Кто такой Кастусь Калиновский? Калиновский родился в 1838 году в семье безземельной шляхты. Его настоящее имя Викентий Константин. Имя Кастусь не упоминается при его жизни ни в одном историческом документе. Только в 1916 году в газете «Гоман» вышла статья Вацлава Ластовского (в будущем — одного из руководителей БНР). В ней он назвал Калиновского Кастюком (якобы именно так звучало его имя в бумагах, которые у него сохранились). Позднее, во время белорусизации 1920-х, Кастюк окончательно трансформировался в Кастуся.
То есть Кастусем Калиновского называть неправильно? Формально — да. Но большой ошибки тут нет. Тем более что имя, которое прижилось в массовом сознании, не сильно отличается от оригинального.
Детство Калиновского прошло около Свислочи. Он окончил Свислочское уездное училище, в 1856—1860 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Именно в эти годы он вместе со старшим братом Виктором участвовал в деятельности студенческих землячеств и революционных кружков. Позднее Кастусь вернулся на родину, создавал кружки там, а в 1862-м возглавил созданную на их основе единую конспиративную организацию.
В 1863-м возглавил восстание на территории бывшего Великого княжества Литовского. Калиновский возглавил Временное провинциальное правительство Литвы и Беларуси, один из региональных органов власти. Его первым документом был пересказ манифеста, изданного в Варшаве 20 января (1 февраля по новому стилю) 1863 года. Калиновский пытался расширить социальную базу восстания, привлекать к участию в нем крестьян. При этом он протестовал против вмешательства Польши и настаивал на самостоятельности. Поэтому уже 27 февраля (11 марта) Варшавское правительство отстранило от власти Временное правительство и передало власть «Отделу руководства провинциями Литвы».
Калиновского назначили комиссаром воеводства на Гродненщину. Там повстанцы стали пользоваться значительной поддержкой. Но в целом восстание терпело поражение.
Летом Кастуся все-таки вернули в «Отдел», а 31 июля 1863 года Калиновский возглавил его. Но к тому времени восстание уже пошло на спад.
В январе 1864-го был арестован, а в марте повешен в Вильно.
За что он боролся? Еще до восстания 1863 года на территории бывшей Речи Посполитой оформились два крыла: «белые» (землевладельцы и буржуазия) и «красные» (мелкая шляхта, интеллигенция, студенчество, городские низы). При этом последние разделялись на умеренных и более радикальных. К последним и принадлежал Калиновский.
В национальном вопросе все выступали за восстановление Речи Посполитой. Но если «белые» и умеренные «красные» скорее выступали за унитарную Польшу, то «красные», в том числе и Кастусь, были за федерацию и признавали права белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение. Калиновский настаивал на том, чтобы отношения с Варшавой строились на равноправии и суверенности. Уже во время восстания он требовал, чтобы Литовский провинциальный комитет (руководил выступлениями на территории бывшего ВКЛ) самостоятельно расходовал денежные средства на нужды восстания.
В аграрном вопросе «белых» в целом устраивала сложившаяся ситуация. Умеренные «красные» боялись крестьянского восстания, но были согласны конфисковать часть земель шляхты с денежной компенсацией ей. Более радикальные «красные» были готовы перераспределить между крестьянами земли шляхты (опять-таки Калиновский был среди них).
Почему Калиновский — национальный герой Беларуси На этот вопрос есть объективный и субъективный ответ.
Сначала о первом. Калиновский боролся за свободу и независимость своей страны. Он стремился решить аграрный вопрос, а значит, его волновали интересы не только узкой элиты, но и широких слоев населения.
Но главное, что ради достижения этих целей он не побоялся пожертвовать своей жизнью.
Калиновский вновь возглавил восстание 31 июля 1863 года, когда оно уже пошло на спад. Кастусь мог вполне не возвращаться к власти, а с легкостью эмигрировать и долгие годы жить за границей. У него была такая же возможность осенью 1863 года, когда на территории Беларуси завершились активные боевые действия. Но он решил продолжить борьбу и планировал выступления в следующем, 1864 году. Когда Кастусь был казнен, ему было всего 26 лет.
Разумеется, не обойтись и без субъективности. Ведь для того, чтобы какой-либо человек стал легендой, вокруг него должен сложиться определенный миф. Чрезвычайно короткая жизнь Калиновского, история его любви (в «Лістах з-пад шыбеніцы» он писал как народу, так и любимой девушке), романтическая внешность помогли рождению этого мифа.
Калиновский стал необыкновенно популярен в БССР еще в 1920-е годы, во время проведения политики белорусизации. Хотя он скорее
воспринимался как символ народного гнева перед поляками-угнетателями, чем как борец с царским режимом. Во время Великой Отечественной войны Калиновский стал символом борьбы с оккупантами. После войны акцент делался на его социальной политике, критике крепостного права и помещиков. Как бы то ни было, образ Кастуся все больше входил в сознание белорусов. Тем более что он — именно как национальный герой, который готовит восстание, — попал на страницы художественной литературы (например, в знаменитый роман Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім»).
Но существует еще одна причина. Беларусь далеко не сразу стала называться Беларусью. Многие наши знаменитые соотечественники (от Костюшко до Мицкевича) называли себя литвинами и принадлежали одновременно нескольким культурам.
Предыдущие восстания, 1794 и 1830−1831 годов, ориентировалась именно на восстановление Речи Посполитой. 1863 год стал рубежным для национально-освободительного движения нашей страны, ведь Калиновский был, пожалуй, первым, кто заговорил именно о самостоятельности Беларуси-Литвы от Польши и России.
http://news.tut.by/culture/654863.html