![]() | #24 | ||
Рег-ция: 30.12.2004 Адрес: Новый Амстердам Сообщения: 739 Записей в дневнике: 2 Благодарности: 89 Поблагодарили 26 раз(а) в 26 сообщениях | ![]() Йога-сутра Патанджали , И.К.Таймни ЧАСТЬ IV КАЙВАЛЬЯ ПАДА об Освобождении, Объединении Часть, касающаяся отказа от всех привязанностей; полное самозабвение; освобождение раз и навсегда от заблуждения преходящего. ![]() Сиддхи (оккультные силы) возникают в результате рождения, воздействия опьяняющих веществ, мантр, строгого образа жизни или воздержания и/или самадхи. Часть IV «Йога-сутр» содержит теоретическую основу техники йоги, которая была рассмотрена в предыдущих трех частях. В этом разделе рассматриваются различные общие проблемы, которые составляют неотъемлемую часть философии йоги и которые необходимо правильно понять, если человек хочет построить практику йоги на рациональной основе. Практика йоги — это не попытка проникнуть в Неизведанное с целью достичь некоего смутного духовного идеала. Йога — это наука, основанная на совершенном применении четко определенных средств для достижения неизвестной, но определенной цели. Йога учитывает все факторы, способствующие достижению цели, и обеспечивает совершенно последовательную философскую основу для практик, которые составляют ее наиболее существенную часть. Верно, что учения, составляющие эту теоретическую основу, не покажутся сразу рациональными или понятными тем, кто не знаком с предметом, но это справедливо для любого вида знания, которое имеет дело с проблемами неизвестной природы. Только от людей, которые глубоко задумались над этим вопросом и знакомы, по крайней мере, с элементарными учениями философии йоги, можно ожидать, что они оценят величественный и почти безупречный ход мыслей, лежащий в основе, казалось бы, непоследовательных концепций, рассматриваемых в Части IV. Поскольку в этом томе рассматривается множество сложных тем, между которыми, по-видимому, нет никакой связи, возможно, читателю будет легче понять ход мыслей, на котором основан весь том, если в начале будет дан краткий обзор всего тома. Это неизбежно влечет за собой повторение концепций, но такой краткий обзор, безусловно, поможет понять этот довольно глубокий аспект философии йоги. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Сутра 1: Перечисляет различные методы обретения сиддх. Из пяти методов, приведенных здесь, только последний, основанный на Самадхи, используется продвинутыми йогами в их работе, поскольку он основан на непосредственном знании высших законов природы и поэтому находится под полным контролем воли. Читатель, должно быть, заметил, что все сиддхи, описанные в предыдущей части, являются результатом выполнения Самьямы. Они являются продуктом эволюционного развития и, таким образом, обеспечивают господство над всей областью природных явлений. Сутра 2-3: Эти две сутры посвящены двум фундаментальным законам природы, которые управляют потоком явлений, составляющих мир Относительного. Понимание этих двух законов необходимо, если мы хотим составить правильное суждение о функциях и ограничениях сиддх. Читатель не должен думать, что йог может делать все, что ему вздумается, только потому, что он может добиться множества результатов, которые кажутся чудесными нашему ограниченному зрению. Йог также связан Законами Природы, и пока его сознание функционирует в сферах Природы, оно подчиняется законам, управляющим этими сферами. Он должен достичь освобождения из царства Пракрити, но он может сделать это, только подчиняясь и используя законы, которые там действуют. Сутра 4-6: Как и все остальные, йог приносит с собой из своих предыдущих жизней огромное количество склонностей и возможностей в форме карм и васан. Они существуют в довольно определенной форме которая должна быть отработана или уничтожена, прежде чем йог сможет достичь Кайвальи. Эти сутры указывают на эти индивидуальные средства иранспортировки, которые бывают двух видов: те, которые возникли в результате его эволюционного развития в течение последовательных жизней, и те, которые йог может создать силой своей воли. Прежде чем понять методы, используемые для разрушения карм и васан, нужно сначала узнать кое-что о ментальных механизмах, посредством которых функционируют эти тенденции. Сутры 7–11: Описывают modus operandi, посредством которого производятся впечатления от наших мыслей, желаний и действий, а затем развиваются в течение последующих жизней в ходе нашего эволюционного развития. Проблема для йога состоит в том, чтобы прекратить добавлять к этим накопленным впечатлениям, изучая технику Нискама Кармы и отсутствия желаний, и развивать уже приобретенные способности наиболее быстрым и эффективным способом. Разрушение более тонких или спящих васан в конечном итоге зависит от разрушения авидьи, причины привязанности к жизни. Сутры 12–22: После обсуждения средств выражения ума (читта) и сил (васан), которые вызывают постоянные преобразования (вритти) в этих средствах, Патанджали рассматривает теорию ментального восприятия, используя слово «ментальный» в самом широком смысле. По мнению Патанджали, в ментальном восприятии участвуют два совершенно разных типа элементов. С одной стороны, должно быть влияние объектов на ум через их характерные свойства, а с другой стороны, Вечный Пуруша должен озарить ум светом своего сознания. Если эти два условия не присутствуют одновременно, то не может быть никакого умственного восприятия, поскольку сам ум инертен и неспособен к восприятию. Именно Пуруша является истинным воспринимающим, хотя он всегда остается на заднем плане, и освещение ума светом Его сознания создает видимость того, что воспринимающим агентом является ум. Осознать этот факт можно только тогда, когда ум полностью превзойден, а сознание Пуруши сосредоточено в своей собственной Сварупе в полном осознании Реальности. Сутра 23: Проливает ясный свет на природу Читты и недвусмысленно показывает, что Патанджали использует слово Читта в его наиболее всеобъемлющей форме для восприятия на всех уровнях сознания, а не просто как вспомогательное средство для интеллектуального восприятия, как это обычно предполагается. Везде, где есть восприятие в относительной области Пракрити, должен быть агент, посредством которого это восприятие происходит, и этим агентом является Читта. Так что даже когда сознание работает на высших планах проявления, далеко за пределами плана интеллекта, есть средство, с помощью которого оно может работать, каким бы тонким ни было это средство, и это средство также называется Читта. Сутра 24-25: Эти две сутры описывают природу ограничений, от которых страдает жизнь, даже на высших планах проявления. Пуруша не только является в конечном итоге источником всякого восприятия, как утверждается в IV-18, но он также является движущей силой или причиной этой игры васан, которая постоянно активизирует ум. Именно ради него происходит весь этот долгий процесс эволюции, хотя он всегда остается скрытым на заднем плане. Из этого следует, что даже в самых возвышенных состояниях сознания, которых он может достичь на высших ступенях Йоги, Йог зависит от чего-то иного и отдельного, хотя это и находится внутри него. Он не может быть по-настоящему Самодостаточным и Самопросветляющим, пока не осознает Себя и не станет единым с Реальностью внутри себя. Осознание своих недостатков в достижении конечной цели, тем самым удерживающее его от возвышенного просветления и блаженства высшего царства, заставляет йога все глубже и глубже погружаться в себя ради Реальности, сознания Пуруши. Сутры 26–29 дают некоторое представление о борьбе на последних стадиях, перед достижением полной Самореализации. Эта борьба в конечном итоге достигает кульминации в Дхарма-Мегха-Самадхи, которая открывает врата к Реальности внутри него. Сутры 30–34 указывают лишь на некоторые последствия достижения Кайвальи и указывают на природу возвышенного состояния сознания и свободы от всех ограничений, в которых живет Пуруша, достигший полной Самореализации. Очевидно, что никто, кто не достиг Кайвальи, не может по-настоящему понять, что представляет собой это состояние. После этого краткого обзора Части IV нам теперь следует рассмотреть различные части по отдельности. В первой сутре Патанджали дает подробный список методов, с помощью которых можно обрести оккультные силы. Некоторые люди рождаются с определенными оккультными способностями, такими как ясновидение и так далее. Появление таких оккультных сил не является полностью случайным, а, как правило, является результатом практики йоги в той или иной форме в предыдущей жизни. Любые особые способности, которые мы приносим в жизнь, являются результатом усилий, которые мы приложили в этом конкретном направлении в предыдущих жизнях, и сиддхи не являются исключением из этого правила. Но тот факт, что человек практиковал йогу и развил эти способности в предыдущих жизнях, не обязательно означает, что он родится с этими способностями в этой жизни. Эти способности обычно приходится развивать заново в каждом последующем воплощении, если только человек не достиг очень высокого уровня развития в этом направлении и не принес с собой очень сильные самскары из предыдущих жизней. В этой связи необходимо также не забывать, что некоторые люди, чье нравственное и интеллектуальное развитие не находится на особенно высоком уровне, иногда рождаются с определенными нечистыми оккультными силами. Это связано с тем, что в более раннем возрасте они увлекались йогой, как объясняется в I-19. Слабые психические способности часто можно развить, употребляя определенные опьяняющие вещества. Многие факиры в Индии используют определенные травы, такие как ганджа, для развития ясновидения низшего порядка. Другие могут производить весьма заметные химические изменения, используя определенные опьяняющие вещества или травы, но те, кто знает эти секреты, обычно не делятся ими с другими. Само собой разумеется, что способности, приобретенные таким образом, не очень важны и должны быть отнесены к бесчисленным способностям, предоставленным в наше распоряжение современной наукой. Использование мантр является важным и мощным средством развития сиддхов, и сиддхи, развитые таким образом, могут быть наивысшего порядка. Потому что некоторые мантры, такие как Пранава (слово Аум) или Гаятри, приносят раскрытие сознания, и нет предела такому раскрытию. По мере того, как в результате таких практик достигаются более высокие уровни сознания, способности, присущие этим состояниям сознания, начинают проявляться естественным образом, хотя преданный ученик может и не использовать их. Помимо естественного развития Сиддхи таким образом, существуют специальные Мантры для достижения особых целей, и при сознательном и правильном использовании они приносят желаемые результаты с точностью научного эксперимента. Тантры полны таких мантр, позволяющих получить самые обычные, а порой и крайне сомнительные результаты. Причина, по которой среднестатистический человек не может достичь желаемых результатов, следуя инструкциям в книгах, заключается в том, что точные условия были намеренно опущены и их можно получить только от тех, кто регулярно проходил посвящение и развил эти способности. Конечно, истинный йог относится ко всем подобным практикам с презрением и не занимается ими. Тапас также является известным средством обретения сиддхов. Пураны полны историй о людях, которые обрели различные сиддхи, следуя строгому и суровому образу жизни и тем самым умилостивляя различных божеств. Эти истории могут быть правдой, а могут и нет, но то, что Тапас приводит к развитию определенных видов оккультных сил, хорошо известно всем, кто изучает Йогу. В этой связи важно то, что обретенные таким образом сиддхи имеют ограниченную природу и не сохраняются дольше одной жизни, если только они не являются результатом общего раскрытия сознания посредством практики йоги. И часто случается, что человек, обретший такую Сиддхи, злоупотребляет ею, поскольку он нравственно и духовно неразвит, и поэтому не только теряет силу, но и навлекает на себя много страданий и плохой кармы. Последним и наиболее важным средством развития сиддх является практика Самьямы. Большая часть Части III посвящена некоторым Сиддхи, которые можно развить таким образом. Список упомянутых там сиддхов не является исчерпывающим; Упоминаются только самые важные из них. Их можно считать представителями лишь почти бесчисленное множество из них упоминается в литературе по йоге. Однако в этой связи следует иметь в виду одно обстоятельство. Сиддхи, развиваемые в результате практики Самьямы, относятся к другой категории и намного превосходят те, которые развиваются другими способами. Они являются продуктом естественного раскрытия сознания в его эволюции к совершенству и, таким образом, становятся постоянным достоянием души, хотя в каждом новом воплощении могут потребоваться усилия для их возрождения на ранних стадиях обучения йоге. Поскольку они основаны на высших законах природы, действующих в более тонких сферах, их можно практиковать с полной уверенностью и эффективностью, так же как обученный физик может добиться выдающихся результатов в области физики. __________________ <Приятно сознавать, как два Мира соединяются на глазах Человечества> | ||
![]() |
|
Анайка |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Анайка |
Найти все темы Анайка |
Найти все сообщения Анайка |
Найти все сообщения Анайка в этой теме |
Читать дневник |