![]() | #4337 | ||
Рег-ция: 26.07.2010 Адрес: Россия Сообщения: 9,666 Благодарности: 792 Поблагодарили 637 раз(а) в 582 сообщениях | ![]() Возможно, в третий раз (и последний) акцентирую внимание на проблеме, которая для многих (а может для абсолютного большинства) проблемой не является. "СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ © С.В. Смирнов, Р.Н. Сабирова., 2012 (г.Елабуга, Россия) MODERN HUMAN: THE PROBLEMS MORAL AND SPIRITUAL DEGRADATION © Smirnov S.V., Sabirova R.N., 2012 (Elabuga, Russia) The article of S.V. Smirnov and R.N. Sabirova deals with the problems of decline of the modern human moral and spiritual culture. The authors analyze reasons, essence and results of this negative trend. В последние десятилетия многие из нас с болью в душе отмечают – человечество деградирует. Деградирует системно – духовно, нравственно, физически, социально. Пышным цветом расцветает лженаука, мистика и оккультизм, потребительство и эгоизм, гейкультура и порнография, увеличивается количество алкоголиков и наркоманов, людей с психическими расстройствами и венерическими заболеваниями, растет число неформальных социальных объединений (готов, скинхэдов, эмо и т.д.) Не каждый из нас, в условиях современного цейтнота задумывается над этими проблемами и даже не каждый из нас полагает, что они есть симптомы нездоровья, вырождения человечества. Слепо веря в технический прогресс, многие рассматривают подобные явления и тенденции как отражение позитивной, в целом, динамики – возрастанием духовно-нравственной свободы человечества, развитием его индивидуальности, ростом мультипарадигмальности социального бытия. В то же время недостаточное внимание к данной проблематике со стороны массового сознания не есть следствие ее недостаточной актуальности. Осмыслению данных проблем посвящены труды целого ряда отечественных и западных философов и социологов, начиная с О.Шпенглера, впервые заявившем о симптомах духовного декаданса еще в начале XX века в своем знаменитом труде «Закат Европы» и заканчивая С.В. Вальцевым, А.А. Зиновьевым, Ж.Бодрийяром, Дж. Де Граафом, Э.Фроммом, Э.Тоффлером и др. В трудах данных исследователей, проблема духовно-нравственной деградации человечества рассматривается с различных позиций. У Э.Фромма – она связана с переориентацией смысложизненных ориентиров с максимы «Быть» (существовать) на максиму «Иметь» (обладать) [1]. У С.В. Вальцева – с примитивизацией мышления, возведением эгоизма и порока в статус идеалов мышления и деятельности [2]. У А.А. Зиновьева – с обезличиванием человека, с его превращением в функциональный элемент социальной машины [3]. В целом, анализируя работы перечисленных выше авторов можно отметить общую закономерность – традицию связывать проблему духовно-нравственной деградации общества с возрастающей материализацией жизни, обусловленную ускорением научнотехнического прогресса, делающим ее более комфортной и благополучной, а материальные блага более доступными. Данный подход, по нашему мнению, не в полной степени отражает предпосылки имеющих место в настоящее время негативных явлений и требует своего дополнительного осмысления. Прежде чем перейти к анализу причин, способствующих возникновению рассматриваемого нами духовно-нравственного феномена, охарактеризуем таковой в его основных качественных характеристиках. Сегодня очевидным можно считать суждение: «Деньги правят миром». Человеку, не согласного с таковым достаточно оглянуться. В нашем обществе за деньги покупается всё: слава, уважение, почёт, здоровье, образование, безопасность, дружба, любовь. Всё стало товаром. В суде, эквивалентом «правильного» приговора является наличие у обвиняемого некоторой суммы или обладание им высоким социальным статусом. Способом избавления от «ненужного» свидетеля становится фальсификация улик или подкуп адвоката. Иными словами, сегодня покупается то, что когда-то считалось не имеющим ценности – мораль. В медицинских учреждениях, отношение персонала к больному, характер и качество предоставляемых услуг, в большинстве случаев зависят от способности последнего оплатить лечение. Наличие серьезного заболевания, зачастую превращается в смертный приговор из-за крайне высокой стоимости операций. Естественное право на жизнь, данное человеку природой при рождении, превращается, таким образом, в предмет торговли, а врач берет на себя функции Бога, одним росчерком пера решая, жить человеку, или умереть. Жизнь стала товаром. Деньги затмевают моральные принципы, которым обязуется следовать врач, а ведь в клятве Гиппократа сказано: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство». «В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». То же происходит и в сфере образования. Детям, у которых состоятельные родители, педагоги уделяют гораздо больше внимания, чем основной массе учеников. Они получают более качественное образование, к ним более лояльно относятся при сдаче экзаменов. Перед детьми состоятельных родителей не стоит проблема поступления в престижный ВУЗ после окончания школы; проблема последующего после обучения трудоустройства. За деньги пишутся кандидатские и докторские диссертации, присваиваются ученые степени, и звания… Талант стал товаром. Для большинства из нас деньги превращаются в самоцель. Духовность повсюду исчезает, уступая место материализму с невиданным ранее стремлением к удовлетворению чувственных потребностей и наслаждений. Гедонизм превратился в идеологию, вытеснив из сознания современного человека идеалы свободы, равенства, братства. Исчез интерес к внутреннему миру человека. Вымываются представления о морали, о чести, о совести, о человеческом достоинстве; жизнь низводится в основном лишь к удовлетворению собственной физиологии. Человек, по образному выражению Э.Фромма превратился в «вечного сосунка с открытым ртом, вбирающем в себя без усилий и внутренней активности все, что ни обрушивает на него индустрия – сигареты, спиртное, кино, телевидение, спорт, лекции, – с тем лишь ограничением, что ему по карману» [4]. Наглядным примером духовной деградации становится гипертрофированное внимание людей к домашним питомцам. И дело даже не в модных ныне собачьих свадьбах, отелях для четвероногих и котах-миллионерах. Уже целая отрасль индустрии специализируется на производстве товаров и аксессуаров для домашних животных. Это отбеливатели зубов, освежители дыхания, средства для блеска шерсти, дизайнерские свитера, собачьи украшения и, конечно, автомобильные сидения для четвероногих. Мы приобретаем средства от прыщей у котят. Солнечные очки для собак. Солнцезащитные кремы для щенков. Лаки для кошачьих ногтей. Кремы от морщин у животных [5]. Не кажется ли, что отношение к животному как к своему ближнему есть свидетельство стирания различий между ним и человеком? Как тут не вспомнить Оруэлла с его сказкойаллегорией «Скотный двор»: «…Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно» [6]. Активным проводником гедонизма становится телевидение – орудие духовного убийства человечества. Особенно страшно оно, масштабом своего воздействия, для высоколабильной детской психики, для формирующегося миропонимания ребенка. Какой взгляд на жизнь будет иметь юная личность, духовным наставником которой, является телепередача «Дом 2»? Склоки, интриги, секс, обжорство и праздность – вот они, навязываемые сегодня ребенку жизненные «идеалы». То, чего раньше стыдились и осуждали, сегодня воспринимается как норма, превозносится как сумма достоинств. Стоит ли удивляться поступкам современных детей, если само общество установило подобную моральную планку? А ведь за молодежью наше будущее! Столь же растлевающее влияние оказывает и Интернет. Если на телевидении имеется хоть какая-то цензура, то всемирная сеть дает человеку полную свободу для удовлетворения любых извращенных фантазий и выражения полноты нездоровых интересов. Маньяки, извращенцы, убийцы, астрологи, мессии, маги, целители и т.д. – все эти люди, легко выражают свою больную фантазию на страницах веб-сайтов, предоставляя услуги, масштаб которых впечатляюще колеблется от излечения всех мыслимых и немыслимых болезней, до виртуального убийства. Каким человеком вырастет ребенок, с младых ногтей впитывая эту грязь? Конечно, сам по себе Интернет есть одно из значимых изобретений человечества, но эта значимость меркнет перед тем огромным негативным влиянием, что он оказывает на человека. Проходят те времена, когда дети в детстве играли в песочнице, а во взрослой жизни становились личностями. Сейчас дети играют в компьютерные игры, а становятся карьеристами и эгоистами. Чтобы стать Человеком, сегодня не требуется совершить Поступок, достаточно снять видео со сценами избиения и изнасилования (желательно с твоим участием) и запустить его в Интернет. Ты станешь героем нашего времени! Само слово Герой, сегодня приобретает негативно-насмешливый оттенок. «Не надо геройствовать» – одна из излюбленных фраз героев американских блокбастеров. Звание, которым когда-то награждали достойнейших представителей рода людского, девальвировалось в эквивалент лицедейства. Певцы-однодневки, актёры, стилисты, элитные проститутки – вот они герои нашего времени – люди, героизм которых состоит лишь в их умении эпатировать публику непристойным поведением, и нетрадиционной сексуальной ориентацией. В наше время практически невозможно добиться успеха честным путём. Талант не совместим с неутолимой жаждой денег, а способность эти деньги «делать» далеко не всегда свидетельствует о наличии у такого человека таланта. Чтобы сделать открытие, сегодня не требуются годы кропотливого труда. Достаточно украсть гениальную мысль у другого человека, облечь ее новые одежды и выдать за свою. И это даже вовсе не обязательно делать самому. Достаточно заплатить деньги и это открытие сделают за тебя другие. Тебе лишь останется воспользоваться результатами чужого труда. Уважение и почет тебе обеспечены. Безнравственность и бездуховность сегодня становятся нормой. Сфера интересов современного человека сузилась до телевизора и Интернета, превратившихся в наших лучших друзей. Что большинство из нас делает, зайдя в комнату в первую очередь? Правильно, включает телевизор. Последний стал не просто другом, но и воспитателем наших детей. Отмените, телевидение и ребенок вырастет «неполноценным». Он просто окажется неприспособленным к выживанию в нашем обществе с его волчьими законами. Будь как все, думай как все, и ты будешь частью нас! Наиболее востребованными качествами личности становятся индивидуализм и эгоизм. Они прекрасно позволяют зарабатывать деньги. Ну а поскольку деньги это наше всё – большинство готово идти по головам, чтобы их иметь. Ну а где присутствуют индивидуализм и эгоизм – отсутствует нравственность. Известно, к примеру, что красть безнравственно. Но это с точки зрения общечеловеческой морали. Для эгоиста, красть можно, если не попадешься, поскольку морально все, что содействует росту твоего благосостояния. То же самое и убийство. Вряд ли кто из убийц сегодня задумывается как Раскольников: «Тварь я дрожащая или право имею». Убийца сожалеет лишь о том, что попался. Вопросы морали его не интересуют. Для некоторых убийство превращается даже в форму самопиара. Вспомним печально известного майора Евсюкова или события 25 июля 2011 года, связанные с расстрелом детей в Норвегии. Эти преступления сделаны людьми, пытавшимся заявить о себе. Печально, что для этого, человек должен лишить жизни другого человека. Думая только о себе, и делая всё только для себя, человек незаметно для себя попадает в сети одиночества. С появлением Интернета мы самоустранились от общения с живыми людьми, замкнулись в пределах собственной личности. Даже в шумных компаниях мы чувствуем себя одиноко. По меткому выражению одного из авторов, корпоратив – это собрание чужих друг другу людей, изображающих веселость и дружескую привязанность. Деградация морали выразилась в упадке религиозности. Особенно это характерно для Запада. Здесь «христианство год от года всё больше теряет своё влияние, люди перестают верить в Бога или уходят в секты. Религия окончательно потеряла свой метафизический смысл и выродилась в официально почитаемый ритуал. Те же, кто истинно верует, как правило, не находят себя в традиционных церквях, поэтому сотнями создаются секты, состоящие из фанатично убежденных людей. Даже так называемые верующие, <…> вовсе не религиозны в традиционном смысле слова, а религиозные символы, как, например, крестики, превращают в модные украшения» [7]. Повсеместно растет религиозный фундаментализм, усиливается нетерпимость по отношению к людям иного вероисповедания. А ведь именно вера формирует нравственные ориентиры поведения человека. С утратой веры падает уважение к традициям, к семейным ценностям, к власти, к закону, ко всему тому, что организует и регулирует жизнь человека. А ведь природа человека в гармонии его социальных и духовно-нравственных начал. С их атрофией исчезнет способность мыслить, способность быть Человеком. Каковы же основные причины духовно-нравственной деградации человечества? В начале статьи указывалось, что таковая обусловлена возрастающей материализацией всех сторон нашей жизни, связанной с ускорением научно-технического прогресса; ростом доступности предметов искусственного окружения. По нашему мнению, данные обстоятельства не исчерпывают всей полноты поставленной проблемы. Действительно, начавшаяся в середине XX века научно-техническая революция совершила коренной переворот в производственно-технологическом отношении. Автоматизация и роботизация производства, применение альтернативных источников энергии, создание новых конструкционных материалов, совершенствование средств связи, транспорта и т.д., позволили снизить издержки при производстве продукции и тем самым, сделать ее доступной широким слоям населения. Реклама сформировала и умножила потребности. Развитие систем социального обеспечения и здравоохранения, совершенствование трудового законодательства, переход к модели нуклеарной малодетной семьи и т.д., привели к росту благосостояния населения, увеличили его покупательную способность, возможность сделать свою жизнь более комфортной. В тоже время материализм как явление не является чем-то уникальным, характеризующим только нашу эпоху. Со времен становления протестантской этики (XVI век), вырвавшей человека из мира сакрального и вернувшего его в мир эмпирический, материализм начинает рассматриваться как нравственная ценность, ориентация и жизнь, во имя которой, представляется делом угодным Богу. Успешность деятельности, результатом которой становится рост материального благополучия, стала характеризоваться как свидетельство предопределенности человека к посмертному блаженству в райском Эдеме. Формирование подобного мировоззрения стало предпосылкой становления новой общественно-экономической формации – капитализма, с его стремлением к обогащению и жаждой наживы. Одновременно с капитализмом формируется соответствующее ему индивидуалистическое миропонимание. Это стало возможным всвязи с отрицанием протестантизмом идеи всеобщего спасения. Заботу об этом церковь предоставляет конкретному человеку, который, впервые ощутил свою субъективность, осознал свою духовную и творческую исключительность как личность, обладающая уникальным духовным миром. Не случайно именно на заре капитализма начинают интенсивно развиваться наука, искусство и литература. Человек понял, что он способен изменить себя и окружающий мир Однако, начиная с середины XX века, субъективность человека начинает интенсивно размываться. Причиной этому, стали явления стандартизации его жизни и мировоззрения. Действительно, потребность в вещах к этому времени достигла настолько высокого уровня, что возможность их штучного производства, характерная для предшествующих этапов развития общества, с преобладанием мелкого ремесленного производства и ручного труда, переместилась в область фантастики. Чтобы удовлетворить все многообразие потребностей, производитель был вынужден перейти к массовому конвейерному производству товаров – миллионов совершено одинаковых продуктов, стандартифицированых по своему весу, размеру, объему и т.д. Одежда стала изготавливаться по стандартной линейке размеров. Нормы оплаты труда стали вычисляться исходя из единой тарифной сетки. Продукты питания стали производиться по системе ГОСТов. Стандартизации подверглись все стороны нашей жизни – школьное образование, здравоохранение, семейные традиции, досуг, производственная деятельность. Все мы стали носить одинаковую одежду и прически, пить кока-колу и энергетики, смотреть голливудские блокбастеры и читать детективные романы. Наше мировоззрение стало формироваться исходя из социальных стереотипов и официальной идеологии, навязываемых средствами массовой информации. В сущности, в духовно-нравственном отношении сегодня, мы стали мало, чем отличаться друг от друга. Данный процесс зашел настолько далеко, что в последние десятилетия начала стираться даже гендерная идентичность человека. Так, «модельный дом «Блю калт» выпустил марку джинсов, подходящих и мужчинам и женщинам. Ведущие поставщики парфюмерии, например «Кельвин Кляйн» и «Гэп», продают подходящие всем духи или «юнипарфюмерию». Последний писк моды – «джинсы для бойфренда» – низкая талия, обтянутый зад и свободные брючины» [8]. Но ведь человек-индивидуум никуда не исчез. Исчезла духовнонравственная основа, питающая эту индивидуальность. Теперь не талант, не внутренние достоинства человека стали подчеркивают его самобытность. Данная функция перешла к приобретаемым им вещам и совершаемым поступкам. При этом, вещам «кричащим», а поступкам, мягко говоря – экстравагантным. Обладание последней моделью Лексуса, наличие блузы, с декольте, заканчивающимся в районе пупка украшенного пирсингом, свадьба на борту самолета с участием священника-гомосексуалиста, драка, мат и обнажение в прямом эфире – все это лишь немногие способы, посредством которых человек сегодня пытается выделиться из серого социального конгломерата, заявить о своей самобытности. Таким образом, предпосылками духовно-нравственной деградации современного общества является не только процесс материализации всех сторон жизни человека, но и явление постепенной утраты его субъективности, вынуждающее индивида совершать поступки, ставящие под сомнение его адекватность как существа, способного мыслить. К каким же последствиям могут привести рассмотренные нами негативные тенденции распада духовного мира человека? Что будет с человечеством, многие представители которого уже сегодня напоминают животных? Возможно то, что люди в будущем просто не будут иметь понятия о нравственности. Они станут полуживотными, псевдолюдьми, их ждёт гибель. Под словом «гибель», здесь понимается не физическая смерть, а моральная деградация. Люди превратятся в существ с упрощенным духовным миром. Возможно и то, что люди станут подобием машин, роботов. Ведь мы уже сегодня видим, что техника начинает «поглощать» человека. Мы не можем представить своей жизни без сотовых телефонов, компьютеров, телевизоров, автоматических стиральных машин. Техника убивает в нас все человеческое. Будущее трудно предсказывать. Оно всегда имеет много альтернатив. И здесь главное не то, что будет с нами в будущем, а то, что мы можем сделать в настоящем. А в этом настоящем мы видим пожилого человека, лежащего без сознания на улице, подростка, которого прилюдно избивают сверстники, курящую девушку, кормящую грудью ребенка… Видя все это, мы лишь пожимаем плечами и отворачиваемся, демонстрируя окружающим и самим себе свою моральную затхлость и нравственное ничтожество. Мы не желаем меняться и жить по нормам, воспринимаемыми многими как культурный атавизм. Мало кто признается себе в наличии системного духовно-нравственного кризиса. Те же, кто видит его симптомы, бессильны что-либо изменить. Благосостояние, деньги, авторитет, искушают людей и это искушение нелегко побороть. К чему всё это может привести? Вспомним судьбу Дориана Грея, главного героя романа Оскара Уайльда. Его искушала своя красота и молодость. Именно это постепенно разрушало его изнутри, побуждая к свершению негативных поступков и, в конце концов, погубило… ПРИМЕЧАНИЯ 1. Фромм, Э. «Иметь» или «Быть». – М., 2007. 2. Вальцев, С.В. Закат человечества. Почему человечество вырождается – М., 2010. 3. Зиновьев, А.А. Глобальный человейник. – http://www.klex.ru/2ya. 4. Фромм, Э. Душа человека. – М., 2004. – С. 86. 5. Пенн, М.Дж. Микротенденци: Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. – М., 2009. – С. 169. 6. Оруэлл, Дж. 1984: роман. Скотный двор: сказка аллегория. – М., 2008. – С. 349. 7. Вальцев, С.В. Закат человечества. Почему человечество вырождается? – М., 2010. – С.41. 8. Пенн, М.Дж. Микротенденци: Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. – М. 2009. – С. 402. " https://kpfu.ru/staff_files/F8953218...degradacii.pdf Последний раз редактировалось яБорис, 16.10.2021 в 18:41. | ||
![]() |
|