Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,456 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Заметьте так же, что некоторые переводчики и комментаторы пропустили сутру 16, о сомнениях в том, может ли предмет существовать только в воображении ума. Поэтому нумерация сутр в дальнейшем немного расходится. В скобках я буду писать нумерацию, соответствующую классической йоге. Десикачара Цитата: 4-12 atitanagatam svarupato 'styadhvabhedaddharmanam Все, что произойдет в будущем или произошло в прошлом, пребывает в латентном состоянии. Прошлое не исчезает. Будущее обязательно наступит. Сущность того, что исчезло, так же как и того, что может появиться, всегда существует. Проявятся они или нет, зависит от направления изменения. Патанджали вновь акцентирует внимание на том, что ничто не может быть уничтожено. Все, что было заменено в процессе изменений, остается в латентном состоянии. 4-13 te vyaktasuksma gunatmanah Проявление конкретных характеристик зависит от изменений трех качеств. Три качества – это инертность, активность и ясность. Все прочие характеристики являются просто комбинациями этих трех основных, составляющих суть всего (сутра 2-18 ). 4-14 parinamaikatvadvastutattvam Текущие характеристики субстанции в действительности определяются соотношением трех качеств в конкретный момент времени. Изменение является непрерывным процессом, основанным на многих факторах (сутры 3-9...3-12). Требуемое изменение в объекте и в разуме может быть достигнуто знанием возможных комбинаций этих трех свойств и того, что на них может повлиять. 4-15 vastusamye cittabhedattayorvibhaktah panthah Но являются ли характеристики, воспринимаемые отдельным наблюдателем, реальными? Характеристики объекта проявляются по-разному в зависимости от различных ментальных состояний наблюдателя. Это применимо как к одному наблюдателю с различными состояниями разума в разное время, так и к нескольким наблюдателям с различными состояниями разума, наблюдающими за объектом в одно и то же время. Так, индийский храм – это место молитвы для истинных верующих, произведение архитектуры для туристов, место выпрашивания подаяний для нищих и место насмешек для атеиста. 4-16 nа caikacittatantram cedvastu tadapramanakam tada kim syat Разве это не вызывает сомнений в реальности любого объекта? Может ли объект существовать только в воображении индивидуума, не существуя независимо от него? Если бы объекты были только концепциями конкретного индивидуального разума, тогда существовали ли бы они в отсутствие восприятия им? Патанджали задает риторический вопрос. Ответ очевиден. Существование объекта не может зависеть только от наблюдений конкретного индивидуума. Река не перестает течь из-за того, что никто на нее не смотрит. 4-17 taduparagapeksitvaccittasya vastu jnatajnatam От чего зависит восприятие объекта? Воспринимаемость объекта индивидуумом зависит и от доступности объекта, и от мотивации индивидуума, Объект должен существовать. Он должен быть наблюдаем, и он должен побуждать в наблюдателе желание видеть его. | Загуменного Цитата: 12. Прошлое и будущее существуют в своей собственной природе (сварупа), различия [лишь] в проявлении дхарм. Вещи прошлые и будущие (в том числе васаны) так же реальны, как и те, которые существуют в настоящем времени, но они существуют в иных формах (дхарма). 13. Они "проявлены" или тонки [и обладают] природой гун. Слово "они" относится к дхармам. Проявленность характеристика вещей в настоящем времени, тонкость – их характеристика в прошлом и будущем. По и то, и другое лежит в области действия гун. 14. Вследствие единства в изменениях – единство вещей. Все три гуны в каждом своем проявлении действуют совместно. Поэтому каждая из вещей, хотя и "составлена" из гун, существует как нечто единое. 15. [Хотя] вещь [сама по себе] одна и та же, вследствие различия умов – различны способы их восприятия [этой вещи]. Вещь (васту) – одна и та же, тождественна самой себе, но различно отражается в разных умах. И вещь не зависит от одного ума, ибо что было бы в этом случае с вещью, если бы она не познавалась умом? Таким образом, вещи (объекты) существуют самостоятельно, независимо от того, познаются они или нет. 16(17). Вещь познаваема или не познаваема умом в зависимости от воздействия [или невоздействия] на него. Вещи действуют на ум, как магнит на железо: они как бы притягивают его и влияют на него посредством индрий. В результате ум подвергается видоизменениям, и вещь становится познанной, т.е. отраженной в уме. | Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 12(4) Прошлое и Будущее существуют в из природе; поскольку различие существует благодаря различию в условии свойств. 13(4) Они "проявлены" (вьякта) и "тонкие", и являются природой Атрибутов (гуна). 14(4) От единства модификации (паринама) вытекает единство вещи (васту-таттва). 15(4) Чем больше существует различие в познании, даже когда объект (познан) такое же, - причина двух (Познание и Объект) должна быть разной. 16(4) Объект (васту) не зависит от одного Ума (Познания) (эка-читта-тантра); (поскольку) что должно быть, когда не будет средств познания его? 17(4) Вещь является или известной, или неизвестной - в последовательности Ума, имеющего необходимость быть слегка окрашенным ею. | Свенссона Цитата: 12(4) Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств. 13(4) Они (состояния свойств), проявившиеся или нет, имеют природу качеств (гун). 14(4) Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы). 15(4) Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты). 16(4) И если объект, зависящий от одного – единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать? 17(4) Объект узнаётся или не узнаётся умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет. | Фалькова Цитата: 12(4) Прошлое и будущее существует в своей собственной природе, качества же имеют разные пути. 13(4) Принадлежа к природе Гун, они бывают выражены или едва намечены. 14(4) Единство видоизменений приводит мыслей. 15(4) При тождественности условий желания различаются в зависимости от уровня интеллекта. (17)16(4) Вещи узнаются или не узнаются в зависимости от окраски интеллектом. (18 )17(4) Мысли могут быть различны, состояние же сознания заранее обусловленно. | Свами Сатьянанда Сарасвати  Сутра 12: Прошлое и будущее существуют 12(4)Прошлое и будущее существуют в их собственной форме благодаря различию путей. Мировой процесс в терминах времени — это прошлое, настоящее и будущее. Этот мир имеет различные состояния в форме событий и процессов. То, что есть сегодня, станет происшедшим вчера, а через какое-то время случившимся в далеком прошлом. Это сегодня будет существовать [завтра] и будет продолжать существовать даже год спустя, но оно будет существовать не в настоящем. Оно будет существовать в прошлом. В то же время мир, который еще не наступил — мир будущего времени, уже существует [сегодня]. Спустя день или два, или через несколько лет будущее станет миром настоящего, а затем — миром прошлого. Итак, мы подошли к тому, что мир существует в прошлом, в настоящем так же, как и в будущем. Прошлое, настоящее и будущее существуют в их собственной реальной форме. Они не искажаются, между ними отсутствует путаница; не происходит их смешения, и они не теряются. Не теряется ни их существенная форма, ни их идентичность. Существуют люди, которые в состоянии проникать в тот мир времени, который называется будущим. Они становятся предсказателями и говорят, что должно наступить. Таким образом, в этой сутре говорится, что мир времени в форме прошлого и будущего можно считать [существующим] раздельно. Это классическая точка зрения философии йоги. Существенная форма мира времени — это вопрос для дискуссии. Что более важно, это различие в присущих качествах. Существует два пути [толкования мира]: один — это предопределенность [детерминированность], другой — [наличие в мире] свободной воли. Детерминированный процесс подобен проектированию фильма на экран. Будет проектироваться только то, что содержится в фильме; не может проектироваться что-нибудь еще. Другой путь — это путь свободной воли. [Согласно ему], из происходящего существует много того, что может изменяться в соответствии с нашей волей. Из-за различия этих двух путей существует различие в присущих [пространственно-временным состояниям] качествах. (1) Прошлое и будущее остаются различными [по своей природе]. (2) Это [различие] может быть преодолено. В соответствии с йогой, все происходящее абсолютно предопределено в пространстве и времени. Все происходит подобно фильму, проектируемому на экран, но существует различие в присущих им [пространственновременным состояниям] качествах (дхармах). Это различие имеет место благодаря различию путей, а различные пути — это то, что мы называем предопределенностью и свободой воли. Если обсуждать предопределенность, будущее становится настоящим, настоящее становится прошлым. Вы не изменяете их, вы не можете сделать это, потому что это за пределами ваших сил. Согласно второму подходу, будущее также становится настоящим, а настоящее — прошлым, но в каждый момент вами совершается изменение, потому что вы обладаете возможностью менять их. У вас имеется способность знать секрет мира времени. Сутра 13: Фактор существования 13(4)Проявляются или не проявляются, они [обладают] природой гун. «Они» здесь означает неотъемлемые качества мира времени (дхармы). Эти дхармы бывают явными в форме настоящего или неявными в форме прошлого или будущего. Они [прошлое, настоящее и будущее] представляют собой не только события, но они есть различные комбинации дхарм и объектов, которые вы воспринимаете и которые пропитаны тремя гунами, а именно: саттвой, раджа- сом и тамасом. Гуны — это фундаментальный принцип как в личности, так и в космосе. Они соединяются в различных пропорциях и таким образом дают начало объектам, [существующим] в мире. Итак, явные качества и неявные состояния мира происходят от трех гун. Следует понимать, что время — такая же важная часть мира, как и объект. Обычно считается, что мир — это просто творение, [содержащее] материальные, ментальные и духовные объекты. Но мир включает в себя и такой фактор, как время. Сутра полностью проясняет суть вопроса, говоря, что дхармы не есть просто плод воображения, но они обладают определенным существованием, поскольку созданы из трех гун. Понять временной процесс мира и выйти за его пределы можно тогда, когда в личности или в космосе уничтожаются гуны. Сутра 14: Сущность объекта 14(4)Объект обладает сущностью благодаря уникальности преобразования гун. Гуны подвержены процессу преобразования, и это преобразование обладает особенностью и уникальностью. Ментальное восприятие в обычной жизни происходит благодаря уникальности преобразования трех гун. Три гуны, которые являются частью пракрити, испытывают преобразование от авьякты к вьякте — от неявного к явному. Три гуны не только производят материю, управляют ей, но и делают [вещи] отличающимися друг от друга. Гуны создают органические, неорганические, физические, ментальные, психические, а также астральные сферы [проявления] вселенной. Очень трудно создать [точную] метафизическую концепцию; для этого необходимо обладать знанием трех гун. Это [преобразование гун] — такой тонкий процесс, внутри которого создается структура времени и пространства. Естественно, Патанджали принимает уникальность преобразования гун. Благодаря уникальности преобразования возникают различные комбинации гун, вследствие чего результатом являются различные объекты, грубые, а также и тонкие. Это абсолютно уникальное преобразование. Благодаря этой уникальности преобразования объект обладает реальностью как неотъемлемым [качеством] трех гун. Сутра 15: Теория восприятия 15(4)Вследствие самотождественности объекта и отличия [состояний] ума их пути [существования]раздельны. Эта сутра объясняет йогическую теорию восприятия. Даже если объект один, его восприятие отличается в соответствии с различием читты. Один и тот же объект в различное время воспринимается по-разному из-за различия в ментальном состоянии или инструменте познания. Объект может быть один, но во времени выглядит различным образом, благодаря различию в степени познавательной способности. Это особое различие в последовательности [состояний] читты ответственно за различие в восприятии. Сутра 16: Ум и объект 16(4)Объект восприятия не зависит от читты; что бы произошло с объектом, когда бы не было средства познания? [Хотя] восприятие объекта происходит при посредничестве индрий, он не зависит от какого-то одного ума или одной познавательной формы читты. Если бы это было так, тогда в отсутствии этого средства познания познание не продолжалось бы [другим умом]. На этот счет имеются две теории. Теория идеализма отрицает само существование мира. Теория реализма [утверждает], что мир существует в объективной форме так, как мы его видим. Веданта — идеалистическая школа философии, тогда как чарвака — реалистическая. По всей видимости, йога занимает среднее положение. Она не лишена более высокой стороны, [идеи] воспринимаемого мира, но также не лишена и объективной стороны. Она верит как в существование объектов, так и в более высокое существование [идеи]. Поэтому, даже когда читта удаляется [от объектов], мир будет продолжать существовать, потому что мир как целое существует в материи, в уме, в индриях, во времени и в пространстве. Объект не зависит от [какого-либо] одного ума. Это означает, что феноменальный мир субъективен [по отношению] к каждому уму, но он не исчезает, когда кто-то достигает кайвальи. Он продолжается для других людей, которые еще не достигли освобождения. Если вы думаете, что объект восприятия зависит от ума, который уничтожен, тогда можно спросить, что происходит с объектом восприятия, когда он [больше] не познается этим умом? Ответ состоит в том, что объект продолжает существовать для других людей. Сутра 17: Отражение объекта 17(4)Уму для познания объекта требуется его отражение. Уму для познания объекта требуется его отражение, после чего происходит познание только этого объекта. До тех пор, пока объект понимания не отразится в читте, она не имеет знания или познания этого особого объекта. Если объект предстает перед читтой, но отражения не происходит, тогда не будет знания; познания не будет, даже если объект и читта находятся в непосредственной близости. Более того, знание объекта не возникает просто потому, что объект присутствует. Знание имеет место только тогда, когда имеется отражение объекта в читте. Таким образом, смысл этой сутры в том, что объект познается или не познается в соответствии с тем, присутствует или отсутствует отражение объекта в уме. Джадж Цитата: 12. Прошлое и грядущее не сводятся к небытию, поскольку соотношения свойств отличаются друг от друга. 13. Объекты, тонкие или не тонкие, состоят из трёх качеств. «Три качества» – это саттва, раджас, тамас или истина, активность и тьма: истина соответствует свету и радости, активность – страсти, а тьма – злу, инертности, безразличию, лени, смерти. Все проявленные объекты состоят из этих трёх качеств. 14. Единство вещей проистекает из единства модификаций. 15. Познание отличается от объекта, поскольку существует разное мыслительное восприятие среди наблюдателей одного объекта. 16(17). Объект познаётся или не познаётся умом в зависимости от того, окрашивается или не окрашивается он объектом, затрагивается или не затрагивается им. | Таймини Цитата: Сутры 12-22. После разговора о проводниках восприятия (Citta) и силах (Vasanas), осуществляющих непрерывные трансформации (Vrttis) в этих проводниках, Патанджали обсуждает теорию ментального восприятия, используя слово «ментального» в самом широком его смысле. В соответствии с этой теорией, два совершенно различного вида элемента включены в ментальное восприятие. С одной стороны, должно быть столкновение объекта и восприятия с их характерными свойствами, а с другой стороны, необходим внутренний Purusa, освещающий восприятие светом сознания. Если оба эти условия не присутствуют одновременно, то не может быть ментального восприятия, потому что восприятие само по себе инертно. Purusa является реально воспринимающим, хотя остается на заднем плане; он освещает процесс восприятия светом своего сознания, что создает впечатление самостоятельности восприятия. Этот факт может быть действительнопонят, только когда желание уже будет полностью преодолено и сознание установится в своем собственном Svarupa с полным контролем реальности. 12. Прошлое и будущее существуют в их собственной (реальной) форме. Различие Dharmas или условий являются следствием различных путей.* * Прошлое – память (желания), будущее – закономерные следствия. 13. Они, проявленные или непроявленные, имеют природу Gunas 14. Суть объекта заключается в уникальности видоизменения (Citta-Vrtti).* * То есть способа восприятия. 15. Объект является тем же, различие существует в восприятии его различными путями. 16. Объект не зависит от единственного способа восприятия. Что с ним произойдет, если он не будет познаваться через восприятие? 17. В зависимости от того, окрашивается или не окрашивается восприятие объектом, он является известным или не известным. | Последний раз редактировалось Diotima, 17.12.2024 в 12:46. |