![]() | #5 | |||
Рег-ция: 09.11.2009 Адрес: Галактика Водоворот М51 Сообщения: 1,421 Благодарности: 347 Поблагодарили 190 раз(а) в 162 сообщениях | ![]() Цитата:
Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат римского времени, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до конца III века до нашей эры. Трактат написан для некоей неназванной по имени «истинной любительницы Платона». Отсутствие в посвящении имени женщины, которой посвящён трактат, может говорить об очень высоком положении этой женщины, а учитывая датировку трактата (140—150-е года), можно предполагать, что речь идёт о Фаустине Старшей — жене императора Антонина Пия, которая отличалась как мудростью, так и легкомыслием, что вполне соответствует трактату Диогена, совмещающего в себе важнейшие сведения о греческой философии с легкомысленными анекдотами о философах. В самом начале сочинения Диоген приводит мнение, которое считает глубоко ошибочным, что занятия философией восходят к неэллинским жрецам древних для него религий. Первым философом Диоген называет Пифагора. Фалеса же, учителя Анаксимандра, он именует лишь мудрецом. Вообще же было два начала философии — ионийское и италийское. Философов он разделяет на скептиков (греч. ἐφεκτικοί) и догматиков (греч. δογματικοί). Трактат состоит из 10 книг, включающих 82 биографии. Диоген не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности, хотя излагает материал, в большинстве случаев, фактически достоверно, систематически и на протяжении первых семи книг хронологически связно. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота (греч. ποικιλία) — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о других — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными, и даже непристойными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также стихотворными эпиграммами, часто — довольно язвительными. И вот что самое удивительное, мог ли такой вымышленный автор или коллектив авторов собрать и систематизировать столь огромный исторический материал, не имея самых лучших на то время возможностей изучения истории жизни замечательных людей. Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении (однако сочинение его обильно снабжено современным научным аппаратом — ценнейшими ссылками, цитатами и библиографическими списками), историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков. Кроме того, трактат Диогена сам по себе является важным памятником позднеантичного «пёстрого» стиля исторической мысли, стоящим в одном ряду с «Пирующими софистами» Афинея, «Пёстрыми рассказами» Элиана, «Строматами» Климента Александрийского, «Эклогами» Иоанна Стобея, «Аттическими ночами» Авла Геллия и «Сатурналиями» Макробия. *** Современная философская наука и студенческие учебники противопоставляют учения Платона и Демокрита. А пересказы вымыслов Лаэртия доходят даже до того, что предполагают ненависть Платона к трудам Демокрита. Какая нелепость! Впрочем автор сам и опровергает их. Цитата Цитата:
Цитата:
«По существу мы ничего не знаем, ибо истина - в глубинах» Демокрит Возвращаясь к началу, скажем себе: Там, где не будут найдены пути гармоничного взаимодействия с живым Космосом, разумом Вселенной, неизбежные превращения пойдут по гибельному для цивилизации пути, формируя биосферу в мертвенный, технократический мир, бесчеловечный, человечество будет накапливать суицидные свойства. Но прекраснейший вечный мир мудрости Человечества являет нам спасительный Галактический Лифт – средство продолжения жизни на новом уровне единого Сознания, духоматериального Атома, сохраняющего в замысле всё лучшее прошедших эпох и трудных путей эволюции цивилизации. Всё в наших руках - крыльях души и разума. | |||
![]() |
|