно быть никаких семян личности, даже скрытых в глубинах кармы. Это уже стезя Йогов, или принятых Служителей Иерархии, это высокая степень посвящения.
Но и в простой жизни могут быть такие мгновения необходимости быстро решать и действовать. Но всегда ли мы можем удержать свою личность от вмешательства в событие? Ведь когда что-то происходит как бы спонтанно, говорят, « по воле случая», но случай подчиняется карме, значит, личность задействована. Или говорят, по воле Божьей, но как только возникло в уме какая-то такая фраза, это уже значит, вмешалась личность.
Но бывают случаи, когда личность не успевает вмешиваться и человек действует мгновенно, тогда и совершаются подвиги и совершенно чудесные явления в состоянии Ниродха.
Есть еще такое выражение « Воля волит и есть» Это означает, что между Волей Божественной и исполнением не должно быть никаких промедлений, ни одного слова, ни одного чувства или желания. Мгновенное действие.