Старый 13.12.2024, 11:29   #293
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,457
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Тема сознания и переноса сознания продолжается в следующих сутрах. Вот здесь дается намек на ту линию родовую, откуда «растут ноги» у сознаний, т.е. что является тем семенем, из которого в любом атоме, даже материальном со временем рождается сознание, не говоря уж о телах и объектах в физическом мире. И это есть сознание «Я», то самое глубинное субъективное нечто ( под названием Дух), о существовании которого должен узнать всякий стремящийся в йоги.

Классическая йога
Цитата:
4. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.

Опираясь только на самость как [порождающую] причину со¬знания, [йогин] и создает [магически] сотворенные сознания 1. Поэтому [все магическим образом сотворенные тела] обладают [отдельными] сознаниями.

комментарий переводчиков4.1. В санскритском тексте nirmanachittani. Как объясняет Вачаспати Мишра, "каждое тело, до тех пор пока оно живет (yavajjivacchariram), неразрывно связано (anvitam) с тем или иным сознанием, например тела Чайтры, Майтры и прочих. Точно так же и магически сотворенные тела (nirmanakaya). Таким образом установлено, что каждое из таких тел также обладает своим манасом" [TV IV, 4, с. 179-180].

5. При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое направляет [действие] многих, одно.

— Каким образом деятельность многих [отдельных] сознаний определяется целью [лишь] одного сознания?
— [Йогин] сотворяет одно сознание, которым и направляется [действие] многих сознаний. Отсюда разнообразие [их] деятельности.

6. Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.

Сотворенное сознание — пяти видов, поскольку совершенные способности возникают благодаря [соответствующей] форме рождения, лекарственным снадобьям, мантрам, практике аскетизма и йогическому сосредоточению. Из них только то сознание, которое порождено йогическим сосредоточением, единственно не оставляет скрытых следов [аффективности] 1. Лишь в нем отсутствуют бес¬сознательные впечатления, вызывающие активное проявление вле¬чения и прочие [аффекты]. Оно не связано ни с добродетелью, ни с грехом, ибо йогин избавлен от аффективности. У других, однако, существует скрытый след кармы.
Отсюда

комментарий переводчиков 6.1. В санскритском тексте anashayam, т.е. сознание, которое не содержит аффектов в дремлющем состоянии и потому не выступает побудителем кармически окрашенной деятельности.
Вивеканада
Цитата:
4. Эгоизм — единственная причина для «сотворенных умов».
Согласно теории кармы, мы расплачиваемся за наши добрые и дурные дела, смысл же философии в том, чтобы раскрыть величие человека. Все священные книги воспевают величие человека, величие его души, но тут же напоминают о его карме: плодом доброго деяния будет одно, плодом дурного — другое. Возникает вопрос: если хороший или плохой поступок может воздействовать на человеческую душу, то в чем величие души? Дурные дела воздвигают преграду проявлению природы пуруши, добрые — устраняют преграды, и величие пуруши обнаруживается. Сам же пуруша неизменен. Что бы вы ни делали, вы не в силах умалить свое величие, свое собственное естество, ибо душа не поддается воздействиям, воздействовать можно только на покрывало, скрывающее ее совершенство.
Желая побыстрее исчерпать свою карму, йог создает кайя-вьюхи, гроздья тел, через каждое из которых идет эта работа. Эгоизм йога наделяет каждое тело «сотворенным умом», в отличие от изначального ума.
5. Хотя каждый из «сотворенных умов» действует на свой лад, они все управляются изначальным умом.
Кайя-вьюха — это гроздь «сотворенных тел», в которых действуют «сотворенные умы». Дело в том, что вещество и ум похожи на кладовые с неисчерпаемым содержимым. Став йогом, человек получает доступ к ним. Собственно говоря, человек просто забыл, как пользоваться кладовыми, став же йогом, вспомнил. После этого человек может делать, что ему угодно. Материалом для «сотворенных умов» служит то же, из чего состоит макрокосм. Материя и ум есть два разных аспекта одного и того же явления. Материал, из которого йог творит умы и тела,— это асмита, эгоизм, бытие в тонком состоянии. Получив доступ к природной энергии, йог из вещества, известного как эгоизм, может сотворить любое количество тел и умов.
: 6. Лишь та читта свободна от желаний, которая достигла самадхи.
У разных людей и умы разные, но выше всех тот, который испытал самадхи — совершенное сосредоточение.
Человек, развивший в себе определенные способности при помощи медицинских препаратов, или слов, или воздержания, не свободен от желаний. Свободен от всех желаний только тот, кто сосредоточением достиг самадхи.
Мишра


Десикачара

Загуменного

Цитата:
4. Сотворенные умы – лишь в результате "эго" (асмита).
5. Один ум управляет [одновременно] многими [сотворенными им умами], несмотря на различия в их деятельности.
Йогин может создавать тела, которые управляются искусственно созданными им же умами (нирмана-читтани).
6. При этом [умы], рожденные медитацией (дхьяна), лишены вместилища [самскар].
"Медитация" здесь означает самадхи (см. IV, Г). Умы, сотворенные в результате медитации, а не с помощью врожденных способностей, зелья, мантр, тапаса (IV, I), лишены самскар, и поэтому карма йогина распределяется на них, не связывая его самого.
Перевод Сэра Ганганатха Джха
Цитата:
4(4) Созданные (сотворённые) Умы (нирмана читта) проистекают от одного Эгоизма (асмита).
5(4) Один (Ум) - это то, что побуждает к разной деятельности нескольких (Умов).
6(4) (Из пяти Совершенств, описанных в Сутре 1, одно "порождено Союзом" без остатка (осадка).
Свенссона
Цитата:
4(4) Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
5(4) Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.
6(4) Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
Фалькова
Цитата:
4(4) Интеллект же появился из чувства исключительности.
5(4) И хотя разные сознания отличаются друг от друга, в основе их лежит одно-единственное сознание.
6(4) Которое родилось из-за принятия внешних впечатлений.
Свами Сатьянанда Сарасвати

Джадж
Цитата:
4. Умы, действующие в различных телах, которые добровольно принимает аскет, являются продуктом только его эгоизма.

5. Для различных видов деятельности этих умов в разных телах движущей силой является ум аскета.
6. Среди умов, различно сложенных, из-за [особенностей] рождения, трав, заклинаний, покаяния или медитации, только ум сложенный медитацией являет возможность основных умственных отложений от трудов.
Афоризм применим ко всем классам людей, а не только к телам, занимаемым аскетами; и всегда необходимо иметь в виду учение философии о том, что любая жизнь оставляет в эго мыслительные отложения, формирующие основу, на которую потом накладываются отложения других жизней.
Таймини
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх