Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,456 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Загуменного Цитата: IV. ГЛАВА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ 1. Сверхъестественные силы приобретаются от рождения, зельем, мантрами, тапасом и посредством самадхи. Сверхъестественные силы (сиддхи) описывались в третьей главе. Они могут быть приобретены не только с помощью самьямы (III, 4, кульминацией которого является сампраджнята-самадхи, но и другими средствами, упоминаемыми в этой главе. Однако зельем, т.е. наркотиками, они приобретаются в обиталищах демонов (асуры) . 2. Переход в другое существование (джати) вследстствие "переполнения", связанного с материальными факторами (пракрити). 3. Материальные факторы (пракритинам) не приводятся в действие причинами [в форме добрых или злых дел], но вследствие устранения препятствий, [их действие] подобно [действиям] земледельца, [устраняющего преграду на пути потока, который далее течет уж сам собой] . | Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 1(4) "Совершенства" порождаются Рождением, Медицинскими Эликсирами, Заклинаниями, Аскетизмом и Союзом (Джанма, Ошадхи, Мантра, Тапас, Самадхи). 2 (4) (Когда тела одного вида превращаются в тела другого вида), имеет место превращение в другого, которое осуществляется благодаря превращению составных частей. 3(4) Принадлежности не могут привести составные части в активность; отсюда вытекает разрушение препятствий; как в случае с земледельцем. | Свенссона Цитата: 1(4) Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи. 2(4) Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы). 3(4) Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем. | Фалькова Цитата: 1(4) Силы Сиддхи или даются от рождения, или приобретаются лекарствами, воздержанием и Самадхи. 2(4) Переходы из одного вида в другой совершаются через восполнение природой. 3(4) Никакое действие не является причиной изменений природы, оно только устраняет препятствия на пути естественного развития подобно садовнику [который сам не делает плоды, а поливает корни, предоставляя остальное природе]. | Свами Сатьянанда Сарасвати  КАЙВАЛЬЯ ПАДА (34 сутры) Сутра 1: Источники сиддх 1(4)Сиддхи возникают от рождения, [использования] трав, мантр, подвижничества или самадхи. Психические силы могут быть получены пятью путями. Существуют люди, которые рождены с определенными силами, такими, как, [например], телепатия. Это проявление сил, полученных в результате садханы, которая выполнялась в предыдущих рождениях. Это ясно объясняется в Бхагавадгите. Там говорится, что когда садхака через садхану чего-то достигает и умирает, в следующем рождении он получает это в готовом виде в некоей накопленной форме и начинает двигаться дальше с этой точки. Такие личности рождаются с определенными духовными качествами. Для того чтобы их получить в настоящем рождении, им не нужно делать какую- либо садхану. Хороший пример этому — Шанкарачарья. В возрасте восьми лет он отрекся от мира и написал удивительные комментарии на священные писания. Он разрушил империю буддизма в Индии как раз перед тем, как ему исполнилось 32 года. Другой мальчик, которого звали Джнянешвар, умер в еще более раннем возрасте; он выполнял огромную духовную работу и стал освобожденным. Это происходит не случайно, а благодаря самскарам, накопленным в предыдущем рождении. Сиддхи могут быть также от использования трав, к числу которых не должны относиться вещества, подобные LSD и гандже, так как они вызывают болезни и нервные расстройства. Эти снадобья являются причиной угнетения определенных нервных центров и вызывают эффекты, подобные самадхи, но более низкого типа и поэтому не должны причисляться к травам, вызывающим сиддхи. Традиционно аушадхи означает сок определенных трав, таких, как анджана, расаяна и т. д., но это не LSD и не ганджа. Метод их приготовления известен только нескольким людям, обладающим [великой] ответственностью. Эти травы вызывают супраментальное состояние сознания. Они произрастают в Гималаях и больше нигде. Влияние этих трав может контролироваться [только] через более высокие ментальные проявления. Существуют определенные препараты из ртути, которые имеют огромное значение [в медицине] и используются для [исцеления] тела, но они не должны причисляться к травам, [вызывающим сиддхи], имея в виду их свойства и требования йоги. Третий путь обретения сиддх — посредством мантр. Это очень великие сиддхи высшего духовного свойства. Мантры — это очень мощное средство развития духовных сил. Этот путь принадлежит к методам очень высокого порядка. Сиддхи. полученные с рождения или посредством аушадхи, трудно удерживать в руках или контролировать. Важность сиддх, полученных с помощью мантр, заключается в том, что они могут развиваться посредством воли путем полностью сознательного усилия. В распоряжении имеется много мантр, и в тантра шастре содержится научный подход к их постижению. Мантра раскрывает скрытые духовные, психические и оккультные способности. Четвертое средство обретения йогических сил — это аскетизм, но наиболее важным и высшим средством для развития сиддх является самьяма или самадхи. И это уже в деталях нами обсуждалось. Сутра 2: Фундаментальное преобразование 2(4)Восполнением природной возможности происходит преобразование от одной сущности (или рождения) к другой. Здесь описывается логика процесса, с помощью которого может увеличиваться скорость реализации естественных предрасположенностей. В результате обычный ум получает внезапный скачок в сверх обычное состояние. Это происходит путем компенсации и восполнения в законах природы различий [в линиях развития сущностей] . (Имеются в виду различие между реализующейся линией развития своей сущности и некоей желаемой линией. (Прим. пер.)) Например, кто-то рождается как человек, другой — как животное, третий — как растение и т.д. Здесь слово джати означает сущностную группу, к которой принадлежит существо. Изменение в джати включает фундаментальное преобразование в существе. Когда вода превращается в лед или пар, или когда украшение из золота превращается в другое украшение, это не является фундаментальным преобразованием. Но если бы ум, полный авидьи, клеш и загрязнений, превратился бы в чистое сознание, это означало бы фундаментальное изменение или джатьянтара паринаму. Пракрити означает природу, неотъемлемую дхарму, а апурат означает компенсирование. Таким образом, пракрити апурат означает восполнение пробела в природе. Например, когда дерево кладется в огонь и сгорает до золы, эта джатьянтара паринама есть результат пракритьяпурата. Здесь имеет место полное преобразование формы и природы. В то же время, если положить в огонь кирпич, он не претерпит фундаментальное преобразование; он только изменит свой цвет и крепость. Фундаментальное изменение не вызывается извне. Оно должно быть присущим материи. Например, ум может развиться в сверхсознание только потому, что самость или атман уже там присутствует. Нужно только, чтобы была удалена авидья. Таким образом, развитие сверхсознания внутренне присуще природе ума. Потенциальность [преобразования] должна присутствовать в сущности, и только затем может произойти фундаментальное изменение. Изменение от авидьи к чистому знанию может потребовать много рождений. Для этого должен быть некий закон, решающий эту проблему, — процесс переселения [душ]. Механизмом, который ответственен за быстрое продвижение пракрити с тем, чтобы вызвать джатьянтара паринаму, являются самскары . (Речь идет о способности непосредственно воздействовать на структуры сущностного уровня, когда «замещаются» неблагоприятные самскары и «создаются» отсутствующие. Таким образом «конструируется» благоприятная линия развития своей сущности в соответствии с законами природы. (Прим. пер.)) Если вы знаете, как ускорить процесс эволюции, например от собаки к слону, тогда это может быть вызвано через меньшее число рождений или даже это может произойти в следующем рождении. Закон, который решает задачу преобразования в сущности фундаментального порядка, называется пракритьяпурат — восполнение пракрити. Сутра 3: Инструментальная причина 3(4)Инструментальная причина не приводит в действие различные природные механизмы (natures), а только удаляет помехи подобно крестьянину. Различные садханы и методы обретения сиддх не являются реальной причиной, а лишь инструментальной причиной, пробуждающей потенциальность [т.е. реальную причину]. Никакая садхана или духовная практика не может создавать прямой эффект. Преобразование, вызываемое ими, происходит не напрямую, а путем создания определенных условий [для действия] пракрити. Точно как крестьянин, орошающий поле, удаляет помехи и вода сама течет по каналам, так же различные садханы убирают помехи на пути пракрити, после чего пракрити делает оставшуюся работу сама. Садханы работают исключительно не напрямую. Духовная практика вызывает преобразование в порядке [функционирования] сознания или читты. Сначала должны быть удалены помехи, которые препятствуют сознанию посмотреть на свою истинную природу и реальность, и садханы являются средством для этой цели. Шанкарачарья говорит в своем комментарии на Веданта сутру, что индивидуальное сознание имеет три недостатка, а именно: 1) загрязнение; 2) колебание; 1) неведение истины. Терминологически они называются мала, викшепа и аварана. Для их удаления используются различные методы. Например, загрязнения ума удаляются с помошью бхакти или любви к Богу. Колебание ума исправляется посредством концентрации, а конечное знание обретается через чистое осознание. Карма йога, бхакти йога или джняна йога не могут дать мукти непосредственно. Они действуют не напрямую. Они только удаляют помехи на пути пракрити. Именно в этом контексте следует понимать эту сутру. Если в реализации имеется некоторая задержка, это происходит из-за помех. Чтобы удалить помехи, следует с энергией и серьезностью продолжать духовные практики. Когда вы удаляете перемычку из водного канала, вода течет автоматически, потому что такова природа воды течь к более низкому уровню. Подобным образом в природе пракрити [заложено] творить опыт для пуруши и вызывать состояние освобождения. Помехи на этом пути пракрити удаляются с помощью садханы. Таким образом, все виды садханы являются инструментальными [причинами]. Они не вызывают реализацию напрямую. Они составляют очень мощные методы удаления загрязнений с пути следования сознания и создания свободного прохода с тем, чтобы божественная природа действовала беспрепятственно. Джадж Цитата: Книга 4. Сущность обособленности 1. Совершенство тела или сверхъестественные способности бывают прирождёнными или результатом применения сильнодействующих трав, заклинаний или в результате покаяния и медитаций. Единственной причиной долговременного совершенства является медитация, практикуемая в воплощениях, предшествующих тому, в котором совершенство проявляется, поскольку прирождённое совершенство, такое как способность птиц летать, – непостоянно, как и совершенство, которое вызывается заклинаниями, эликсирами и пр. Но когда медитация проникает внутрь, она влияет на все воплощения. Из этого также должно следовать, что медитация на зло приведёт к совершенству во зле. 2. Переход человека в другой класс существ (например, в класс небесных существ) осуществляется путём перенесения природы. Это намекает на допускаемую индусами возможность превращения человека в одного из дэвов, или небесных существ, посредством аскезы и медитации. 3. Некоторые достоинства, дела и практики называются «редкими», потому что они не вызывают существенного изменения природы; но они эффективны для устранения препятствий на пути прежних достоинств, как в случае с земледельцем, который устраняет препятствия на пути оросительного потока, чтобы он тёк дальше. Это помогает лучше объяснить афоризм 2, показывая, что в любом воплощении определённые практики [например, ранее изложенные] устранят затемнения прошлой кармы человека, на которых эта карма проявится; тогда как, если бы практики не выполнялись, результат прошлой медитации мог бы быть отложен до следующей жизни. | Таймини  КАЙВАЛЬЯ ПАДА IV Раздел Йога-Сутр дает теоретическое обоснование техник Йоги, описанных в предыдущих Разделах. Здесь обсуждены основные вопросы, составляющие интегральную часть Йогической философии, которые нужно хорошо усвоить, чтобы сформировать рациональную базу для практики Йоги. Практика Йоги это не блуждание в Неизвестности ради достижении неопределенного духовного идеала. Йога – это Наука, основанная на доведѐнных до совершенства точных способах достижения пока недоступных, но обозначенных целей. Она учитывает все факторы, которые необходимы для достижения цели и обеспечивают совершенно понятное философское основание для практики, являющейся ее основной частью. Правда, доктрина, составляющая теоретическое обоснование, не кажется рациональной или понятной человеку, не знакомому с этим предметом, но подобное имеет место в любой сфере знаний, имеющей дело с неизведанным. Только те, кто достаточно долго изучал этот вопрос и, по меньшей мере, знаком с базовыми основами Йогической философии, могут рассчитывать на то, чтобы понять основную и практически безупречную логическую линию, лежащую в основе очевидно не связанных тем, обсуждаемых в Разделе IV. Поскольку этот раздел включает много различных тем, которые кажутся непоследовательными, краткий обзор, возможно, поможет ученику ухватить нить рассуждения, если обзор будет дан в начале. При этом не избежать повторения некоторых идей, но подобного рода обзор определѐнно поможет пониманию этого трудного аспекта Йогической философии. * Мы (составители) даем сами Сутры после их краткого обзора И. К. Таймни для правильного понимания самого Раздела IV. По этой же причине многие Сутры нами переведены без комментариев или с небольшими пояснениями. Синопсис (краткий обзор). Сутра I. Здесь перечислены различные методы достижения Siddhis. Из пяти перечисленных методов только последний, основывающийся на Samadhi, используется продвинутыми Йогами в своей работе, поскольку он является следствием непосредственного знания высших Естественных законов и поэтому находится под полным контролем воли. Ученик должен заметить, что все Siddhis, описанные в предыдущем Разделе, являются результатом осуществления Samyama. Это продукт постепенного развития, что дает способность овладеть всем спектром естественных феноменов. 1. Siddhis являются результатом рождения, использования препаратов, Mantras, следствием аскезы или Samadhi. В первой Сутре Патанджали дает исчерпывающий перечень методов, с помощью которых могут быть достигнуты оккультные силы. Некоторые люди рождаются с определенными оккультными силами, такими как ясновидение и др. Возникновение таких способностей не так уж случайно, а является закономерным результатом практики Йоги в какой-либо из ее форм в предыдущих жизнях. Все специфические способности, которые мы приносим с собой в какую-либо жизнь, - это результат усилий в определенном направлении в предыдущих жизнях, и Siddhis не являются исключением из этого правила. Но личность, практиковавшая Йогу и развивавшая эти силы в предыдущей жизни, не обязательно родится с такими же способностями в следующей. Они обычно должны развиваться снова в каждой следующей инкарнации, до тех пор, пока индивидуальность не будет настолько высоко развита в этом направлении, что сможет принести с собой из предыдущих жизней очень сильные Samskaras. Также следует помнить в этой связи, что некоторые люди, чье моральное и интеллектуальное развитие не слишком высоко, иногда рождаются с некими ложными оккультными силами. Это обусловлено поверхностностью в их занятиях Йогой в предыдущих рождениях, что обсуждалось в I-19. Использование Mantras является важнейшим и мощным средством достижения Siddhis. И Siddhis, полученные таким образом, могут быть высшего порядка. В отношении некоторых Mantras, таких как Pranava или Gayatri, осуществляющих раскрытие сознания, не существует ограничений в таком раскрытии. Когда вследствие такой практики достигаются высшие уровни сознания, силы, присущие этим состояниям сознания, возникают естественно, хотя могут и не использоваться самим последователем. Кроме естественного достижения Siddhis таким способом, существуют специальные Mantras для достижения особых целей, и при правильном их использовании желаемые результаты достигаются с достоверностью научного опыта. Tantras полны такого рода Mantras для достижения очень простых и зачастую весьма предосудительных результатов. То, почему обычный человек не может получить желаемого с помощью простого следования указаниям из книг, является следствием отсутствия в них точных описаний, поэтому результаты достигаются лишь теми, кто официально посвящен и имеет развитые способности. Конечно, истинный Йог с презрением относится ко всем таким практикам и никогда к ним не подойдет. Tapas - другой хорошо известный способ достижения Siddhis. Puranas полны историй о людях, приобретших разного рода Siddhis с помощью той или иной аскезы, умиротворяя таким образом различных божеств. Эти истории могут быть или не быть правдой, но то, что Tapas ведет к развитию определенного рода оккультных сил, известно всем ученикам Йоги. Важно отметить в этой связи, что Siddhis, достигнутые таким способом, несмотря на то что они являются результатом общего раскрытия сознания с помощью практики Йоги, имеют ограниченную природу и не длятся дольше одной жизни. И зачастую человек, достигший таких Siddhis, морально и духовно не развит и, неправильно используя их, не просто потеряет эти способности, но и получит множество страданий и злых Karmas. Последний и наиболее важный способ развития Siddhis – это практика Samyama. Большая часть Раздела III обсуждает некоторые из Siddhis, которые можно таким образом развить. Перечень Siddhis, упоминаемый в этом Разделе, не является исчерпывающим, но здесь даются наиболее важные из них. Они здесь представлены лишь как образцы почти бесчисленного перечня, который можно найти в Йогической литературе. Один аспект, однако, следует отметить в этой связи. Siddhis, развитые как следствие практики Samyama, относятся к другой категории сил и значительно превосходят таковые, полученные другим путем. Они являются продуктом естественного раскрытия сознания в его эволюции к совершенному состоянию, и поэтому становятся постоянным приобретением души. Хотя, возможно, в следующих инкарнациях на ранних стадиях Йогической практики для восстановления Siddhis понадобятся некоторые усилия. Основанные на знаниях высших законов Природы, действуя на ее тонких уровнях, они могут использоваться с полной уверенностью и эффективностью, приблизительно так же, как хороший ученый может добиваться экстраординарных результатов на поле физической Науки. Сутры 2 – 3. Эти две Сутры дают представление о двух фундаментальных законах Природы, которые управляют постоянной сменой феноменов (или проявлений) мира Относительности. Понимание этих двух законов необходимо, если мы хотим правильно оценивать функции и ограничения Siddhis. Ученик не должен заблуждаться относительно возможности для Йога делать все, что он захочет, потому что он может многое, что представляется чудесным для ограниченного человека. Йог более обычного человека осведомлѐн о связи с законами Природы, и так долго, пока его сознание работает в царстве Природы, он подчинен законам этих сфер. Он должен освободить себя из сферы Prakrti, но он может сделать это, только подчиняясь и используя законы, которые работают в ее царстве. 2. Трансформация одного рода или вида в другой осуществляется переливанием естественных тенденций или возможностей. Слово Vati обычно используется в Санскрите для обозначения понятия класс, род и т. д., но в этом контексте, очевидно, его следует трактовать в значительно более непривычном значении. Это происходит в случае раскрытия глубинного значения Сутры и может быть понято в терминах современной научной мысли. Трудно уловить идею, лежащую в основе этой Сутры лишь с помощью ее перевода, и поэтому, будет необходимо раскрыть ее реальное значение в некоторых деталях. Vaty-Antara-Parinama означает трансформацию, включающую фундаментальные изменения природы, т. е. самой субстанции, такой, как генная или химическая структура, а не только изменение состояния или формы. Так, когда вода превращается в лед, – это лишь изменение состояния, оно не включает сущностного изменения субстанции. Когда браслет, сделанный из золота, изменяется в ожерелье, здесь также нет фундаментального изменения, но лишь изменение формы. Но когда водород изменяется в гелий, или уран – в графит – это фундаментальное изменение субстанции и подходит под Vaty-Antara-Parinama. Так Сутра утверждает, что все изменения, включающие фундаментальные трансформации, могут иметь место только в случае их присутствия в субстанции в потенциальной форме, чтобы вызвать такое изменение при определенных условиях. Prakrty-apurat – является красивой и полной смысла фразой, выражающий всеобъемлющий научный закон, что буквально значит «потоком Prakrti». Но давайте попробуем понять действительное значение этой фразы в терминах современной Науки. Так, лучше привести в пример несколько фактов из нашего опыта, чтобы проиллюстрировать работу этого закона. Если мы возьмем сухую древесину и поднесем к ней зажженную спичку, дерево немедленно воспримет огонь, и весь объем древесины может обратиться в золу за небольшой промежуток времени. Но если мы поднесем зажженную спичку к груде кирпича с известковым раствором, ничего не произойдет. Почему? Потому что дерево имеет в своем потенциале возможность в связи с кислородом воздуха высвобождать большое количество теплоты и некоторое количество летучих соединений; кроме этого, имеет место реакция самовоспроизведения являющаяся своего рода «цепной реакцией», и всего лишь искры достаточно, чтобы превратить целый склад лесоматериалов в пепел. Но в случае с кирпичами и известковым раствором потенциальной возможности такого рода нет, и поэтому, когда возникает искра, ничего не происходит. Изменения в таком случае происходят в соответствии с потенциалом, имеющимся в материале, и следуют тенденциям естественных сил при данных условиях. Если условия меняются, тенденции также могут изменяться, и может быть вызван совершенно новый вид изменений. Например, дерево может быть подвергнуто воздействию определенного химического вещества ипревращено в уголь. Давайте возьмем другой пример. Заводчик может вывести новую породу собак путем скрещивания собак различных пород, но подобным способом нельзя вывести новый вид кошек. Здесь мы снова связаны ограничениями, установленными естественными тенденциями и возможностями, и не можем идти против них. Правда, если мы имеем необходимые знания, то можем с помощью привнесения новых условий вызвать изменения, которые до этого казались невозможными, но это не означает, что мы можем нарушить фундаментальный закон Природы, упомянутый выше. 3. Дополнительная причина не вызывает (возбуждает) естественных тенденций, она только убирает препятствия, подобно фермеру (орошающему поле). Идея, выраженная в IV-2, получает дальнейшее развитие в IV-3. Трансформация из одного вида в другой происходит, как мы видели, как результат всех вовлеченных сил. Все имеет возможность изменяться в тех или иных направлениях, и беря различные виды сил, мы можем вызвать изменения в том или ином направлении, как показано на следующей диаграмме. Если у нас есть лабораторный стакан, наполненный сахарным раствором, мы можем превратить сахар в алкоголь, добавив в раствор определенный фермент. Или можем получить смесь глюкозы и фруктозы, используя соляную кислоту, или, воздействуя сильной серной кислотой, изменить его в углерод и т. д. Все эти изменения можно осуществить, создавая разные условия с помощью различного вида стимулов для проявления различных потенциальных возможностей. Но эти возможности изменения уже существовали в сахарном растворе. Мы, например, не можем изменить сахар в ртуть, потому что у сахара нет возможности химически измениться в ртуть. Дополнительная или существующая причина, которая внешне кажется вызывающей изменение, в действительности, не является его причиной. Изменение реально осуществляется предрасположенностью, т.е. определенной естественной возможностью, существующей в предмете, подверженном изменению. Дополнительная причина лишь определяет будущее направление изменения и таким образом управляет потоком естественных сил в этом конкретном направлении. Соответствующая роль существующих и предопределяющих причин в осуществлении всех видов изменений в природе становится понятна, благодаря использованию очень подходящего сравнения, «как фермер». Всякий, кто видел фермера, направляющего потоки воды в различные части поля, замечал так же, как походит это на то, что происходит с естественными силами, которые определяются теми или другими внешними причинами, которые, как нам кажется, вызывают различные виды изменений. Он убирает немного земли - и вода начинает течь по этой борозде. Затем он закрывает эту брешь и делает борозду в другом месте - и вода начинает течь в другом направлении. Сдвигание небольшого количества земли в каком-то определенном месте не вызывает водного потока. Это лишь убирает препятствие на пути воды и определяет направление потока. Великий естественный закон, описанный в двух предыдущих Сутрах, применим не только к физическим феноменам, но ко всем проявлениям в сфере Prakrti. Например, природа наших действий, плохих или хороших, не создает нашу жизнь. Она только определяет направление наших будущих жизней. Поток наших жизней должен быть непрерывен, постоянно управляем нашими действиями, мыслями и чувствами. Ученик может спросить: «Что дает этот закон Йоге?» Все. Как отмечалось ранее, Йог должен осуществить свое освобождение с помощью законов, работающих в сфере Prakrti, и поэтому ему следует иметь ясное представление об этом фундаментальном законе, который определяет постоянную смену феноменов, имеющих место вокруг и внутри него. Если он хочет полностью и навсегда уничтожить определенные глубинные тенденции своей природы, ему следует знать их корни, которые дают начало различным формам этих тенденций. Ему следует знать, что подавление подобных тенденций вовсе не значит их устранения. Они будут лежать глубоко в потенциальной форме в течение неопределенного промежутка времени, а затем вновь поднимут голову, когда возникнут подходящие условия. Этого не осуществить, просто устранив существующие причины. Следует устранить предопределяющие условия. В современном мире попытка преодолеть трудности сводится только к изменению внешних причин. Это никуда не приведѐт, только вынудит решать старые проблемы в их новых формах. |