![]() | #3 | ||||
Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,471 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | ![]() Мишра ![]() Саньяма на моменты и их непрерывную последовательность приносит различительное знание; благодаря этому человек преодолевает свою идиосинкразию, предубеждения, раздражение, а также нетерпимое отношение к знанию других людей. (52)53. кшана-тат-крамайо саньямад вивекаджам джнанам саньямат – от саньямы кшана – (на) неделимых моментах тат – (и) их крамайо – порядке, последовательности вивекаджам – (приходит) различительное джнянам – знание Посредством саньямы на неделимых моментах и их последовательности, человек приобретает различительное знание. Кшана (миг) – это та бесконечно малая часть времени, которую нельзя дальше разделить, это единица времени. Непрерывная последовательность этих моментов составляет непрекращающееся течение времени. Как атом – минимальный предел материи, так момент – минимальная единица времени87. Другими словами, миг – это время, которое требуется движущемуся атому, чтобы покинуть одну точку и достигнуть соседней точки, а непрерывное течение моментов называется последовательностью. В относительном мире всё является продуктом момента и его последовательности, хотя сами они трансцендируют все проявленное. Время – это непрерывный и однородный океан Чистого Существования, который проходит через отдельные моменты и последовательности моментов. Секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы и годы, а также прошлое, настоящее и будущее – суть практические подразделения психических процессов. В сущности, время – это единый однородный океан непрерывности. Деление времени на различные категории является искусственным и описательным, предпринятым ради практического познания. На самом деле нет никаких подразделений времени. Все они – чисто умственная концепция, без которой была бы невозможной деятельность психического механизма. Каждый объект связан со временем, непрерывное течение которого накладывает на объект свой отпечаток. Взглянув на человека, можно сказать, сколько ему примерно лет. Посмотрев на дерево, можно определить его возраст. Изучая пласты земли, человек узнаёт о существовании геологических периодов. Наблюдая за космическими объектами – Солнцем, Луной, планетами и звездами, ученые определяют возраст проявленной Вселенной. Время, которое ограничивает все объекты Вселенной, не есть объективная реальность: оно является лишь умственной концепцией. Из-за последовательных изменений в окружающем мире мы делаем выводы о существовании времени. Таким образом последовательность попадает в сферу объективного исследования. Сущность последовательности заключается в беспрерывном течении моментов. В относительном мире эта последовательность называется временем. Абсолютное время трансцендентно и непостижимо. Два момента не могут появиться одновременно. Когда последующий момент следует за предшествующим без перерыва, тогда имеется непрерывная последовательность. Таким образом, в настоящем содержится один-единственный момент; теперешний и последующий моменты не могут существовать вместе, одновременно. Беспрерывная цепочка, состоящая из нынешнего момента и того, который следует за ним, называется последовательностью. В настоящем существует только один момент. Предшествующий момент и последующий момент не сосуществуют во времени. Следовательно, не может быть никакого сочетания, соединения или столкновения этих моментов. Те моменты, которые уже прошли, и те, которые должны прийти, являются обязательными в силу универсального закона изменения в ходе эволюции. Соответственно этому, весь мир изменяется каждый миг; все его характерные черты относительно стабильны в этот момент времени. Посредством саньямы на момент и его последовательность человек приобретает непосредственное знание их обоих. Вследствие этого выявляется различительное знание. Ничто не является таким реальным и неизбежным в этом мире относительности, как изменение. Точно сказано, что "Даже это пройдет". Человек, входящий в постоянно текущую реку, встречается с изменениями не только в реке, но и в себе самом. Этот взгляд характеризует множественность аспектов объекта. Постигнув данный факт, искатель истины не приписывает исключительного значения своим мнениям и не пренебрегает опытом других людей. Таким образом неправомерная привязанность и идиосинкразия устраняются и выявляется любовь к истине, из какого бы источника она ни исходила. Философское и психологическое применение интуитивного познания момента и его последовательности. (53)54. джати-лакшана-дешаир аньятанаваччхедат тульяйос тата пратипатти тата – отсюда (в результате различительного знания, обретенного посредством саньямы на момент и его последовательность) пратипатти – (приходит) распознавание различия тульяйо – двух схожих событий аньята – (чье) отличие ан – не (может быть) аваччхедат – от определения джати – группой, классом лакшана – свойством, характеристикой дешаи – положением в пространстве Отсюда (в результате различительного знания, обретенного посредством саньямы на момент и его последовательность) достигается способность различения двух сходных событий и вещей, отличие между которыми нельзя измерить или распознать посредством класса, признаков и места. Объект, вещь отличается от других объектов следующим: 1. джати – классом, видом; 2. лакшаной – частными свойствами или характеристиками; 3. дешей – происхождением, естественным источником. Например, человек отличается от позвоночных животных своим видом. Он отличается от других людей своими личными характерными чертами. Он отличается от людей другой национальности своим происхождением. Все эти различия помогают отличать объекты друг от друга. Тонкие изменения (ядерные и психические) нельзя распознать посредством подобных отличительных характеристик. Для этой цели должны применяться специальные средства опознания различий. Каждое мгновение вокруг нас в физическом мире происходят бесчисленные тонкие ядерные изменения. Точно такие же бесчисленные изменения происходят каждый момент в психическом мире. Это последовательное (от одного момента к другому) изменение распознается посредством саньямы на механизм тонких психических процессов, на момент и его последовательность. В случае атомных изменений класс, вторичные качества и расположение атомов в предмете определяет ученый-физик. Раскрыв неизвестную корреляцию каждого положения атомов в пространстве с различными моментами времени, получив знание о последовательном положении атома в пространстве, йог достигает интуитивного знания, позволяющего ему от момента к моменту распознавать изменения как в физическом мире, так и в психологическом мире. Субатомные частицы (параману), являющиеся предельными сущностями, порождают идею различия. Различие положений в пространстве, характерных признаков, а также различие в отношении размеров внутриатомного пространства и частиц – это различия в отношении момента и его последовательности. Непосредственное восприятие таких различий доступно только мыслящей субстанции йога. Абсолютное различительное знание. (54)55. таракам сарва-вишаям сарватха-вишаям акрамам чети вивекаджам джнянам таракам – нирваническое и абсолютное вивекаджам – различительное джнянам – знание сарва – (включает) все вишаям – объекты сарватха – (и) все аспекты вишаям – объектов ча – и ити – так (оно есть) акрамам – одновременное Спасительное и абсолютное различительное знание – такое, которое одновременно охватывает всю объективную Вселенную во всех аспектах. Тарака – знание, которое ведет к нирване и непосредственно дает ответы из сокровенного внутреннего "Я". Оно охватывает собой всё. Это значит, что нет ничего, что бы ни являлось его объектом. Оно включает в себя все аспекты объектов. Таким образом, всегда присутствует интуитивное знание единого целого – прошлого, настоящего и будущего – вместе с суммой всех его состояний. Это и есть абсолютное различительное знание. Оно является интуитивным. Сфера его деятельности распространяется на все возможные условия. Оно находится за пределами момента и его последовательности. Оно переносит йога через океан рождения и смерти. Вся пракрити во всех ее состояниях, тонких и грубых, находится в пределах охвата этого знания, которое является наивысшим. Психологическое и философское применение тараки и абсолютного различительного знания. (55)56. саттва-пурушайо шуддхи-самье кайвальям кайвальям – нирвана, мокша, Абсолютная Свобода (достигается) саттва – (когда) процесс психического детерминизма пурушайо – (и) "Я" шуддхи – чистота самье – в равной степени Когда субстанция разума (буддхи) очищается до высшего уровня Пу-руши, обретается кайвалья. Когда субстанция разума (механизм психического детерминизма) становится свободной от загрязнения раджасом и тамасом, тогда саттва – принцип сознательной энергии – проявляется в своей абсолютной форме. В этой абсолютной саттве отражается Абсолютный Пуруша. Эго является результатом взаимоотражения саттвы (принципа сознательной энергии) и Пуруши (Чистого Сознания). Характер эго соответствует качеству и количеству этого взаимного отражения. Если субстанция разума сужается, качество саттвы затемняется и, соответственно, отражение Пуруши будет более ограниченным. Если при космическом анализе (на все более и более высоких уровнях самоанализа) этот психический механизм расширяется, тогда свет Пуруши отражается все больше и больше. В конце концов когда психический механизм детерминизма становится тождественным Абсолюту и Космической Читте, в нем отражается абсолютный свет Пуруши. Это абсолютное отражение Пуруши в Абсолютной Читте называется кайвальей. Таким образом, порабощенность и освобождение феноменальны. Они относятся к психическому механизму детерминизма, и только фигурально приписываются "Я". Пуруша всегда свободен; он есть Абсолютное Бытие, Сознание и Блаженство, но из-за ограничения субстанции разума абсолютная природа и абсолютная свобода Пуруши не реализуются. Человек не приобретает эту свободу; она является его сущностной природой. Она была, есть и всегда будет самой собою, неизменной, – независимо от того, осознаёт человек ее абсолютность или нет. Тот, в ком сожжены семена клеш и карм, больше не находится под властью пракрити. В состоянии освобождения дуализм Пуруши и пракрити устраняется и пракрити распознается как сущностная энергия. Исчезновение дуализма и бытие Пуруши как Одного-без-другого – есть кайвалья (кевала – единственный, кайвалья – единственность). Причиной страдания и порабощенности является незнание истинной природы Пуруши и пракрити. Незнание исчезает с появлением знания Пуруши и пракрити. С устранением незнания исчезают все страдания и аффекты. Когда нет ни страданий, ни аффектов, нет никаких оков для "я". Так завершается путь космических сил (гун) и психического механизма. Пуруша, сияющий своим собственным светом и излучающий свою собственную энергию, становится абсолютно независимым и свободным от мира относительности. Чистота "я" и чистота психического механизма взаимозависимы. Когда нечисто одно, то и другое становится нечистым, и наоборот: когда один чист и свободен, другой тоже становится чистым и свободным. У чистого "я" не может быть нечистое мышление, и чистое мышление не может быть свойственно нечистому "я". Таким образом, состояние относительной субстанции разума и относительного "я" взаимозависимы. Различие состоит в подходе. Мыслящий принцип может быть охвачен сознанием эго. В сфере относительности "Я" не может быть познано без участия эго. Весь процесс медитации и концентрации есть не что иное, как очищение индивидуального мыслящего принципа (читты) до уровня Космической Читты, в которой отражается абсолютное Космическое Сознание. Факторы анализа психики Исследование психического проявления во время концентрации, медитации и созерцания основано на следующих трех фактах: 1. Клиническое наблюдение, экспериментальное исследование всех психических явлений представляет собой клинический диагноз, который означает наблюдение способов действия и противодействия ума и установление всех "за" и "против" прошлых, настоящих и будущих результатов явлений. При наблюдении различные проявления могут различаться или перекрывать друг друга, но за всеми ними стоит ум. Деятельность психогенных сил присуща всем проявлениям. Это экспериментальное наблюдение имеет большое значение, так как от него зависит весь дальнейший анализ. Наблюдение должно включать в себя в хронологическом порядке всю историю со всеми проблемами, их следствиями и побочным воздействием на тело и ум. 2. Динамическое рассмотрение означает распознавание в основе каждой проблемы и каждого явления динамических и мотивирующих сил. Проблем может быть много, но их главной причиной является динамическая сила. Эти динамические силы включают в себя влияние окружения, которое тормозит либо ускоряет реакцию и влияет на личностную структуру, определяющую природу реакции. Пытаясь прояснить структуру личности и поведенческие паттерны, система санкхья-йоги предлагает свою концепцию структуры личности; последняя разделяется на три условные части, каждая из которых имеет свои особые функции: a. Манас (ум) воплощает бессознательные, инстинктивные желания и стремления личности. Это первичная сила мыслящего принципа. Он дает начало основным влечениям к пище, сексуальному удовлетворению, агрессивности, всей сенсорной и моторной деятельности и немедленному стремлению достичь эмоциональных целей. Сознание ума – сила первичного мышления. Оно представляет принцип удовольствия, но неспособно представлять субъективно-объективные отличия. Оно неспособно отделить "я" от "не-я". b. Аханкара (эго) ответственна за анализ "я". Принцип "я", в дополнение к деятельности ума, ответствен за сознательное мышление, ощущение и действие. Он отделяет "я" от "не-я". Таким путем он предохраняет личность от разрушительных сил. Он действует как промежуточная сила между внутренним и внешним миром. Функция эго состоит в том, чтобы находить решения, которые удовлетворяют инстинктивные стремления, а также приемлемы для сверхсознания, внутреннего принципа реальности, и соответствуют окружению, в котором находится личность. c. Буддхи (сверхсознание) есть та часть личности, которая выносит окончательные решения относительно восприятия, действия и других аспектов поведения. Оно состоит из моральных, социальных, национальных, международных и космических ценностей, запретов и обязанностей, приобретенных в начале жизни в результате отождествления с родителями и цивилизацией, и зависит от культурной среды. В процессе роста и развития ребенка большая часть материала, составляющего сверхсознание, становится бессознательной, автоматической частью рефлекторных действий. Таким образом индивид может чувствовать, какие вещи правильны, а какие – нет, что надлежит или не надлежит делать, не зная точного происхождения этого ощущения. Буддхи (сверхсознание) включает в себя совесть; этот термин иногда используется как ее синоним. Буддхи является принципом реальности, который учитывает принцип наслаждения и стремится избежать разрушительных последствий. При изучении динамики выясняется, что ум играет роль парламента или конгресса, эго является исполнительной властью или президентом, а буддхи – это Верховный Суд. Эти три учреждения, действуя в гармонии, составляют нормальную личность. Вместе все три называются читтой, потому что это механизм, посредством которого проявляется чити (сознание). Данное динамическое наблюдение и рассмотрение объясняет, как силы внутреннего и внешнего окружения вступают в конфликт, порождая беспокойство, проблемы, счастье, несчастье и т.д. Они вызывают явления, которые "я" пытается понять, чтобы использовать их сознательно и избежать разрушительных последствий. Эго делает защитные попытки разрешить конфликт и развить личность. Сильное эго, хорошо сбалансированная личность обладают гибкостью и способны отвечать на стрессовые жизненные ситуации, не прибегая к таким защитным механизмам, которые ведут к разрушению личности и порче характера. 3. Генетическое рассмотрение пытается прояснить эволюцию развития психического движения, психогенных сил, и найти источники текущих проявлений в свете прошлого опыта. Некоторые травмирующие события могут привести к неизгладимым воспоминаниям и последствиям. Поскольку детство протекает в условиях продолжительного контакта с родителями, то идеалы, ожидания и поведение до некоторой степени зависят от отождествления с родителями. Если имеется преобладающая позитивная склонность к одному из родителей, то ребенок стремится отождествиться с этим родителем и подражать ему. Наоборот, постоянная фрустрирующая связь может вызвать в результате бунт и непрерывную борьбу против отождествления с одним или обоими родителями. Эта борьба может вызывать враждебность, последующее чувство вины и другие личностные реакции. Применение динамического и генетического подходов позволяет понять причины психического и физического совершенства и несовершенства, здоровья и болезни. Например, было высказано предположение, что язва двенадцатиперстной кишки может быть связана с состоянием автономной нервной системы, вызванным сильной потребностью в зависимости, которая никогда не получала выражения или удовлетворения, так как пациент внутренне осуждал ее. В каждой новой ситуации сознание действует в соответствии со своим предыдущим опытом, своими генетическими и динамическими силами. При самоанализе посредством медитации человек должен достичь орбиты "Я", где гравитационные силы низшего "я", отягощенного генетическими проблемами, не могут вызвать падения индивидуума. Самоанализ означает выход за пределы притяжения индивидуальных сил. Очень благоприятные условия, связанные с родителями и окружением, будут способствовать благоприятным результатам при самоанализе. Очень неблагоприятные условия жизни принесут противоположные результаты. Посредством самоанализа можно нейтрализовать неблагоприятные влияния родителей и окружения и установить для "Я" желательные условия. При самоанализе нужно не отождествляться с проявлениями, а исследовать их, будучи беспристрастным свидетелем. Как только наступает отождествление с явлениями, теряется способность исследовать их беспристрастно. Механизм психической деятельности Любая деятельность сознания включает в себя время, пространство, причину и следствие. Нет психологических проявлений, которые были бы исключением из этого правила. В своей деятельности сознание подчиняется следующим неизменным законам: 1. концентрация и проникновение сознания с полным вниманием, вооруженным желаемым внушением (дхараной) в любой внутренний или внешний объект; 2. постоянное и непрерывное движение сознания с полным вниманием, вооруженным повторяющимся внушением, в этом внутреннем или внешнем объекте (дхьяна); 3. восприятие результата постоянного внушения. Таким образом, сознание устремляется к объекту, проникает в него и отождествляется с этим объектом. Любое проявление, будь оно созидательное или разрушительное, является результатом этих трех законов. Эти законы неизменны, и если человек способен распознавать их, он сможет сдерживать движение сознания к разрушительной деятельности и направлять его к созидательной деятельности. Итак, дхарана – это соединение ума с представленными психическими, материальными или духовными явлениями. Дхьяна – проникновение ума в эти психические, материальные и духовные явления. Самадхи означает отождествление ума с данным явлением в форме знания. Эти три ступени составляют психический механизм или психический процесс, посредством которых действует читта (внимание). Ничто в нашей жизни (психической, материальной или духовной) не является исключением из этого закона. Этот закон вечен, всемогущ и вездесущ. Никакое наше действие, хорошее оно или плохое, не может быть выполнено без участия этого механизма. Этот закон включает также создание различных образов, работу воображения на тех этапах, которые предшествуют отождествлению. Иногда данный закон действует медленно, последовательно. Примером такого процесса является современная школа и учеба в колледже: учащийся читает книгу, прочитанное проникает в его ум, а затем ум трансформируется в форму знания по этому предмету. Этот процесс можно сравнить с течением электрического тока, который соединяется со спиралью в электрической плитке, затем проникает в нее, а потом становится тождественным с ней. В отдельных случаях этот закон действует мгновенно, как в случае электрического тока в лампочке, когда соединение, проникновение и отождествление происходят мгновенно. Другой пример – человек, увидевший льва в лесу: понимание того, что надо бежать прочь, приходит мгновенно. ити тритья пада Так заканчивается третья глава "Йога-сутр" Патанджали о сверхъестественных силах. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата:
Цитата:
Цитата:
![]() Сутра 53: Осознание окончательной реальности 53(3)(52)Посредством самьямы на моменте и порядке следования [моментов] рождается знание [процесса] осознания окончательной реальности. Кшана означает мельчайшую единицу времени — момент. Время есть вечная последовательность моментов, и на ней практикуется самьяма. Знание, которое появляется в результате этого, называется вивека джняна. Оно рождается от различения пуруши и пракрита. Вивека — самая определяющая идея санкхьи и йоги. Она означает правильное понимание пуруши и пракрити. Таким образом, вивека включает знание абсолютного различия между пурушей и пракрити. Путем осознания этого различия йог, в конце концов, достигает полной изоляции для своей высшей самости. Вивека джняна — это знание, порожденное от осознания конечной реальности. Это высший план сверхсознания. Чтобы достичь его, следует закрыть глаза и стараться быть сознательным к непрерывному потоку моментов и практиковать самьяму на этом потоке. Сутра 54: Знание различия 54(3)(53)Оттуда происходит знание двух похожих объектов, которые неразличимы по классу рождения, характеристике или положению, поскольку отсутствует определенность. Посредством знания окончательной реальности вы развиваете способность, благодаря которой вы можете ясно различать два различных состояния объекта. Именно этим [путем] определяется прошлое, настоящее и будущее рождение, а также непрерывность сознания. Характеристики личности, ее положение и место изменяются от рождения к рождению. Но самость остается той же. Тем не менее, это трудно понять. Как различные предметы, такие, как кирпичи и горшки, могут быть сделаны из глины и, в конце концов, вернуться к тому же состоянию глины, похожим образом самость, хотя и кажется различной в различных рождениях, в действительности одна и та же. Это познается посредством высшего сознания. С помощью вивекаджа джняны обретается знание различия между двумя похожими объектами, которые неразличимы по классу рождения, характеристике или положению. Этим йог узнает различные преобразования, имеющие место в дживе, и в совершенстве познает суть процесса. Сутра 55: Запредельное знание 55(3)(54)Запредельное знание рождается от вивеки и включает знание всех объектов за пределами всех порядков [пространственно-временной] последовательности. Это все. Высшее знание есть знание конечной реальности. Путем достижения этой стадии пересекается поле обычного существования, вот почему здесь используется слово «акрама». Оно означает знание, с помощью которого это пересечение возможно. Знание конечной реальности навсегда предохраняет последователя от боли. Путем достижения этого знания индивидуальная самость выходит за пределы барьеров времени и пространства. С обретением этого знания джива, который был подвержен ограничениям майи, полностью освобождается. Сутра 56: Обретение кайвальи 56(3)(55)Кайвалья достигается очищением читты и уравниванием с пурушей ее светимости. Кайвалья приходит, когда вся структура читты полностью очищается и ее наложение на пурушу прекращается. Постепенно приходит осознание их различия. Под очищением читты подразумевается [именно] это прогрессивное и постепенное осознание. Когда в рамках читты возрастает осознание конечной реальности, тогда мы можем сказать, что оно очищается или озаряется. Когда [для ясного осознания] имеются помехи, [говорится], что читту наполняют загрязнения. Внешний мир отражается в загрязненной читте искаженным образом, но, когда читта очищается, она показывает все как есть, включая пурушу. Это подобно очищению зеркала, после чего оно показывает [объект] очень точно, без искажения отражения. В этом состоянии пуруша свободен от влияния пракрити. Это есть [реализация] процесса разделения и различения. Это состояние кайвальи. Когда пуруша действует через ум, интеллект и органы чувств, он не свободен. На него влияют чувства и интеллект. Это пуруша в рабстве. Назначением йоги является дать метод инволюции, с помощью которого пуруша, не зависимый от читты и пракрити, функционирует в изоляции. На различных стадиях психического [развития] пуруша достигает возможности видеть без глаз и действовать без посредства органов чувств. Поэтому кайвалья достигается, когда читта очищается и пуру- ша становится свободным от связывающего и окрашивающего эффекта читты. Когда посредством садханы светимость в сфере читты достигает [равенства] светимости в сфере пуруши, пуруша становится полностью изолированным от сферы пракрити. Это не эмоциональная изоляция, а духовная, в которой субъектное осознание личности может функционировать на всех стадиях без каких бы то ни было помех со стороны читты или внешнего мира. Это состояние кайвальи является целью йоги. Джадж Цитата:
![]() (52)53. Знание, рождѐнное осознанием реальности, через выполнение Samyama, на момент и последовательность проявления этого. Эту Сутру следует изучать вместе с IV -33, где разъясняется Йогическая теория Ksana и природа времени Ksana-Tat-Kramayoh – это процесс, с помощью которого вечная Реальность, превосходящая время, отражается в проявленном в виде времени. Это действительно последний покров иллюзии, сквозь который должен пробиться Йог, перед тем как сможет достичь Kaivalya. Техника прохождения сквозь этот последний покров та же, что и в других случаях, - Samyama. Знание, достигаемое как результат выполнения Samyama на процесс времени, – высшее знание, которое может быть достигнуто, даже выше, чем Всеведенье, описанное в III -50. Называется оно Vivekajam-Jnanam – «знание, рожденное сознанием Реальности». Viveka, как правило, переводится словом «различение», но здесь такое значение неудовлетворительно. «Различение» обычно используется для обозначения процесса духовного распознавания, позволяющего нам обнаружить иллюзии жизни и раскрыть относительную реальность, спрятанную за этим. В данном контексте Viveka означает полное осознание Абсолютной Реальности. По сути, процесс в обоих случаях один и тот же и включает прохождение от момента реальности к состоянию осознания большей реальности, но разница в степени так велика, что использование слова «различение», с его широким смыслом, для обозначения этого последнего «открытия» не может дать полного представления о той природе перемен, которую это «открытие» в себя включает. Поэтому лучше переводить Vivekajam-Jnanam как «осознание Абсолютной Реальности», поскольку слово «знание» для обозначения высочайшего состояния сознания, которое переводится как Всеведенье, также не может быть названо знанием. Для него лучше использовать данную здесь фразу. (53)54. От этого (Vivekajam-Jnanam ) знание отличия между подобным, которое не может распознаваться по классу, свойству или положению. То, что Vivekajam-Jnanam превосходит время, ведѐт к достижению специфической и, с интеллектуальной точки зрения, интересной способности. Определяющим словом в этой Сутре является Pratipattih. Что это означает? Samapattih – это слияние двух очевидно отдельных вещей, первоначально слитых или неразделимых. Итак, что делает Йог, если ему необходимо различить две вещи, которые не отличимы обычными методами, а именно, по классам, свойствам или местоположению? Чтобы составить некое представление о методе, применяемом для решения данной проблемы, следует вспомнить, что, если две вещи очень похожи и занимают одну и ту же позицию, они то появляются, то исчезают в одном и том же месте. И в подобных условиях отличительным признаком при распознавании этих двух вещей может служить только фактор времени. Нужно подвергнуть их временному анализу с большей разрешающей способностью, чем в частотах, в которых они сменяют друг друга в одной и той же позиции. Но частота, с которой эти две вещи таким образом сменяют друг друга, имеет предельное значение; это частота, с которой Ksanas, или моменты, следуют один за другим. Поэтому всякий вышедший за границы хода времени сможет различать две этих вещи, о чѐм говорилось в данной Сутре. Различить две сходные вещи Йогу позволяют другие способности. В этой Сутре речь идѐт не об обычном сходстве, но сходстве очень тонкого порядка, которому уступает даже Всеведенье. Так как эта Siddhi, как показывает контекст, следует последней, Йог устанавливается в Абсолютной Реальности, преодолевая время, все ограничения и иллюзии. (54)55. Высшее знание, рождаемое сознанием реальности, трансцендентно, включает познание всех объектов одновременно, относится ко всем объектам и процессам, где бы они ни находились в прошлом, настоящем и будущем, а также превосходит Мировой порядок. В III-53 обсуждался метод достижения высшего знания, которое является конечной целью Йоги. Эта Сутра определяет характер этого знания. В первую очередь, оно трансцендентно, т. е. превосходит все формы знания в сфере феноменального существования. Это и есть знание, или, точнее, полное осознание Реальности, в то время как все другие формы знания, даже те, что относятся к высшим уровням сознания, находятся в сфере Относительности. Слово Tarakam означает также то, что позволяет Йогу пересечь Bhava Sagara, или океан обусловленного существования. Душа, вовлечѐнная в ограничения и иллюзии обусловленного существования, полностью освобождается от этого при достижении Taraka-Jnana. Во-вторых, знание есть Sarva-Visayam. Это означает не только включение в себя всех объектов, но и одновременно наличие их в сознании. Далее оно Sarvatha-Visayam, что означает знание, относящееся к прошлому, настоящему и будущему. Как Sarva-Visayam относится к пространству, так Sarvatha-Visayam относится к времени. Таким образом, Vivekajam-jnanam включает в себя всѐ в сфере пространства и времени, т. е. всѐ, находящееся в рамках Мирового Порядка. Vivekajam-jnanam есть Akramam, т. е. Превосходит Мировой Порядок, который создаѐт время. В мире относительности, подчинѐнном Мировому Порядку, события происходят одно за другим, и это создаѐт впечатление прошлого, настоящего и будущего. В мире Реальности, находящемся вне Мирового Порядка, время не существует, и это состояние безвременья называется Вечностью. Это не просто интересная гипотеза. Время, по мнению высших оккультистов и мистиков, реально не существует. Это лишь впечатление, производимое в сознании последовательностью феноменов, создаваемых Мировым Порядком. Поэтому, когда йог превосходит Мировой порядок, он подчиняет также иллюзию времени. Самую фундаментальную иллюзию, в которую вовлечено его сознание, и поэтому она, естественно, исчезает последней, как отмечено в IV -33. То, что Vivekajam-jnanam есть Sarvatha-Visayam, Sarvatha-Visayam и Akramam одновременно, означает, что мир Реальности не есть что-то отдельное от мира Относительности. Поэтому вхождение в мир Реальности не означает ухода от мира Относительности, это означает видение с правильной позиции истинной природы Относительности, а также жизни в мире в свете Реальности. Установленный в своей истинной Самости, Самореализованный Йог может жить и работать в мире Относительности, используя предоставленные ему Prakrti силы, но без малейшей иллюзии, которые она создаѐт для тех, кто не овладел ею. Ученик заметит, что с удивительной точностью в III-55 в нескольких словах даѐтся сущностная характеристика Абсолютной Реальности, являющейся целью Йогических упражнений и дисциплины. Конечно, из рассудочного изложения он не получит ни малейшего представления относительно действительной природы опыта этой Реальности, но сможет увидеть, что это нечто грандиозное и стоит того, чтобы к нему стремиться. Слово Iti всего лишь означает, что рассматриваемая тема (Siddhis) исчерпана. (55)56. Kaivalya достигается при равенстве в чистоте между Purusa и Sattva. В этой Сутре заканчивается обсуждение темы, частично рассмотренной в III-36 и III-50. В III-36отмечалось, что Purusa и Sattva, обычно неразличимые, очень отличаются друг от друга и возможно знание о Purusa. В III-50 ясно указывается, что, только познав Purusa вне Sattva, можно будет уничтожить ограничения, которые Prakrti накладывает на знания и силу Purusa. Из этой Сутры ясно, что Kaivalya не означает обязательного отделения от Purusa и Prakrti. Если Sattva в достаточной степени очищена, Purusa может действовать через Prakrti, реализованный полностью в своей Истинной природе, оставаясь полностью свободным. Таким образом, эта реализация его в Svarupa в полной степени является характерным и обязательным состоянием Kaivalya, независимым от Prakrti. Проводники, созданные и усовершенствованные им в сфере Prakrti, затем могут быть использованы Йогом для любого вида работы без эгоизма и каких-либо иллюзий. Таковы совершенные люди, Адепты Йоги, мастера Секретной Науки, ведущие человечество к совершенству.* | ||||
![]() |
|
Diotima |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Diotima |
Найти все темы Diotima |
Найти все сообщения Diotima |
Найти все сообщения Diotima в этой теме |